Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии
материал по географии (8 класс) на тему

Ильина Татьяна Юрьевна

 

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является практическая направленность, то есть умение проявить на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, что является следствием формирования социальной и учебно-познавательной деятельности.

Современные образовательные технологии позволяют сделать учебный процесс более эффективным. Решить проблему прочности знаний и повысить мотивацию обучения можно включая в процесс обучения исследовательскую деятельность.

Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- умение находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

- получают навыки обработки информации;

- формируют навыки работы и делового общения в группе;

- развивают исследовательские умения, творческое мышление.

Исследовательская деятельность, как правило, базируется на межпредметной интеграции, так как требует комплексного подхода в изучении объекта. Проблемно-исследовательское обучение как правило заключается в проектной деятельности учащихся.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

Этап 1. Подготовительный.

Выбор актуальной на сегодняшний день темы, определение проблемы, постановка целей и задач проекта, определение количества участников проекта, состава рабочей группы; знакомство с сутью проектной технологии.

Этап 2. Плановые работы.

Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата); распределение обязанностей среди членов команды.

Этап 3. Исследовательский.

Сбор информации, решение промежуточных задач; корректировка плана и содержания проекта по мере обработки собранной информации.

Этап 4. Аналитический.

Анализ собранной информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Этап 5. Отчетный.

Составляется индивидуальный отчет обучающегося по исследовательской работе в рамках проекта. Оценка процесса и результатов работы. Репетиции и консультации по защите и презентации проекта.

Этап 6. Информационный.

Защита и презентация проекта. Ознакомление с полученными результатами и готовым учебным продуктом.

Готовый проект можно представить в разнообразных формах: доклад, альбом, статья, реферат, презентация, коллаж, театрализованная постановка.

В качестве примера рассмотрим межпредметную интеграцию в организации исследовательской деятельности обучающихся 8 «Б» класса на примере проектно-исследовательской работы «Водохранилище Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В.И. Ленина».

Тема проекта, была предложена обучающимися, которым не безразличны изменения, происходящие с водохранилищем. Исследование проводили посредством экскурсий в течение учебного года, по сезонам.

Во время экскурсии учащиеся узнали историю строительства уникального объекта ГЭС и посещалит музей энергетики, оборудованный по последнему слову техники лазерами и плазменными экранами, где доподлинно рассказывается об истории одного из крупнейших гидроузлов страны и узнали где собирается всё электричество Поволжья.

«Волжская ГЭС им. В.И. Ленина» - уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. Она является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС и была построена в рекордно короткие сроки.

Волжская ГЭС заслуживает внимание не только, как гидротехнический объект, но и как архитектурный памятник. Сооружения шлюзов составляют интересный ансамбль с хорошо благоустроенной территорией.

Актуальность:

  1. Вытеснение природных экосистем и замена их на искусственные.

  2. Загрязнение водоемов Волжского бассейна Самарской области.

    3. Влияние хозяйственной деятельности человека на небольшие водотоки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_urok_8_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль технологии проблемно-исследовательского обучения  в организации интегрированных уроков.

 Исследовательская  деятельность обучающихся как основа повышения качества знаний по  географии.

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса  современной  школы является практическая направленность, то есть умение проявить на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, что является следствием формирования социальной и учебно-познавательной деятельности.

Современные образовательные технологии позволяют сделать учебный процесс более эффективным. Решить проблему прочности знаний и повысить мотивацию обучения можно включая в процесс обучения исследовательскую деятельность.

Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- умение  находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

- получают навыки обработки информации;

- формируют навыки работы и делового общения в группе;

- развивают исследовательские умения, творческое мышление.

Исследовательская деятельность, как правило, базируется на межпредметной интеграции, так как требует комплексного подхода в изучении объекта. Проблемно-исследовательское обучение как правило заключается в проектной деятельности учащихся.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

Этап 1. Подготовительный.

  Выбор актуальной на сегодняшний день темы, определение проблемы, постановка целей и задач проекта, определение количества участников проекта, состава рабочей группы; знакомство с сутью проектной технологии.

Этап 2. Плановые работы.

Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата); распределение обязанностей среди членов команды.

Этап 3. Исследовательский.

Сбор информации, решение промежуточных задач; корректировка плана и содержания проекта по мере обработки собранной информации.

Этап 4. Аналитический.

Анализ собранной информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Этап 5. Отчетный.

Составляется индивидуальный отчет обучающегося по исследовательской работе в рамках проекта. Оценка процесса и результатов работы. Репетиции и консультации по защите и презентации проекта.

Этап 6. Информационный.

Защита и презентация проекта. Ознакомление  с полученными результатами и готовым учебным продуктом.

Готовый проект можно представить в разнообразных формах: доклад, альбом, статья, реферат, презентация, коллаж, театрализованная постановка.

В качестве примера рассмотрим межпредметную интеграцию в организации исследовательской деятельности обучающихся 8 «Б» класса на примере проектно-исследовательской работы «Водохранилище Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В.И. Ленина».

Тема проекта, была предложена обучающимися, которым не безразличны  изменения,  происходящие с  водохранилищем.  Исследование проводили посредством экскурсий в течение учебного года, по сезонам.

Во время экскурсии  учащиеся узнали историю строительства уникального объекта ГЭС и посещалит музей энергетики, оборудованный по последнему слову техники лазерами и плазменными экранами, где доподлинно рассказывается об истории одного из крупнейших гидроузлов страны и узнали где собирается всё электричество Поволжья.

«Волжская ГЭС им. В.И. Ленина» - уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. Она является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС и была построена в рекордно короткие сроки.

Волжская ГЭС заслуживает внимание не только, как гидротехнический объект, но и как архитектурный памятник. Сооружения шлюзов составляют интересный ансамбль с хорошо благоустроенной территорией.

Актуальность:

  1. Вытеснение природных экосистем и замена их на искусственные.
  2. Загрязнение водоемов Волжского бассейна Самарской области.
  3. Влияние хозяйственной деятельности человека на небольшие водотоки.

Цель проекта: изучить проблемы водохранилища, предложить возможные  пути их  решения.

Задачи проекта: изучить современное состояние водоема, выявить причины изменений происходящих с ним во времени; привлечь внимание школьников к экологическим проблемам; расширить и углубить знания, полученные обучающимися на уроках географии, биологии, химии; развивать умение комплексного изучения объекта, на основе имеющихся знаний; воспитывать активную жизненную позицию.

Методы исследования:  наблюдение, анализ, эксперимент, анкетирование.

Объект исследования: водохранилище «Волжская ГЭС»

Предмет исследования: вода водохранилища, растительный и животный мир.

Формирование исследовательских групп: биологическая, географическая, химическая, экологическая.

  План исследования.                                             

Данная исследовательская работа объединяет знания, полученные обучающимися на уроках географии, биологии, химии, экологии. Некоторые вопросы, появляющиеся в ходе выполнения проекта, ребята решали сами, используя интернет и дополнительную литературу, по другим -обращались за консультацией к учителям - предметникам.

Географическая группа.

Анализируя карты, литературу, совершая экскурсии и опрашивая старожилов района, выяснили:

- почему название «Волжская ГЭС»;

- как было создано водохранилище,

- как меняется береговая линия по сезонам;

- почему в настоящее время водохранилище оказывает влияние на эрозию рельефа ;

- определили урез воды в районе ГЭС;

- определили абсолютную высоту г.Тольтти п. Шлюзовой;

- вычислили среднюю ширину водохранилища;

- среднюю высоту половодья (до строительства дамбы);

- измеряли толщину льда.

Биологическая группа.

Используя справочную литературу и знания, полученные на уроках, выяснили:

- видовой состав растительности (околоводной, водной);

- видовой состав животных, птиц;

- видовой состав рыб, моллюсков.

Сравнили современный растительный и животный мир с тем, что был до и после  строительства водохранилища. Совместно с химической и экологической группами, выяснили причины изменений  растительности и животного мира.

Химическая группа.

Исследовали химический состав воды водохранилища.  В условиях школы произвести анализ воды невозможно, так как не хватает специального оборудования, по – этому определили:

- прозрачность;

- запах;

- количество взвесей.

Более комплексный анализ  воды водоемов провели в специальной лаборатории в лаборатории «Волжской ГЭС».  Данные систематизировали в таблицу.

Анализ химического состава воды водохранилища.


Водоем


Жесткость воды

мг/дм3


Присутствуют

Механические      примеси

мг/дм3

   

        рН


«Волжская ГЭС»

17 мг/дм3

(высокое, норма до 9)

Са, Мg

(содерж. высокое)


4-5


7

(ср. нейтр.)

Химическая группа, выяснила:

-  вода в водохранилище не проточная;

- местные жители близлежайших дач систематически применяют на своих огородах минеральные удобрения, которые, попадая в водохранилище с грунтовыми водами, способствуют интенсивному росту водной растительности и, следовательно, быстрому накоплению детрита;

- применения ядохимикатов для борьбы с вредителями способствует их накоплению в воде водоема, а именно этой водой производится полив огородов;

- слив бытовых сточных вод и гниющие кучи твердых бытовых отходов по берегам водоема, тоже меняют химический состав воды;

- загрязнения воды бытовыми отходами (пластик, продукты жизнедеятельности) отдыхающих туристов влияют так же на химический состав воды.

Экологическая группа.

Данный предмет в школьной программе отсутствует, в исследовательской работе,  мы использовали справочную и специальную литературу, выяснили:

- что такое стратификация (расслоение);

- определили температурную стратификацию водохранилища;

- в настоящее время вода в водохранилище медленное перемешивание глубинных словев, следовательно, наблюдается и кислородная стратификация;

- что такое сукцессии (последовательная смена биогеоценозов), их причины;

- влияние абиотических и биотических факторов на состояние водохранилища.

Экологическая группа провела  анкетирование, где решили выяснить, как местные жители относятся к водохранилищу.   Были опрошены 34 человека в возрасте от 14 до 78 лет.

Результаты анкетирования жителей микрорайона Шлюзовой

 (ответы жителей района на некоторые вопросы анкеты)

Вопросы

Да %

Нет %

1

Ваше отношение к водохранилищу: положительное или отрицательное?

91

9

2

Оказывает ли водохранилище положительное влияние на окружающую среду?

91

9

3

Нужно ли улучшить экологическое состояние водохранилища

98

2

4

Нужно ли улучшать эстетичный вид водохранилища?

100

0

5

Оказывают ли местные жители влияние на водохранилище?

90

10

6

Нужно ли водохранилище местным жителям?

100

0

Все жители района хотели бы сохранить водохранилище, многие высказывались за очищение берегов, воды,  жители готовы предпринять меры по сохранению водохранилища. Встает закономерный вопрос, какими путями это можно сделать?

Анализируя проделанную работу, ребята предложили следующие мероприятия по сохранению акватории Волжской ГЭС:

- очищение берегов от мусора и установка мусорных контейнеров на расстоянии не ближе 25 метров от воды;

- устройство выгребных ям во дворах дачников;

-  очищение толщи воды от водной растительности;

- внедрение в огородную практику местных жителей способов органического земледелия (правильная обработка почвы, мульчирование, посев сидератов и т.д.), что приведет к уменьшению и даже исключению использования минеральных удобрений и ядохимикатов на участках. Эти вредные вещества не будут попадать в водоем со сточными водами, что уменьшит рост водной растительности, уменьшится скорость накопления детрита, возможно со временем изменится и химический состав воды.

- повышение экологической грамотности населения.

Выяснилось, что главная задача при сохранении водохранилища Волжская ГЭС - привлечь внимание жителей города Тольятти  к нему, к окружающей среде, что возможно лишь преодолев стереотип потребительского отношения к природе.

Проект готовим к представлению на школьной неделе по географии.

Цель использования технологий проблемно- исследовательского обучения на уроках заключается в  интеграции предметов естественного цикла; развитии активного самостоятельного мышления обучающихся;  применении полученных знаний на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии

В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.    В основе идеи лежит принцип ди...

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии

Практическое применение  методов  личностно – ориентированного обучения на уроках географии...

Применение технологии развития критического мышления на уроках географии (статья из журнала)

Все способности человека развиваются в про-цессе деятельности. Это утверждение — ведущийпринцип психологии....

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...