Геологическая экскурсия по центру Санкт-Петербурга
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Черкашина Элина Евгеньевна

Это методическая разработка. Пособие для учителя, как можно работать с детьми при подготовке экскурсии в природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Тема: Разработка проекта историко – геологической экскурсии «Уроки дают улицы Санкт – Петербурга»

          Фамилия, имя, отчество конкурсанта: Черкашина Элина Евгеньевна, учитель географии

          Место работы: ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее

          Номинация: «Методист года»

             

              РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

ИСТОРИКО – ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «УРОКИ ДАЮТ УЛИЦЫ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА (УЛИЦА БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ)»

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ.

      В 2000 году в своём выступлении  Д.А..Медведев на церемонии открытия Года учителя, утвердил инициативу «Наша новая школа» [htt://президент.рф/news/6683] и подчеркнул, что суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека.

      Если мы обратимся к требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (образовательная область – география), то увидим: одним из основными требованием  образования являются - включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация, наблюдение, умения и навыки структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

                                                                                     «Скажи мне, и я забуду,

                                                                                Покажи мне, и я запомню,

                                                                                Дай мне действовать самому,

                                                                                И я научусь».

                                                                                Древнекитайская мудрость

       В системе общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты научного образования. География рождает чувства и мысли добрые и глубокие. Важнейшие  результаты обучения географии: осознание себя как члена конкретного региона; гармонично развитые социальные чувства и качества( эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения; патриотизм; любовь к своей местности); способности к самостоятельному приобретению новых знаний; умение вести самостоятельный поиск; умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением  различных социальных ролей, представлять себя, вести экскурсию; умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

      Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов. Решающими из них являются: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся. Лишь применение системы методов, заранее продуманное разнообразие приёмов и форм обучения оказывают решающее влияние на формирование познавательного интереса к предмету география. Деятельность учащихся может быть индивидуальной и коллективной; осуществляться под контролем учителя или самостоятельно и одновременно происходить на одном из трёх уровней познавательной самостоятельности учащихся – репродуктивном, частично- поисковом, исследовательском. В процессе формирования познавательного интереса нужно учитывать равномерно усложняющийся уровень познавательной самостоятельности. Решение проблемы – в системном переходе к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Трудно представить какой – нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности так, как метод проектов. Как отмечает крупный исследователь Е.С Полат [Технология телекоммуникационных проектов.// Наука и школа - №4,1997], «умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

        В отечественном образовании на уроках географии проектной деятельности отдано в лучшем случае примерно 15% учебного времени,  отмечает исследователь Н.Крылова [Проектная деятельность школьника и педагога//Народное образование. – 2005. - №7]. Решение проблемы – в системном переходе к разнообразным  творческим работам и проектам. Трудно представить какой – нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности и творчеству так, как метод проектов. Метод проектов называют технологией проектной деятельности школьников. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческого материала. Задача учителя – с одной стороны руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, способствовать формированию  познавательного интереса к географии. И не только это. С другой стороны учитель сам должен глубоко знать материал, над которым работают его ученики, координировать деятельность детей, выступать в роли консультанта.

       Проведя анкетирование учащихся в 2009году, я определила следующее: 80% обучаемых считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания, 40% учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнить задания необычно. Поэтому в основу подготовки  учебных занятий я положила принципы занимательности (на уровне 6-7 классов) и систему творческих заданий (на уровне 8-10 классов): выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории через презентации, путешествия по территории через презентации. Учащиеся показали значительно возросший познавательный интерес к предмету, продвинутость уровня знаний, умений, навыков, желание работать не только на уроке, но и во внеурочное время. Многие из них включились в исследовательскую работу по наиболее интересным для них темам. Первыми пробами разработки проекта были работы по темам: «Народные промыслы России», «Русские календарные праздники и обряды XVI-XIXвв» в 2005/2006 уч. году. Праздником мысли в 2011г. стала защита проектов- рефератов учащихся IX класса. К экзамену по выбору учащиеся готовились не один год. Была проведена большая мыслительно – исследовательская работа учащихся. Ряд работ заслужили высших оценок экзаменаторов. / «Пушкин и география» (эта работа заслужила высокой оценки и сотрудников Государственного Русского музея); «Проблема чистой питьевой воды в большом городе»/

       В настоящее время в своей работе особое внимание  я уделила работе над проектной деятельностью. Чаще используется межпредметный вид проекта, который предполагает использование знаний по двум и более предметам и используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Работа над проектом – длительный период, поэтому за год может получиться 1-2 качественные работы. За последние 2 года под моим руководством моими учениками были созданы 2 глобальных проекта:

  1. «Виртуальная экскурсия М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву» /проект учащихся 9-х классов – результат работы половины года/

  1.    Историко - геологическая экскурсия « Уроки дают улицы Санкт-Петербурга (улица Большая Морская)» /проект учащихся 8-х классов – результат работы 1 года/

Разработка проекта

Историко-геологическая экскурсия «Уроки дают улицы Санкт-Петербурга (улица Большая Морская)

(экскурсия подготовлена и проведена учащимися 8-х классов 2011-2012уч.год)

                                         «Державный град, возвышайся над Невою!....» (Гимн Санкт – Петербурга)

      Истории цивилизаций дают многочисленные примеры сохранения и передачи потомкам различных памятников природы и культуры. В наше время сохранение наследия приобрело научно и юридически полноценные формы [«Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО» (1972)]. Сегодня в список внесены расположенные в 105 странах 506 объектов, в том числе 11 российских объектов всемирного наследия. Одним из которых является исторический центр Санкт – Петербурга и относящиеся к нему группы памятников.

Петербург, являясь в своё время, столицей Российской империи, вобрал в себя лучшие достижения мировых цивилизаций и российской культуры. Образовательный потенциал памятников петербургской культуры уникален. Экскурсии-уроки превращаются в увлекательные путешествия по улицам современного города в поисках следов минувших цивилизаций и дают возможность реально увидеть и почувствовать непрерывность исторического процесса, преемственность  в развитии культурных традиций. Петербург даёт богатейшие возможности в создании проектов проведения экскурсионных уроков по географии.  

      В настоящее время отводится значительная роль региональному компоненту образования. Общеобразовательная школа переживает второе рождение краеведения. Большое внимание в школьном краеведении уделяется работе учащихся на местности: измерительным работам, глазомерной съёмке, краеведческим экскурсиям (как правило, в природную среду). Однако, если учесть, что около 75% школьников являются горожанами и ближайшим их окружением является среда городская, то необходимость её изучения становится очевидной.

      В рамках программы по географии в 8 классе имеется практическая работа: «Экскурсия в природу. Определение горных пород и возможность их использования в хозяйственной деятельности человека». Под геологической экскурсией в природу подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от расстояния и времени проведения. Исходя из этого, геологической экскурсией в природу одинаково является и выход за город на геологический памятник природы, и к постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т. д.). Существует несколько подходов к классификации геологических экскурсий в природу. Экскурсии в природу решают разнообразные задачи: расширение жизненного опыта, накопление наблюдений и сбор материалов. Как бы скромна ни была цель экскурсии, но, раз она – не простая прогулка, учащиеся должны вернуться с неё с некоторым запасом знаний, приобретённых планомерно. В центре большого города целесообразно проводить интегрированные  историко-геологические экскурсии. Разработан маршрут историко-геологической экскурсии по одной из старейших улиц центра Санкт-Петербурга (Большая Морская).

         Цель исследования:1. Разработать геологическую экскурсию в черте города для повышения

                          геологической грамотности учащихся.  

                          2. Расширение исторических знаний о Санкт-Петербурге.

                          3. Воспитывать чувство гордости: «Я – петербуржец»

        Объект исследования:  условия города Санкт-Петербурга для организации и проведения экскурсий.

        Предмет исследования:  разнообразие облицовочного камня и возможность его применения при строительстве Санкт-Петербурга и в его отделке.

        Проектный продукт: 1. Маршрут историко-геологической экскурсии по центру Санкт-       Петербургу.

                         2. Географические знания – основа любой профессии. Познакомить с профессией экскурсовода.

                        3. Создание экскурсии.

         Задачи исследования:

        I этап: подготовительный

  1. Изучить различные подходы к классификации экскурсий.
  2. Изучить природные материалы, которые применялись в строительстве Санкт-Петербурга.
  3. Отобрать наиболее наглядные и интересные объекты для экскурсии.
  4. Разработать маршрут экскурсии с учётом истории города и проверить её эффективность  для усвоения геологических знаний.

II этап: теоретический

  1. Определение проблемы исследования и её темы.
  2. Обоснование актуальности исследования, формулирование цели, задач.
  3. Составление плана работы над проектом.
  4. Изучение литературы и ресурсов Интернет.
  5. Повторение программного материала «Минералы и горные породы. Происхождение горных пород». Работа с коллекцией горных пород.
  6. Изучение природных материалов, которые применялись в строительстве Санкт-Петербурга (анализ научно-популярной, специальной литературы и ресурсов Интернет)

III этап: практический

  1. Визуальный отбор объектов для экскурсии на местности.
  2. Деление учащихся на группы и сбор информации по выбранным объектам.
  3. Работа по собранному материалу.
  4. Подготовка презентации.
  5. Презентация разработанной экскурсии учащимся гимназии/для учащихся 6, 7 классов по программной теме «Рельеф»/
  6. Проведение экскурсии /в роли экскурсоводов выступают ответственные за сбор информации по объектам/ (экскурсия проводится для учащихся 6.7 классов в рамках программного материала)
  7. Оформление проектной работы.
  8. Публичная публикация проектного продукта.

Ход экскурсии:

  1. История Большой Морской Улицы /рассказ у дома №5/

Большая Морская улица – улица в историческом центре города. До революции 1917года – одна из  главных фешенебельных улиц Петербурга. Проходит от Дворцовой площади до пересечения Мойки и Крюкова канала. Прежние названия – Большая Гостиная, Бриллиантовая, Морская, улица Герцена. Историческое название (Большая Морская) было восстановлено в 1993году. Она знаменита тем, что представляет собой образец застройки конца XIX – начала XXв. Это петербургский Уолл – Стрит – смешение архитектурных стилей от русского классицизма до модерна. Господство стиля модерн интересно тем, что в этом стиле построено множество зданий, облицованных различными типами природного камня. В 1820 году впервые в мире мостовые стали мостить деревянными торцами на улице Большая Морская. В 1830 году на арке Генерального штаба со стороны Большой Морской улицы были установлены первые в Петербурге электрические часы.

  1. Маршрут экскурсии: «Улица Большая Морская 5 – Исаакиевский собор»

Точка 1 Дом №5 (тёмно-серый гранит, сложенный серым полевым шпатом и кварцем, зелёный и буровато – зелёный мрамор)

Точка 2 Дом №16 (ультраосновная горная порода с низким содержание кремнезёма)

Точка 3 Дом №18 (грубозернистый красный гранит)

Точка 4 Дом №22 (серый гранит, серый и красный песчаники)

Точка 5 Дом №24(мелкозернистый красный гранит)

Точка 6 Дом №32 (красный песчаник)

Точка 7 Дом №40 (валаамский гранит, розовый и жёлтый радомский песчаники)

Точка 8 Дом №35 (красный гангутский гранит)

Точка 9  Исаакиевский собор («Музей облицовочного камня») - главный объект экскурсии

  1. Ход экскурсии.

        Т.1  Экскурсия начинается у здания Центрального телефонного переговорного узла (бывшего Азовско – Донского банка). Внимание учащихся следует обратить на на отделку здания тёмно – серым гранитом, сложенным в основном серым полевым шпатом и в меньшей степени – кварцем. В центре цокольного этажа в отдельных плитах можно видеть линейно – полосчатую структуру гранита. Гранит – порода магматического происхождения. Процесс кристаллизации гранитной магмы может происходить при разных температурах в зависимости от состава магмы и давления. Из-за глубины и скорости кристаллизации величина кристаллов бывает разной, в данном случае это мелкозернистая порода. Главный вход отделан зеркально – полированным камнем бело – чёрной окраски. В этой породе по минеральному составу преобладает тёмная слюда с вкраплениями кварца. Она метаморфического происхождения, т.е. образовалась в результате перекристаллизации вещества в условиях высоких температур и давления, характерных для больших глубин. К тому же типу пород относится мрамор, образовавшийся в результате метаморфизма из известняка. В интерьере банка использованы зелёный и буровато – зелёный мрамор.

      Т.2 Пересекаем Невский проспект. Перед нами дом №16. На общем фасаде ничем не выделяющегося здания немного инородно выглядит вход, обрамлённый колоннами по бокам, двускатным фризом из чёрного камня, напоминающего чёрный мрамор. Это ультраосновная глубинная порода с низким содержанием кремнезёма. Этот камень как образец глубинной магматической породы, аналогичных пород по маршруту больше нет.

      Т.3 Переходим Кирпичный переулок и показываем цоколь здания дома №18. Он состоит из блоков грубозернистого красного гранита. Стены здания кирпичные и покрыты серой штукатуркой. В конце переулка виднеется здание касс Аэрофлота. Оно рельефно облицовано серым гранитом, который добывался на Сердобольском месторождении в Карелии.

       Т.4 Следующая остановка у дома №22. Богатая и сложная отделка характерна для этого дома. В облицовке которого использованы радомские песчаники двух цветов. Нижний этаж оформлен красным песчаником, обработанный в крупнобугристый, рифлёный и мелкоточечной фактурах. Серым песчаником выложены верхние этажи. Из него же вырезаны орнаменты над окнами, сложные гирлянды по сторонам громадного окна в часовой башне и герб Петербурга, представляющий собой скрещенные скипетр и два якоря (морской и речной). Каменные орнаменты дополнены небольшими деталями из керамики.

На противоположной стороне улицы здание Русского торгово – промышленного банка примечательно тем, что оно сплошь отделано ништадским серым гранитом из Финляндии, а в оформлении вестибюля, лестницы и операционного зала использованы редкие мраморы: чёрный, зелёный, красный. Разработки чёрного мрамора проводились в Италии, в окрестностях города Генуи.

      Т.5 Пожалуй, самое нарядное здание экскурсии – дом №24. Оно облицовано красивейшим мелкозернистым красным гранитом, который редко встречается даже в природе Урала. Первый этаж оригинален: огромные окна обрамлены бочкоподобными короткими колоннами с растительным орнаментом. Второй этаж контрастирует с первым приземистым этажом. Его украшают вертикальные каменные балконы, заканчивающиеся украшениями, напоминающими детали готики. Здание лучше сначала рассмотреть издали, тогда великолепие полировки нижней части и грубоватая облицовка второго этажа дадут лучшее представление о возможностях использования камня.

       Т.6 Остановка у дома №32. Цоколь здания и первый этаж облицованы красным песчаником из Вюртенбергского месторождения в Германии. Песчаник – это порода, состоящая из зёрен кварца, сцементированных кварцевым материалом в плотную массу. Цвет породы определяется присутствием железистого пигмента. В зависимости от этого песчаник имеет красный или розовый оттенок. Порода высокопрочная, погодоустойчивая, кислото- и щелочноупорная, поэтому издавна используется в строительстве и архитектуре.

       Т.7 Дом №40. В этом здании размещается архитектурно-строительный колледж. Вход в помещение и цоколь здания красиво облицованы полированным красным гранитом, получившим название валаамского гранита, так как в начале 1870г. Его использовали в строительстве монахи Валаамского монастыря. Верхние этажи облицованы розовым и жёлтым радомским песчаником, привезённым из Польши.

       Т.8 Здание дома №35 облицовано блоками красного гангутского гранита, обработанные в фактуре «скалы». Оно имеет массивный гранитный балкон. Мраморный подоконник можно рассмотреть с улицы. Заслуживают внимания вестибюль помещения и богатейшая отделка чёрным и коричневым мрамором камина и стен. Материал привозили с Урала.

       Т.9 И вот перед нами Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор. В сооружении и отделке собора в огромных объёмах использованы природные камни, что послужило основанием назвать его «музеем облицовочного камня». Автором проекта является О.Монферран. Под основание собора было забито свыше 20тыс. дубовых свай из морёного дуба. Поверх свай уложены гранитные плиты 7,5м высотой, на которых покоится гранитный цоколь с колоннадой. Даже сегодня гранитные монолиты колонн поражают воображение. Высота каждой из 48 колонн 17м, а вес 114т. Это гранит рапакиви (в переводе с финского «гнилой камень»), названный так из-за относительно лёгкого разрушения под действием внешних процессов. Цвет от тёмно-красного до светло-коричневого с огромными кристаллами – овоидами округлой формы. Отполированные 112 колонн придают зданию величественность. Блоки добывали в Пютерлаксе, в пределах современной Финляндии, в огромных гранитных каменоломнях- карьерах. Так же как и для Казанского собора , колонны откалывали от коренной породы. Над каждой колонной трудилось 40 человек. Они забивали железные клинья, ударяя одновременно до тех пор, пока блок не отставал от массива коренного месторождения. Транспортировка имела свои трудности. Окончательная обработка и доводка производилась возле собора в деревянных сараях. Подойдём поближе к колонне и всмотримся в текстуру гранита. Ещё лучше воспользоваться лупой с небольшим увеличением, тогда кристаллическая структура рапакиви станет ещё заметнее. Тёмно-стекловатый кварц и огромные «очки» - овоиды полевого шпата составляют массу колонн.

      Этот гранит в массе очень прочен. Вместе с тем в природе он сравнительно легко разрушается под действием физического выветривания. Вода, попавшая в трещинки, при попеременном замерзании и оттаивании способна разрушить этот гранит очень легко. Если валун рапакиви нагреть, а потом бросить в холодную воду, то он разрушится настолько быстро, что без особого усилия можно будет отделять кристаллики полевого шпата. При ударе о другой камень валун рассыпается в щебень. Это объясняется тем, что кристаллы кварца и полевого шпата имеют разную структуру и разные коэффициенты расширения. При быстром охлаждении или нагревании происходит неравномерное сжатие или увеличение объёма, что приводит к разрушению.

     Стены собора кирпичные с гранитными прослоями и имеют толщину 5м. Снаружи стены облицованы мрамором. Мраморные плитки имеют толщину до 5см. В 60-х гг., когда потемневшие от атмосферного воздействия стены стали чистить, то оказалось, что надо снять на глубину почти 2см камня, повреждённого воздухом. Оказывается, в городе воздух содержит очень много химически активных веществ, которые реагируют с известью и приводят к разрушению породы. Близость моря усиливает разрушение мрамора, так как солёные морские брызги ещё сильнее разрушают камень. Снег действует активнее дождя, поглощая из воздуха ещё больше ядовитых кислот. В столетие растворяется около 1мм мрамора, а в тысячу лет – 1см.

     В отделке собора использован рускеальский мрамор из Карелии. В середине XIX в. Рускеальский мрамор широко применялся для отделки зданий Петербурга. Позднее, когда добыча была прекращена, а для ремонта потребовались новые партии мрамора, в облицовке был использован итальянский мрамор. На стенах собора появились тёмные заплатки, не гармонирующие с рускеальским мрамором.

     Заходим внутрь собора. Для отделки внутренних помещений собора очень широко использовались и другие камни и металлы. Только одного золота было израсходовано на позолоту куполов, икон и прочего около 400кг. Во внутренней отделке кроме гранита и мрамора, изученного нами, использованы лазурит и малахит – полудрагоценные камни. Главный иконостас украшают 10 колонн, облицованных малахитом. Площадь отделки составляет 712 кв.м. Две колонны облицованы лазуритом тёмно-синего цвета. Малахит и лазурит создают впечатление цельных колонн, выполненных из полудрагоценного минерала.

      Пол собора выложен плитами тёмно-серого рускеальского мрамора из Карелии, около стен, как кайма, идёт полоса из красного порфира. Стены и пилоны облицованы итальянским мрамором: белым – серевеццо, бледно-жёлтым – сиенским, зелёным – генуэзским, тёмно-красным – гриотто. Внизу стены облицованы чёрным аспидом, а пилястры, украшающие стены и пилоны, - русским тавдийским мрамором светло-розового цвета. Отделка стен из натурального мрамора доходит до большого карниза, находящегося на высоте 14м. Для стены над карнизом (аттика) и внутренней части барабана употреблён белый искусственный мрамор.

                     ВЫВОДЫ.

         В процессе данной работы учащиеся расширили кругозор о материале, который использовался в архитектурной отделке исторической части города. Приобрели навыки самостоятельной работы в группах, навыки работы с научно-популярной литературой, расширили знания об исторической части родного города. Такие проекты прививают любовь к Санкт-Петербургу, гордость «Я – петербуржец» и бережному отношению к историческим памятникам города.

       Заключение вообще написать трудно. Трудно потому, что лучший урок ещё не проведён, а самая лучшая практическая работа ещё не разработана. Урок был и остаётся одной из основных форм учебно-воспитательной работы в школе. Урок видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые, свойственные времени черты – урок мысли, общения, творчества. Счастливы учитель и ученики, спешащие на встречу друг другу, спешащие на урок!

Список использованной литературы:

1.Дмитрий Медведев  «Инициатива «Новая школа»»2010г. http://президент.рф/ news 8.10.2012

2.Федеральный Государственный стандарт. Стандарты второго поколения. Примерные программы  по учебным предметам. География  6-9 классы. М., «Просвещение» 2011г.

3.Беликова Н.А., Ковалевич Э. В. Экскурсии. Опыт проведения. География в школе. №3 2005

4.Бутиков Г. П., Хвостова Г.А. «Исаакиевский собор», Лениздат 1974 с.31,34,35,36,41,43,7-44

5. Ермолаева Л.К., Скворцова Н.В., Шерих Д.Ю. Третьи открытые слушания «Института Петербурга» [Текст] : ежегодная конференция по проблемам петербурговедения, 18 февраля 1996года –СПб.: институт Петербурга, 1996. – 138с.

Из содержания:

Громова С.Н. Особенности учебных экскурсий в курсе «Петербург – наследие мировых цивилизаций». – С.109-115

6.Ермолаева Л.К., Скворцова Н.В. Пятые открытые слушания «Института Петербурга» [Текст]: сборник научных трудов – СПб.: Институт Петербурга, 1998. -166с

Из содержания:

Ермолаева Л.К. Прошлое и настоящее школьного краеведения. – С.130-134

Аксельрод В.И. Экскурсии ведут школьники – С.134-142

7.Пукинский Б.К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде, Лениздат, 1981г.,с.85-115, с.136-162, с.210-234

8.Петербург- -Ленинград глазами художников, Лениздат, 1972г., с.5-9, 34-35

9.ТатарченковаС., С.Телешов С.В., Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. СПб. КАРО, 2008. с.20-21, с.31-32, с.90,с.94-95

10.Ильенков Э. Школа должна учить мыслить //Наука и жизнь. – 1984. - №8

11.Крылова Н. Проектная деятельность школьников и педагога//Народное образование. – 2005. - №7

12.Метод проектов в технологическом образовании школьников: материалы международного семинара. -  СПб.:  Издательство РГПУ им А.И.Герцена, 2001.

13.Новыепедагогические и информационные   технологии в системе образования (Что такое метод  проектов?) /Под ред. Е.С.Полат. –М.:Академия, 2005

14.Полат Е.С. Технология   телекоммуникационных проектов. //Наука и школа - №4, 1997.

15.Питт Дж.,Павлова М., Сасова  И., Гуревич  М. Новые взгляды на технологическое  образование школьников. – М., 2000.

16.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.:Педагогика, 1998.

17.Конвенция об охране всемирного   культурного и природного   наследия ЮНЕСКО 1972.

18.http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php image 15.10.2011

19.http://nsportal.ru/istoriko – geologicheskaja-ekskursija 10.09.2011

20.http://www.n-parad 20.09.2012

21. http://levado.spb.ru 20.09.2012



Предварительный просмотр:

СЛАЙД

ТЕКСТ

1

*** Самопрезентацию своей методической разработки хочу начать с древнекитайской мудрости.

Если мы обратимся к требованиям ФГОСАМ, то видим: одним из основным требованием образования является – включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность. Дать действовать самому и работать творчески – это одно из направлений инициативы президента «Наша новая школа».

***По результатам анкетирования наши дети оказались готовы к такой работе.

Первые творческие задания показали возросший познавательный интерес к предмету, продвинутость уровня знаний и умений

   

 Так я подошла к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности и использованию ПРОЕКТНОЙ технологии.  В географии смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности на основе краеведческого материала

 Первыми творческими работами были:

  1. «Народные промыслы России» -
  2. «Русские календарные праздники» -

Праздником мысли стала защита проекта на Научно – практической конференции ученицей 9 класса Колесниковой Маши «Географические мотивы в творчестве А.С.Пушкина». Эта работа заслужила высокой оценки сотрудников ГРМ, которые были рецензентами.

***Перед вами тема последнего проекта.

Что натолкнуло на выбор темы?

ПРЕКРАСНЫЕ  КНИГИ  АНДРЕЯ   БУЛАХА

-«Каменное убранство Петербурга»

-«Город в необычном ракурсе»

-«Каменное убранство центра Ленинграда»

-«Каменное убранство Петербурга. Книга путешествий»

Петербург даёт богатейшие возможности в создании экскурсионных проектов для проведения уроков  /в том числе и географии/.

Разработка экскурсии была предложена 8-классникам.

Экскурсией может быть и выход за город на геологический памятник, и на улицы города – для наблюдение за каменным убранством домов.*** ТАК  БЫЛА  ОКОНЧАТЕЛЬНО  СФОРМУЛИРОВАНА ТЕМА.

Была проведена предварительная беседа.

Определена цель и задачи.

***Выявлен предмет исследования и объект исследования.

Работа проходила в несколько этапов.

 

 ***       Пользуясь своим правом, т.к. мы гимназия при ГРМ, был проведён урок зам.учебного отдела ГРМ Бойко А.Г., на котором дети узнали о видах экскурсий и методах их проведения. Показаны примеры проведения разных видов экскурсии.

        Организована встреча с сотрудником национальной  библиотеки ,зав. Отделом географии Киселёвым  Игорем В. , где учащихся познакомили с источниками доступной информации, откуда они могут получать знания об объектах. Их познакомили как правильно работать с Интернет-ресурсами.

       

        Далее был выход на маршрут, где дети выбрали наиболее им понравившийся объект/любой/. Началась самостоятельная работа над защитой выбранного объекта. Задача учащихся: рассказать о здании, чтобы вызвать интерес к нему у слушателей.

        На защите в виде презентаций было представлено 17.  ВЫБРАЛИ 9.

***75% школьников являются горожанами и ближайшая для них   среда - городская, поэтому необходимость её изучения становится очевидной.

У нас много детей /и с каждым годом их становится больше/, которые приехали из других регионов. Среди 8-классников таких детей 37%.

Знание истории города, его географии, в том числе и архитектуры ,строительного материала зданий поможет молодому поколению сохранить наш уникальный город  в том виде, каким он был задуман Петром1.

      В гимназии имеется богатая коллекция горных пород и минералов, которой я воспользовалась для повторения и углубления знаний о происхождении, местах распространения, разнообразии видов, свойствах, составе, возможном применении .людьми.

     По желанию дети разделились на пары. Распределены объекты. Началась работа по сбору материала. Намечен план содержания собираемого материала.

     Выход на экскурсионный маршрут для просмотра и проверки восприятия отобранных объектов  с разных  ракурсов.

***Это этап глубокого погружения в материал за рамками школьной программы (по отобранным объектам).

       Сведение  в  одно  целое собранного материала .

       Консультации с педагогами гимназии по литературе и истории искусств по риторике выступлений.

       Коллективное  составление  презентации.

       Демонстрация  презентации и рассказ  о  проделанной работе.

       

       Проведение экскурсии, где в качестве экскурсоводов выступали пары, ответственные за объект.

***     ПОЛУЧИЛСЯ ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ  И СОЗДАНА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

     КАК  БЫ  НЕ  СКРОМНА  БЫЛА  РАБОТА,  У  УЧАЩИХСЯ  ДОЛЖЕН  ОБРАЗОВАТЬСЯ  НЕКОТОРЫЙ  ЗАПАС  ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ПРИОБРЕТЁННЫХ  В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

*** ПОДВЕДЁМ  ИТОГИ  ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ.

  1. В результате работы над проектом учащиеся приобрели УМЕНИЯ /показ слайда УМЕНИЯ без комментария/
  2. ЗНАНИЯ:

-расширились: вышли за рамки школьной программы для 8, 7,6 классов

-приобрели навыки работы   с материалами в национальной  библиотеке

- знания  об  архитекторах, строящих наш город

-знания об архитектурных стилях

-знания по определению камня, использованию камня, характеристике камня

-знания о добыче камня, местах распространения

-о разрушающем воздействии на камень городской среды

3)  ВЫДВИНУТЫЕ ИДЕИ

              Сумели заинтересовать своей работой младших школьников, которые выразили желание тоже    участвовать в такой работе. Даже Выдвинули новые темы:  

«Мощение улиц Санкт-Петербурга»

«Создание стрелки Васильевского острова»

«Камень в облицовке станций Петербургского метрополитена»

«Камень в создании памятников»

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД

Использование  материалов презентации и экскурсии на уроках в 6-х7,8 классах при прохождении темы «Литосфера – каменная оболочка Земли»

       

БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ следующие ТЕХНОЛОГИИ/ перечисление со слайда/

***Результаты работы /со слайда/

***       ПЕРСПЕКТИВЫ/со слайда\

***МОИ МЫСЛИ вслух

***прощайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

   

Прошу разрешения показать несколько слайдов из детской презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная игра "Путешествие по историческому центру Санкт - Петербурга"

Игра позволяет, используя современную электронную аппаратуру, пройти несколькими маршрутами по историчеким местам нашего города. Выбираются команды из разных классов, которые "проходя" по улицам и пло...

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему: «Санкт-Петербург – город мировых религий. Невский проспект – «улица веротерпимости» в рамках программы "Толерантность"

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему : "Санкт-Петербург - город мировых религий. Невский проспект - "улица веротерпимости" в рамках программы "Толерантно...

Заочная экскурсия по городу Санкт-Петербургу "Ученые-физики на карте города"

Представленный материал - продукт Проекта по изучению учащимися открытий и биографий ученых физиков: Константинов  Б.П. ,  Курчатов И.В.,  Попов А.С. Сахаров А. Д Циолковский К, Э. Рент...

Экскурсия по историческом центру Санкт-Петербурга на английском языке

Данный  материал содержит  адаптированный для старшеклассников  текст  пешеходной экскурсии на английском языке по историческому центру Санкт-Петербурга. Используется для преподава...

Презентация к уроку "Симметрия в архитектуре (исторический центр Санкт-Петербурга)"

Во время урока идет обобщение пройденного материала. Ученики вспоминают определения осевой, центральной, поворотной и зеркальной симметрии. В ходе небольшой экскурсии по историческому центру Санкт-Пет...

Материалы для прохождения Прогулки -Квеста по центру Санкт-Петербурга для учеников 6-7 класса

Разработка Прогулки-Квеста  по историческому центру Санкт-Петербурга  для учеников  10-14 лет ....