Рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Бекетов Фёдор Фёдорович

Рабочая программа по курсу географии России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_8-9.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.    

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.

Рабочая программа по курсу географии России составлена согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации (с.7) и Концепцией модернизации российского образования на период 2010г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.

 География России изучается в 8-9 классах, и на изучение курса отводится 2 часа в неделю, в общей сложности – 136 часов.

В 8 классе  изучается 1-я часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

В 9 классе изучается 2-я часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные  и социальные связи.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).

    Рабочая программа направлена на достижение следующих  целей:

 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения  и оценки разнообразных явлений и процессов;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

 применение географических знаний и умений в повседневной  жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытии методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.). Формирование знаний, умений и навыков предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов страны; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.

Требования к подготовке учащихся по предмету.

1.Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства  и методы получения географической информации;

- субъекты РФ;

- пограничные государства;

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

- границы часовых поясов;

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны по бассейнам океанов;

- основные области современного оледенения и крупные ледники;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального использования;

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

- народы, наиболее распространенные языки, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения производства;

- объекты Всемирного наследия культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО)

- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.);

- экологические неблагополучные районы России;

- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей России.

2. Определять (измерять)

- географическое положение объектов;

- разницу в поясном времени территорий;

- погоду по синоптической карте;

Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3.Описывать:

- географическое положение страны, отдельных регионов  и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т.д.)

- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

- особенности быта и религий отдельных народов.

4. Объяснять:

- роль географических знаний в решении социально-экономических , экологических проблем страны;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, деятельность человека;

- как составляют прогноз погоды;

- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на стояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения;

- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

- уникальность и общечеловеческую ценность памятников культуры и природы;

- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

Особенности орудий труда, средств, передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал страны, региона;

- экологическую ситуацию в стране, регионе;

- изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

- развитие и проблемы хозяйства районов страны региона и своей местности.

 

8 класс

Тематический поурочный план.

№ раздела

темы, урока

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Лабораторные и практические работы, зачёты.

Контрольные работы.

Примечания

Что изучает

география

России

1 ч.

 П.р. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

Россия на карте мира

1 ч.

Границы России

1 ч.

 П.р.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

Россия на карте часовых поясов

1 ч.

Формирование территории России

1 ч.

Географическое изучение территории России

1 ч.

Итоговый урок раздела «Пространства России»

1 ч.

Строение земной коры на территории России

1 ч.

П.р Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»

Важнейшие особенности рельефа России

1 ч.

П.р Анализ физической карты России

Современное

развитие

рельефа

1 ч.

П.р Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Использование недр

1 ч.

Итоговый урок темы

1 ч.

Общая характеристика климата России

1 ч.

Закономерности циркуляции воздушных масс.

1 ч.

П.р 1.        Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиационного баланса.

 

Распределение температур и осадков

1 ч.

 

Типы климата нашей страны

1 ч.

П.р Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

Итоговый урок темы

1 ч.

П.р Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека

Реки

1 ч.

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1 ч.

 П.р 1.Анализ карты
«Водные ресурсы».

2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление
зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом. Определение
возможности ее
хозяйственного

использования

Человек и вода

1 ч.

П.р Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

Итоговый урок темы

1 ч.

П.р Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

Почвы - особое природное тело

1 ч.

География почв России

1 ч.

П.р Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Почвы и урожай

1 ч.

Рациональное использование и охрана почв

1 ч.

География лесов России

1 ч.

Лес и окружающая среда

1 ч.

Безлесные просторы России. Луга

1 ч.

Тундра и степи

1 ч.

Болота

1 ч.

Животный мир

1 ч.

Понятие о природно-территориальном комплексе

1 ч.

Свойства природных территориальных комплексов

1 ч.

П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

Человек в ландшафте

1 ч.

П.р Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану

Итоговый урок

1 ч.

Учение о

природной

зоне

1 ч.

«Безмолвная Арктика»

1 ч.

Чуткая Субарктика

1 ч.

Таежная зона

1 ч.

Зона смешанных и широколиственных лесов

1 ч.

Лесостепи и степи

1 ч.

Полупустыни, пустыни и субтропики

1 ч.

«Многоэтажность» природы гор

1 ч.

Человек и горы

1 ч.

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

1 ч.

Рациональное использование природных ресурсов

1 ч.

Охрана природы и охраняемые территории

1 ч.

П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

Итоговый урок

1 ч.

Численность населения

1 ч.

Воспроизводство населения

1 ч.

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

1 ч.

Возрастной состав населения России

1 ч.

Миграции населения России

1 ч.

Внешние миграции - в Россию и из нее

1 ч.

Территориальная подвижность населения

1 ч.

П.р Анализ карт населения

География рынка труда

1 ч.

Этнический состав населения

1 ч.

П.р Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

Этническая мозаика России

1 ч.

П.р Анализ карт населения

Религии народов России

1 ч.

П.р Анализ карт населения

Плотность населения

1 ч.

П.р Анализ карт населения

Расселение и урбанизация

1 ч.

П.р Анализ карт населения

Города России

1 ч.

П.р Анализ карт населения

Сельская Россия

1 ч.

П.р Анализ карт населения

Итоговый урок темы «Население России»

1 ч.

П.р Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

Обобщающее

повторение

курса

1 ч.

Обобщающее

повторение

курса

1 ч.

Итоговая контрольная работа

1 ч.

Итоговый урок

1 ч.

 9 класс

 Тематический поурочный план.

№ раздела

темы, урока

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Лабораторные и практические работы, зачёты.

Контрольные работы

Прмечания

Введение

1 ч.

Понятие «хозяйство». Структура хозяйства

1 ч.

Этапы развития хозяйства

1 ч.

Географическое районирование

1 ч.

Сельское хозяйство. Растениеводство

1 ч.

П.р. Анализ карт: «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия»

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

1 ч.

П.р. Анализ карты «Животноводство»

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность

1 ч.

Лесной комплекс

1 ч.

П.р. Анализ карт «Растительность», «Животный мир»

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность

1 ч.

Электроэнергетика

1 ч.

Металлургический комплекс

1 ч.

П.р. Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Машиностроительный комплекс

1 ч.

П.р. Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения

Военно-промышленный комплекс

1 ч.

Химическая промышленность

1 ч.

П.р. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Транспорт

1 ч.

П.р. Характеристика одной из магистралей по типовому плану

Информационная структура

1 ч.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

1 ч.

Территориальное разделение труда

1 ч.

П.р. Моделирование вариантов нового районирования

Восточно-Европейская равнина

1 ч.

Волга

1 ч.

П.р. Экологические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения

Центральная Россия: состав, географическое положение

1 ч.

Центральный район: особенности населения

1 ч.

П.р. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Хозяйство

Центрального

Района

1 ч.

П.р. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

Москва - столица России

1 ч.

П.р. Сравнение географического положения и планировки двух страниц -Москвы и Санкт-Петербурга

Города Центрального района

1 ч.

Центрально-Черноземный район

1 ч.

Волго-Вятский район

1 ч.

Географическое положение и природа Северо-Западного района

1 ч.

Города на старых водных торговых путях

1 ч.

Санкт-Петербург -новый «хозяйственный узел» России

1 ч.

Санкт-Петербург -вторая столица России

1 ч.

Калининградская область

1 ч.

Географическое положение и природа Европейского Севера

1 ч.

Этапы развития хозяйства Европейского Севера

1 ч.

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

1 ч.

П.р. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-

Печорского района

Географическое положение и природа Поволжья

1 ч.

П.р. Экологические и водные проблемы района

Население и хозяйство Поволжья

1 ч.

Европейский Юг (Северный Кавказ): природные условия, хозяйство, народы.

1 ч.

П.р. Изучение и

оценка природно-

ресурсного потенциала

области.

Этапы развития и современное хозяйство Кавказа.

1 ч.

П.р. Определение хозяйственной специализации региона

Южные моря России.

1 ч.

Географическое положение и природа Урала

1 ч.

Этапы развития и современное хозяйство Урала

1 ч.

П.р. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы)

Города Урала.

Проблемы

Района

1 ч.

Итоговый урок раздела «Европейская Россия»

1 ч.

П.р. Определение тенденций хозяйственного развития Европейской части России

Природа Сибири

1 ч.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

1 ч.

Арктические моря

1 ч.

Население Сибири

1 ч.

Хозяйственное освоение Сибири

1 ч.

Природные условия и ресурсы Западной Сибири

1 ч.

П.р. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива. Экологические проблемы

Хозяйство района

1 ч.

Географическое положение и природные ресурсы Алтайского края.

1 ч.

Население и хозяйство Алтайского края.

1 ч.

Города  и  районы  Алтайского края.

1 ч.

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири

1 ч.

Байкал

1 ч.

Хозяйство района

1 ч.

П.р. Составление характеристики Норильского промышленного узла ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры

Формирование территории Дальнего Востока

1 ч.

Природные условия и ресурсы

Моря Тихого океана

1 ч.

Население района

1 ч.

П.р. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку

Хозяйство района

1 ч.

П.р. Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические зоны дальнего Востока - проблемы и перспективы развития»

Итоговый урок раздела «Азиатская Россия»

1 ч.

Россия в современном мире

1 ч.

Повторение первого раздела курса

1 ч.

Повторение второго раздела курса

1 ч.

Итоговая контрольная работа

1 ч.

Тестирование

Итоговый урок по теме «Регионы России»

1 ч.

3.  Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

УМК:

1. О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

2.  Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

3. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь.  География. Страноведение. 7 класс.  М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.

2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.  Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...