Строение земной коры на территории России. 8 класс.
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Рыков Анатлий Владимирович

Цели и задачи: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы: сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России.; научить учащихся определять закономерности распространения форм рельефа на территории страны в зависимости от тектонических структур. Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, умения работать с картами (тектонической, геологической , физической) Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.

 

Учебно-наглядный комплекс: (урок в компьютерном классе) мультимедийный проектор, презентация картин; интерактивные таблицы и карты; физическая, тектоническая, геологическая карты; интерактивные таблицы.

 

Опорные знания:  «рельеф – каркас природы», формы рельефа суши, различие гор по высоте, различие равнин по высоте; особенности рельефа России ;крупные равнины, самые высокие горы.; внутренние процессы и внешние процессы, формирующие рельеф

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_8_klasse.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Строение земной коры на территории России. 8 класс.

Цели и задачи: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы: сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России.; научить учащихся определять закономерности распространения форм рельефа на территории страны в зависимости от тектонических структур. Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, умения работать с картами (тектонической, геологической , физической) Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.

Учебно-наглядный комплекс: (урок в компьютерном классе) мультимедийный проектор, презентация картин; интерактивные таблицы и карты; физическая, тектоническая, геологическая карты; интерактивные таблицы.

Опорные знания:  «рельеф – каркас природы», формы рельефа суши, различие гор по высоте, различие равнин по высоте; особенности рельефа России ;крупные равнины, самые высокие горы.; внутренние процессы и внешние процессы, формирующие рельеф

Повторение изученного:

  1. Показ презентации  «Разнообразие рельефа на территории России» приложение № 1

             (учащиеся узнают географические объекты)

2)Викторина (см. приложение №2), самопроверка; (ответы на экране)

     3)Работа на интерактивной карте (обозначить географические объекты)              (см. прил.№ 3)  каждый ученик выполняет на своем компьютере. Можно работать с интерактивной картой с диска «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс                              

ПРОБЛЕМА: С чем же связано такое разнообразие рельефа, ведь Россия находится на огромной Евразийской плите, казалось бы, что рельеф должен быть  однообразен. Давайте решим эту проблему.

                                           

                                       Новая тема.

Ключевые понятия темы:  литосфера, литосферные плиты, древние платформы, молодые плиты, складчатые области, щиты и массивы,  траппы, лакколиты

1.Актуализация знаний.

Современный рельеф России – это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних (эндогенных) и внешних  (экзогенных), в том числе и человека. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. Россия расположена на нескольких литосферных плитах, (найдите на тектонической карте) Россия расположена на евразиатской плите,  северо-восточная часть расположена на Северо-Американской плите. Юг Сибири – на Амурской плите.  А побережье Охотского моря и само море - на Охотской плите.

           Какое же строение имеют сами плиты…

2.Работа на тектонических картах атласа и у настенной карты.

3.Установить: а) в пределах литосферных плит  выделяются – древние

                              платформы;

                         б) молодые плиты;

                          в) складчатые области

Раздаточный материал 

4.Таблица№1. Закономерности размещения крупных форм рельефа России.           Сопоставить рисунок учебника «Главные тектонические структуры материков» с физической картой России и заполнить табл.

Платформа

 Равнина

Русская

?

?

Среднесибирское плоскогорье

Подвижные складчатые пояса

Горы

?

Кавказские горы

5.  Тренинг.                                                         ( см.прилож. №4)

                                                                                                                       

Способом перетягивания укажите на карте все тектонические структуры. Каким формам рельефа они соответствуют?

6.*ПЛАТФОРМЫ –ЭТО…

 Чем отличается платформа от плиты (проекция схемы № 1)

*ЩИТЫ И МАССИВЫ – ЭТО…             (схема № 2)

*ТРАППЫ ЭТО …                                       (схема № 3)

*ЛАККОЛИТЫ –ЭТО …                             (схема № 4) (работа с учебником и тектонической картой)                      №5

 стр.43 А.И.Алексеев)

7. Определите возраст горных пород.

Какие горы можно отнести к молодым (см.рис. 18по Р.) ?

Какие горы образовались  в эпохи древней складчатости.?

На стыках литосферных плит в разное время возникали подвижные пояса литосферы, где возникали смятия осадочных пород в складки,  происходили активные вулканические процессы. В России несколько этапов образования складчатых поясов: байкальский

                                                                          каледонский

                                                                           герцинский

                                                                           мезозойский

                                                                           альпийский.

В рельефе им соответствуют горы.

                 Работа с приложением № 5.

 Установите периоды горообразования  (способом перетаскивания)

8Новейшие тектонические движения  (работа с картой ) схема 5

9.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполнить первую часть работы, заполнить первые две колонки таблицы. Колонку «Полезные ископаемые», ученики заполнят на следующем уроке, при изучении темы «Минеральные ресурсы»

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Восточно Европейская платформа

Нефть, уголь, железная руда, соли

Западно- Сибирская равнина

-Западно Сибирская плита

Среднесибирское плоскогорье

Сибирская платформа

Горы Хибины

Балтийский щит

Алданское нагорье

Алданский щит

Горы Урала

Область герцинской складчатости

Горы Кавказа

Область кайнозойской складчатости

Срединный хребет

Область кайнозойской склаычатости

10. Вывод.

  1)Крупны равнины расположены на платформах;

   2) На щитах  - горы и нагорья.

   3) На складках – горы

  1. Домашнее задание.

Работа с картами (наложение; выводы) тектонической, физической, геологической.

Индивидуальные задания: Кто такой А.Е.Ферсман?

 Почему в Западной Сибири большие запасы нефти?

Расскажите о том, как ищут алмазы в Якутии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование земной коры на территории РФ.

Как формировалась земная кора на территории нашей страны....

Строение земной коры на территории России

Цели: 1. Сформировать представление об особенностях              строения земной коры         2...

Рельеф и недра России. Строение земной коры (литосферы)

Презентация "Рельеф и недра России. строение земной коры (литосферы)" - это форма изучения нового материала по теме в 8 классе. В красочном и доступном варианте я ввожу новые понятия, термины, знакомл...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...

Медленные колебательные движения земной коры на территории Самарской области

Еще из школьных учебников известно, что Самарская область расположена на устойчивой Восточно-Европейской платформе — на огромной Русской плите — не подверженной каким-либо существенным тек...

Строение земной коры на территории России

Работа с атласом. Используя атлас, с.12-13, заполните таблицу....