методическая копилка учителя
методическая разработка по географии по теме

Маковская Виктория Викторовна

Представлен материал по развитию познавательного интереса, мотивации к предмету, организации учебного труда, способы и приемы формирования географической картины и культуры учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Географический

«Звездный час»

на тему:

«Оболочки Земли»

                Цели:

  1. Образовательные - обобщение и повторение изученного материала.
  2. Развивающие - развитие познавательного интереса к географии, развитие устной речи, воображения, географического мышления.
  3. Воспитательные - воспитание дисциплинированности, ответственности.

Оборудование: карта полушарий, на доске тема урока и стихотворение-эпиграф, контурные карты.

Правила игры:

В первых двух турах участвует весь класс; за правильные ответы и дополнения даются жетоны; перед третьим туром выделяются главные участники игры, имеющие более двух жетонов, они продолжают игру. Остальные переходят в ранг зрителей, но в случае отсутствия ответа участников на вопрос они могут дополнять и получать баллы.

Победителем является игрок, получивший максимальное количество жетонов.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Огромный океан неведомого окружает, нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа.

В.А. Обручев

Сегодня заключительный урок по огромному разделу «Оболочки Земли».

Представьте себе, что на Землю летит космический корабль с инопланетянами. Что увидят пришельцы из космоса, приближаясь к нашей планете? Они увидят голубую планету, окутанную перемещающимися облаками, а в просветах между ними - огромный океан с пятнами суши: материками и островами.

Приближаясь к Земле, они не могут не заметить, что поверхность суши очень разнообразна. Как шрамы, пересекают ее горные хребты. Местами их вершины покрыты ледниками. Обширные равнины заняты зелеными лесами, степями, желтыми пустынями. Извиваясь по суше, к океану направляются реки. Блестят пятна озер. И конечно, гости из космоса обратят внимание на все то, что создано человеком.

Все то, что увидели инопланетяне, приближаясь к Земле, образует ее внешние оболочки.

Цель сегодняшнего урока - вспомнить все внешние оболочки Земли и их составляющие компоненты. И вы поймете, узнав многое, изучив этот раздел географии, у вас появятся новые загадки, заданные нам природой.

1 тур

  1. Газообразная, воздушная оболочка Земли. {Атмосфера)
  2. Водная оболочка Земли, что она включает?

(Гидросфера, включающая воды Мирового океана, воды суши)

  1. Хрупкая оболочка Земли, включающая в себя земную кору и верхний слой мантии. (Литосфера)
  2. Сфера жизни - оболочка Земли, населенная живыми организмами. Что определяет ее границы? (Биосфера. Границы определяются распространением живых организмов)
  3. Процессы, происходящие в атмосфере в данное время над определенной территорией. (Погода)
  4. Свойства погоды, какие они могут быть по времени. (Изменчивость и многообразие, периодические и непериодические)
  5. Многолетний режим погоды, типичный для данной местности. (Климат)

8.        Климатообразующие факторы.

(Географическое положение, атмосферная циркуляция, характер подстилающей поверхности)

9.        Роль атмосферы. (Воздух атмосферы - смесь газов. Каждый газ
выполняет в атмосфере свои функции. Кислород поддерживает дыхание, горение, окислительные процессы. Азот - минеральное
питание растений. Углекислый газ - «утеплитель» Земли: он
пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли, а также необходим для дыхания растениям. Кислород, азот и диоксид углерода участвуют в геохимических
процессах (химическое выветривание горных пород). Озон поглощает ультрафиолетовую радиацию Солнца. Твердые частицы служат ядрами конденсации, вокруг которых образуются
капли воды и снежинки. Водяной пар конденсируется и дает
осадки, также является утеплителем Земли.)

10.        Слои атмосферы. (Тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы.)

  1. Назовите тепловые пояса Земли. (Жаркий, два умеренных, два холодных и два пояса вечного .мороза.)
  2. Что называют ветром? (Движение масс воздуха в горизонтальном направлении.)
  1. Что является причиной возникновения ветра? Его свойства. (Неравномерное распределение давления у земной поверхности вызывает перемещение воздуха. Ветер всегда дует из области повышенного давления в область пониженного давления. Свойства ветра - скорость и направление)
  2. Типы ветров, примеры. (Местные ветры - бризы; ветры циклонов и антициклонов; постоянные ветры общей циркуляции атмосферы - пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные ветры приполярных областей, муссоны.)
  3. Каково соотношение процентов воды по объему в каждой части гидросферы? (Мировой океан - 96%, подземные воды - 2%, поверхностные воды материков - 0,02%)
  4. Острова по происхождению делятся на ... (материковые - о. Сахалин, о-в Мадагаскар; вулканические - Курильские, Алеутские; коралловые - Большой Барьерный риф)
  5. При какой температуре происходит замерзание морской и пресной воды? (Пресная вода замерзает при температуре 0° С, а морская при температуре -2° С)
  6. Какое море самое пресное? Самое соленое? (Самое пресное - Восточно-Сибирское, соленое - Красное море - более 42%)
  7. Приведите примеры океанических течений.

а)        Постоянные - Северное; периодические - муссонные на се
вере Индийского океана; временные;

б)        по глубине - поверхностные, глубинные, придонные;

в)        по температурному признаку - теплые (Гольфстрим) и холодные (Перуанское).

  1. Дайте определения понятиям: река, речная система, речная долина, пойма, русло, исток, устье. (Река - естественный водный поток, текуи(ий в выработанном им русле - углублении, занятом водой. Речная система - река с притоками. Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воды. Исток - место, где река берет начало. Устье-место впадения реки в другую реку, море.)
  2. Классификация озер по происхождению, примеры. (Тектонические — Байкал, Каспийское; завальные в горах; ледниковые — Ладожское, Онежское; карстовые; озера-старицы)

22.        Что такое болото? Классификация болот.

(Болота — это избыточно увлажненные участки суши с влаголюбивой растительностью, в результате отмирания которой и неполного ее разложения образуется торф. Типы - верховые (питаются атмосферными осадками), низинные - в местах выхода на поверхность подземных вод)

  1. Назовите три основных слоя Земли. (Земная кора, мантия, ядро)
  2. Абсолютный возраст Земли. (4,6 млрд. лет)
  3. Типы горных пород.

                           

26.        Типы земной коры, слои, образующие их. (Материковая:
1) осадочный; 2) гранитный; 3) базальтовый. Общая мощность
до 75 км.
Океаническая: 1) осадочный; 2) базальтовый;
3) габбро. Океаническая общая мощность в среднем 5-7 км.)

27.        Разнообразие гор по высоте. (Низкие - до 1000 м: Средний Урал;
средневысотные - 1000 - 2000 м: Карпаты; высокие - более
2000 м: Тянь-Шань, Кавказ)

28.        Рельеф дна - назовите зоны. (1. Шельф, материковый склон,
континентальное подножие. 2. Котловины окраинных морей,
вулканические острова, глубоководные желоба. 3. Ложе океана.
4. Срединно-океанические хребты.)

29.        Что включает в себя биосфера? (Нижнюю часть атмосферы
(тропосферу), всю гидросферу и верхнюю часть земной коры.)

30.        Что такое почва? (Верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до 2 — 3 .м), обычно покрытый растительностью, обладающий естественным плодородием)

2 тур

Из девяти букв, выпавших на кубиках, предлагается составить самое длинное слово.

3 тур

1.        Поэт А. Левушкин так описал это явление:

Как есть наважденье прямое:

Ни сумерек нету, ни звезд

    Лишь солнце умоется в море

И снова занимает свой пост.

-        Где наблюдается подобное явление? Чем оно обусловлено?

(За полярным кругом, когда наступает полярный день)

  1. Где на Земле день всегда равен ночи, а солнце дважды в году бывает в зените в день весеннего и в день осеннего равноденствия? (На экваторе)
  2. Эти широты называют на Земле ревущими, а вторые - конскими.

-        Что это за широты и почему их так называют?

(Ревущими сороковыми называют 40-е широты южного полушария, для которых характерны сильные и устойчивые ветры и частые
штормы. Конскими называют области южного и северного полушарий (между 30 - 35° с.ш. и ю.ш.) во внутренних частях субтропических
      океанических антициклонов со слабыми ветрами и частыми штилями.

Название получили во времена парусного мореплавания: корабли,         шедшие в Вест-Индию, встречали здесь безветрие (штиль), вынуждавшие мореплавателей делать длительные остановки, во время которых из-за  недостатка  пресной  воды   часто  приходилось  выбрасывать за борт взятых для перевозки и различных видов работ лошадей.)

4.        А.С. Пушкин писал:

«И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,

Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса!»

-        Что это за ночь? Где она наблюдается? Чем объясняется это явление? (Белая ночь. Наблюдается в тех широтах, где полуденная высота солнца над горизонтом меньше 18°, т.е. меньше той высоты, при которой наступает конец астрономических сумерек. Особенно светлые белые ночи на широте от 59° до 66,5°, где полуночная высота солнца меньше 8°.)

5.        Как правило, дождевая вода безвкусна. Но иногда капли дождя        I
имеют соленый вкус. Почему?
(Соленый дождь образуется, когда дождевое облако или дождь проходят через воздух, засоренный пылью, в которой содержится соль. Соленые дожди -редкое явление.)

  1. В это море не впадает ни одна река. Соленость его крайне высока - более 407%о. С глубиной температура не уменьшается, как в других морях, а остается высокой и поднимается (на максимальной глубине 2500 м - температура + 55" С, а соленость 3007%0)-Содержание хлора и брома очень высокое - близко к их содержанию в глубинных термальных водах земной коры. Своим названием море обязано своеобразной фауне. Назовите море. Что еще интересного вы знаете о нем? (Красное море)
  2. Это бессточное соленое озеро площадью 1000 кв.км, образовавшееся в глубокой впадине, называют морем. Уровень этого удивительного водоема на 392 м ниже уровня соседнего с ним моря, а соленость в несколько раз превышает соленость морской воды. Вода этого моря, напоминающая рассол, сделала его необитаемым водоемом. Жизнь в нем представлена только бактериями. Назовите это озеро-море. (Мертвое море, расположенное недалеко от восточного побережья Средиземного моря.)
  3. На площади бассейна этой реки мог бы разместиться целый материк Австралия. Она собирает с этого бассейна столько же воды, сколько могут ее собрать 28 таких рек, как Волга. Полноводна в течение круглого года. На режим нижнего течения этой реки особое влияние оказывают морские приливы, которые распространяются вверх по реке на 1400 км. Приливная волна высотой до 5 м с большой скоростью (5-7 м/с) и сильным гулом, который слышен далеко вокруг, мчится вверх по реке, заливая берега и производя на них большие разрушения.

-        Что это за река? (Амазонка.)

9.        Эти растения удивительны тем, что выполняют роль естественных насосов. Высаженные в заболоченных районах, они способствуют их быстрому осушению. Из-за ценной древесины и способности к быстрому росту их разводят почти во всех странах субтропического и тропического поясов.

-        Что это за растения? Назовите их родину. Где они растут в на
шей стране?
(Эвкалипты. Родина — Австралия. У нас - Черно
морское побережье Кавказа.)

10. Это дерево самое высокое на Земле - дерево-великан. Его стволы достигают в высоту 100 м и более, а в диаметре 6 - 10 м. Семена же его самые мелкие из всех представителей растительного мира. Живут деревья до 2 тыс. лет (иногда до 4 тыс. лет).

-        Что это за деревья и где их родина? (Секвойя. Родина - Северная Америка)

11.        Это самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами, представляет собой огромную полосу, протянувшуюся на 2000 км у восточного побережья одного из материков.
Полоса, достигающая в ширину 150 км и круто обрывающаяся
в море, сложена из останков своих строителей. Создатели этих
грандиозных построек - очень прихотливые к условиям обитания существа - живут только в теплых морях с температурой
-18 - 20° С, на глубине не ниже 40 - 60 м при нормальной или
повышенной солености, в насыщенной кислородом среде.

-        О каком сооружении идет речь? Кто его создатели?

{Большой Барьерный риф. Коралловые полипы)

12.        Эти хищные рыбы рек достигают размеров не более 30 см в
длину. Их головы напоминают бульдожью морду. Особенно
опасны эти рыбы в сезон дождя, когда река, сильно разливаясь,
затопляет берега.

-        Что это за рыбы? В каких реках они обитают?

{Пираньи. Амазонка и ее притоки.)

4 тур

(Игроки пишут ответы на бумаге, объясняя их.)

1.        Почему у африканских слонов уши больше, чем у индийских?

а)        Индийские слоны живут в зарослях и большие уши будут им
мешать.

б)        Для охлаждения тела.

в)        Чтобы хорошо слышать в африканских саваннах.

г)        Большие уши нужны, чтобы отгонять мух.

(б - для охлаждения тела)

2.        Родина индюка (или, как его называют, индейского петуха).

а)        Индия.        в) Австралия.        

б)        Америка.        г) Африка.

(б - Америка)

                                             

                                              5 тур (спортивный) - «Удав»        

Отрезки веревки, лежащие на каждой парте, необходимо связать
один с другим, обегая парту. Время - 1 минута. У кого длиннее
веревка.        

6 тур

Необходимо дополнить стихотворные фрагменты. (О чем идет речь?)

  1. Уменьшаясь к северу и югу, Форму круга сохранить сумели. Самую большую звать экватор, Маленькая - это точка полюс. Все с востока тянутся на запад и по ним к широтам ведут поиск, Параллельны все они друг другу. Потому зовутся ... (параллели)
  2. Подобно волнам, что вздымают океаны, В пустынях поднимаются ... (барханы), Попутный ветер, главный архитектор,

... (барханы) строит по своим проектам.

3.        Рядом, рядом острова. Не один, даже не два, А десятки, сотни сотен, Жить в соседстве им охотней.  Все родные как-никак. Значит, здесь ... (архипелаг).

4.        Порядки свои установит он: Давленье - высокое, воздух сухой.
Ветер ослабнет. Тишь и покой. Зимой при солнце крепчает мороз.
Летом «на ясно» укажет прогноз, Если господствует ...
(антициклон)

Заключительный этап.  

Итог урока (учитель):

-        Сегодня мы повторили основные понятия изученного раздела.
Вы ответили на сложные вопросы, но много еще предстоит узнать. Если бы инопланетяне посетили нашу планету, они увидели бы огромное разнообразие природных комплексов. Отвечая на вопросы, вы еще раз подтвердили это.

—        А сейчас слово победителю урока-игры. Что бы ты пожелал землянам на маленькой голубой планете Земля?

(Оценивается работа всех учащихся)



Предварительный просмотр:

1.Чем крупнее масштаб, тем местность на плане или карте изобра-жена более подробно

2. На плане местности и географической карте обычно сверху се-вер, снизу - юг, слева - запад, справа - восток

3. Широта бывает только северная и южная (изменяется от 0 до 90°), долгота - только восточная и западная (изменяется от 0 до 360°)

4. Широту определяем по параллелям, долготу - по меридианам

5. Равнины обычно соответствуют наиболее устойчивым частям земной коры( платформам), а горы - наиболее подвижным ( склад-чатым поясам)

6. Горные породы и минералы очень разнообразны : магматические горные породы обычно плотные, тяжелые и твердые, образовались при извержении вулканов; осадочные горные породы обычно рых-лые, непрочные, образовались из обломков различных горных по-род, из водных растворов минеральных веществ (химические), из органических остатков

7. Деятельность ветра, воды, человека, организмов, резкие перепа-ды температур – разрушают и преобразуют рельеф, это внешние факторы формирования рельефа

8. Вулканизм, землетрясения, медленные движения земной коры - создают рельеф, это внутренние факторы формирования рельефа

9.Чем выше температура воздуха и испаряемость, чем меньше выпадает осадков и чем меньше рек впадает в море или океан, тем соленость морской воды больше

10. Причиной океанических течений являются постоянные ветры

11. Реки берут начало в горах или на высоких равнинах и впадают в моря, океаны, озера и т. д.

12. В силу земного притяжения большая часть воздуха сконцентрирована в тропосфере

Следствие 1: чем ближе к поверхности Земли, тем атмосферное давлении выше.

Следствие 2:с подъемом на каждые 10,5 м давление воздуха падает на 1 мм рт. ст.

13. Ось Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5° (з).

14. Солнечное тепло и свет по поверхности Земли распространяются неравномерно, так как угол падения солнечных лучей на разных широтах разный: чем больше угол, образованный солнечными лучами и поверхностью, тем большее количество тепла поступает на нее

15. Атмосфера нагревается от поверхности земли

 Следствие: на каждый один километр высоты температура падает на 6 °С.

16. Суша нагревается и остывает быстрее, чем вода (п).

17. Главная причина возникновения ветра - разница в давлении атмосферы над разными участками подстилающей поверхности

18. Ветер дует из области высокого давления в область низкого

19.  Годовое количество осадков зависит от географического положения местности по отношению к океану (морю) и преобладающих ветров (з).

20.  Взаимосвязь элементов погоды: чем ниже температура, тем выше давление и меньше влажность воздуха; чем выше температура, тем меньше давление и больше влажность воздуха

21.  Факторы формирования климата: географическое положение (широта), высота над уровнем моря, рельеф, растительность, подстилающая поверхность, близость к океану, воздушные массы

22.  Если вдоль берега проходит холодное течение - климат становится холодным и сухим, если проходит теплое течение -климат становится теплым и влажным

Причина разнообразия растительного и животного мира заключается в разнообразии свойств окружающей среды.

Следствие 1: живые организмы приспосабливаются к свойствам окружающей среды.

Следствие 2: живые организмы на Земле распространены неравномерно.

Следствие 3: население Земли распространено неравномерно

Изменение одного компонента в природном комплексе ведет к изменению всех остальных компонентов

23. Литосферные плиты движутся по пластичному слою мантии со скоростью 1-6 см/год

24. В серединно-океанических хребтах расплавленное вещество мантии поднимается из недр Земли и раздвигает литосферные плиты, наращивая земную кору

25.Если сближаются литосферные плиты с океанической и континентальной земной корой, то возникают глубоководные желоба, островные дуги, горные хребты, если сближаются две литосферные плиты с континентальной земной корой, то их края сминаются в складки и образуются горные хребты

26. Цвет почвы зависит от материнской породы, наличия перегноя (п).



Предварительный просмотр:

                             

Как готовить домашнее задание по географии

1.  Обязательно  приготовьте  нужную для данной  темы  карту  атласа.

2.   Прочитайте учебник, отыскивая и показывая по ходу чтения все упомянутые в тексте географические объекты.

3.  Ответьте на вопросы в конце данного параграфа, обязательно используя при этом нужные карты.

4.  Чтобы проверить себя, постарайтесь с помощью карты вспомнить основные положения изученного параграфа.

Как работать с картой

 Как прочитать карту:

—  прочитать название карты, определить ее масштаб;

—  изучить легенду;

—   с помощью легенды определить содержание данной карты;

—  найти на карте заданную территорию и, используя легенду и номенклатуру, рассказать о том, что показано на карте.

 Как сопоставлять карты:

—  познакомиться с содержанием карт, определить их масштаб;

—  найти на картах заданную территорию, используя ориентиры (градусную сетку, очертания береговой линии и др.);

—  рассмотреть заданную территорию на каждой из карт и сделать вывод об особенностях ее природы и хозяйства;

—  сопоставить содержание данных карт и установить взаимосвязи отдельных компонентов;

—  сделать вывод о причинах выявленных особенностей.

  Как правильно оформить контурную, карту:

—  подписать название работы в левом верхнем углу карты;

—   найти нужный объект в атласе и, используя ориентиры (градусную сеть, речную сеть и др.), отыскать его на контурной карте;

—  используя в качестве образца подписи в атласе, подписать название объекта на контурной карте;

—   все, что показано на контурной карте линией, штриховкой, цветом и т. д., обозначить в легенде.

Характеристика компонента природы

С помощью приемов чтения и сопоставления карт можно дать описание или характеристику любого компонента природы:

—  найти и показать заданный компонент на карте;

—  дать характеристику его географического положения;

—  с помощью приемов чтения и сопоставления карт дать характеристику данного компонента природы;

—  объяснить особенности природы компонента с помощью приема сопоставления карт, его связи с другими компонентами, влияние на жизнь и деятельность человека.

Как работать с учебником географии

 Общие правила пользования учебником :

—  нужный параграф надо найти по оглавлению в конце учебника;

—  перед параграфом даны вопросы на повторение необходимых ранее изученных знаний;

—  все новые географические названия и термины выделены в параграфе другим шрифтом;

—   при чтении текста параграфа обязательно обращаться к картам для нахождения указанных в тексте объектов и территорий, к словарю физико-географических понятий и терминов (если в тексте есть слова, обозначенные звездочкой), к рисункам и схемам параграфа;

—   после изучения параграфа проверить себя, ответив на вопросы в конце параграфа.

  Как работать с текстом учебника:    

—  если перед параграфом есть вопросы, внимательно их прочитайте, продумайте ответы на них;

—   внимательно прочитайте текст;

—  указанные в тексте географические названия найдите в картах атласа;

—  особое внимание обратите на слова и предложения, выделенные другим шрифтом, т. к. именно они имеют главное значение для понимания материала;

—  объяснение новым словам, обозначенным звездочкой, найдите в словаре физико-географических понятий и терминов в конце учебника;

—  если в тексте есть ссылки на рисунки, карты, схемы, необходимо внимательно изучить и проанализировать их;

—   после того как параграф изучен, проконтролируйте себя, ответив на вопросы в конце параграфа.



Предварительный просмотр:

                     ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ « ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ»  

  Распределите объекты географической номенклатуры и органического мира по материкам :

АФРИКА

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

АВСТРАЛИЯ

АНТАРКТИДА

 Пустыни: Сахара, Атакама, Большая Песчаная, Намиб.

Горы, вулканы: Большой водороздельный хребет, Анды, Эребус, Драконовы, Орисаба, Бразильское, Эфиопское.

Равнины, низменности: Амазонская, Оринокская.

Реки, озера: Лимпопо, Дарлинг, Парана, Титикака, Виктория, Нил, Эйр, Конго, Муррей, Нигер.

Органический мир: эвкалипт, пираньи, утконос, пингвин, крокодил, баобаб, кенгуру, секвойя, нанду, морж, орхидея, коала, лев, пресноводный дельфин.



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

зам.директора по ВР                                                                                           директор школы

___________ Т.А.Миллер                                                                               ____________  А.И.Лизунова

Тульская область

 Ленинский район

МОБУ « Медвенская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« Отчий край»

Тип программы- образовательно-развивающая

Направление – краеведческое

Составитель- Маковская В.В., учитель географии

Срок реализации – 1 год

п. Молодежный, 2012

Пояснительная записка

Сегодня остро ощущается потребность в таких формах работы с детьми, которые помогли бы им впоследствии успешно вписаться в современное общество и производство. Это требует от человека творческих способностей, творческой активности, социальной мобильности, готовности к возможным сменам профессии, общего кругозора.

    Данная краеведческая программа составлена на основе авторской программы О.А.Кунаевой для учащихся 8-11 классов. Путем изучения исторического, культурного и природного наследия родного края, участия в поисковой и исследовательской работе программа позволяет воспитывать у обучающихся детей самостоятельность, творческий подход к делу, сознание общественной значимости проводимой работы, стремление стать полезным для общества человеком. Таким образом, выступая как метод воспитания, краеведение помогает воспитывать и формировать творческую личность, патриота и гражданина.

Экскурсии , предусмотренные программой, являются продолжением изучения материала на занятиях. Полученные в итоге  экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. Целью таких экскурсий является также углубление закрепление и обобщение материала на базе  различных источников информации.

Задачами программы являются:

  1. изучение истории, культуры и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня;
  2. формирование чувства бережного , уважительного отношения к памятникам истории и культуры;
  3. привитие навыков литературного творчества;
  4. воспитание патриота и гражданина;
  5. создание в детском коллективе обстановки  доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.

Программа носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы:

  1. историческое, географическое краеведение
  2. исследовательская деятельность учащихся
  1. подготовка, проведение и подведение итогов мероприятий.

    Занятия реализуются в следующих формах: беседы, тематические задания, викторины, выставки, отчеты,  музейные экскурсии и экскурсии  по родному краю, творческие и исследовательские  проекты, устные журналы.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, специальной литературы, технических (аудио-видео, компьютерных) средств.

В результате изучения программы обучающиеся приобретают знания о материальной, духовной культуре и природе родного края,  получают навыки учебно-исследовательской, оформительской, литературной и культурно-просветительской, а также самостоятельной работы с различными источниками информации.

 Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие.

2

История заселения Тульской области.

2

Моя семья, моя родословная.

2

Семейные традиции.

2

Родословная Бобринских.

2

Родословная Болотовых.

2

Музеи- источники изучения родного края.

2

Музей « Тульские древности.»

2

Музей оружия г. Тулы.

2

Музей-усадьба « Ясная поляна.»

2

Музей обороны г. Тулы.

2

Музей « Тульский пряник».

2

Музей самоваров.

2

Выездная экскурсия в музей « Тульский пряник»

2

Выездная экскурсия в музей самоваров.

2

Выездная экскурсия в музей « Тульские древности»

2

Исследовательский проект учащихся по теме « Родословная Бобринских».

4

Исследовательский проект  учащихся по теме « Самоварное дело в Туле».

4

Путешествие в прошлое: улицы города Тулы.

2

Изучаем летопись города по улицам.

2

Проектная деятельность учащихся по теме «Улицы родного города.»

4

Историческое наследие Тульского края.

2

Культурное наследие Тульского края.

2

Музей-заповедник «Куликово поле.»

2

Тульский кремль.

2

Тульский областной экзотариум.

2

Мемориальный музей Н.И.Белобородова

2

Выездная экскурсия в Тульский кремль.

2

Выездная экскурсия в Тульский экзотариум.

2

Подготовка к итоговой конференции учащихся.

2

Итоговая конференция учащихся.

2

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Навроцкий А.Г. Музей кузнечной науки и техники // Российское предпринимательство: история, традиции, памятники. - М.,Тула, 1995.

2. Ашурков В.Н. Памятники истории техники в Тульском крае // Памятники науки и техники. 1990

3. Тульский кремль: путеводитель / составители М. Н. Кузина, Е. Г. Зыкова. – Тула: Неография, 2010.

4. Рассаднев С. А. Прогулки по улицам Тулы (Беседы краеведа). Изд. 2. Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2003.

5.Тихонова А.С. Тульские самовары. Тула: ИПО "Лев Толстой", 1993

6.Атлас Тульской области. Историко-экономический обзор. Тула: Левша, 1996.

7.Гордость земли Тульской (Замечательные люди нашего края). В 2 т. Тула: Приок. кн. Изд-во. Т. 1. 1982, Т. 2. 1991.

8. Тула //Энциклопедия городов и районов Тульской области. Тула: Пересвет, 2000.

9.Сахаров И.П. Достопамятности города Тулы и его губернии //Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Тула: Приок. кн. изд-во, 2000.



Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Тема: «Природные уникумы Урала»

Выполнила: Маковская Виктория Викторовна

Муниципальное образовательное учреждение

«Медвенская средняя общеобразовательная школа»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии

Образовательная область: география.

        

Вид занятия: урок-путешествие.

        

        Цели урока:

  1. познакомить учащихся с уникальными природными объектами региона;
  2. формировать учебно-познавательные компетенции учащихся;
  3. развивать способности к проявлению творческой инициативы;
  4. формировать «географическую культуру», географическую картину России;
  5. воспитывать чувство прекрасного, любовь к Родине;

     Задачи урока:

  1.  воспроизвести ранее изученную физико-географическую характеристику Уральских гор;
  2.  перечислить известные им названия минералов;
  3.  развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать географическую информацию;
  4. развивать самоконтроль, взаимоконтроль, самоанализ своей деятельности;
  5.  воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.

Оборудование: физическая карта Урала, коллекция «Горные породы и минералы»; наглядный материал по теме (Кунгурская ледяная пещера, Капова пещера, река Чусовая), мультимедийная установка, атлас, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Объяснение нового материала (22 минут).

     4. Закрепление (14 минут).

     5. Итог урока (5 минуты).

     6. Домашнее задание (2 минуты).

Учебно-методический комплекс:

  1. Календарно-тематическое планирование по географии для общеобразовательной школы (8 класс).
  2. Поурочные планы по предмету для преподавателей.
  3. Учебник «» 8-й класс.
  4. Дополнительная литература по географии:

- Баринова, И.И. Современный урок географии / И.И. Баринова. – М., Школа-Пресс, 2000, 128с.

- Клюшникова, Н.М. Внеклассная работа по географии / Клюшникова Н.М.. – Волгоград, Корифей, 2007, 116с.

- Клюшникова, Н.М. Элективный курс «Заповедники России» / Клюшникова Н.М.. – Волгоград, Корифей, 2005, 128с.

- Назарова, Л.Д. нетрадиционные уроки по физической географии / Л.Д. Назарова. – М., Сфера, 2008, 144с.

Основные понятия: природные уникумы, Ильменский заповедник, Капова пещера, Кунгурская пещера.

Условное обозначение

Название действия





Работа с книгой (с учебником), картой и др.






Работа в тетради






Устная работа






Ответы на вопросы






Домашнее задание






Работа у доски

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель начинает урок с приветствия. Сообщает тему урока, задачи.

- Сегодня мы совершим заочное путешествие по уникальным природным объектам Урала. Во время путешествия вы должны составить схему «Паучок» по теме урока.

Давайте вспомним: В чём особенность Уральских гор?

Какие природные факторы обуславливают своеобразие данной местности?

Чем знаменит Урал ещё с 17 века?

Учитель комментирует ответ учащихся. 


Помните, как А.Т. Твардовский говорил об Урале.

- Урал! Опорный край державы,

  Её добытчик и кузнец.

  Ровесник древней нашей славы

  И славы нынешней творец.

                       

- Именно потому, что минералы и самоцветы – давняя «визитная карточка» Урала, путешествиек мы начнём с Ильменского минералогического заповедника. Найдите его на карте. Каково географическое положение?



Учитель хвалит детей, даёт задание: по рассказу учителя составить в тетради опорную схему «Ильменский  минералогический заповедник (с использованием графических символов)».

- Немного на Земле уголков, которые по своей красоте и природным богатствам могут соперничать с Ильменами. Площадь заповедника – 303 км2, протяжённость Ильменского хребта с севера на юг – 41 км. Самая высокая вершина – гора Ильментау (747,3 м).

- Заповедник образовался в 20 году на восточном склоне Южного Урала, и вначале действовал как минералогический. В 1935 году он был преобразован в комплексный.

Ильменский заповедник – минеральная шкатулка Урала. Какие минералы можно в нем увидеть?

Более 250 минералов от обычных до редчайших здесь можно встретить: амазонит, опал, аметист, гиацинт, топаз, лунный камень, сапфир (привычные для нас) и «местные»: ильминит, миасскит, умковит, самарекит и др. (показ коллекции).

Педагог просит: Ребята, найдите минералы в коллекции.

В сказках какого писателя упоминается о минералах Урала? Какие изделия из этих минералов вы встречали?

В заповеднике более 800 видов растений. Среди них немало реликтовых, дошедших до нас с ледникового периода.


Богат и животный мир Ильмен: 50 видов млекопитающих, 200 – пернатых, 14 видов рыб. Многочисленны и местные колонии бобров и ондатры. В заповеднике обитают все представители уральской фауны: медведь, волк, рысь, косуля, лось, кабан и завезенный с Дальнего Востока пятнистый олень.

- Главной достопримечательностью Ильменского края является озеро Тургояк (фотоальбом озеро Тургояк»). Редко, когда на нашей планете встречаются сразу горы, озеро в этих горах, а вокруг хвойный лес. Это озеро называют «голубой жемчужиной Ильменского ожерелья». Вода в озере голубовато-зеленого цвета, очень прозрачная. Глубина составляет 34 м. Интерес представляет остров Веры. Памятник этот известен местным жителям давно местонахождением старообрядческого скита. В последнее время ученые обнаружили следы пребывания древнего человека – стоянки, осколки керамики, примитивные орудия труда. На этом мы завершаем пребывание в Ильмене. Какие рисунки у вас получились? Учитель проверяет выборочно задание.


- Мы продолжаем наше путешествие и переносимся в «мир пещер». Я передаю слово моим помощникам (в роли помощников выступают 2 ученика из класса).





































































































Учитель благодарит учащихся:

- Нельзя не упомянуть реку Чусовую, потому что это одна из красивейших рек Урала. Почему её активно используют для рекреации я узнаю из ваших репортажей, которые вы подготовите дома.


- Обзор достопримечательностей Урала завершён. Давайте посмотрим ваших «паучков». Кто желает изобразить схему на доске?



Учитель оценивает работу.

- Я предлагаю вам по этой теме закрепить изученный материал. Вопросы:

  1. Чем знаменит Ильменский заповедник?
  2. Почему эту территорию называют экологическим достоянием страны?
  3. В чем отличие Каповой пещеры от Кунгурской?
  4. Какую пещеру вы бы хотели посетить?


Учитель обращает внимание учащихся на следующее задание:

К ключевому слову «Урал» подберите: 1. два прилагательных, описывающих слово «Урал» по всей теме; 2. три глагола, относящихся к теме; 3. фразу из четырех слов, выражающую отношение автора к теме; 4. синоним слова «Урал».


Коллективное обсуждение итогов работы.

- В заключении нашего урока мне бы хотелось, спросить у вас:

  1. Что нового вы узнали?
  2. Что лично вас сегодня затронуло и заинтересовало?
  3. Какие приемы и формы работы особенно понравились?

Учитель выставляет отметки, благодарит учеников за сотрудничество с ним.


Учащиеся приветствуют учителя.

Ученики записывают число и тему урока.





Ученики чертят шаблон схемы.




Школьники отвечают на поставленные учителем вопросы.



















Ученики поднимают руки, описывают местонахождение заповедника.






Учащиеся выполняют графический рисунок, отражают логические связи.














Ребята называют какие минералы можно увидеть в Ильменском заповеднике.








Учащиеся работают с коллекцией и одновременно отвечают на вопросы учителя.








Ученик спрашивает: Каков животный мир Ильмен?































Учащиеся показывают рисунки и делают комментарии к ним.





Учащиеся подготовили презентацию «Пещеры Урала» и приступают к её показу (см. Приложение ).

Первый ученик рассказывает о «Каповой пещере».

- Капова пещера (Шульган-Таш) – «Пропадающая у камня» - вот дословный перевод названия. Это и пещерой в нашем понимании назвать нельзя, скорее, это галерея подземных залов. Представьте: вход шириной тридцать девять, а высотой двадцать один метр, пятнадцать громадных залов, не похожих один на другой, два подземных озера и река – и все это на четырёх ярусах!

- Капова пещера входит в состав одноименного заповедника и считается главной его достопримечательностью. Это крупнейшая многоэтажная пещера Урала, археологический памятник мирового значения, а также место, с которым связано огромное количество легенд, сказаний и поверий.

- Пещера Шульган-Таш расположена на Южном Урале в долине реки Белая. С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок.

По своему возрасту, Капова пещера является достаточно древней: её формирование началось не менее 3-5 млн. лет тому назад. Самым древним является средний ярус, на котором располагается современный вход в пещеру.

Мировую известность пещере Шульган-Таш принесли расположенные внутри наскальные изображения, сделанные древними людьми. Их возраст составляет не менее 13 тыс. лет.

После того как были открыты древние рисунки пещера была признана достопримечательностью мирового значения.

Ученик закончил свой рассказ и передаёт слово своему товарищу.

Второй мальчик приступает к своему докладу и показу презентации.

- «Кунгурская пещера»

- Жемчужиной природы, подлинным национальным достоянием является Кунгурская ледяная пещера – в мире по протяженности среди гипсовых пещер, первая по красоте. Возраст пещеры 10-12 тысяч лет.

- Первые исследования в пещере были проведены в далёком 18 веке. Сегодня ледяная пещера является памятником природы всероссийского значения, единственной оборудованной для экскурсий пещерой России. Она находится на правом берегу реки Сылвы в Ледяной горе на северо-восточной окраине города Кунгур, является выдающимся карстовым объектом, крупнейшей гипсовой пещерой Урала. В пещере 60 озёр с изумительно чистой водой.

- Оледенение пещеры было максимальным в 18 веке. Многолетние льды встречались в Метеорном гроте на расстоянии 440 метров от входа. Сейчас многолетние льды встречаются до Крестового грота на 270 метров от входа. Состояние льдов пещеры зависит от температурного режима, создаваемого естественной вентиляцией. Чем ниже температура на поверхности, тем больше пещера запасает холода. Наиболее красивыми местами кристаллизации льда являются гроты Бриллиантовый и Полярный, Бриллиантовый грот украшен особенно крупными кристаллами  лотковой и игольчатой формы.

- Первым «хозяином» и хранителем пещеры, посвятившим ей свою жизнь был А.Г.Хлебников, который с 1914 по 1951 годы водил экскурсии, проводил работы по благоустройству и занимался исследованиями пещеры.

Ежегодно пещеру активно посещают российские и иностранные туристы.







Учащиеся записывают домашнее задание.





Несколько учеников рисуют схему на доске, остальные проверяют в тетрадях и дополняют.




Учащиеся высказывают своё мнение и приводят доказательства.


















Ребята выполняют творческое задание.




Учащиеся подводят итоги совместно с педагогом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Преобразующая сила музыки"...

Методическая копилка учителя

Помещённый материал является рабочим материалом учителя за последние три года...

В методическую копилку учителя права. Понятие и классификация субъектов правоохранительной деятельности

Понятие правоохранительной деятельности, классификация субъектов правоохранительной деятельности. Районный суд – основное звено судебной системы, его полномочия, структура, организация раб...

В методическую копилку учителя обществознания Свободные выборы. Понятие, реализация

В материале рассматриваются такие понятия как, свободные выборы, реализация свободных выборов в России....

В методическую копилку учителя права Правоспособность несовершеннолетних

ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

В методическую копилку учителя обществознания Неформальные объединения молодежи. Позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка

Понятие «молодежь» и «субкультура. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи.  Культура и сферы реализации молодежи....

Методическая копилка учителя - дефектолога

Методические материалы для занятий   учителя - дефектолога...