Развитие православия в Приангарье
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Сыровацкая Ольга Викторовна

 

Данная работа дает возможность познакомить учащихся с историей развития православия на территории Приангарья; выявить поселения, где находились православные церкви; развивать духовно-нравственную культуру; сохранять преемственность поколений.

Объектом  исследования является старое русло реки Ангары и «привязка» его к берегам Братского водохранилища. Установление православных крестов, с благословления Иркутской епархии.

Данная работа является итогом экспедиции, организованной  учащимися школы совместно с православной гимназией. В ходе изучения исторической  и церковной литературы были собраны сведения о развитии православия в Приангарье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pravoslaviya_v_priangare.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Развитие православия в  Приангарье

Цель: познакомится с историей развития православия на территории Приангарья; выявить поселения, где находились православные церкви; развивать духовно-нравственную культуру; сохранять преемственность поколений.

Объект исследования: старое русло реки Ангары и «привязка» его к берегам Братского водохранилища. Установление православных крестов, с благословления Иркутской епархии.

Данная работа является итогом экспедиции, организованной  учащимися школы совместно с православной гимназией. В ходе изучения исторической  и церковной литературы были выявлены следующие сведения.

В первой четверти семнадцатого века передовые отряды служивых русских людей, стремительно продвигающиеся на восток, пришли в Приангарье. В росписи 1631 года, составленной для них в Енисейске, выражалась уверенность в том, что “Те служивые люди милостью Божьей и государским счастьем в тех землях поставят остроги и приведут под Государеву высокую руку». Землепроходцы поставили в 1631 году Братский острог. Обычно в те времена  в острогах возводили небольшие молитвенные дома, церквушки без алтаря - часовни. По представлениям людей того времени они имели оборонительное значение, своей святостью отвращая врагов, Поэтому можно предположить, что в тот год установили не только острог, но и первое здание для богослужений в нашем крае - часовню. Известно, что церковь братско-острожные первопоселенцы соорудили значительно позднее, в 1649 году. К этому времени относится письмо Енисейского воеводы Федора Палибина архиепископу Сибирскому и Тобольскому Герасиму, в котором воевода сообщал о возведении “в Братском острожке церковного строения» и просил прислать к той церкви священника.
          Братский острог находился тогда на правом берегу Оки.  В 1654 году его перенесли к самому устью на левый берег Оки. По этому случаю в Енисейск боярским сыном Дмитрием Фирсовым было отправлено донесение о том, что  “Братский нижний острог поставили весной, четыре башни высокие, да ворота проезжие, на воротах… часовня”. Если верить легенде, записанной в начале нашего века учителем М.Е. Карповым со слов братских стариков и опубликованной сотрудником Иркутского музея А.И.Михайловской, то построение нового Братского острога произошло после следующих событий: «Когда острог еще стоял на правом берегу Оки, а на теперешнем месте (т.е. на месте села Братск) жили буряты, из острога исчезла икона, висевшая над входом в острог. На другой день буряты обнаружили ее на левом берегу, недалеко от своей священной лиственницы, и вернули в острог, говоря: “Возьмите вашего Бога и не позволяйте ему переходить к нам”. Дважды исчезала икона и дважды находили ее на бурятском берегу. Это было принято за указание свыше…».  

            Одновременно с Братским острогом на противоположном берегу Ангары возникает первый из монастырей будущей Иркутской епархии - Братская Спасова пустынь.  

 Так Братская Спасовая пустынь была исключена из числа обителей.
Последний игумен монастыря иеромонах Михей, известный радетель и патриот пустыни, не покинул места своего служения. Умер там же в 1776 году. Вероятно, после его смерти в 1776 году крестьяне Большеокинска добились у архиерея разрешения перенести Спасский храм в своё селение, где у них сгорела церковь.

После этого в селе Спасопустынском около 60 лет не было ни часовни, ни церкви.
В 1837 году почетные граждане г. Иркутска Петр Николаевич Саламатов и Михаил Афанасьевич Балдаков попросили у Иркутского владыки Иннокентия III благословение построить над “забытым архипастырем Иннокентием II часовню и поставить на его могиле приличный памятник”. Через год они привели свое благое намерение ко исполнению.
В 1858 году в лютый январский мороз могилу епископа Иннокентия II (Неруновича) посетил архиепископ Евсевий. В полночь он совершил по усопшему панихиду и высказал пожелание перестроить часовню в храм. Жители Братского острога Иван Петрович Воронков, братья Михаил Стефанович и Иван Стефанович Карповы исполнили пожелание владыки и на свои средства расширили часовню в деревянный храм, освященный в 1861 году архиепископом Иркутским Парфением. Храм был приписным к Братской Богоявленской церкви. Поэтому в годы советской власти после закрытия последней прекратились богослужения и в нем.
В настоящее время территория бывшей Спасской пустыни залита водами Братского моря. Перед затоплением прах Иннокентия II был изъят из земли, перевезен и перезахоронен на Глазковском кладбище Иркутска. От монастыря же осталось лишь название “Монастырка”. Так стали называть гору, у подножия которой в стародавние времена располагалась обитель, и на вершине которой стояла часовня для молитв иноков, ищущих уединения.

 Церкви Братской волости и их служители в 18 - начале 19 века. На освоенных русскими людьми землях повсеместно и исподволь возникали деревянные церкви. Первыми церковными строениями в Братской волости, поставленными еще в 17 веке, были Спасский храм в Пустыни и церковь в села Братский Острог. Впоследствии, в 18 веке, их заменили новыми.
В Братске это произошло в 1707 году. Вновь построенная церковь была с двумя приделами: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя Богоявления Господня. Известны ее размеры. Укажу только, что длиной она была 9 сажень по наружной стороне, а шириной б сажень 1 аршин. Простояла эта церковь на Братской земле более 130 лет.
Церкви в те времена строили в селениях, где насчитывалось несколько десятков дворов. Самыми населенными из 34 деревень Братского Острога были к 1723
году: Шамановский погост (27 дворов), село Братск (25дворов), Долоново (18дворов), Большой погост на Оке – Большеокинск (13 дворов). Оттого-то к этому году и действовали в Братской волости, кроме вышеназванных церквей, также Михаило-Архангельская церковь в селе Шаманово и Ильинская церковь в селе Большой погост. Прихожанами последней, кроме большеокинцев, являлись жители близлежащего села Долоново. Несколько позднее и в Шаманово, и в Большеокинске крестьяне вновь возвели храмы: в Шаманово - в 1754 году, в Большеокинске - в 1777 году.

Большеокинцы  перенесли к себе взамен сгоревшей церковь из закрытого монастыря. По описаниям, перенесенная церковь была одноэтажной, деревянной, “в подвалах печка и кладовая. В пролете между церковью и трапезной 4 колонны, в паперти - круглый столб. Стены обшиты и выбелены известью. Кровля на два ската. Две главы - на храме и на притворе... Колокольня круглая”

. В другом селе волости - Кежме, насчитывающем в 1723г. всего 5 дворов, была установлена часовня во имя Николая Чудотворца использовали для служения жители окружающих Кежму деревень - Б.Мамыри, М.Мамыри, Наратая, Мокинской. Но в 1723г. велено было часовню эту разобрать по указу Синода 1722 года “О разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых”.

На месте разобранной Кежемской часовни крестьяне Михаил Софронов, Иван Усов, Василий Рыбкин, Иван Жидовкин построили новую. Об этом доносил в Иркутск 16 июня 1732 года Иона Огородников. Он также сообщил, что переданные в 1723г. из старой Кежемской часовни в Братскую Богоявленскую церковь иконы, ризы, кадило, книги писанные, 2 колокола весом по 1,5 пуда вновь возвращены кежемцам братским священником Никифором Ивановым. Прошло некоторое время... И вновь благочестивые жители этих мест, радея о храме Божьем, решили начать важное для них дело. 14 марта 1735г. они обратились к епископу Иннокентию II  (Неруновичу) с прошением, чтобы прирубить к часовне алтарь и освятить часовню в церковь.

Разрешение было дано. Построенная церковь простояла несколько десятилетий, а затем во время пожара сгорела. Вновь возвели Кежемскую Никольскую церковь в 1789 году.
Необходимо указать на еще один храм в Братской волости - Падунский. В 18 веке его ставили дважды. Первый раз, вероятно в середине века, второй раз в 1795 году. Освящен он был во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких время.
После смерти родителя Ильи в 1781г. священником в селе Братск стал Иоанн Образцов. Через некоторое время Образцова по доношению бывших в Иркутске братчан, казаков В. Михляева, И. Спорнякова и Л. Миронова, перевели со службы из Братской церкви на другое место.  

Заслугой Ильи Петелина было строительство Петро-Павловской церкви в селе Громы. Сохранилось его письмо от 23.10.1824 года с испрошением архипастырского благословения на её возведение . 13 августа 1825 года церковь была заложена, а 11 марта 1828 года освящена. Иконы для церкви по заказу Петелина писали Иван Гундерин и Дмитрий Пшеницын - известные Иркутские мастера.  

В своей повседневной жизни священникам Братской волости приходилось сталкиваться с людьми, которые имели противоположные им взгляды на мир, ведь район наш тогда был наполнен политссыльными - представителями различных революционных партий страны. Целью их деятельности являлось уничтожение существующего строя и того большого зла, в основе которого лежала, по их мнению, материальная несправедливость. Свои идеи они распространяли среди местных жителей, призывая их к борьбе.

Тяжелые времена наступили для Церкви. В январе 1918 г большевики издали декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, в котором были такие положения, как запрещение церковным религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества.

Братское море, возникшее в начале 60-х годов, затопило огромную территорию с обжитыми русскими людьми землями. Его волны, казалось, скрыли саму память о православных, живших здесь, о церквях, ими возводимых. Новый город, построенный людьми, приехавшими со всей страны, задуман был как город нового типа, город коммунистических отношений, где религии не было места. Но вопреки чьим-то планам уже в середине 70-х годов в Падунской части города возникла православная община. В нее входили Михаил Васильевич Бубнов, Ольга Степановна Черезова, Мария Ивановна Карпова, Юлия Владимировна Сорокина, Александра Михайловна Смирнова, Елена Григорьевна Софронова, Евфросинья Афанасьевна Ягодкина, Таисья Семеновна Бажина, Ольга Адольфовна Никольшина и другие. Для молитв верующие собирались в доме О.С.Черезовой, а в дни больших праздников ездили в Тулун, где была ближайшая церковь. Однажды Тулунские священники, отец Каллиник и отец Василий посоветовали братчанам хлопотать о своей церкви. Особенно окрепло это желание при получении письма патриарха Пимена с благословением.

Для получения разрешения на открытие церкви стали собирать подписи. Нужно было, чтобы подписалось 300 человек. Еще больше времени ушло на оформление документов и хождение по разным чиновничьим инстанциям в Братске и особенно в Иркутске. Многое пришлось пережить... Церковная староста общины О.С.Черезова вспоминает, что особенно противился открытию в Братске церкви первый секретарь Падунского РК партии. Он грозил Ольге Степановне судом и кричал: “Чтобы поп был у нас? да никогда! Мы строим театры, клубы... Я у вас и поп, и начальник”. Сопротивлению партийных чинов противостояло, с одной стороны, упорство верующих, а с другой - смирение и терпение. Однажды Ольга Степановна обескуражила секретаря Падунского РК партии словами: “да разве мы вам мешаем? да мы за вас молиться будем”. Несмотря ни на что, все-таки удалось добиться в Иркутске разрешения на открытие церкви. Православные получили для перестройки старый двухквартирный дом в лесной части Падуна, принадлежавший ранее автохозяйству. Женщины и старушки взялись за дело. Пришлось сломать девять капитальных стен, вынести горы мусора. В 1979 году, через пять лет после возникновения православной общины, в Братск был прислан священник, отец Евгений Левшук. А в 1980 году в Рождество Христово в Падунском Свято-Успенском храме состоялась первая Божественная Литургия.
Отца Евгения сменил в 1983 году приехавший из Тулуна отец Анатолий Зайшлый. Его девятилетнее пребывание в Братске и пастырское служение оставило добрую память у многих братчан. При отце Анатолии началось строительство нового храма в Центральном районе города Братска, а 9 июня 1991 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, состоялось его освящение. Храм этот входит в состав храмового комплекса во имя преподобного Андрея Рублева, так же, как и строящаяся ныне церковь с колокольней во имя Амвросия Оптинского. Закладка её произошла уже при новом настоятеле храмового комплекса отце Андрее Огородникове 14 декабря 1995 года. Множатся на земле нашей храмы, поднимаются в небо кресты, звонят колокола. Уже и в поселке Покосном Братского района 25 июля 1996 года было освящено место, на котором началось строительство церкви во имя Иверской иконы Божией Матери, а 19 декабря 1996 года освятили храм во имя Николая Чудотворца в г. Вихоревка. 5 сентября 1997 года открылся храм во имя Преображения Господня в пос. Гидростроитель. С каждым годом увеличивается число приходов благочиния, которым руководит настоятель Свято-Успенского храма протоиерей о.Павел Глазунов. Растет число священнослужителей Братского района. В местных церквях служат иереи Андрей Скрынько, Александр Немеров, Евгений Сумин, Пётр Барнавалов. Все большее число людей возвращается к вере своих предков. Все чаще в храмах можно увидеть молящихся детей. Понимая, что наше будущее в детях, пастыри уделяют большое внимание православному образованию детей: в 1996 году в Центральном районе была открыта православная гимназия во имя св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, в 1997 году - ее отделение в пос. Энергетик.

Мы живем во времена, когда, пройдя через десятилетия гонений, Церковь воскресает на глазах: открываются храмы, возрождаются духовные школы. Но, с другой стороны, время это скорбное. Время повсеместных беззаконий и небывалого растления народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Железные руды Приангарья

Краеведческий материал, дает информацию о развитии металлургии в городе Братске. Николаевский завод - это  первенец металлургической промышленности в Сибири....

Православие и народное зодчество России.

Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в.Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церкве...

Приангарье родное

Помните повесть В. Распутина "Прощание с Матёрой"?  Строительство Усть-Илимской ГЭС, затопление окрестных деревень, пахотных земель, уничтожение природы... И вновь - Богучанское водохранилищ...

Исторические предпосылки развития православия в Украине

Нынешнее состояние Православия в Украине крайне тревожно. Если раньше раскол Украинской Церкви и противостояние различных ее частей представляло собой угрозу только гражданскому миру внутри ...

Выступление «Развитие духовно-нравственной сферы детей через православие»

Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30  города Железногорска Курской области – Гоняева Елена Ивановна...

Открытое занятие на тему: "Путешествие в далёкое прошлое Приангарья".

Данная тема знакомит детей с историей и культурой,одеждой,бытом,традициями народов,населявших территорию Приангарья.Знакомятся и разучивают народные игры,состязаются в различных эстафетах....