План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Глотова Нина Константиновна

 

Цель: сформировать у  учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_gory.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока    по географии (8 класс)

на тему:  «Человек и горы».

                                                                               Урок разработал:  учитель географии        

МОУ «СОШ № 81»  Глотова Нина Константиновна

Учебник: Алексеев А.И. «География России. Природа и население» 8 класс

Цель: сформировать у  учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах.

Задачи:

*определить основные направления хозяйственной деятельности человека в горах;

*выяснить влияния хозяйственной деятельности человека на природу гор;

*объяснить хрупкость природного равновесия в горах;

*углубить знания учащихся о влиянии климатических условий гор на образ жизни и здоровье человека;

*закрепить умения и навыки пользования различными источниками информации; *продолжать усовершенствовать навыки работы с контурной картой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: физическая карта России,  карта России  «Природные зоны и биологические ресурсы Росси», контурная карта России.

                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Класс делится на  3 группы.

  1. Повторение ранее изучение  материала

          На прошлом уроке мы познакомились с особенностями природы  гор России и выяснили причины изменения  природных зон в горах. Для того чтобы вспомнить, основные моменты прошлого урока ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 

-Как меняются климатические условия при подъеме в горы? (температура понижается с каждым километром на 6 градусов Цельсия, давление понижается на 1 мм ртутного столба на каждые 10,5 метра, увеличивается количество осадков, характерны перепады температур, возможно усиление ветра)

-Что такое высотная поясность, от чего зависит количество высотных поясов в горах? (это закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом горы, количество поясов зависит от географического положения гор, от высоты гор, экспозиции склонов и удаленности от океанов )

-Для каких горных систем России характерно наибольшее количество высотных поясов? (больше всего высотных поясов в Кавказских, Алтайских  горах)

Задание .Необходимо выстроить в правильной последовательности природные пояса Кавказских гор(задание выполняет один ученик у доски, из заранее приготовленных карточек).

Ответ:

-Нивальный пояс

-Альпийские луга

-Субальпийские луга с участками березового криволесья и зарослей рододендрона

-Хвойные еловые и пихтовые леса

-Широколиственные буковые леса

-Широколиственные дубовые леса

-Дубовая лесостепь

-Степи

    В прошлой теме мы познакомились с новыми понятиями, дайте определение этим понятиям.

      * Фен (теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины)

      * Бора (сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую сторону теплый и менее плотный воздух)

       * Гольцы (горы, лишенные растительности или с редкой моховой, травяной или кустарниковой растительностью)  

       *Альпийские луга (расположены выше субальпийских, для них характерны низкие многолетние травы, заросли кустарничков).

       *Субальпийские луга (это луга со сплошным травяным покровом, нередко высоким (до 2-2,5м.), низкорослыми кустарниками, криволесьем и редколесьем (сосна, кедровый стланик))                    

       *Эндемики (виды, роды, семейства растений и животных, область распространения которых очень ограничена)        

 

  1. Изучение нового материала.

Горы, как магнит, с древнейших времен притягивали человека. Многие ученые считают горы колыбелью человечества. Во всяком случае, засыпанные вулканическим пеплом останки предков человека найдены в ущелье недалеко от горы Килиманджаро в Африке. А самые древние следы пребывания первобытного человека на территории России найдены в горах – на Алтае и на Кавказе. Человеку, особенно первобытному, полностью зависящему от условий природной среды, в горах легче было пережить последствия неблагоприятных времен.

Как же сейчас люди живут в горах, что хотел бы «получить» современный человек от гор и каким образом человек воздействует на природу гор.

На эти и другие вопросы мы с вами должны найти ответы на сегодняшнем уроке.

Давайте запишем тему урока: «Человек и горы»

А. Виды хозяйственной деятельности в горах.

 Ориентируясь на карту природно - хозяйственные зоны России ( уч. Алексеев, стр. 150-151) ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Какие виды хозяйственной деятельности могут встречаться в горах?

Ответ.

                     Основные виды хозяйственной деятельности в горах.

        I                         II                                                III        

Сельское хозяйство                        Добыча                                         Рекреационная

              полезных ископаемых        деятельность

(запись в тетрадь)

Классу предлагается разделится на группы. Каждая группа должна рассмотреть один из видов деятельности  и на контурной карте России, с помощью условных знаков, нанести районы распространения данного вида деятельности. В группе выбирается эксперт по данному вопросу и картограф, который на контурной карте обозначает районы распространения данной деятельности.  

Каждой группе предлагается примерный план ответа:

- общая характеристика данного вида деятельности.

- в каких горах может осуществляться данный вид хозяйственной деятельности;

- как данный вид хозяйственной деятельности влияет на природные ландшафты гор.  

Пока группы готовятся давать свой ответ, один из учащихся подписывает на контурной карте основные горные системы России.

Примерные ответы учащихся.

Группа №1. Сельскохозяйственная деятельность.

В сельском хозяйстве можно выделить два направления: земледелие (растениеводство)  и животноводство. Это одни из самых древних видов хоз. деят-ти.

 Основным направление в сельском хозяйстве горных областей  будет   пастбищное  животноводство, чаще всего овцеводство, реже коневодство и разведение крупного рогатого скота.

Данная деятельность может осуществляться в горах с достаточной кормовой базой, и благоприятными климатическими условиями для данных животных (отсутствие отрицательных температур), отсутствие опасных стихийных природных явлений.  

Мы определили, пастбищное животноводство может развиваться на Кавказе, Алтае,  Урале, в   горах  Южной Сибири, горных  системах  Дальнего Востока.

Умеренный выпас скота, при чередовании  пастбищ, существенные изменения горных ландшафтов не приносит. Но при чрезмерном выпасе скота на одном месте конечно приводит к вытаптыванию почвы и ее деградации.

 Второстепенным направлением сельского хозяйства в горных районах     будет растениеводство.

В горах при оптимальных климатических условиях можно выращивать  такие культуры как: чай, цитрусовые,  виноград, табак, в предгорье возможного выращивать злаковые культуры и другие. Растениеводство будет, прежде всего, распространено в горных системах юга России, в первую очередь на Кавказе, Южном Урале и Алтае, возможно также земледелие на юге гор Дальнего Востока. Из-за значительной крутизны и расчлененности  склонов земледельческое освоение гор не получило сплошного распространения.

Дополнение учителя. В горных  сосредоточена пятая часть оленьих пастбищ России.  В горах меньше гнуса, мошки и оводов.

Многочисленные исследования последнего времени подтвердили выводы выдающегося русского ученого Н. И. Вавилого о том, что горы явились центрами видообразования культурных растений и домашних животных. Именно в горах в диком состоянии росли злаковые и плодовые культуры, паслись стада диких коз и баранов, быков и кабанов.

К тому же  в горных районах многие с/х культуры  быстрее растут и достигают больших размеров , этому способствует повышенная солнечная радиация, достаточное увлажнение и отсутствие засух.

 

Группа № 2.Добыча полезных ископаемых.

Горные районы в тектоническом плане – это горно-складчатые образования, которые богаты разнообразными горными породами магматического и метаморфического происхождения. Поэтому на карте можно обозначить все крупные горные системы  России. Но самими яркими примерами могут служить Уральские горы, Кавказ,  Алтай и другие горы Юга Россиии. В этих же горных системах главным образом и ведется добыча полезных  ископаемых.  

Данный вид деятельности сильнее всего влияет  на природные ландшафты гор, потому-то что горные ландшафты невозможно восстановить.  

 

Группа №3. Рекреационная деятельность.

Рекреационная деятельность- деятельность человека, направленная на создание мест отдыха.  

Горные районы издавна привлекали туристов своей красотой, высотой и неизвестностью. В горах туристы могут заниматься альпинизмом и горными лыжами, экстремальными видами спорта. В некоторых районах открыли источники минеральных  и геотермальных вод. Здесь туристов привлекает возможность подлечиться и отдохнуть. Самые знаменитые места отдыха находятся  

на Кавказе и Алтае. Туризм возможен и других горах, но не для массового посещения, т.к. там не созданы условия для этого. Уникальным местом можно назвать п-ов  Камчатка, т.к нигде в России нет больше долины гейзеров.

Если при различных видах отдыха соблюдаются все правила поведения в природе, то такой вид деятельности не нанесет большого вреда природе.

Б. Влияние природных условий на жизнь человека в горах.

Мы с вами выяснили, что человек ведет активную жизнь в горах.

Вопрос: Но так ли беззаботна жизнь человека в горах?

Ответ. В горах жизнь людей находится под постоянной угрозой. Чаще всего в горах происходят такие процессы как: землетрясения, сход снежных лавин, сели.

К тому же в горах люди находятся в большей изоляции, чем люди, живущие на равнинах. Горные тропы и дороги порой бывают совсем недоступны.

Вопрос: Что такое сели, снежные лавины?  ( Сели - водно-грязевые потоки; снежнее лавины – сход огромного количества снега с вершины горы)

Вопрос: С какими проблемами может столкнуться человек при переезде с равнинных территорий в предгорные и горные районы.

Ответ: Головокружение, изменение давления и нарушения  работы сердца .

Поэтому в горах живут очень сильные и крепкие духом люди, кт. могут жить в таких суровых условиях.

4.Закрепление изученного материала.

Итак мы с вами выяснили какую хозяйственную деятельность осуществляет человек в горах  и на основе ваших ответов составили карту.

Вопрос: Какие виды хозяйствен. деятельности осуществляются в горах, какие оказывают наибольшее влияние, а какие наименьшее.

Вопрос: Кому может пригодится информация нанесенная нами на контурную карту? Ответ.

  1. Туристы                  
  2. учащиеся школ
  3. служба МЧС
  4. экологи и др.

Вопрос: Какие горы на сегодняшний момент в наибольшей степени подвержены влиянию хозяйственной деятельности человека (Кавказкие, Алтайские и Уральские горы ).

Вопрос: Какие горы в наименьшей степени подвержены влиянию хоз. деят-ти человека? (горы северо-востока России, северный Урал, горы Южной Сибири и др.).

Вопрос: Северный Кавказ отличается достаточно высокой плотностью населения и многонациональным составом. Как вы думаете, почему?

Вопрос: Почему горные ландшафты являются нестабильными и неустойчивыми?

Вопрос: Какие стихийные природные явления встречаются в горах?

Задание. Нанесите на контурную карту основные виды деятельности человека в горах в России.

5.Домашнее задание.

& 34, ответить на вопросы 1-3(устно)

заполнение контурной карты до конца, стр. 8-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе по теме "Человек на Африканском пространстве"

Урок по УМК "Сферы". Форма урока- виртуальная экспедиция....

Презентация к уроку географии 8 класс на тему "Человек и природа"

Презентация к урокам географии 8 кл. "Природа и человек"...

План конспект по географии 6 класс

План – конспект урока по географии Тема урока: « Почва. Человек и почвы»Класс:  6 Цели:1. Создать условия для формирования у обучающихся знаний о почве, как особом при...

Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .

Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....