План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Проверочная работа по теме «Австралия».

                                                          Выберите правильный ответ.

  1. Самая восточная точка материка

А) мыс Йорк

Б) мыс Байрон

В) мыс Стип – Пойнт

      2. Какое утверждение верно                                                                                                                               А) материк расположен в западном полушарии                                                                                                  Б) Австралия расположена к северу от экватора                                                                                       В) Австралию пересекает Южный тропик

       3. Самая высокая вершина Австралии                                                                                                             А) гора Косцюшко                                                                                                                                         Б) вулкан Килиманджаро                                                                                                                            В) гора Вудроф

     4. остров Тасмания расположен от материка

             А) к югу                                                                                                                                                                     Б) к западу                                                                                                                                                                    В) к востоку

    5. Какие животные изображены на фото.

 

        

Ключ:

1. В

2. Б

3. А

4. А

5.

  А) коала

  Б) утконос

  В) дикая собака динго

  Г) страус ЭМУ

  В) кенгуру

Критерии оценки:

«5» - 9 правильных ответов

«4» - 7-8 правильных ответов

«3» - 5-6 правильных ответов



Предварительный просмотр:

План конспект урока

Тема: Географическое положение.  Открытие и исследование Антарктиды.  

ФИО: Жукова Н.В.

Предмет: география

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Антарктида; №1 (2)

Дидактическая цель: создание условий для изучения и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления,  ИКТ и ГСО с ориентацией на формирование метапредметных,  предметных и личностных результатов с применением ЭОР.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

 образовательная  – рассмотреть особенности географического положения Антарктиды (выделить уникальность), с основными этапами открытия и современными исследованиями Антарктиды.

развивающая – продолжить обучение методом географических исследований: исторический подход – изучение прошлого Антарктиды; картографический - использование карт для изучения  географического положения Антарктиды, работать с текстом, развивать познавательный интерес к географии.

Воспитательная -  способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели  и преодолевать любые трудности на примерах героической жизни полярников, а также прививать чувство ответственности за результаты своего труда.

Методы обучения с использованием ЭОР: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы деятельности учащихся:  индивидуальная и фронтальная.

Средства обучения:

  1) География материков и океанов.7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений  / под ред. В.А. Коринской – М. Просвещение, 2011, 2) рабочая тетрадь ученика. 3) физическая карта Мира. 4) физическая карта Антарктиды. 5) атлас для 7 класса 6) раздаточный материал для учащихся. 7) ТСО (ПК, интерактивная доска, проектор, мультимедиа учебник по географии «География. Наш дом- Земля»)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.  

1 мин

2

Проверка д/з

Предлагает учащимся выполнить проверочный тест по теме «Австралия» (приложение 1)

Выполняют, проверяют, выставляют оценки

6 мин

3

Целеполагание и мотивация

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Какие материки и океаны мы с вами изучили? Покажите их на карте и назовите уникальность каждого.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы познакомимся с еще одним южным материком. А что же это за материк, попытайтесь установить по данному описанию:

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.

А что же это за материк?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?

С чего мы начинаем изучение материка? Почему с ГП?

Тема нашего урока «Географическое положение.  Открытие и исследование Антарктиды».

Что вы уже знаете об этом материке?

Что хотите узнать? На какие вопросы хотите найти ответ?

 Сегодня на уроке мы познакомимся: с особенностями Г.П., историей открытия и исследования материка.

Мы должны изучить особенность ГП и имена путешественников, внесших вклад в открытие и исследование Антарктиды

Отвечают и показывают на карте

Слушают и отвечают на вопросы

5 мин.

4

Актуализация

(стадия вызова)

Антарктида так не похожа на другие материки, что невольно возникает вопрос: что же это действительно материк или может быть океан? Давайте выделим главные признаки материка и океана (на доске по мере поступления ответов появляются признаки). По ходу изучения материала мы должны выявить признаки материка или океана преобладают.

отвечают

4 мин.

5

Изучение нового материала (стадия осмысления)

(Стадия размышления)

Предлагает  используя план описания ГП материка описать ГП Антарктиды и занести полученную информацию в кластер с ключевым словом «Антарктида».

Предлагает проверить, что получилось по электронному  учебнику.

Физкультминутка «Семицветик»

Предлагает прочитать п. «Открытие и первые исследования» с использованием метода «Инсерт» стр 193-194.

П. Современные исследования предлагает изучить по электронному  учебнику и ответить на вопрос «Можно ли Антарктиду назвать материком науки. Почему?»

Самостоятельно описывают ГП.

Заполняют кластер.

Проверяют, дополняют.

Выполняют упражнения для глаз

Читают с использованием метода «Инсерт»

Слушают и отвечают

10 мин

5 мин

3 мин

6

Организация первичного закрепления

 Фронтальный опрос:

В чем уникальность географического положения Антарктиды?

 Задание 4 в рабочей тетради стр. 45(нанести береговую линию на контурную карту)

Отвечают.

Выполняют.

7 мин.

7

Д/З

§ 48, Закончить задание в рабочей тетради; «Задание для души» составить кроссворд, используя изученный материал или сообщение о представителях животного мира Антарктиды

Записывают в дневник

1 мин.

8

Рефлексия

Какую тему мы начали изучать? Какие вопросы рассмотрели? На какие вопросы вы уже нашли ответы, т.е. что узнали нового?  Что еще предстоит изучить? Что трудного встретилось? Было ли вам интересно сегодня на уроке? Оцените свою работу на уроке.

Отвечают

Оценивают  

3 мин.



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока

Тема: Географическое положение.  Открытие и исследование Антарктиды.  

ФИО: Жукова Н.В.

Предмет: география

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Антарктида; №1 (2)

Дидактическая цель: создание условий для изучения и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления,  ИКТ и ГСО с ориентацией на формирование метапредметных,  предметных и личностных результатов с применением ЭОР.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

 образовательная  – рассмотреть особенности географического положения Антарктиды (выделить уникальность), с основными этапами открытия и современными исследованиями Антарктиды.

развивающая – продолжить обучение методом географических исследований: исторический подход – изучение прошлого Антарктиды; картографический - использование карт для изучения  географического положения Антарктиды, работать с текстом, развивать познавательный интерес к географии.

Воспитательная -  способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели  и преодолевать любые трудности на примерах героической жизни полярников, а также прививать чувство ответственности за результаты своего труда.

Дидактическая цель определяет логику изучения содержания учебного материала. Задачи конкретизируют познавательный, развивающий воспитательный результаты обучения.

Методы обучения с использованием ЭОР: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы соответствуют уровню учебных возможностей школьника, обеспечивают диалог в обучении, способствуют достижению ТДЦ.

Формы деятельности учащихся:  индивидуальная и фронтальная.

Формы организации познавательной деятельности способствуют включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Задания для самостоятельной работы соответствуют содержанию учебного материала, обеспечивают эффективность методов обучени.

Средства обучения:

География материков и океанов.7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений  / под ред. В.А. Коринской – М. Просвещение, 2011, 2) рабочая тетрадь ученика. 3) физическая карта Мира. 4) физическая карта Антарктиды. 5) атлас для 7 класса 6) раздаточный материал для учащихся. 7) ТСО (ПК, интерактивная доска, проектор, мультимедиа учебник по географии «География. Наш дом- Земля»).

Средства обучения обеспечивают усвоение знаний и умений, стимулируют развитие творческих способностей, обеспечивают воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру.

Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок. Проверка д/з прошла без особых трудностей. Самоконтроль учащимся нравится, они с удовольствием проверяют результаты своего труда и выставляют оценки.

Следующий  УВМ я определила как ВЫЗОВ. На данном этапе я использовала методический прием «Самый, самый…». Учащимся было предложено назвать и показать изученные материки и океаны и выделить неповторимость каждого. А также вспомнить признаки материка и океана.

Третий  УВМ  - ОСМЫСЛЕНИЕ. Именно на этом этапе  урока происходит осознание  цели урока, актуализация знаний, осмысление нового материала. Учащимся предлагалось поработать с картами (активизация знаний, полученных на предыдущих уроках), самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально), заполнить кластер, который  помогает ребятам систематизировать информацию. Кроме этого прем чтения с разметкой «Инсерт» способствует усвоению знаний.

4-й УВМ  - стадия РЕФЛЕКСИИ. На этапе проверки понимания учащимися нового материала  использовался фронтальный опрос и самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради.

На 5-м УВМ подведены итоги урока, озвучены оценки, было мотивирование домашнего задания, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее   задание   ориентировано   на   обучение   приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся

Структурный аспект самоанализа.

Структура урока построена с использованием  технологии критического мышления: «вызов  осмысление        рефлексия»  и  систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку. Все задания были направлены на достижение конечного результата.

Усталость помогла снять «тематическая» физкультминутка.

Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность

Аспект оценки КРУ.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики выявили и осмыслили особенности ГП Антарктиды.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

      Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.

      Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

     

     Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы. Активность класса можно оценить как высокую. Таким образом, считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу  на уроке. Считаю, что урок цели достиг.

29.01.2013 г                   учитель географии:                     Н.В. Жукова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по географии для 6 класса "Горы суши"

Конспект урока по географии для 6 класса по теме "Горы суши"....

План-конспект урока по географии в 7 классе "Народы Африки"

конспект урока для 7 класса "Народы Африки"....

план-конспект урока по географии в 8 классе по теме: "Климатообразующие факторы России"

Разработка содержит ссылку на ЭОР из Единой коллекции ЦОР...

План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».

Цель: сформировать у  учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах....

"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса

"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса. Урок разработан на основе ФГОС и направлен на формирование универсальных учебных действий....

План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация".

План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация"...

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды"

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...