Авторская (радикальная) педагогическая разработка «Природные богатства Братска» программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов
элективный курс (география, 8 класс) на тему
Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Природные богатства Братска» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по предметам естественно-научного цикла и предназначена для обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Программа факультативного курса предназначена для реализации вариативной части школьного компонента учебного плана образовательного учреждения. Авторская педагогическая разработка «Природные богатства Братска» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_pedagogicheskaya_razrabotka_fakultativnogo_kursa_1.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заседание НМС Приказ № ___
МБОУ «СОШ№13» ЭМС МАУ «ЦРО» от «___»___________
Протокол № 1 г. Братска Директор
от «22» ноября 2012 г. Протокол № __от ________ г. МБОУ «СОШ№13»
Зам. директора по НМР Директор МАУ «ЦРО» Чайко В.И.
Грибанова Н.А. _______ Кускова И.Н. _____________ ____________________
Авторская (радикальная)
педагогическая разработка
«Природные богатства Братска»
программа факультативного курса
для учащихся 8-9 классов
Автор разработки творческий коллектив:
Лелекова Людмила Георгиевна,
учитель химии и биологии,
руководитель школьного музея
МБОУ «СОШ№13»,
высшая квалификационная категория
Сыровацкая Ольга Викторовна,
учитель географии,
МБОУ «СОШ№13»,
высшая квалификационная категория
г. Братск,
2012 г.
П А С П О Р Т
авторской радикальной педагогической разработки
I раздел
- Название разработки: «Природные богатства Братска»
- Форма разработки (программа учебного, факультативного, элективного курсов, спецкурса, воспитательная программа, программа дополнительного образования, учебно-методическое пособие, концепция, методические рекомендации): программа факультативного курса
- Образовательная область, учебный предмет: естествознание.
- ФИО авторского коллектива, должность, предмет преподавания, название учреждения, полный адрес ОУ:
Лелекова Людмила Георгиевна, учитель биологии и химии МБОУ «СОШ №13», высшая квалификационная категория,
665712, г. Братск, ул. Гидростроителей, 31
Сыровацкая Ольга Викторовна, учитель географии МБОУ «СОШ №13»,
высшая квалификационная категория,
665712, г. Братск, ул. Гидростроителей, 31
- Группа пользователей (классы, возрастные группы детей, педагоги, родители): программа предназначена для обучающихся 8-9 классов.
- Количество часов на изучение программы (для учебных программ, программ факультативных, элективных, спецкурсов, программ дополнительного образования): 34 часа
- Основа для разработки: федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, биологии и химии
- Главная идея, целевая установка творческой разработки: Изучение курса «Природные богатства Братска» создает условия для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую и проектную деятельность.
II раздел
- Оценка авторской педагогической разработки администрацией школы: авторская программа факультативного курса «Природные богатства Братска», авторского коллектива Лелековой Л.Г., учителя биологии и химии, Сыровацкой О.В., учителя географии разработана в соответствии с содержанием основной образовательной программы школы. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе развития, обобщения и усвоения научных фактов. Работа по программе строится в рамках деятельности краеведческого музея.
- Сфера использования авторской педагогической разработки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: авторская программа «Природные богатства Братска» предназначена для обеспечения вариативной части школьного компонента учебного плана МБОУ «СОШ №13».
III раздел
Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Природные богатства Братска» соответствует требованиям предъявляемым к структуре и содержанию авторской педагогической разработки (Приложение №5 к приказу ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.04 № 1163). Рекомендована к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно-методического совета МАУ “ЦРО» г. Братска от _____ № ___; приказ МАУ «ЦРО» г.Братска «Об утверждении решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г.Братска от _____ №____).
Эксперт
Председатель экспертно-методического
Совета МАУ «ЦРО» г. Братска И.Н.Кускова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Братск достоин широких литературных полотен, глубоко, психологически оправданно вторгающихся во все стороны многократной жизни. Такие полотна на большом, накопленном годами материале отражают фактический смысл происходящего….» В.М. Рудых, краевед |
Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Природные богатства Братска» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по предметам естественно-научного цикла и предназначена для обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Программа факультативного курса предназначена для реализации вариативной части школьного компонента учебного плана образовательного учреждения. Авторская педагогическая разработка «Природные богатства Братска» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа разработана как региональный компонент содержания образования для основного общего образования.
Концепция авторской программы заключается в дополнении содержания образовательных курсов (географии, биологии, химии, истории) на основе изучения геологии, палеонтологии через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии послужат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.
В 2008 году в МБОУ «СОШ №13» муниципального образования
г. Братска был создан геологический музей (Приложение №1), в котором открыты четыре экспозиции: палеонтология, минералогия, полезные ископаемые Иркутской области, выращенные кристаллы. В музее собраны уникальные экспонаты: ископаемые головоногие моллюски, зубы мамонта, зубы лошади, выращенные кристаллы и интересные минералы.
Активом музея создана программа, которая рассчитана на два года и направлена на дальнейшее развитие учебно-научной базы с целью повышения качества образования, общей эрудиции и культурного уровня выпускников.
В рамках программы осуществляются следующие виды работ:
- Создание экспозиций: минералогических, палеонтологической, полезных ископаемых Иркутской области, физика кристаллов.
- Создание медиатеки, включающая статьи, фильмы, исследовательские работы и презентации по минералогии, палеонтологии, геологии (Приложение №2).
- Издательско-краеведческая и лекционная работа, направленная на расширения кругозора выпускников.
- Организация краеведческих экспедиций, сбор материала, экскурсионная работа.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
- Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
- Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
- Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, игр, фестивалей и встреч и научно-практических конференций.
- Общение. Встречи с интересными людьми. Взаимодействие с Иркутским минералогическим музеем, НИИ геологии, геофизики, минерального сырья Восточно–Сибирского научно-исследовательского института; администрацией Корякского автономного округа.
- Отдых. Историко-краеведческие экспедиции.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую и проектную деятельность.
Задачи:
- дать представление учащимся о геологии, палеонтологии, как науки;
- познакомить учащихся с видами полезных ископаемых Иркутской области, палеонтологическими экспонатами и технологией выращивания кристаллов;
- сформировать универсальные учебные действия школьников в направлениях:
поисково-исследовательской краеведческой деятельности,
достижения учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы,
поиска, обработки и применения в практической деятельности геологической информации.
стимулирования участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта и развития установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края,
развить гражданские и патриотические качества ребёнка,
сформировать личностно-ценностное отношение к родному краю,
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, планировать общие способы работы.
Авторская программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, авторская педагогическая разработка содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Содержание курса отражает комплексно-системный подход к родному городу, который позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние города Братска, в их равноправном взаимодействии.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, области, города;
- учет возрастных особенностей учащихся при определении конкретных образовательных и воспитательных задач.
В содержании:
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Факультативный курс интегративен, вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.
- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения многоликого образа нашего города как целостной системы;
- обращение к реалиям повседневной жизни братчан, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению родного города через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), археологические экспедиции и экскурсии.
Структура программы включает: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательная часть, учебно-методическое обеспечение программы, ожидаемые результаты изучения по программе, формы контроля уровня достижений обучающихся, информационное обеспечение, приложения.
Формы, методы, технологии, используемые на уроках.
Программа предполагает проведение групповых занятий с постоянным составом учащихся не менее 15 человек. Она ориентирована на обучающихся 8-9 классов. Достаточным условием зачисления в объединение является желание самого ученика и способность справляться с учебной нагрузкой. Учитывая особенности и содержание работы занятия, занятия можно проводить как со всем составом, так и по звеньям.
Основной формой организации учебного процесса являются групповые и индивидуальные занятия. В ходе преподавания курса используются личностно-ориентированные, интерактивные, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, которые направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Тип занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Наглядные пособия | Продукт, результат |
Введение | ||||||
1. | Город, в котором я живу | 1. | Виртуальное путешествие по Братску | Что мы знаем о нашем городе. Общая характеристика природных особенностей нашего города: климат, рельеф, экология. | Видеофильмы, презентации учащихся о нашем городе. | Вводное тестирование. Сообщения учащихся о достопримечательностях нашего города. |
Палеонтология – наука об ископаемых остатках (4 часа) | ||||||
1/2 | Палеонтология – наука об ископаемых остатках | 1 | Обзорная экскурсия | Что изучают наука палеонтология. Формы сохранности организмов ископаемых остатков, условия их образования. | Экспонаты музея | |
2./3 | Ископаемые остатки организмов | 1 | Лекция | Геохронологическая шкала, продолжительность отдельных периодов и особенности каждого из них. Роль останков в геологической истории Земли с древних времен до наших дней. Ископаемые останки фауны и флоры. Краткая история органического мира.
| Видео фильм, презентация, экспозиция музея, геохронологическая таблица | |
3./4 | Ископаемые остатки организмов | 1 | Практическое занятие | Определять и различать формы сохранности организмов. | Раздаточный материал | Описание палеонтологических остатков живых организмов. |
4./5 | Палеонтологические находки Братского водохранилища | 1 | Практическое занятие | Моллюски Братского района. | Раздаточный материал | Описание моллюсков Братского района. Изготовление наглядных пособий. |
Природные ресурсы Братска (4 часа) | ||||||
1./6 | История создания Братского водохранилища. | 1 | проект | Знать историю создания Братского водохранилища, его размеры, хозяйственное использование, экологические проблемы. | Видеофильм, презентация | Проектная работа |
2./7 | Братская ГЭС – жемчужина Сибири | 1 | Экскурсия на ГЭС | Знать об основных этапах строительства ГЭС, известных людях, построивших гидроэлектростанцию. | Презентация, видеофильм | Встреча со строителями Братской ГЭС. |
3./8 | Лесные ресурсы и проблемы их освоения | 1 | Лекция | Знать о лесных богатствах, использование лесов, лесовосстановление, охрана лесов от пожаров. | Изучение литературы, СМИ, просмотр видеофильмов. | |
4./9 | Рекреационные ресурсы Братского района. | 1 | Иметь представление о свойствах минеральных источников санатория «Братское взморье». Лечебные свойства минеральной воды. Сравнение источников Братска, Бурятии и Китая. | Экскурсия в санаторий «Братское взморье» | Проект «Минеральные источники водолечебниц Братского взморья, Хакусов и Китая». | |
Полезные ископаемые Братского района (8 часов) | ||||||
1./11 | Богат ли Братский район полезными ископаемыми? | 1 | лекция | Познакомиться с историей использования полезных ископаемых нашими предками. Геологическими исследованиями 19 -21 веков. | Образцы минералов Портреты И. И. Воротникова, А. Л. Чекановского, В. В. Рябикова, А. Е. Ферсмана | Биографии И. И. Воротникова, А. Л. Чекановского, В. В. Рябикова, А. Е. Ферсмана |
2 -3/13 | Железные руды Приангарья. Николаевский завод. | 2 | Изучение исторической литературы | Краснояровское месторождение железной руды и проблемы его использования. История Николаевского завода. | Раздаточный материал, портреты первооткрывателей, фотографии Николаевского завода | Проект «Николаевский завод» |
4./14 | Братское газоконденсатное месторождение | 1 | Лекция | Знать о составе газа, запасах и добычи Братского газоконденсатного месторождения, его значении и использование в городе Братске. | Презентации | Проект «Братское газоконденсатное месторождение» |
5./15 | Алюминиевая промышленность нашего края. | 1 | Лекция | Знать о развитии алюминиевой промышленности города, продукции заводов, экологических проблемах. | Презентация, коллекции, фотографии, буклеты | |
6./16 | Экскурсия на Братский алюминиевый завод | 1 | Экскурсия | Познакомится с производством, профессиями, которые требуются на этом заводе. | Экскурсия (виртуальная) | Составление рекламного проспекта «Алюминиевая промышленность города Братска» |
7./17 | Братский лесопромышленный комплекс – центр развития лесной промышленности. | 1 | Лекция | История развития БЛПК, технология, экологические проблемы, продукция завода | Презентация, коллекции, фотографии, буклеты | |
8./18 | Братский лесопромышленный комплекс | 1 | Экскурсия | Познакомится с производством, профессиями, которые требуются на этом заводе. | Экскурсия (виртуальная) | Составление рекламного проспекта |
Выращиванию кристаллов. (6 часов) | ||||||
1./19 | Кристаллическое строение минералов | 1 | Лекция | Кристаллическое и аморфное строение веществ, типы кристаллических решеток, свойства кристаллов, как растут кристаллы. | Таблицы, портрет Ферсмана | |
2./20 | Методика выращивания кристаллов (Приложение №3). | 1 | Лекция | Знать способы выращивания кристаллов. | Экспонаты музея, раздаточный материал, презентация | |
3-4/22 | Выращивание кристаллов | 2 | Практическое занятие | Уметь выращивать кристаллы. | Соли различных металлов, стеклянная посуда, бесцветный лак, методичка по выращиванию кристаллов. | Создание наглядных пособий. |
5./23 | «Чарующий мир кристалла» | 2 | Открытое мероприятие | Выставка кристаллов, экспонаты музея, презентация | ||
Богатство недр Сибири (9 часов) | ||||||
1./24 | Чарующий чароит | 1 | Лекция | Знать о свойствах, месторождении и применении чароита. | Экспонаты музея, презентации | Составление буклета «Полезные свойства самоцветов Сибири» |
2./25 | Кварц | 1 | Лекция | Знать о свойствах, месторождениях и применении кварца, его разновидностях. | Экспонаты музея, презентации | |
3./26 | Удивительный мир кварца | 1 | Открытое мероприятие | Знать о разновидностях кварца, их свойствах и применении, о месторождениях соединений кварца в Иркутской области. | Экспонаты музея, презентации | |
4./27 | Лазурит, нефрит | 1 | Лекция | Знать о свойствах, месторождениях и применении лазурита и нефрита | Экспонаты музея, презентации | |
5./28 | Яшма, гранаты | 1 | Лекция | Знать о свойствах, месторождении и применении яшмы и гранатов, их разновидностях | Экспонаты музея, презентации | |
6/29 | Углеводородное сырьё Иркутской области | 1 | Лекция | Знать о месторождениях углеводородного сырья, его запасах и значении для развития нашего края | Экспонаты музея, презентации | |
7/30 | Иркутский государственный минералогический музей имени В.В. Сидорова | 1 | Виртуальная экскурсия | Знать историю создания музея, познакомиться с его экспонатами, научной работой музея | Презентация | Рекламные проспекты о музеях для жителей России |
8./31 | Байкальский музей ИНЦ СО РАН | 1 | Виртуальная экскурсия | Знать историю создания музея, познакомиться с его экспонатами, научной работой музея | Презентации, видеофильм | |
9./32 | Экскурсия в геологический музей Братского технического государственного университета. | 2 | Экскурсия | Знать историю создания музея, познакомиться с его экспонатами, научной работой музея | Экскурсия | |
Итоговая конференция (2часа) | ||||||
1./33 | Подготовка рефератов, наглядных пособий, презентаций | 1 | Практическое занятие | Уметь изготавливать наглядные пособия, писать рефераты и создавать презентации | Рефераты, презентации, наглядные пособия | Итоговое тестирование: «Что мы знаем о родном крае» |
2 /34 | «Богатство родного города» | 2 | конференция | Уметь увлекательно и доступно рассказать о проделанной работе | Рефераты, презентации, наглядные пособия | Итоговая научно-практическая конференция |
Содержание курса
- Введение – 1 час
Город, в котором я живу.
Цели, задачи, содержание работы факультативного курса. Что такое минералогия, кристаллография, геология, палеонтология. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Общая характеристика природных, культурных памятников нашего города. Виртуальное путешествие по Братску
Вводное тестирование по проверке уровня знаний учащихся по курсу «Что мы знаем о родном крае»
- Палеонтология – наука об ископаемых остатках – 4 часов
История создания школьного музея. Обзорная экскурсия по музею.
История создания «Школы выживания Русь». Обзор маршрутов историко-краеведческих экспедиций. Просмотр видеофильма «Палеонтологические находки Братского района». Раздел палеонтологии. Геохронологическая шкала, продолжительность отдельных периодов и особенности каждого из них. Роль останков в геологической истории Земли с древних времен до наших дней. Ископаемые останки фауны. Моллюски Братского района. Формы сохранности организмов, краткая история органического мира.
Экскурсии. 1. Обзорная экскурсия по школьному музею
Практические занятия: 1. Формы сохранности организмов ископаемых остатков, условия их образования, знакомство с геохронологической таблицей.
2. Моллюски Братского района. Изготовление наглядных пособий.
2. Природные ресурсы Братска (4 часа)
История создания Братского водохранилища, его размеры, хозяйственное использование, экологические проблемы. Братская ГЭС – жемчужина Сибири. Основные этапы строительства Братской ГЭС , первостроители гидроэлектростанции. Братская ГЭС сегодня.
Лесные ресурсы нашего края и проблемы их освоения , использование лесных богатств, лесовосстановление, охрана лесов от пожаров.
Рекреационные ресурсы Братского района. Лечебные свойства минеральных источников санатория «Братское взморье».. Сравнение источников Братска, Бурятии и Китая.
Экскурсии 1. Санаторий «Братское взморье»
2. Братская ГЭС
3. Полезные ископаемые Братского района (8 часов)
История использования полезных ископаемых нашими предками. Геологическими исследованиями 19 -21 веков. Биографии И. И. Воротникова, А. Л. Чекановского, В. В. Рябикова, А. Е. Ферсмана. Железные руды Приангарья. Разведанные и подготовленные к промышленному освоению запасы железных руд области. Месторождения железных руд Ангаро-Илимской провинции. Содержание железа в руде. История развития металлургии в Братске. История Николаевского завода. Проблемы и перспективы развития Краснояровского месторождения. Приложение №4
Братское Газоконденсатное месторождение. история его открытия, запасы месторождения, его применение в топливной промышленности. Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов. Запасы и месторождения гелия. Братск - первый населенный пункт, потребитель природного газа. Протяженность первой очереди газопровода. Строительство газопровода «Братское ГКМ — Братск», «Осиновка» — п. Зяба и ГРС «Осиновка» — п. Гидростроитель, их протяженность.
История развития алюминевой промышленности в городе, строительство БРАЗа. Основная продукция завода - чушки, крупногабаритные слитки для проката, алюминиевая катанка,
Братский лесопромышленный комплекс – центр развития лесной промышленности. История развития БЛПК, технология, экологические проблемы, продукция завода
Экскурсии. 1.Алюминевый завод.
2.Лесопромышленный комплекс
Выращивание кристаллов. (6 часов)
Кристаллическое и аморфное строение веществ, типы кристаллических решеток, свойства кристаллов, как растут кристаллы. Методика и способы выращивания кристаллов
Практические занятия. 1. Выращивание кристаллов из различных солей
2. Изготовление наглядных пособий.
Открытое мероприятие «Чарующий мир кристалла»
Богатство недр Сибири (9 часов)
Самоцветное сырье Сибири: кварц, чароит, лазурит, нефрит, гранаты, яшма (свойства минералов, их месторождения, происхождение, применение). Углеводородное сырьё Иркутской области, месторождениях углеводородного сырья, его запасах и значении для развития нашего края.
Иркутский государственный минералогический музей имени В.В. Сидорова. Байкальский музей ИНЦ СО РАН. Геологический музей БрГТУ, История создания музеев, знакомство с их экспонатами, научной работой этих музеев.
Отрытое мероприятие. «Удивительный мир кварца»
Экскурсии 1.Виртуальные
а) Иркутский государственный минералогический музей имени В.В. Сидорова.
б) Байкальский музей ИНЦ СО РАН
2. Геологический музей БрГТУ
- Итоговая конференция – 2 часа
Подготовка рефератов наглядных пособий, презентаций. Проведение конференции.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения факультативного курса выпускники основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
По окончании курса обучающийся:
получит знания о полезных ископаемых города Братска, о палеонтологических находках и методиках выращивания кристаллов;
научится:
процессу поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- объяснять возможности экономической зоны Братска в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития Иркутской области.
- создавать собственные тексты и устные сообщения о минералогических и палеонтологических находках Братского района на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- оценивать различные районы с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме проблемных вопросов);
- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
- Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
- Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
- Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
- Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
- Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
- лекции;
- экскурсии;
- консультации;
- киносеансы;
- встречи с интересными людьми;
- краеведческие игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школьных музеев и музеев города и области;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
ЗА УСВОЕНИЕМ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОГРАММЫ
Методы контроля знаний | Средства контроля знаний |
Итоговые тестовые самостоятельные работы; Фронтальный и индивидуальный опрос; Отчеты по практическим и лабораторным работам; Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов) Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий. | Групповая Индивидуальная Фронтальная |
Итоговой формой контроля – является научно-практическая конференция.
Образовательный продукт: создание медиатеки, видеофильмов, сборник презентаций «Богатства недр Братска», сборник тематических экскурсий, методическое пособие по выращиванию кристаллов, сборник научно-исследовательских работ, изготовление раздаточного материала для уроков и внеклассных занятий.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Астафуров В.И., Бусев А.И. Строение вещества – М.: Просвещение, 1977.
- Воскресенский П.И. Химия – помощница юного геолога. – М.: Просвещение, 1966.
- Гоникман Э.И. Ваш талисман. (О целебных свойствах драгоценных камней). – Минск:Центр народной медицины «Сантана», 1991.
- Доброволоский В.В. Химия земли. – М.: Просвещение, 1980.
- Жемчужников Ю. Гор. Г. Каменный уголь. – М.: Просвещение, 1956.
- Инженерная геология. Горные породы и их применение в строительстве, архитектуре и искусстве: Учебное пособие /В.Г. Иванов. – Братск: БрИИ, 1996.
- Кузнецов С.С. Как читают историю Земли. – Л. Недра, 1973.
- Куликов Б.Ф., Буканов В.В. Словарь камней-самоцветов. – 2-е изд., перереб. и доп. –Л.: Недра, 1988.
- Лебединский В.И. В удивительном мире камней. – Л.: Недра, 1978.
- Малахов А.А. Сокровища планеты Земля. – М.: Знание, 1968.
- Минералы и горные породы СССР. Отв. Ред. А.И. Гинзбург. – М.: Мысль, 1970.
- Минералы и их применение в строительстве, архитектуре и искусстве: Учебное пособие /В.Г. Иванов. – Братск: БрИИ, 1995.
- Обручев В.А. Занимательная геология. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
- Природопользование: Проб учеб для 10-11 кл. профильных школ/Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1995.
- Пичугин Б.В. Изучение геологии в средней школе (из опыта работы). М.: Просвещение, 1977.
- Рассказы о металлургии. – М.: Металлургия, 1979.
- Ружичка Б., Дитталер К. О чем рассказывают окаменелости. – М.: Наука, 1966.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995.
- Тихомирова М. Литовское золото. – Вильнюс: Вага, 1973.
- Ферсман А.Е. Очерки по минералогии и геохимии. – М.: Наука, 1977.
- Ферсман А.Е. Путешествие за камнем. – М.: Просвещение, 1956.
- Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. – Л. Дет.изд., 1957.
- Флоренсов В.А. Происхождение и развитие жизни на земле. – Иркутское книжное издательство, 1955.
- Формозов А.А. Памятники первобытного искусства. – М.: наука, 1966.
- Царь камней. – М.: Дет. лит., 1979.
- ЮргенсонГ.А. Каменная радуга. – В-Сиб. изд., Иркутск, 1980
- Здорик Т. Семь чудес кальцита//Ю.Н. – 1999 № 12, с.37.
- Здорик Т. Бирюзовые тени снегов// Ю.Н. – 1995 №12. с.39.
- Камни-талисманы. Звягинцев Л. – Аметист.// Наука и религия. – 1994 № 2. с. 35.
- Камни-талисманы. Звягинцев Л. – Гранат.// Наука и религия. – 1994 с. 15.
- Камни-талисманы. Звягинцев Л. – Яшма.// Наука и религия. – 1994 № 3. с. 57.
- Лазурь осенняя (лазурит, сапфир). Твой талисман.// Ю.Н. 1995 №9 с. 37.
- Михайлова И. Камни-чародеи: о «чудодейственной» силе камней.//Родина.- 2006 №3 с. 71.
- Примочкин Б. Российская шкатулка драгоценностей о Горхране Р.Ф.// Дом. Лицей. – 2002 №1, с.106.
- Бояркин В.М. География Иркутской области. - Иркутск, 2000 г.
- Рудых В.М. Заводы двух эпох Братск. – Братск, 1992 г.
- Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. - Ленинград, 1978 г.
- Рудых В.М. Город Братск. - Восточно-Сибирское издательство, 1968 г.
- Архивы Братского государственного объединенного музея
- Газета «Субботка» № 117 от 18 июня 1988 г.
- Образовательные ресурсы Интернет сети.
- Газета «Красное Знамя», № 98 от 20 июня 1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...
Авторская программа, факультативный курс для учащихся 5-9 классов " Культура здоровья"
факультативный курс для учащихся 5-9 классовТезисы...
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...
Программа факультативного курса учащихся 10 - 11 классов «Избранные вопросы к подготовке ЕГЭ по математике»
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности ка...