Главные вкладки

    План-конспект урока по географии (11 класс) по теме:
    План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

     

    План – конспект урока по географии в 11 классе по теме:

     «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы,

    положение; население, общая характеристика хозяйства».
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka_po_teme_yaponiya_v_11_klasse.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока по географии в 11 классе по теме:

     «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы,

    положение; население, общая характеристика хозяйства».

    1.

    ФИО

    КРУТЬКО Людмила Дмитриевна.

    2.

    Место работы

    МБОУ СОШ№1 г. Шахты Ростовской области

    3.

    Должность

    учитель географии

    4.

    Предмет

    география

    5.

    Класс

    11 класс

    6.

    Тема и номер урока в теме

    «Япония: территория, границы, положение, население и хозяйство» №14

    7.

    Базовый учебник

    «География», 10 класс,  под редакцией

     В. П. Максаковского,  «Просвещение», Москва, 2013г.

    Учебно – воспитательные задачи урока:

    Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о геополитическом положении Японии, о материальных и культурных ценностях страны, о специфических чертах географии населения и хозяйства.

    Создать условия для формирования и развития умения использовать карты для составления комплексной характеристики страны.

    Развивающая: создать условия для формирования умения устанавливать причинно – следственные связи, развития познавательного интереса к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;  развивать  географическое мышление, воображение, восприятие, речь.

    Воспитательная: создать условия для воспитания географической культуры учащихся, формирования у учащихся правил коллективной и индивидуальной работы на уроке.

     УУД

    Личностные УУД:

    -внутренняя позиция школьника;

    - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    -самоанализ и самоконтроль результата;

    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Познавательные УУД:

    -поиск и выделение необходимой информации;

    -применение методов информационного поиска;

    - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

     Коммуникативные УУД:

    - формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Регулятивные УУД:

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    -коррекция;

    -оценка.

    Тип урока:  комбинированный.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

    Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, мультимедийная акустическая стереосистема, доступ к сети Интернет

                                                   Ход урока.

    I.Организационный этап.

    II.  Постановка  цели и задач урока.

    Слайд 1 – 4.

    Звучит лирическая японская музыка.

    Учитель. Сегодня мы будем путешествовать по стране, которая в древности называлась Ямато, что означает «путь гор». Действительно, на горизонте всегда горы, даже если мы находимся в центре большой равнины.  Называют эту страну Ниппон или Нихон, т. е. Страна восходящего солнца. Дугообразная вереница  островов то и дело содрогается от землетрясений. Но страна огнедышащих гор больше известна как страна восходящего солнца.

        Для русских людей это не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по – соседству. 43 км отделяют  остров Хоккайдо от острова Сахалин и всего 5 км от Хоккайдо до Курильских островов. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер.

    Сегодня мы постараемся поближе познакомиться с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни: «Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья. Под вишнями в цвету».                                                                                Кобаяси Исса.

      Я думаю, вы уже поняли, о какой стране будет сегодня идти речь.

                         Сегодня мы будем путешествовать по стране с помощью наших экскурсоводов, которые проведут нас по улицам Токио, познакомят с традициями и обычаями народа, мы побываем на рисовых полях и в садах, которые расположены на крышах высотных домов, в синтоистских храмах и буддистских пагодах.

    Но сначала повторим карту Зарубежной Азии.

    III. Актуализация знаний.

    Слайд №5.

    1. Повторение карты (работа в парах)

    1 вариант: показывает по карте своему соседу страны Восточной и Центральной Азии.

    2 вариант: Страны Юго – Восточной Азии.

    3 вариант: Южной Азии.

    4 вариант: Юго – Западной Азии.

    2. Повторение терминов, необходимых при изучении темы урока.

    АТР – один из наиболее динамично развивающихся регионов мира.

    Контуры АТР определяются по – разному, с включением в него от 30 до 45 стран с населением в 3,5 млрд человек, на которые приходится 60% мирового валового продукта. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития  мирового хозяйства.

    Эволюционный путь развития  заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.

    Революционный путь развития заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Наиболее яркое выражение находит в производстве электронной техники.

    Биотехнологии – новейшие отрасли НТР, направленные  на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, увеличение энергетических ресурсов, на защиту окружающей среды биотехнологическими методами.

    Нетрадиционные источники энергии  - геотермальные электростанции, приливные электростанции, солнечные электростанции, ветроэнергетические установки.

    Агломерация, мегалополис, урбанизация,

     воспроизводство населения.

    IV. Первичное усвоение новых знаний.

    Слайд №6.

    1. Знакомство с планом урока.

     а)  Территория, границы, положение.

    б) Население: особенности естественного движения, национального состава, размещения.

    в) Хозяйство.

    2. Пользуясь визитной карточкой стран мира на форзаце учебника, составьте визитную карточку Японии.

    Слайд №7.

    Флаг…………………………..

    Площадь -……………………..

             Население ……………………..

    Столица………………………..

    Форма правления…………….

    Форма территориального устройства……….

     Слайд №8 -  9

    Ученик.  

    Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй «основа». Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как Страны восходящего солнца. Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнце.

    Слайд № 10 – 11

     Звучит гимн Японии.

    Ученик.

    До принятия конституции 1 947 года Япония была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1 947 году абсолютная монархия была упразднена, но в силу сохранившихся традиций одна из официально принятых в стране систем летоисчисления (гэнго) соответствует сроку правления очередного императора. Новая система летоисчисления, связанная с восшествием на трон в начале 1 989 года 125 - го императора Акихито, стала именоваться «хэйсэй», что можно перевести как «установление всеобщего мира на земле и в небесах.

    Слайд 12 - 13

    Учитель. Используя текст учебника на стр.241 – 242, политическую карту мира и экономическую карту Японии в атласе, охарактеризуйте ПГП Японии. Примените типовой план характеристики страны на стр. 222.

      Выявите  положительные и отрицательные черты географического положения.

    Положительные черты

    Отрицательные черты.

    Большая протяженность побережья.

    Удаленность от развитых стран Европы.

    Расположение в центре АТР.

    Положение в сейсмически активной зоне.

    Слайд №14.

    - Какими источниками информации вы будете пользоваться, чтобы составить характеристику населения?

    - Вносите результаты своей работы в таблицу.

    1.Численность населения

    2. Тип воспроизводства населения.

    3. Продолжительность жизни.

    4. Демографическая политика.

    5. Национальный состав населения.

    (Карта атласа стр.14).

    6.  Государственный язык.

    7. Религии.

    8. Культурные, художественные, бытовые традиции.

    9. Плотность населения. (Карта атласа стр.14)

    10. Уровень урбанизации. (Рис. 18).

    11. Городские агломерации.

    12. Мегалополис.

    1. Покажите десятку стран по численности населения, которую замыкает Япония.

    2. Пользуясь рисунком 13 учебника, определите тип воспроизводства Японии. Чем он характеризуется?

    3.  Слайд №15.

    4.Учитель о демографической политике.

    5. По карте народов мира в атласе определите, к какой языковой семье относится население Японии. Назовите народ.

    6.  Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности.

    Ученик. Распространенное представление об исключительной трудности японского языка во многом объясняется необычностью его системы  письма широко использующей китайские иероглифы. Это и создает определенные трудности всего изучения, особенно на первых порах. С другой стороны фонетика и морфология японского языка ничуть не труднее, к примеру, английского. Высокая степень владения любым языком достигается лишь упорным и продолжительным трудом, японский язык не представляет особого исключения. И при систематическом изучении можно добиться хороших результатов за короткие сроки. Японская письменность включает иероглифы и фонетическую азбуку. Мы часто задаемся вопросом, сколько же всего иероглифов используется в японском языке? В 1 946 году был учрежден «Перечень иероглифов, подлежащих употреблению», включающий 1 850 иероглифов. «Перечень повседневного употребления иероглифов 1 981 года содержит дополнительно 95 иероглифов.

    Иероглиф – это знак, который обозначает сочетание звуков, имеющих какое – либо значение. Чаще всего иероглиф обозначает или целое слово, или один из компонентов сложного слова, причем в этих разных случаях и читается один иероглиф по – разному.

    Мы приготовили вам выражения, составленные на японском и русском языках. Учащиеся получают распечатанные листы. “Извините…” (при обращении с вопросом к незнакомому человеку или официальному лицу)        すみません        Сумимасэн…

    Приветствия по-японски

    Добрый день        こんにちは        Коннитива

    Добрый вечер        こんばんは        Комбанва

    Доброе утро        お早ようございます        Охайо:гозаимас

    Здарова, привет!        おう        оу

    Приятно познакомиться        初めまして。どうぞよろしく        Хадзимэмаситэ. До:дзойоросику

    Рад с вами познакомиться        初めまして。よろしくお願いします        Хадзимэмаситэ, ёросику о-нэгаи симас

    Как поживаете?        おげんきですか        О гэнки дэска?

    Нормально. Здоров (неформально)        げんきよ        Гэнки йо

    Да. Все хорошо        はい。げんきです        Хай. Гэнки дэс.

    Давно не виделись        お久し振りですね        О хисасибури дэс нэ

    Прощания по-японски

    Спокойной ночи        お休みなさい        Оясуми насай

    Спокойной ночи (простой, разговорный вариант)        おやすみ        оясуми

    До свидания        さようなら        Сайо:нара

    пока; увидимся        またね        матанэ

    пока        じゃ        дзя

    Пока (Пожелание счастливого дня членам семьи уходящим куда-либо на время из дома)        いってらっしゃい        Иттэрассяй

    Пока, я ещё вернусь. (Говорит тот, кто уходит на время из дома, из офиса.)        行って来ます        Иттэкимас

    7. Ученик. Две основные религии в стране – синтоизм и буддизм, возникшие еще в раннефеодальную эпоху. Обычно верующие исповедуют одновременно обе эти религии, которые сосуществуют, поделив между собой сферы влияния. Синтоизм обслуживает основные религиозно – бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды.  Я покажу вам видеоролик, где вы увидите и свадебные обряды, и буддистские пагоды.

    Ресурс. Видеоролик. Синтоизм и буддизм.

    7. Учитель. Япония – страна давних  культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни.

    Слайд №16

    1 ученик. Икебана. 

    Приблизительный перевод – искусство составления цветов. Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, 3 раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия     ее едва уловимых свойств.

    Слайды №17 – 18.

    2 ученик. Бонсай.

    Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам не превышающие размеров комнаты. В них растут карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы, высотой до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях

    Слайд №19.

    1 ученик. Чайная церемония.

    Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый ковш подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает его кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

    Слайд №20

    2 ученик. Кимоно.

    У Японцев свой национальный костюм – кимоно. Кимоно носят и сегодня в праздничные дни. Оно передается по наследству. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, веер и зонтик.

    1 ученик.

    У Японцев приняты поклоны и улыбки.

    Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом в 45*, коллеги кланяются друг другу под углом 15*, встречают клиентов и покупателей по углом 30* - значит, каждому свой угол. Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при поклонах заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

    Слайд №21

    3 ученик. Оригами. Рассказ о японской девочке

    Мы  приготовили для каждого из вас бумажного журавлика, чтобы он принес вам друзей.

     Учитель. Так же у японцев обилие официальных государственных праздников, включая День детей, День совершеннолетних, Дни осеннего и весеннего равноденствия, разного рода фестивали.

     Ресурс. Видеоролик. Фестиваль в Саппоро.

    9. Работа с картой атласа. Стр. 14. Учащимся предлагается самостоятельно рассказать о национальном составе населения.

    10. Используя рис. 18 в учебнике, определите уровень урбанизации в Японии.

    11. Электронная карта. Агломерации, мегалополис.

    12. Обычный туристский маршрут по Японии включает Токио, Осаку, Киото, Хиросиму. Путешествие по Токио проводит наш экскурсовод.

    Ресурс. Видеоролик. Достопримечательности Токио.

    Учитель.          

      Мы уже знаем, что Япония, потерпевшая поражение во Второй мировой войне, вышла из нее с разрушенной экономикой. Но за короткий срок страна сумела проделать огромный путь, превратившись в мировую державу №2. Весь мир заговорил о японском «экономическом чуде». Япония - единственный в Азии член «большой семерки», что говорит о ее высоком экономическом развитии.

    Начиная с 50 – х годов для экономики  Японии были характерны очень высокие темпы роста. Страна проделала огромный путь, продемонстрировав большие достижения в науке, технике, образовании, промышленности, торговле.

     Япония лидирует в области робототехники.

    Ресурс. Фильм. Робототехника.

    - Пользуясь текстом учебника на стр. 244 – 245,  постройте модель японского «экономического чуда». 

    Слайд №22.

     Используя текст учебника, рисунки 32, 33 в учебнике и экономическую карту Японии в атласе, заполните схему.

    Учитель.

    Основной сельскохозяйственной культурой, главным японским

    хлебом  Японии по – прежнему остается  рис.

     Ученик.

    Но хлопотное же дело выращивать рис. Поле нужно заливать водой, для этого нужны каналы. Нужно высадить рассаду. Все эти операции по колено в воде.Для этих целей была придумана обувь — гета — деревянные сандалии, на подошве которых имелось во 2 деревянных подставочки.

    Трудозатраты на выращивание риса очень велики. Даже сейчас, в наш век. Сейчас на единицу площади они превышают трудозатраты на выращивание кукурузы в 40 раз.

    Но даже с такими трудностями японцы справляются с завидным усердием.

    Рассаду выращивают на небольших участках, которые легко удобрять и защищать от холодов. Ведь на основном поле высаживаются уже сформировавшиеся подростки, а не юные семена.

    После такого, любая агрокультура покажется семечками. Что японцы и доказали,  ввозя из Китая семена (своих не имели) и выращивая из них небывалые урожаи.  И землю не надо перепахивать, все равно она мягкая от воды. К  тому же японцы срезают только колосья, а стебель остается как удобрение.

    Кроме того, для почв под рисоводство, гораздо меньше опасности представляет ветровая эрозия. Поле залито водой. А для Японии с тайфунами это было очень важно. Так что ветер в Японии только волны вздымал, а пыли особо и не было.

    И климат там был отличный. Как раз для риса, влажный. Вода не испаряется.(И что интересно, на рисовых полях можно даже рыбу разводить.:)

    С приходом риса изменилась не только жизнь всего населения, которое было накормлено, но и пейзажи стали меняться. В начале рисовые поля разбивались на крутых склонах гор с холмами из0за воды, которая могла течь сверху вниз.

    Чтобы устроить поля на склонах гор, нужно было свести лес. Кислые японские почвы переводились с помощью золы  и после этого поля начинали засевать.

    Потом они уже стали равномерно распределяться на равнинах. Поля постепенно заменяли лиственные леса.

    Рис в Японии считается основой благосостояния страны. Даже часть жалования чиновников выплачивалось рисом. Богатство князей тоже определялось количеством риса, который они выращивали на своих территориях.

    С крестьян брали налоги тоже рисом. И отправляли его на крупнейшую «рисовую биржу» в Осаке, где в 18-19 веках ежегодно продавалось более 4000 000 мешков риса.

    Трудно переоценить роль риса в японской культуре. Без него  не было бы той Японии, которую мы все знаем.

    Ресурс. Видеоролик. Рисосеяние.

     Слайды №23 -24.

    Рассказ учащегося о садоводстве.

     Слайды №25 – 26.

    Рассказ учащегося об огородничестве.

    Дополнительный материал.

    Кубические арбузы выращивают в ограниченном количестве на острове Сикоку. Максимальное количество выращенных за сезон кубических арбузов составляет 800 штук, тем не менее даже при таком малом количестве, кубические арбузы экспортируются в другие страны и заморские города, в частности в Москву, конечно по предварительному заказу и договоренности. Стоимость квадратного арбуза достаточно велика и колеблется от 100 долларов на территории Японии до 800 долларов, если реализация происходит за пределами  Японии. Нашим согражданам кубический арбуз предлагался стоимостью в 28 тысяч рублей за 1 арбузик.  Почему же арбуз кубический? Его выращивают по специальной трудоемкой технологии в пластиковых или стеклянных кубических емкостях. По качеству он такой же как и обычный арбуз и служит больше декорацией, чем продуктом питания.

     Слайд №27.

    Рассказ учащегося о рыболовстве.

    Слайд №28.

    С помощью текста учебника и рисунка 69, дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии.

    Используя рисунки темы 5, охарактеризуйте главные импортные грузопотоки топлива и сырья в Японию.

    V. Первичная проверка знаний.

    1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии?

    2. Почему именно Япония стала пионером в строительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов, автомобилевозов?

    3. Почему в структуре промышленности Японии на добывающие отрасли приходится всего 0,3%?

    4. Верно ли следующее утверждение:

    Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов – трудовые ресурсы.

    5. Выберите правильный ответ:

    Наиболее экономически развитым из четырех главных японских островов является: 1) о. Сикоку, 2) о. Хоккайдо, 3) о. Хонсю, 4) о. Кюсю.

    6. Исключите неправильный ответ:

    Япония экспортирует: черные металлы, автомобили, морские суда, изделия электроники, уголь, нефть, железную руду, лесоматериалы, продукцию животноводства.

     VI. Информация о домашнем задании.

    Тема 7, параграф 3, пункт 1,2,3. Пользуясь дополнительным текстом на стр. 259 – 265, составьте кроссворд «Япония»

    VII. Рефлексия. (Подведение итогов занятия).

    Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я выполнял задание…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    У меня получилось…

    Я научился…

    Я смог…

    Я попробую…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

    2. Самооценка знаний.

    Список источников

    1. www.japonia.org.pl
    2. http://www.tuttur.su/i
    3. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/73/82/
    4. http://www.tury.ru/photo/tury_gallery.php?cn=83&ct=536 
    5. http://blogs.privet.ru/user/sokrovishce_784?year=2010 
    6. http://www.goldentravel.com.ua/trips/Japan/documents/ 
    7. http://graf-mur.holm.ru/basho/basho9.htm
    8. Мультимедийный учебник по географии для 10-го класса. – иллюстрации
    9. Мультимедийный учебник по географии для 10-го класса. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» - карты, схемы. Иллюстрации
    10. В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира,» 10 класс. – Москва: Просвещение,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план-конспект урока по географии в 8 классе по теме: "Климатообразующие факторы России"

    Разработка содержит ссылку на ЭОР из Единой коллекции ЦОР...

    План - конспект урока по истории в 11 классе по теме "П.А. Столыпин -государственный деятель и реформатор"(по технологии проблемного обучения и ИКТ)

    Цель урока: расширить знания о государственном деятеле П.А. Столыпине, выяснить кто он"вешатель" или "реформатор"План упрока:1. Биография П.А. Столыпина2. Программа реформ3. Аграрная реформа:а) причин...

    План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация".

    План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация"...

    План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация".

    План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация"...

    Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Население и хозяйство Поволжья"

    Население Поволжья. Характеристика хозяйства региона, проблемы развития....

    Мультимедиа - урок по географии в 10 классе на тему: «Япония- страна восходящего солнца»

    Цели урока:    способствовать формированию у учащихся представления о Японии: её ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении, хозяйстве;    воспитанию на данном материа...

    План-конспект урока по физике в 11 классе по теме «Решение задач по теме «Магнитное поле тока»

    План-конспект урока по физике в 11 классе по теме «Решение задач по теме «Магнитное поле тока»...