Итоговый урок по теме: "Районы России"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Шипка Виктория Владимировна

Урок направлен на создание условий для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся при обобщении знания и умения по курсу “География России” на основании выполнения творческих заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_prosveshcheniya_2010.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 60-61   Итоговый урок по теме «Районы России»

Цель: подвести итоги изучения основных положений курса «География России». Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся при обобщении знания и умения по курсу “География России” на основании выполнения творческих заданий.

Задачи: Определить степень знания учащимися:

  1. основных терминов, понятий и определений курса;
  2. федеральных округов, экономических районов и административно-территориальных образований России;
  3. значительных экономико-географических объектов на территории государства – городов, промышленных предприятий, электростанций и др.;
  4. отраслей специализации хозяйства экономических районов России и основных видов выпускаемой ими продукции.

Оборудование: учебный атлас по географии России, настенная контурная карта России, карточки-ассоциации по регионам России, карты самоконтроля, таблицы “Образ России”.

Форма работы: индивидуальная и групповая

Ход урока:

Учитель приветствует ребят и начинает урок с отрывка из стихотворения В. Харитонова «Песня о родимом крае»

Что может быть лучше России –

                                       Черёмух в цвету, как в снегу,
                                      И речки, что лентою синей
                                      Лежит на зелёном лугу?
                                      Спросите у рощи весенней,
                                      Где ночью не спит соловей,
                                      Что может быть лучше России -
                                      Единственной песни моей?

Учитель формулирует тему урока и определяет его цели и задачи.

Класс разбит на 4 группы по 5-6 человек

  1. Разминка. Работа с картой.

Используя политико-административную карту России учащиеся отвечают на вопросы и показывают экономико-географический  район на карте

- самый маленький по величине территории;

- самый большой;

- самый густонаселенный;

- самый малонаселенный;

- самый западный;

- самый восточный;

- самый северный;

- самый южный;

- где находится самая большая республика в России;

- где мы живем;

- в составе которого больше всего краев;

- который граничит с Норвегией;

- имеет самую протяженную морскую границу;

- в состав которого входит больше всего республик;

- не имеют выхода ни к одному морю;

- состоит из 12 областей;

- крупнейший промышленный район России;

- отделяет Европейскую Россию от Азиатской;

- главной осью района является самая полноводная река Европы;

- в составе есть автономная область.

2. Репродуктивные задачи, контролирующие внимание, развивающие умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (в форме цифрового диктанта).

Задания читаются быстро и один раз. Если высказывание верно -1, если неверно -0:

- Россия расположена в трех частях света;

- самый высокий естественный прирост населения в республике Дагестан;

- Российская федерация состоит из 83 равноправных субъектов и разделена    на 7 федеральных округов;

 - в России основные ресурсы сосредоточены на западе, а население на востоке;

- государство расположено в 10 (5) часовых поясах;

- Тихий океан омывает западную часть страны;

- В Западной Сибири сосредоточено около 80% промышленных запасов нефти и газа, более 60% запасов торфа России;

- предприятия машиностроения размещены по территории всей страны;

- основная причина снижения численности населения – демографическая;

- естественный прирост населения зависит от уровня рождаемости;

- предприятия машиностроения размещены по территории всей страны;

- Северный Кавказ – единственный в России район с субтропическим климатом.

Результаты самопроверки заносятся в карту самоконтроля. Код ответа (011010100111)

 3. Задания на развитие памяти, внимания, наблюдательности, воображения:

Создайте образ района (район из 10 на выбор по жребию вытягивают учащиеся по группам) по следующему алгоритму:

  1. Выбрать географический объект, который мог бы стать символом района;
  2. Подобрать ключевые слова к выбранному символу;
  3. В знаковой форме (в виде рисунка или схему) отобразить выбранный символ;
  4. Используя ключевые слова, придумать к символу слоган.

4. Задания на развитие логического мышления

Определить названия экономических районов с помощью карточек-ассоциаций.

Карточки – ассоциации (портреты знаменитых людей, муляжи продуктов питания, иллюстрации, книги и другие предметы):

Ассоциативный ряд

Свои ассоциации

Экономический район

1

Озера, парусник, Эрмитаж, янтарь

 

 

2

Кремль, сердце, собор Василия Блаженного

 

 

3

Курск, чернозем, мука, магнит

 

 

4

Медная монета, многолетняя мерзлота, БАМ, золотое кольцо с алмазом

 

 

5

Автомобиль, Мамаев Курган, картина Репина “Бурлаки на Волге”

 

 

6

Яблоко, сахар, семечки подсолнечника, темные очки, панама, ракушка

 

 

7

Иван-чай среди горных пород, поделочные камни, этикетка от шоколада, кусочек металла, книга

П. Бажова “Малахитовая шкатулка”

 

 

8

Болота, иллюстрация добычи нефти

 

 

9

Соболь, Красноярская ГЭС, заповедник “Столбы”, алюминиевая вилка, гербарный экземпляр лиственницы

 

 

10

Вулканы, морские котики, этикетка рыбных консервов, долина гейзеров, книга «Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки».

 

 

11

Клюква, озера, Кижи, портрет Ломоносова, древесина, кружева

 

 

12

Семикаракорская посуда, Танаис, книга М. Шолохова «Избранное», кусочек угля, ковыль.

 

 

Результаты занести в карту самоконтроля.

5. Города России

Предлагается сгруппировать указанные в списке города России по различным признакам (города-миллионеры, морские порты, центры машиностроения, центры народных промыслов и т.д.). Выписать полученные группы, указав признаки объединения.

  1. Белозерск
  2. Братск
  3. Великий Устюг
  4. Владимир
  5. Воткинск
  6. Гусь-Хрустальный
  7. Дудинка
  8. Екатеринбург
  9. Ижевск
  10. Кемерово
  11. Москва
  12. Мурманск
  13. Находка
  14. Нижний Тагил
  15. Новгород
  16. Новороссийск
  17. Норильск
  18. Палех
  19. Ростов на Дону
  20. Новосибирск
  21. Северодвинск
  22. Суздаль
  23. Тольятти
  24. Хохлома
  25. Санкт Петербург
  26. Череповец
  27. Магнитогорск
  28. Архангельск
  29. Братск
  30. Тюмень

  1. Индивидуальный  тестовый зачет.

Каждый участник группы получает тестовые задания (вопросы выбраны из пособия для учащихся «Мой тренажер»)

                                                    Ф.И. учащегося ____________________        

  1. Установите соответствие между отраслью промышленности и ее центром

А) Черная металлургия                  1. Ярославль

Б) нефтехимия                                2. Нижний Новгород

В) текстильная                               3. Старый Оскол

Г) автомобилестроение                 4. Иваново

   2. Назовите отрасли специализации Северо-Западного района:

          А) судостроение и энергетическое машиностроение

          Б) черная металлургия и химическая промышленность

          В) электроэнергетика и легкая промышленность

          Г) пищевая промышленность и нефтехимия

   3. Выберите субъекты, входящие в состав Европейского Севера

         А) Новгородская область           В) Архангельская область

         Б) Вологодская область              Г) Республика Карелия

   4. Установите соответствие  между городом и его основной функцией

        А) Плесецк            1. центр целлюлозно-бумажного производства          

        Б) Мурманск         2. космодром

        В) Сыктывкар       3. незамерзающий северный порт

        Г) Североморск    4. центр металлургического производства

        Д) Череповец        5. главная база Северного флота

   5. Выберите верные ответы. Сельское хозяйство Северного Кавказа  

       специализируется на производстве:

       А) кукурузы; Б) сахарной свеклы;  В) подсолнечника; Г) овса; Д) риса

       Е) льна

   6. Главными полезными ископаемыми Поволжья являются:

       А) каменный уголь       В) нефть и природный газ

       Б) каменная соль           Г) железная руда  

   7. Выберите отрасли специализации Уральского района

1. топливная промышленность

2. черная металлургия

3. овцеводство

4. химическая промышленность

   8. Какие особенности характерны для  Западной Сибири:

      А) равномерное размещение населения по территории

      Б) снижение доли коренных народов в этнической структуре населения

      В)отсутствие городов-миллионеров;

      Г) заболоченность территории
  9. Найдите ошибку в перечне отраслей специализации Западной Сибири

      А) топливная промышленность       В) легкая промышленность

      Б) черная металлургия                      Г) химическая промышленность

10. Выберите формы рельефа, расположенные в Восточной Сибири:

     Витимское плоскогорье, Среднесибирское плоскогорье, хребет Джугджур

11. Определите отрасли специализации Дальневосточного района:

      А) машиностроение            Б) добывающая промышленность  

      В) рыболовство                   Г) цветная металлургия

7. Творческий конкурс

Проложите туристический маршрут по Северокавказскому (или любому другому) району.  Выберите 3-4 объекта с обоснованием выбранного. Презентуйте полученный результат.

Подведение итога уроков обобщения.

Выбор:

  1. лучшей команды
  2. геоГРАФА    и         геоГРАФИНИ (в индивидуальном зачете)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 классе по теме "Климат России" (итоговый урок-игра)

Цель: проверить уровень обученности учащихся по теме "Климат России".  Урок проводится в форме игры. Каждая команда получает задания из изученного раздела "Климат"....

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Задания для проверки знаний по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века" для учащихся 6 класса....

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Итоговый урок в 7 классе. Россия в XVII веке.

Повторение и закрепление  знаний учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме.УЧАСТНИКИ ИГРЫ:  две команды учащихся 7 класса -  «Бояре» и  &la...