Эссе "Использование приемов критического мышления на уроках"
материал по географии по теме

Данное эссе было написано в рамках участия в дистанционном методическом семинаре проекта "Экоград" (2012 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему "Использование приемов критического мышления на уроках"

 

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это откры­тое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем нало­жения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, кото­рое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирова­ние новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опы­та, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу меж­ду критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития твор­ческого мышления, более того, и критическое и творческое мышле­ние развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

 

Приемов формирования критического мышления довольно много. Все они очень разнообразны по форме и содержанию. Я провела 3 урока с использованием приемов критического мышления.

 

1. Урок биологии 8 класс. Тема "Органы зрения. Зрительный анализатор". Были использованы 2 приема:

а) Прием «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ). Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

б) Прием «Чтение с остановками». Учащиеся читают текст и останавливаются  в определенном месте. Затем учитель задает вопрос о дальнейшем развитии мысли. (как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?) Ученики высказывают свои суждения, читают текст  дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным.

Домашнее задание: составить синквейн по данной теме.

2. Урок географии в  9 классе. Тема:  " Природа Южной Сибири". В этой теме я предложила ребятам посмотреть небольшой видеофильм "Байкал". После просмотра фильма дети, используя прием Инсерт, заполняют таблицу с графами  " V " - уже знал,        " + " - новое,        " - " - думал иначе,      " ? " - не понял, есть вопросы. Таким образом, классический прием технологии развития критического мышления - Инсерт я попробовала  разнообразить, повысив тем самым эффективность технологии путем применения элементов ИКТ.

Домашнее задание: написать небольшое эссе о путях решения проблем Байкала.

3. Урок географии в 9 классе. Тема: "Подрайоны Южной Сибири" В рамках этой темы проводится практическая работа "Сравнительная характеристика подрайонов Южной Сибири", которую удобнее всего оформить в виде концептуальной таблицы, в которой перечисляются признаки сравнения подрайонов  (Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский и Забайкальский) и  их характеристика.  Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем, учащиеся воспринимают полученную информацию как "крупицы золота", которые они  намыли сами. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Эта технология приближает ученика к процессу познания, дает ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы. Использование приемов технологии критического мышления  может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.

  Ахмерова Э.Р. учитель биологии, географии, химии

МБУ СОШ № 79 г.о. Тольятти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"приемы критического мышления на уроках истории"

Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество инф...

Статья "Приемы критического мышления на уроках биологии"

Моя цель – добиться, чтобы каждый учащийся, вырабатывал свое мнение, принимал независимое решение, что способствовало бы развитию системного мышления, а не просто накоплению суммы знаний, логичности, ...

приемы критического мышления на уроках физики

применение приемов критического мышления на уроках физики, презентация работы...

Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...

тема самообразования «Использование приемов критического мышления на уроке английского языка».

В отчете по теме самообразования обозначены цели, задачи работы над методической темой, обозначен план реализации педагогической деятельности, а также предложен теоретический и практический материал п...

тема самообразования «Использование приемов критического мышления на уроке английского языка».

Тема самообразования: «Использование приемов критического мышления на уроке английского языка».Цели исследования: Освоить новые формы и методы работы на уроках английского языка, способств...

«Использование приемов критического мышления на уроке английского языка».

Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, с...