Природные зоны России: арктические пустыни
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Ясакова Елена Александровна

Урок по теме "Природные зоны России: арктические пустыни": знакомство с особенностями природы арктических пустынь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арктические пустыни

интегрированный урок

география + биология + физика

8 класс

Цели:

  1. сформировать представление учащихся о зоне арктических пустынь;
  2. рассмотреть зависимость морфологических изменений  у животных и растений от условий окружающей среды;
  3. закрепить и применить законы теплопроводности (теплопередачи), давления твёрдых тел при рассмотрении животного мира арктических пустынь.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, атласы.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  1. Изучение нового материала.

Учитель географии:

- Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим с вами изучать тему «Природное районирование», и рассмотрим эту тему на примере природных зон России.

Россия – самая крупная страна по площади территории (17, 1 млн. км2). Поэтому на территории России размещено много природных зон. Это арктические пустыни, степи, тайга, тундра, широколиственные леса, пустыни и полупустыни. А с какой же природной зоны мы начнем, вы попробуйте догадаться сами, прослушав вот эту песенку. < Слайд 1>

- Итак, ребята, о какой же природной зоне пойдёт речь сегодня на уроке? (арктические пустыни)

Тема нашего урока «Арктические пустыни».

- Арктика – самый север нашей планеты, край удивительной природы, край контрастов. Зимой – это долгая полярная ночь, таинственные переливы сполохов в небе, морозы, вой пурги. Летом – незаходящее круглые сутки солнце, прозрачный воздух, необычные краски. Называют её суровой и гостеприимной, унылой и чарующе – красивой. «Страной белого безмолвия» и «Вотчиной полярного микроба», того микроба, который «поражает» человека на всю жизнь, влечёт его сюда вновь и вновь. < Слайд 2>.

- Сегодня нам предстоит узнать, 1) А где же это где-то на белом свете, т.е. определить географическое положение арктических пустынь.

2) Доказать, что там действительно, всегда мороз.

3) Кто же кроме белых медведей живёт в таких суровых условиях, и как они приспособились к ним. <Слайд 3 >.

- Определите географическое положение арктических пустынь, используя карту природных зон на с. 25. (арктические пустыни занимают острова и моря Северного Ледовитого океана и север полуострова Таймыр). <Слайд 4 - 5 >. Занесите полученные вами данные в отчетную таблицу.

- По климатической карте на с. 17 определите, в каких климатических условиях находится зона арктических пустынь. (Арктические пустыни находятся в зоне арктического климата. Средние температуры января: -240С, - 280С, а средние температуры июля 00С, + 40С, годовое количество осадков – 200мм.) <Cлайд 6 - 7 >. Занесите полученные вами данные в таблицу.

- Почему в арктических пустынях суровый морозный климат? (суровость климата арктических пустынь зависит от географической широты и подстилающей поверхности)

- По карте природных зон, определите, какие животные живут в арктической пустыне, кроме белых медведей? (моржи, овцебыки, тюлени, северные олени). <Слайд 8 >. Занесите полученные вами данные в таблицу.

- Как вы думаете, что помогает животным выжить в суровых условиях Арктики? (густая длинная шерсть, толстый слой жира, окраска).

- Ребята, как вы думаете, можно ли по внешнему виду определить в какой природной зоне обитают животные? Как? ( можно, по внешним признакам)

- То есть вы считаете, что по внешнему виду можно определить среду обитания животного. Почему? А вот ответить на этот вопрос нам поможет биология.

Учитель биологии:

- Адаптация есть степень, мера соответствия между организмом и средой. Существуют различные виды приспособлений: морфологичесие, физиологические, поведенческие, биохимические.

- Сегодня мы рассмотрим морфологические приспособления животных. <Слайд 9 – 10>.

Учитель географии:

- Посмотрите внимательно, на картинки этих животных, что общего у этих животных? (толстый слой жира).

- Для чего им нужен толстый слой жира? Каким образом он защищает их от морозов?

Учитель биологии:

- При расщеплении жира путём химических реакций выделяется тепло и энергия. <  Слайд 11- 12>

Учитель географии:

- Какие животные изображены на этом слайде? (белый медведь и овцебык). <Слайд 13>.

- Какие приспособления помогают им выжить в суровых условиях? (густая длинная шерсть).

- А почему?

Учитель физики:

  1. Молекулы воздуха, взаимодействуя с молекулами волосков, обеспечивают большое содержание воздуха в шерсти. А воздух, как известно, плохой проводник тепла.
  2. Поэтому, чем гуще мех, тем хуже теплоотдача.

Учитель географии:

- Какой внешний признак животных показан на этом слайде? (покровительственная окраска)

- Для чего необходима покровительственная окраска белому медведю? (чтобы охотится)

А моржу? ( Чтобы маскироваться от врагов и притягивать солнечные лучи) < Слайд 15>.

- А какой внешний признак показан на данном слайде? (широкие лапы)

- Как вы думаете, для чего животным арктических пустынь широкие лапы? Почему?

Учитель физики:

- Чем больше площадь опоры имеет твёрдое тело, тем меньше его вес на поверхность. <Слайд  16 – 18>.

- Теперь представьте, что у белого медведя лапы имеют такую же площадь, что и бурого. Как при этом изменится давление, которое оказывает белый медведь на поверхность?

- А для этого выполним практическую работу?

Учитель географии:

- На этом слайде изображены гималайский медведь, бурый медведь и белый медведь. Внимательно рассмотрите эти изображения и найдите отличия? (размеры ушей, глаз, носов)

Учитель биологии:

- Аллен Джоэл (1838-1921) –сформулировал правило о том, что животные, населяющие более холодные участки ареала, имеют выступающие части тела меньших размеров, чем представители того же вида из более теплых местностей <Слайд 19 -20>.

местоположение

параметры

тропические широты

очень большие уши

умеренные широты

уши меньших размеров

северные широты

крошечные ушки и короткая морда

Учитель физики:

  1. Скорость испарения жидкости зависит от площади свободной поверхности и температуры воздуха.
  2. Поэтому, чтобы испарение влаги со слизистой оболочки глаз происходило медленнее, необходимо, чтобы свободная поверхность имела как можно меньшую площадь. <Слайд 21>.

Учитель географии:

- Проанализируйте данные фотографии, какой ещё морфологический признак, есть у животных арктических пустынь? (крупные размеры)

- А почему животные арктических пустынь имеют такие внушительные размеры? (Они являются хищниками) <Слайд 22>.

- А как вы думаете, почему в арктических пустынях преобладают хищники? ( Не хватает растительной пищи)

- Ребята, запишите в таблицу морфологические признаки, которыми обладают животные арктических пустынь.

- От чего зависит наличие разнообразных  морфологических признаков у животных разных природных зон? (От среды обитания). Запишите полученный нами вывод под таблицей.

- Ребята, как вы думаете, почему в арктических пустынях мало растительности? Для ответа на этот вопрос используйте карты природных зон и почв. (Большая часть островов занята ледниками)

- Назовите представителей растительного мира арктических пустынь, используя карту растительности. ( Мхи и лишайники) <Слайд 23>.

- Как мхи и лишайники приспособились к жизни в суровых условиях Арктики? (они не имеют корней, имеют мелкие листочки и стелются по поверхности).

- А где растут эти растения? Почему? ( На каменных россыпях, потому что они лучше прогреваются)

- Почему эту зону называют арктическими пустынями? Что можно здесь назвать оазисом?

- Какова деятельность человека в арктических пустынях? (охота, рыболовство, изучение природы, Северный морской путь)

  1. Закрепление пройденного материала.

Учитель географии:

- Выполните проверочную работу. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если вы нашли 10 признаков арктических пустынь, то это оценка «5», если 8 – «4», 6 – «3».

  1. Домашнее задание:
  1. §23
  2. подготовить презентацию по тундре
  3. подготовить сообщение о заповеднике на острове Врангеля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ степи тайга широколиственные леса арктические пустыни тундра ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ, ТАМ, ГДЕ ВСЕГДА МОРОЗ, ТРУТСЯ СПИНОЙ МЕДВЕДИ О ЗЕМНУЮ ОСЬ…

Слайд 2

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ айсберги полярные дни полярные ночи северное сияние

Слайд 3

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Слайд 4

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ ЗАНИМАЕТ ОСТРОВА И МОРЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Слайд 5

КЛИМАТ АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ АРКТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ средние температура января - 32 0 С, - 24 0 С средние температуры июля 0 0 С годовое количество осадков 200 – 400 мм

Слайд 6

ЖИВОТНЫЕ АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ белый медведь морж овцебык

Слайд 7

адаптация есть степень, мера соответствия между организмом и средой

Слайд 8

ВИДЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ морфологические поведенческие физиологические биохимические

Слайд 9

ТОЛСТЫЙ СЛОЙ ЖИРА

Слайд 10

БИОЛОГИЯ При расщеплении жира путём химических реакций выделяется тепло и энергия.

Слайд 11

ГУСТАЯ ДЛИННАЯ ШЕРСТЬ

Слайд 12

ФИЗИКА Молекулы воздуха, взаимодействуя с молекулами волосков, обеспечивают большое содержание воздуха в шерсти. А воздух, как известно, плохой проводник тепла. Поэтому, чем гуще мех, тем хуже теплоотдача.

Слайд 13

ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОКРАСКА

Слайд 14

ШИРОКИЕ ЛАПЫ

Слайд 15

ФИЗИКА Чем больше площадь опоры имеет твёрдое тело, тем меньше его вес на поверхность. P = F/S

Слайд 16

P = F/S P = F F = mg 13 8

Слайд 17

Аллен Джоэл (1838-1921) –сформулировал правило о том, что животные, населяющие более холодные участки ареала, имеют выступающие части тела меньших размеров, чем представители того же вида из более теплых местностей

Слайд 18

ФИЗИКА Скорость испарения жидкости зависит от площади свободной поверхности и температуры воздуха. Поэтому, чтобы испарение влаги со слизистой оболочки глаз происходило медленнее , необходимо, чтобы свободная поверхность имела как можно меньшую площадь.

Слайд 19

КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ХИЩНИКИ

Слайд 20

ВЫВОД ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ( КЛИМАТ) ВЛИЯЕТ НА ПОЯВЛЕНИЕ У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ. ПО МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ МОЖНО СУДИТЬ ОБ ИХ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России - арктическая пустыня и тундра.

Интегрированный урок с применением современных технологий....

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.

Урок в 8 классе с использованием технологии критического мышления...

Природные зоны России. Полупустыни, пустыни, субтропики.

На уроке рассматрели особенности географического положения пустынь и полупустынь России, климатические условия. Познакомились с почвами, растительным и животным миром эти природных зон. Особое внимани...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...