Деловая игра
статья по географии по теме

Колганова Людмила Михайловна

Деловая игра - особенности, организация и проведение, методика и построение, этапы подготовки, проведения, анализа. Резудбтативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

           

Методические особенности деловой игры.

1 Деловая игра органично сочетает формы игрового сознания с действительностью и тем самым стимулирует творческую активность учащихся. При составлении сценария необходимо его игровые моменты связать с реальными жизненными ситуациями, что способствует реализации теоретического материала в сфере его практического применения.

Задача учителя заключается в том, чтобы сделать ведущими в подготовке деловой игры познавательные мотивы учащихся, развивающие их познавательный интерес к процессу игровой учебной деятельности.

2 учебная деловая игра основывается на коллективном характере деятельности учащихся, объединенных в игровые группы или команды. В процессе проведения деловой игры происходит обмен информацией, её анализ и оценка, сталкиваются различные мнения, позиции, убеждения, точки зрения. Именно в приобщении к коллективной мыслительной деятельности, когда формируются новые знания, умения, навыки, убеждения и состоит основная методическая ценность деловой игры.

3 Важнейшим методическим условием деловой игры является включение в её содержание элементов информационной новизны, которая стимулирует у учащихся познавательный интерес и познавательную активность, на основе которых формируется творческая самостоятельность учащихся.

4 Результативность деловой игры - важнейшее методическое условие её проведения. В системе традиционных уроков формируется определённый уровень знаний учащихся, а в процессе проведения деловой игры учащиеся должны перейти на новый качественный уровень и ощутить результаты приобретённых знаний.

5 В процессе подготовки и проведения деловой игры каждый участник проявляет себя в определенной ролевой деятельности, причем он должен действовать "как в жизни", уметь подчинять свой интерес интересу коллектива и обеспечить свой личный вклад в достижение общей цели, а все это обеспечивает не только решение образовательных и развивающих задач, но и решает громадную воспитательную функцию.

Организация и проведение деловой игры  

Этап подготовки:

      Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Тема, предлагаемая для деловой игры, должна быть актуальна, иметь большой практический выход, нести определенную информационную новизну и быть интересна для участников игры.

      Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

 Этап проведения:

       Процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.

Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально - психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

     Структура деловой игры включает:

1 Ознакомление участников с правилами деловой игры.

2 Выдача учителем исходных данных деловой игры

3 Распределение участников деловой игры по группам и ролям.

4 Оценка и изучение общего положения раскрываемого содержания( производственной, экологической ситуации и т.д.)

5 Задания для I, II, III групп и т.д.

6 Поиск недостающей информации, необходимой для выработки решения.

7 Принятие решений I, II, III группами и т.д.

8 Оценка решений каждой группой, защита принятых решений группой, количественная оценка деятельности группы.

9 Общее обсуждение итогов игры, подсчет баллов, награждение победителей.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

       Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

                         Методика построения деловой игры.

     Учебные деловые игры - это конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством учителя реализуются задачи образования личности обучаемого в тесной связи с её воспитанием и развитием. В ней сливаются воедино преподавание и обучение. Учебная деловая игра реализуется с помощью различных методических приёмов. Можно выделить следующие: рассказ, беседа, звуковоспроизведение, показ иллюстраций, схем, показ практических заданий, дискуссии, диспуты, занимательные и проблемные ситуации, эмоциональные переживания. Успешному проведению деловой игры служат технические средства обучения, периодическая научная и научно - популярная литература, иллюстративный материал и т.д. В настоящее время деловая игра рассматривается как составной элемент проблемного обучения, связывающий воедино теоретические знания с практической их реализацией в народном хозяйстве, которая помогает учащимся научиться "конструировать" или "моделировать" различные ситуации и адаптироваться к ним.

    Особенно большой интерес к этим видам уроков возрос с переходом школы на альтернативное преподавание. А.С.Макаренко писал, что "игра имеет важное значение в трудовом воспитании ребенка. Каков ребёнок в игре, - утверждал он, - таков он во многом будет и в работе, когда вырастет. И вся история отдельного человека, как деятеля и как работника, может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу. Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли. Эти слова А.С.Макаренко можно отнести и к организации мыслительной деятельности учащихся в процессе подготовки и проведения деловой игры.

                                                      Этап подготовки.

                  разработка игры                                       ввод в игру

разработка сценария                                               постановка проблемы, целей

план деловой игры                                                   условия, инструктаж

общее описание игры                                              регламент, правила

содержание инструктажа                                         распределение ролей

подготовка материального                                      формирование групп

обеспечения                                                                                                          

                                                                                              консультации    

                                                    Этап проведения.

групповая работа над заданием                                   межгрупповая дискуссия

работа с источниками                                                        выступления групп

тренинг                                                                                  защита результатов

мозговой штурм                                                                                      правила дискуссии

работа с игротехником                                                                              работа экспертов

                                              Этап анализа и обобщения

                  вывод из игры

                              анализ, рефлексия

                                            оценка и самооценка работы

                                                                       выводы и обобщения

                                                                                               рекомендации

                              Методическая результативность деловой игры.

1 Деловая игра стимулирует познавательный интерес учащихся, активизирует их познавательную деятельность и развивает их творческий потенциал.

2 Деловая игра формирует у учащихся положительные мотивы к усвоению учебной информации, мобилизует волю и развивает самостоятельность.

3 Деловая игра помогает учащимся осознать теоретическую и практическую значимость географии как науки, определить её место в исследовании географической оболочки и развитии народного хозяйства, помогает осознать место человека в функционировании биосферы и его зависимость от окружающей среды.

4 Деловая игра как коллективная форма учебной деятельности стимулирует индивидуализацию обучения, способствует реализации дифференцированного подхода в обучении географии.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »

Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"

Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....