План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Молчанова Людмила Степановна

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_afrika1.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова Людмила Степановна

учитель географии

ГБООУ СШИ №68 Пушкинского района г.Санкт -Петербург

г.Санкт-Петербург

2012

Тема урока « Природа Африки»

Цель: создать целостный образ природы Африки

Задачи:

Образовательные: Систематизировать и обобщить знания учащихся о природе материка.

Развивающие:        Совершенствовать навыки практической работы с различными          источниками информации. Развивать память, быстроту мышления.

Воспитательные:    Формировать навык работать в команде, воспитывать географическую культуру.

Тип урока: урок-практикум

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийная установка,

карты атласа для 7 класса, раздаточный материал.

                                                       

Ход урока:

I.Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к учебной деятельности.

Ученики делятся по-желанию, на две группы и садятся за столы с табличкой «Сильные львы» и « Быстрые гепарды».На столе лежат конверты с номерами 1, 2, 3 с вложенными в них заданиями.

II. Мотивационный этап. Мы сегодня, ребята совершим воображаемое путешествие по Африке. Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая приключенческую литературу, произведения М. Рида, Д.Дефо, Ж.Верна мы мечтаем о приключениях и путешествиях. В настоящее время есть прекрасные возможности посетить различные уголки мира. Но, чтобы отправиться в путь, нужно хорошо знать карту и уметь пользоваться различными источниками информации. В начале нашего путешествия мы совершим небольшую разминку и отгадаем загадки:

С детства был усат ребёнок                                            
И мяукал, как котёнок.
Зарычал он, повзрослев,                                              
Потому что это … (лев)

Затаившись средь ветвей,
Всю окрестность и зверей
Словно сцену из партера
Видит чёрная … (пантера)

Запах чувствует отлично,
Падаль – вот ее добыча.
Ну зачем ей гигиена?
Что попало ест … (гиена)

Шум и крик на водопое,
Что случилось там такое?
Всю округу разбудил
Этот нильский … (крокодил)

Из воды выходит туша.
Ох, и тяжело на суше!
До земли висит живот,
Это толстый … (бегемот)

С бегемотом так похожи!
Оба очень толстокожи.
На носу есть острый рог,
Здесь пасётся … (носорог)

Ш. Практическая работа

Ну, вот ,мы с вами совершили веселую разминку, а теперь мы с вами узнаем, как же не потеряться на просторах Африки, а для этого надо уметь сообщать о своих географических координатах. Откройте конверт под №1, где вы прочтете  задание.

Задание команде «Сильные львы»

Нанести на контурную карту, а затем показать на немой карте на слайде следующие географические объекты: пустыня Калахари, горы Атлас, Гвинейский залив, п-ов Сомали, пустыня Ливийская, р.Нил, Капские горы, мыс Альмади, пустыня Намиб.

Задание команде « Сильные львы».

Нанести на контурную карту, а затем показать на немой карте на слайде следующие географические объекты: остров Мадагаскар, Драконовы горы, пустыня Сахара, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье, р.Конго, озеро Чад, Эфиопское нагорье, м.Рас-Хафун.

Взаимопроверка на правильность ответов.

Задание №2

Для того, чтобы не потеряться в Африке, необходимо уметь определять географические координаты. Поэтому, мы сейчас с помощью географических координат определим местоположение  следующих географических объектов:

Команда «Сильные львы»

Город Триполи : 33о с.ш, 14о в.д

Город Мапуту : 26о ю.ш.,33о в.д

Команда « Быстрые гепарды»

Город Тунис: 36о с.ш., 10о в.д.

Город Александрия: 31о с.ш. 30о в.д.

В конверт вкладываются и задание для группы и задание соседней группы. Группы проводят взаимопроверку.

Задание №3

Предлагается текст, в котором дается характеристика природных зон. Необходимо весь тест прочитать , определить о какой природной зоне идет речь и найти в тексте географические ошибки.

Группа «Сильные львы»

« Около 60% территории Африки занимают степи. Среди высоких трав поднимаются  небольшие группы деревьев: баобабы, зонтичные акации, мимозы. Баобаб дерево жизни саванн и одно из самых знаменитых деревьев мира. Поражают способы использования этих деревьев. Плоды, семена, молодые побеги и листья употребляют в пищу. Из золы сожженных плодов изготовляют масло, а из цветочной пыльцы – клей. В засушливый период саванна – океан зелени, в дождливый она становиться желтой, бурой, порою черной от пожаров.»

Группа « Быстрые гепарды»

« Большие площади к северу и югу от саванн занимают зоны тропических полупустынь и пустынь. Здесь бывают регулярные эпизодические дожди, в  некоторых районах  раз в несколько лет. Поверхность пустынь покрыта каменистыми россыпями или песками. Растительность весьма скудная и специфическая. Листья заменены колючками, либо очень малы, корни стелются по поверхности. Некоторые растения могут жить на засоленных почвах, другие имеют короткий цикл развития. В пустынях живут верблюды, антилопы, жирафы и бегемоты.

Взаимоконтроль за правильностью выполнения задания.

В качестве разминки и снятия усталости проводится блиц-опрос на время.

В течение 1 минуты назовите:

1.Океан,омывающий Африку с запада ( Атлантический)

2. Крайняя Южная точка Африки (м. Игольный)

3. Самая большая по площади пустыня Африки ( Сахара)

4. Животное, с самой длинной шеей( Жираф)

5. Животное, имеющее хобот (Слон)

6.Самая длинная река Африки (Нил)

7. Полосатая лошадь ( Зебра)

8. Горы на северо-западе Африки ( Атлас)

9.  Высочайший вулкан Африки (Килиманджаро)

10. Самая большая обезьяна ( Горилла)

11. Дерево жизни саванн (Баобаб)

IV.Рефлексивный этап.  Подвожу итог урока, на слайде 2 смайлика. Один веселый- другой грустный. Спрашиваю учеников, понравился ли им урок и какой они смайлик выбирают, чтобы определить свое состояние после урока. Выставляю оценки за урок.

Д/З. Составить кроссворд на тему « Животные Африки»

Дополнительный материал к уроку:

Природные зоны

Распределение природных зон в Африке также почти симметрично относительно экватора и зависит, главным образом, от неравномерного распределения осадков.

Влажные вечнозеленые экваториальные леса занимают котловину Конго и побережье Гвинейского залива к северу от экватора. Эти леса отличаются огромным видовым разнообразием (более 1000 видов растений), высотой (до 50 м) и многоярусностью (кроны деревьев заполняют почти все пространство). Животные также распределяются по ярусам. В рыхлой почве и лесной подстилке копошатся полчища представителей микрофауны, разнообразные беспозвоночные, а также землеройки, ящерицы и змеи. В наземном ярусе обитают мелкие копытные, лесные свиньи, лесные слоны, гориллы. Кроны деревьев облюбовали не только птицы, но и мартышки, колобусы, шимпанзе и даже грызуны и насекомые, нередко достигающие очень крупных размеров. Там же на крупных ветвях отдыхает и подстерегает добычу леопард. Почти во всех ярусах распространены муравьи, термиты и земноводные, возле водоемов - карликовые бегемоты, окапи (родственники жирафов). Здесь активно идут геохимические процессы с участием микроорганизмов и почвенной фауны, сопровождающиеся образованием оксидов железа и алюминия. Горные породы приобретают особую структуру и окраску, образуются так называемые коры выветривания, на которых формируются красно-желтые ферралитные почвы (феррум - железо, алюминиум - алюминий). Многие из растений экваториальных лесов используются в хозяйстве и введены в культуру: банан, кофейное дерево, масличная пальма и др.

С юга и севера зона влажных экваториальных лесов окаймляется
зоной переменно-влажных листопадных лесов, а дальше - зоной редколесий и саванн, что связано с появлением засушливого периода, который по мере удаления от экватора удлиняется.

Около 40% территории Африки занято
саванной, где среди высоких трав поднимаются небольшие группы или одиночные экземпляры деревьев зонтичной формы (баобабы, зонтичные акации, мимозы, пальмы), иногда заросли кустарников. Листья их обычно мелкие, жесткие, опушенные, стволы покрыты толстой корой. Баобаб - дерево жизни саванн и одно из самых знаменитых деревьев мира. Обычно эти "зеленые толстяки" не очень высоки, однако встречаются отдельные экземпляры, достигающие ста метров высоты и нескольких десятков метров в окружности. Более того имеется сообщение, что в африканских саваннах обнаружен совершенно гигантский баобаб в 189 м высотой и диаметром ствола 43,4 м - а это уже абсолютный мировой рекорд среди деревьев. Поражают способы использования этих деревьев. Плоды, семена, молодые побеги и листья употребляют в пищу. Из золы сожженных плодов изготовляют мыло и масло, а из цветочной пыльцы - клей. Но самое оригинальное применение находят стволы этих великанов. Так, например, известно, что в дупле одного баобаба оборудовали убежище с дверью и окном, в дупле другого - автобусную станцию с залом ожидания, а в третьем - баню.

В сухих саваннах растут древовидные молочаи и алоэ с мясистыми колючими листьями. В дождливый период саванна - океан зелени, в сухой период она становится желтой, бурой, порою черной от пожаров. Красные ферралитные или красно-бурые почвы саванн плодороднее, чем почвы влажных экваториальных лесов, так как в сухой период идет накопление перегноя.

Африканская саванна - страна крупных травоядных животных. Это жирафы, слоны, антилопы, зебры, буйволы, носороги. Много хищников: львы, леопарды, гепарды, водятся шакалы и гиены, поедающие падаль. По берегам рек и озер гнездятся многочисленные птицы, живут бегемоты, крокодилы.

Для сохранения природы саванн созданы широко известные национальные парки Киву, Вирунга в Заире, Катера в Руанде, Серенгети в Танзании. Они активно посещаются туристами всего мира, приносят огромный доход. В них ведется большая научная работа.

Большие площади к северу и югу от саванн занимают
зоны тропических полупустынь и пустынь. Здесь бывают лишь нерегулярные эпизодические дожди, в некоторых районах раз в несколько лет. Для зоны характерны крайняя сухость воздуха, большие суточные амплитуды температуры, пыльные и песчаные бури. Поверхность пустынь покрыта каменистыми россыпями или песками, солончаками на месте высохших соленых озер или глинами там, где когда-то были моря.

Растительность здесь весьма скудная и специфическая. Листья либо заменены колючками, либо очень малы, корни распространяются как вширь, так и далеко в глубь почвы. Некоторые растения могут жить на засоленных почвах, другие имеют короткий цикл развития (живут только после дождей). В поисках скудной пищи и воды животные пустынь могут преодолевать большие расстояния (копытные, например, антилопы) или подолгу обходиться без воды (некоторые пресмыкающиеся, верблюды), некоторые из них ведут ночной образ жизни. Почвы бедны органическими веществами, но богаты минеральными солями. При орошении это, с одной стороны, позволяет выращивать многие культуры, но с другой, - создает проблему вторичного засоления почв и грунтовых вод. В итоге сельскохозяйственные угодья превращаются в бесплодные солончаки.

На крайнем севере и юге материка находится
зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников с коричневыми почвами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.

Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...

План конспект учебного занятия на тему "Природа Якутии" для учащихся 8 класса.

Рекомендуется проводить после изучения природных районов России, как изучение природы своего края и как закрепление ранее изученного материала....