Развитие православия в Приангарье
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Сыровацкая Ольга Викторовна

 

Данная работа дает возможность познакомить учащихся с историей развития православия на территории Приангарья; выявить поселения, где находились православные церкви; развивать духовно-нравственную культуру; сохранять преемственность поколений.

Объектом  исследования является старое русло реки Ангары и «привязка» его к берегам Братского водохранилища. Установление православных крестов, с благословления Иркутской епархии.

Данная работа является итогом экспедиции, организованной  учащимися школы совместно с православной гимназией. В ходе изучения исторической  и церковной литературы были собраны сведения о развитии православия в Приангарье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pravoslaviya_v_priangare.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Развитие православия в  Приангарье

Цель: познакомится с историей развития православия на территории Приангарья; выявить поселения, где находились православные церкви; развивать духовно-нравственную культуру; сохранять преемственность поколений.

Объект исследования: старое русло реки Ангары и «привязка» его к берегам Братского водохранилища. Установление православных крестов, с благословления Иркутской епархии.

Данная работа является итогом экспедиции, организованной  учащимися школы совместно с православной гимназией. В ходе изучения исторической  и церковной литературы были выявлены следующие сведения.

В первой четверти семнадцатого века передовые отряды служивых русских людей, стремительно продвигающиеся на восток, пришли в Приангарье. В росписи 1631 года, составленной для них в Енисейске, выражалась уверенность в том, что “Те служивые люди милостью Божьей и государским счастьем в тех землях поставят остроги и приведут под Государеву высокую руку». Землепроходцы поставили в 1631 году Братский острог. Обычно в те времена  в острогах возводили небольшие молитвенные дома, церквушки без алтаря - часовни. По представлениям людей того времени они имели оборонительное значение, своей святостью отвращая врагов, Поэтому можно предположить, что в тот год установили не только острог, но и первое здание для богослужений в нашем крае - часовню. Известно, что церковь братско-острожные первопоселенцы соорудили значительно позднее, в 1649 году. К этому времени относится письмо Енисейского воеводы Федора Палибина архиепископу Сибирскому и Тобольскому Герасиму, в котором воевода сообщал о возведении “в Братском острожке церковного строения» и просил прислать к той церкви священника.
          Братский острог находился тогда на правом берегу Оки.  В 1654 году его перенесли к самому устью на левый берег Оки. По этому случаю в Енисейск боярским сыном Дмитрием Фирсовым было отправлено донесение о том, что  “Братский нижний острог поставили весной, четыре башни высокие, да ворота проезжие, на воротах… часовня”. Если верить легенде, записанной в начале нашего века учителем М.Е. Карповым со слов братских стариков и опубликованной сотрудником Иркутского музея А.И.Михайловской, то построение нового Братского острога произошло после следующих событий: «Когда острог еще стоял на правом берегу Оки, а на теперешнем месте (т.е. на месте села Братск) жили буряты, из острога исчезла икона, висевшая над входом в острог. На другой день буряты обнаружили ее на левом берегу, недалеко от своей священной лиственницы, и вернули в острог, говоря: “Возьмите вашего Бога и не позволяйте ему переходить к нам”. Дважды исчезала икона и дважды находили ее на бурятском берегу. Это было принято за указание свыше…».  

            Одновременно с Братским острогом на противоположном берегу Ангары возникает первый из монастырей будущей Иркутской епархии - Братская Спасова пустынь.  

 Так Братская Спасовая пустынь была исключена из числа обителей.
Последний игумен монастыря иеромонах Михей, известный радетель и патриот пустыни, не покинул места своего служения. Умер там же в 1776 году. Вероятно, после его смерти в 1776 году крестьяне Большеокинска добились у архиерея разрешения перенести Спасский храм в своё селение, где у них сгорела церковь.

После этого в селе Спасопустынском около 60 лет не было ни часовни, ни церкви.
В 1837 году почетные граждане г. Иркутска Петр Николаевич Саламатов и Михаил Афанасьевич Балдаков попросили у Иркутского владыки Иннокентия III благословение построить над “забытым архипастырем Иннокентием II часовню и поставить на его могиле приличный памятник”. Через год они привели свое благое намерение ко исполнению.
В 1858 году в лютый январский мороз могилу епископа Иннокентия II (Неруновича) посетил архиепископ Евсевий. В полночь он совершил по усопшему панихиду и высказал пожелание перестроить часовню в храм. Жители Братского острога Иван Петрович Воронков, братья Михаил Стефанович и Иван Стефанович Карповы исполнили пожелание владыки и на свои средства расширили часовню в деревянный храм, освященный в 1861 году архиепископом Иркутским Парфением. Храм был приписным к Братской Богоявленской церкви. Поэтому в годы советской власти после закрытия последней прекратились богослужения и в нем.
В настоящее время территория бывшей Спасской пустыни залита водами Братского моря. Перед затоплением прах Иннокентия II был изъят из земли, перевезен и перезахоронен на Глазковском кладбище Иркутска. От монастыря же осталось лишь название “Монастырка”. Так стали называть гору, у подножия которой в стародавние времена располагалась обитель, и на вершине которой стояла часовня для молитв иноков, ищущих уединения.

 Церкви Братской волости и их служители в 18 - начале 19 века. На освоенных русскими людьми землях повсеместно и исподволь возникали деревянные церкви. Первыми церковными строениями в Братской волости, поставленными еще в 17 веке, были Спасский храм в Пустыни и церковь в села Братский Острог. Впоследствии, в 18 веке, их заменили новыми.
В Братске это произошло в 1707 году. Вновь построенная церковь была с двумя приделами: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя Богоявления Господня. Известны ее размеры. Укажу только, что длиной она была 9 сажень по наружной стороне, а шириной б сажень 1 аршин. Простояла эта церковь на Братской земле более 130 лет.
Церкви в те времена строили в селениях, где насчитывалось несколько десятков дворов. Самыми населенными из 34 деревень Братского Острога были к 1723
году: Шамановский погост (27 дворов), село Братск (25дворов), Долоново (18дворов), Большой погост на Оке – Большеокинск (13 дворов). Оттого-то к этому году и действовали в Братской волости, кроме вышеназванных церквей, также Михаило-Архангельская церковь в селе Шаманово и Ильинская церковь в селе Большой погост. Прихожанами последней, кроме большеокинцев, являлись жители близлежащего села Долоново. Несколько позднее и в Шаманово, и в Большеокинске крестьяне вновь возвели храмы: в Шаманово - в 1754 году, в Большеокинске - в 1777 году.

Большеокинцы  перенесли к себе взамен сгоревшей церковь из закрытого монастыря. По описаниям, перенесенная церковь была одноэтажной, деревянной, “в подвалах печка и кладовая. В пролете между церковью и трапезной 4 колонны, в паперти - круглый столб. Стены обшиты и выбелены известью. Кровля на два ската. Две главы - на храме и на притворе... Колокольня круглая”

. В другом селе волости - Кежме, насчитывающем в 1723г. всего 5 дворов, была установлена часовня во имя Николая Чудотворца использовали для служения жители окружающих Кежму деревень - Б.Мамыри, М.Мамыри, Наратая, Мокинской. Но в 1723г. велено было часовню эту разобрать по указу Синода 1722 года “О разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых”.

На месте разобранной Кежемской часовни крестьяне Михаил Софронов, Иван Усов, Василий Рыбкин, Иван Жидовкин построили новую. Об этом доносил в Иркутск 16 июня 1732 года Иона Огородников. Он также сообщил, что переданные в 1723г. из старой Кежемской часовни в Братскую Богоявленскую церковь иконы, ризы, кадило, книги писанные, 2 колокола весом по 1,5 пуда вновь возвращены кежемцам братским священником Никифором Ивановым. Прошло некоторое время... И вновь благочестивые жители этих мест, радея о храме Божьем, решили начать важное для них дело. 14 марта 1735г. они обратились к епископу Иннокентию II  (Неруновичу) с прошением, чтобы прирубить к часовне алтарь и освятить часовню в церковь.

Разрешение было дано. Построенная церковь простояла несколько десятилетий, а затем во время пожара сгорела. Вновь возвели Кежемскую Никольскую церковь в 1789 году.
Необходимо указать на еще один храм в Братской волости - Падунский. В 18 веке его ставили дважды. Первый раз, вероятно в середине века, второй раз в 1795 году. Освящен он был во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких время.
После смерти родителя Ильи в 1781г. священником в селе Братск стал Иоанн Образцов. Через некоторое время Образцова по доношению бывших в Иркутске братчан, казаков В. Михляева, И. Спорнякова и Л. Миронова, перевели со службы из Братской церкви на другое место.  

Заслугой Ильи Петелина было строительство Петро-Павловской церкви в селе Громы. Сохранилось его письмо от 23.10.1824 года с испрошением архипастырского благословения на её возведение . 13 августа 1825 года церковь была заложена, а 11 марта 1828 года освящена. Иконы для церкви по заказу Петелина писали Иван Гундерин и Дмитрий Пшеницын - известные Иркутские мастера.  

В своей повседневной жизни священникам Братской волости приходилось сталкиваться с людьми, которые имели противоположные им взгляды на мир, ведь район наш тогда был наполнен политссыльными - представителями различных революционных партий страны. Целью их деятельности являлось уничтожение существующего строя и того большого зла, в основе которого лежала, по их мнению, материальная несправедливость. Свои идеи они распространяли среди местных жителей, призывая их к борьбе.

Тяжелые времена наступили для Церкви. В январе 1918 г большевики издали декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, в котором были такие положения, как запрещение церковным религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества.

Братское море, возникшее в начале 60-х годов, затопило огромную территорию с обжитыми русскими людьми землями. Его волны, казалось, скрыли саму память о православных, живших здесь, о церквях, ими возводимых. Новый город, построенный людьми, приехавшими со всей страны, задуман был как город нового типа, город коммунистических отношений, где религии не было места. Но вопреки чьим-то планам уже в середине 70-х годов в Падунской части города возникла православная община. В нее входили Михаил Васильевич Бубнов, Ольга Степановна Черезова, Мария Ивановна Карпова, Юлия Владимировна Сорокина, Александра Михайловна Смирнова, Елена Григорьевна Софронова, Евфросинья Афанасьевна Ягодкина, Таисья Семеновна Бажина, Ольга Адольфовна Никольшина и другие. Для молитв верующие собирались в доме О.С.Черезовой, а в дни больших праздников ездили в Тулун, где была ближайшая церковь. Однажды Тулунские священники, отец Каллиник и отец Василий посоветовали братчанам хлопотать о своей церкви. Особенно окрепло это желание при получении письма патриарха Пимена с благословением.

Для получения разрешения на открытие церкви стали собирать подписи. Нужно было, чтобы подписалось 300 человек. Еще больше времени ушло на оформление документов и хождение по разным чиновничьим инстанциям в Братске и особенно в Иркутске. Многое пришлось пережить... Церковная староста общины О.С.Черезова вспоминает, что особенно противился открытию в Братске церкви первый секретарь Падунского РК партии. Он грозил Ольге Степановне судом и кричал: “Чтобы поп был у нас? да никогда! Мы строим театры, клубы... Я у вас и поп, и начальник”. Сопротивлению партийных чинов противостояло, с одной стороны, упорство верующих, а с другой - смирение и терпение. Однажды Ольга Степановна обескуражила секретаря Падунского РК партии словами: “да разве мы вам мешаем? да мы за вас молиться будем”. Несмотря ни на что, все-таки удалось добиться в Иркутске разрешения на открытие церкви. Православные получили для перестройки старый двухквартирный дом в лесной части Падуна, принадлежавший ранее автохозяйству. Женщины и старушки взялись за дело. Пришлось сломать девять капитальных стен, вынести горы мусора. В 1979 году, через пять лет после возникновения православной общины, в Братск был прислан священник, отец Евгений Левшук. А в 1980 году в Рождество Христово в Падунском Свято-Успенском храме состоялась первая Божественная Литургия.
Отца Евгения сменил в 1983 году приехавший из Тулуна отец Анатолий Зайшлый. Его девятилетнее пребывание в Братске и пастырское служение оставило добрую память у многих братчан. При отце Анатолии началось строительство нового храма в Центральном районе города Братска, а 9 июня 1991 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, состоялось его освящение. Храм этот входит в состав храмового комплекса во имя преподобного Андрея Рублева, так же, как и строящаяся ныне церковь с колокольней во имя Амвросия Оптинского. Закладка её произошла уже при новом настоятеле храмового комплекса отце Андрее Огородникове 14 декабря 1995 года. Множатся на земле нашей храмы, поднимаются в небо кресты, звонят колокола. Уже и в поселке Покосном Братского района 25 июля 1996 года было освящено место, на котором началось строительство церкви во имя Иверской иконы Божией Матери, а 19 декабря 1996 года освятили храм во имя Николая Чудотворца в г. Вихоревка. 5 сентября 1997 года открылся храм во имя Преображения Господня в пос. Гидростроитель. С каждым годом увеличивается число приходов благочиния, которым руководит настоятель Свято-Успенского храма протоиерей о.Павел Глазунов. Растет число священнослужителей Братского района. В местных церквях служат иереи Андрей Скрынько, Александр Немеров, Евгений Сумин, Пётр Барнавалов. Все большее число людей возвращается к вере своих предков. Все чаще в храмах можно увидеть молящихся детей. Понимая, что наше будущее в детях, пастыри уделяют большое внимание православному образованию детей: в 1996 году в Центральном районе была открыта православная гимназия во имя св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, в 1997 году - ее отделение в пос. Энергетик.

Мы живем во времена, когда, пройдя через десятилетия гонений, Церковь воскресает на глазах: открываются храмы, возрождаются духовные школы. Но, с другой стороны, время это скорбное. Время повсеместных беззаконий и небывалого растления народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Железные руды Приангарья

Краеведческий материал, дает информацию о развитии металлургии в городе Братске. Николаевский завод - это  первенец металлургической промышленности в Сибири....

Приангарье родное

Помните повесть В. Распутина "Прощание с Матёрой"?  Строительство Усть-Илимской ГЭС, затопление окрестных деревень, пахотных земель, уничтожение природы... И вновь - Богучанское водохранилищ...

Исторические предпосылки развития православия в Украине

Нынешнее состояние Православия в Украине крайне тревожно. Если раньше раскол Украинской Церкви и противостояние различных ее частей представляло собой угрозу только гражданскому миру внутри ...

Выступление «Развитие духовно-нравственной сферы детей через православие»

Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30  города Железногорска Курской области – Гоняева Елена Ивановна...

Открытое занятие на тему: "Путешествие в далёкое прошлое Приангарья".

Данная тема знакомит детей с историей и культурой,одеждой,бытом,традициями народов,населявших территорию Приангарья.Знакомятся и разучивают народные игры,состязаются в различных эстафетах....

Музейный урок "Эвенки, коренной народ Приангарья"

Эвенки – самая многочисленная и наиболее широко расселенная народность из числа так называемых малых народностей Сибири. Они почти полностью заселяли  таежные просторы среднего течения р. А...

Музейный урок "Народы Приангарья. Буряты"

Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет...