Строение земной коры на территории России. 8 класс.
методическая разработка (география, 8 класс) по теме
Цели и задачи: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы: сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России.; научить учащихся определять закономерности распространения форм рельефа на территории страны в зависимости от тектонических структур. Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, умения работать с картами (тектонической, геологической , физической) Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.
Учебно-наглядный комплекс: (урок в компьютерном классе) мультимедийный проектор, презентация картин; интерактивные таблицы и карты; физическая, тектоническая, геологическая карты; интерактивные таблицы.
Опорные знания: «рельеф – каркас природы», формы рельефа суши, различие гор по высоте, различие равнин по высоте; особенности рельефа России ;крупные равнины, самые высокие горы.; внутренние процессы и внешние процессы, формирующие рельеф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение земной коры на территории России. 8 класс.
Цели и задачи: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы: сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России.; научить учащихся определять закономерности распространения форм рельефа на территории страны в зависимости от тектонических структур. Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, умения работать с картами (тектонической, геологической , физической) Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.
Учебно-наглядный комплекс: (урок в компьютерном классе) мультимедийный проектор, презентация картин; интерактивные таблицы и карты; физическая, тектоническая, геологическая карты; интерактивные таблицы.
Опорные знания: «рельеф – каркас природы», формы рельефа суши, различие гор по высоте, различие равнин по высоте; особенности рельефа России ;крупные равнины, самые высокие горы.; внутренние процессы и внешние процессы, формирующие рельеф
Повторение изученного:
- Показ презентации «Разнообразие рельефа на территории России» приложение № 1
(учащиеся узнают географические объекты)
2)Викторина (см. приложение №2), самопроверка; (ответы на экране)
3)Работа на интерактивной карте (обозначить географические объекты) (см. прил.№ 3) каждый ученик выполняет на своем компьютере. Можно работать с интерактивной картой с диска «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс
ПРОБЛЕМА: С чем же связано такое разнообразие рельефа, ведь Россия находится на огромной Евразийской плите, казалось бы, что рельеф должен быть однообразен. Давайте решим эту проблему.
Новая тема.
Ключевые понятия темы: литосфера, литосферные плиты, древние платформы, молодые плиты, складчатые области, щиты и массивы, траппы, лакколиты
1.Актуализация знаний.
Современный рельеф России – это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных), в том числе и человека. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. Россия расположена на нескольких литосферных плитах, (найдите на тектонической карте) Россия расположена на евразиатской плите, северо-восточная часть расположена на Северо-Американской плите. Юг Сибири – на Амурской плите. А побережье Охотского моря и само море - на Охотской плите.
Какое же строение имеют сами плиты…
2.Работа на тектонических картах атласа и у настенной карты.
3.Установить: а) в пределах литосферных плит выделяются – древние
платформы;
б) молодые плиты;
в) складчатые области
Раздаточный материал
4.Таблица№1. Закономерности размещения крупных форм рельефа России. Сопоставить рисунок учебника «Главные тектонические структуры материков» с физической картой России и заполнить табл.
Платформа | Равнина |
Русская | ? |
? | Среднесибирское плоскогорье |
Подвижные складчатые пояса | Горы |
? | Кавказские горы |
5. Тренинг. ( см.прилож. №4)
Способом перетягивания укажите на карте все тектонические структуры. Каким формам рельефа они соответствуют?
6.*ПЛАТФОРМЫ –ЭТО…
Чем отличается платформа от плиты (проекция схемы № 1)
*ЩИТЫ И МАССИВЫ – ЭТО… (схема № 2)
*ТРАППЫ ЭТО … (схема № 3)
*ЛАККОЛИТЫ –ЭТО … (схема № 4) (работа с учебником и тектонической картой) №5
стр.43 А.И.Алексеев)
7. Определите возраст горных пород.
Какие горы можно отнести к молодым (см.рис. 18по Р.) ?
Какие горы образовались в эпохи древней складчатости.?
На стыках литосферных плит в разное время возникали подвижные пояса литосферы, где возникали смятия осадочных пород в складки, происходили активные вулканические процессы. В России несколько этапов образования складчатых поясов: байкальский
каледонский
герцинский
мезозойский
альпийский.
В рельефе им соответствуют горы.
Работа с приложением № 5.
Установите периоды горообразования (способом перетаскивания)
8Новейшие тектонические движения (работа с картой ) схема 5
9.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнить первую часть работы, заполнить первые две колонки таблицы. Колонку «Полезные ископаемые», ученики заполнят на следующем уроке, при изучении темы «Минеральные ресурсы»
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Формы рельефа | Тектонические структуры | Полезные ископаемые |
Восточно-Европейская равнина | Восточно Европейская платформа | Нефть, уголь, железная руда, соли |
Западно- Сибирская равнина | -Западно Сибирская плита |
Среднесибирское плоскогорье | Сибирская платформа |
Горы Хибины | Балтийский щит |
Алданское нагорье | Алданский щит |
Горы Урала | Область герцинской складчатости |
Горы Кавказа | Область кайнозойской складчатости |
Срединный хребет | Область кайнозойской склаычатости |
10. Вывод.
1)Крупны равнины расположены на платформах;
2) На щитах - горы и нагорья.
3) На складках – горы
- Домашнее задание.
Работа с картами (наложение; выводы) тектонической, физической, геологической.
Индивидуальные задания: Кто такой А.Е.Ферсман?
Почему в Западной Сибири большие запасы нефти?
Расскажите о том, как ищут алмазы в Якутии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-168042-1610697388.jpg)
Формирование земной коры на территории РФ.
Как формировалась земная кора на территории нашей страны....
Строение земной коры на территории России
Цели: 1. Сформировать представление об особенностях строения земной коры 2...
Рельеф и недра России. Строение земной коры (литосферы)
Презентация "Рельеф и недра России. строение земной коры (литосферы)" - это форма изучения нового материала по теме в 8 классе. В красочном и доступном варианте я ввожу новые понятия, термины, знакомл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102618-1547543173.jpg)
Медленные колебательные движения земной коры на территории Самарской области
Еще из школьных учебников известно, что Самарская область расположена на устойчивой Восточно-Европейской платформе — на огромной Русской плите — не подверженной каким-либо существенным тек...
Формирование земной коры на территории России
Рельеф России...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1155608-1634411856.jpg)
Строение земной коры на территории России
Работа с атласом. Используя атлас, с.12-13, заполните таблицу....