Главные вкладки

    Урок "Экономико-географическая характеристика Японии"
    методическая разработка по географии (10 класс) по теме

    Литвинова Светлана Витальевна

    Урок с элементами самообразовательной компетенции учащихся. В данном уроке показана работа в группах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Урок за технологією особистісно-орієнтованого навчання з елементами                                      

                             формування самоосвітньої компетенції учнів

                                                     

                                                           С.В.Литвинова, ЗОШ I-III ступенів №6 Димитровської

                                                           міської ради Донецької області

    Тема:  Экономико-географическая характеристика Японии. 10 класс

    Цель:  Формировать систему знаний о специфике японской  истории и культуры, об

               особенностях  ЭГП, природно-ресурсного потенциала и основные черты

               современного состояния и развития экономики страны.

                Развивать навыки самообразовательной деятельности учащихся.

                Воспитывать уважение к японским национальным этическим нормам.                                          

    Оборудование:  тематические карты, таблицы, диаграммы, символика Японии, словарики  

               японских терминов, компьютерные диски, музыкальное оформление.

                                                      Ход урока

     I. Организационный момент

    II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

    1. «Приваблива мета»

    1. Сегодня мы побываем в стране, которую называют очень странно – «Страна  наоборот».
    2. И для этого есть все основания.
    3. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине  с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
    4. Что же это за страна? Как ее называют? (Япония, страна восходящего солнца)

    2. Чтение стихотворения

                Здесь не школа, здесь не класс-

                Здесь Япония у нас.

                Каждый из гостей сидящих-

                Тут на Японском островке,

                Знает, нет здесь украинцев настоящих,-

                Все они в другой стране.

                Мы «японцы» хоть куда,

                Рассказать нам ерунда

                Про религию, про быт,

                И про спорт, и про прикид.

    3. «Приваблива мета»

    -  Очень часто в литературе мы встречаем выражение «японское экономическое чудо». Так вот, приоткрыть завесу загадочного «японского чуда», познакомиться с необычными  для нас традициями нам предстоит на этом уроке.

    - С желанием  расширить представление о далекой стране, узнать  ее прошлое и настоящее, самое интересное  из жизни японцев, мы отправляемся в путь с вами, дорогие ребята.

    - Рассказать о Японии нелегко. Одна индийская притча гласит: « Учитель предложил ученику описать комнату. Но комната была пуста, а в сосуде плавала лишь одна маленькая рыбка. За три часа ученик написал три страницы. Но учитель отверг работу, сказав, что об одной этой рыбке он мог бы писать всю жизнь».

    - Сколько же можно написать и рассказать о Японии? Безмерно много. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут микрогрупы учащихся, которые исследовали определенные стороны жизни Японии.

     

                                                                             Скажи мне – и я забуду;

                                                                             Покажи мне – и я запомню;

                                                                             Дай мне действовать самостоятельно – и я

                                                                             научусь.

                                                                                          (древнекитайская мудрость)

    - Каждый из вас действовал самостоятельно, и сегодня вы покажете результат свого труда.

    III. Изучение нового материала.

    1. Дискуссионная сетка

    1. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Есть ли польза мне, как гражданину Украины, и моему государству в изучении Японии?
    2. Выберите вариант ответа:

                                        -да;

                                        -нет;

                                        -не знаю.

    - При подведении итогов урока мы попробуем обосновать выбор вашого варианта ответа.

    2. Ассоциации

    1. Перед вами написано слово «Япония».
    2. Назовите все, что связано в ваших мыслях с Японией.

    3. Работа со словарем терминов

    1. Найдите определения этих слов.

    4. «Удивляй!»

    1. Япония за несколько десятилетий превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать и удержать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира –США та Западной Европе.

          Но Япония – это не только «экономическое чудо», это страна древнейшей высокоразвитой цивилизации, чьи традиции зачастую совершенно непонятны европейцу.

    1. Англичанка Элиза Скидмор в книге «Дни рикши в Японии» написала: «Япония – загадка нашого века, японцы- это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окруженцем они столь живописны, театральны и

     артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир – как бы сцена, на которой они играют».  

    5.  Работа группы «Лингвисты, политики»

    1. Каково же название страны? Состав территории? 
    2. Назвите особенности ЭГП и ГПП Японии. Какое влияние на экономическое  развитие страны они оказали?

    6.  Работа группы «Историки»

            

    -А сейчас совершим небольшой экскурс в прошлое Японии, что позволит нам узнать о тех политических и экономических предпосылках, которые обусловили успешное развитие Японии.

    7.  Работа группы «Этнографы»

         - Группа этнографов познакомит нас с особенностями населения страны. Ведь от удельного веса экономически активного населения и характера  его занятости во многом зависит уровень социально- экономического развития страны. Слушая все сообщения этнографов, выделите и запишите в тетради, какие главные черты, присущие японскому народу, способствовали неуклонному экономическому росту Японии.

       - Нас познакомили с официальной Японией, дали исчерпывающую справку. А сейчас мы познакомимся с неофициальной Японией – ребята расскажут о населении, жизни и быте жителей Японии.

       - В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплоченный коллектив со сторогим соподчинением членов- иерархий. Даже при росте индивидуализма в послевоенной Японии одним из важнейших факторов ее успеха долгое время оставался коллективизм. Он сохраняется в Японии до сих пор.

                            Чужих меж нами нет!

                            Мы все друг другу братья.

                            Под вишнями в цвету.

       - Так писал в японском жанре Кобаяси Исса.  

       - Семья, школа и компания – три основных звена в жизни каждого японца. Традиционно в японской семье центральное место отводилось отношениям матери и ее детей. Готовая на любые жертвы мать и благодарно помнящие о ее жертвенности сыновья и дочери – типичное для Японии явление.  

       

       - Что же собой представляет школа в Японии?

       - Как же идет подготовка управленческих кадров?  

       

       - По окончании учебного заведения большинство японцев идут работать в компании.

       - Какие же особенности японского национального характера можно выделить еще?

       - Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Это чувство естественно вписывается в другое, более общее – патриотизм японцев. Это чувство  необходимо воспитывать в себе каждому из нас.

       - Особое место в Японии занимает женщина. Какая она?

       - Кто же такие самураи?

       - Говоря о самураях, никак нельзя не вспомнить о камикадзе. Кто они?  

       - Что же является национальной одеждой у японцев? Ну, конечно же, кимоно.

       - Есть ли в японском языке слово, которое было бы известно за пределами страны так же хорошо, как слово «кимоно»? Есть. И слово это – «гейша».

       - В Японии, как мы уже убедились, много различных чудес. И одним из них является древнее искусство составления букетов и бонсаи.

      - В Японии отсутствует обычай рукопожатия. Но зато приняты поклоны и улыбки.

      - И, конечно же, Япония немыслима без обряда чаепития.

      - Сделаем выводы, какие же главные черты, присущие японскому народу, являются одним из главных критериев неуклонного экономического роста Японии?

    8. Работа группы «Физико-географы»

    - Следующая рабочая группа исследовала природно- ресурсный потенциал Японии, составляла его хозяйственную оценку.

    - Прослушав результаты их исследований, выделите, какие факторы, по-вашему, способствовали превращению восточной части Центрального Хонсю в «экономическое сердце» Японии. Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?

    - Знания об исторических, природних и социальных  условиях развития Японии позволяют нам перейти к вопросу о современном хозяйстве страны.

    9. Работа группы «Географы-экономисты»

    - Как писал немецкий экономист Эрнест фон Гессе-Вартег «Япония усвоила все наши новейшие изобретения и открытия, испытала все системы, которые она нашла в Европе, и применила их  у себя не точно в таком же виде, нет – она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Она воспользовалась Европой, как лестницей, по ступенькам которой взобралась на вершину Дальнего Востока».

    - Стране потребовалось несколько десятилетий на то, что Западу удалось создать за несколько столетий.

    - Наряду с США и Западной Европой Япония стала третьим центром экономического соперничества в мире.

     

    -Чем же обусловлено японское «экономическое чудо» - быстрый выход побежденной страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира? Есть ли секрет японского «экономического чуда»?

    - Что же собой представляет современная экономика Японии? Назовите основные межотраслевые системы современного хозяйства Японии.

    -Каковы особенности ведения сельского хозяйства в Японии? Назвать традиционные отрасли сельского хозяйства Японии.

    - Назвать особенности транспортной системы Японии.

    - С какими странами и регионами Япония поддерживает отношения и почему?

    IV. Итог урока

    -На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.  

    Чтение стихотворения

    - Японіє! Країно азійська!

    Дивуєш людство розвитком своїм.

    У Тихім океані, ніби човен,

    На островах лежиш великих і малих.

    Колись була ти дуже войовнича.

    З Росією і США вела страшні бої,

    Китай від тебе потерпав даремно.

    Країно, у війні ти сили втратила свої.

    Пізніше – інший курс обрала,

    Добилась небувалих результатів,

    І першість в світі ти по праву зайняла.

    Найбільший мегаполіс тільки в тебе,

    Найкращі судна теж будуєш ти,

    Магнітофони, телевізори, автомобілі –

    Ніде у світі кращих не знайти.

    Себе країною Ніхон недарма називаєш.

    І Фудзіяма тобі славу принесла.

    І хризантеми тут – господарі по праву,

    І ікебана батьківщину тут знайшла.

    Японія – країна працелюбів небувалих,

    Кваліфікація для них – це стимул для життя.

    Сім’я, природа і робота –

    Дорожчого для них, повірте, не бува.

    Продовжуй жити гордий Фудзі!

    Сакуро мирно зацвітай!

    Країно-острів, ще більше розвивайся,

    Народам світу приклад подавай!                  

    Дискуссионная сетка

    - Вы были настоящими исследователями Японии.

    - Вернемся к вопросу, есть ли польза нам, гражданам Украины, и нашему государству в изучению Японии?

    - Надеюсь, что полученные знания станут для вас заданием на будущее – повышение экономического и социального уровня жизни нашей страны и воспитают трудолюбие и патриотизм.

    V. Домашнее задание

    - Составить туристический маршрут, который показал бы «лицо» Японии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"

    Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...

    Культура Японии. Искусство Кэндзюцу, Дзё и Иайдо на выставке "47 ронинов". Три видео в помощь учителю, изучающему средневековую Японию.

    Артиллерийский музей, Санкт-Петербург, выставка "47 ронинов", январь 2015 года. Российское Отделение Европейской Федерации Иайдо и Дзёдо. Искусство боя на мечах и палках дзё демонстрируют Марьенков Ан...

    План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

    План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

    Экономико-географическая характеристика Японии

    Доклад "Экономико-географическая характеристика Японии"...

    Урок в 11 классе по теме "Характеристика Японии"

    Представлена методическая разработка урока в 11 классе по теме "Япония". Цели и задачи: Образовательные: сформировать представление о стране Восточной Азии – Японии, изучить географическое положе...

    Технологическая карта урока географии в 11 классе по теме "Япония. Общая характеристика"

    Урок посвящен одной из загадочных стран. Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с использованием т...