Проект урока "Горные породы и минералы"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx222.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока.

1. Программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной Москва «Просвещение» 2009г. 6-10 класс.

      УМК:

1.Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «Начальный курс географии» учебник

Для учащихся 6 кл., Дрофа 2009г.

2.Атлас. Физическая география. Начальный курс 6 кл., Дрофа 2012г.

3.Т.П.Иванова «Тематическое и поурочное планирование по географии» 6 кл.

К учебнику Т.П.Герасимовой, «Экзамен»,М. 2008г.

    4. Г.Н.Элькин «Физическая география» 6 кл. Методическое пособие. Паритет.

2006г.

    5.В.О.Чичерина «Тематический тестовый контроль. География. Начальный

курс.» Сфера 2006г.

    6.В.И.Сиротин «Сборник заданий и упражнений» 6-10 кл. Дрофа 2006г.

    7.География. Уроки – игры в средней школе. Волгоград. 2006г.

    8.География.  Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям.

Волгоград. 2005г.

    9.География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11кл. Планета. 2012г.

    10. География. Контрольно – измерительные материалы. 6 кл. Вако 2012г.

2. Раздел 3. «Строение Земли. Земные оболочки». Тема 1. «Литосфера»

3. Тема урока №2 «Горные породы и минералы».

4. Тип урока – практикум.

5. Цель урока: учащиеся научатся различать горные породы, минералы, полезные ископаемые, как компоненты, составляющие земную поверхность и определяющие деятельность человека.

Задачи: 1) учащиеся узнают понятия о горных породах, минералах, полезных ископаемых,  группы горных пород по происхождению.

2) учащиеся научатся выделять главное в тексте учебника, различать горные породы, определять их применение.

3) учащиеся совершенствуют коммуникативные навыки, формируют ответственное отношение к объектам природы своей местности, своей страны.

6. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

практический, игровой.

    7. Форма организации обучения: практическая работа.

        Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая ( по 6 человек ).

8. Средства обучения:

Учебник «Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюдова Начальный курс географии 6 класс» параграф 17.

Дидактические карточки для опроса по теме «Строение Земли» и для закрепления материала по теме «Горные породы и минералы», таблицы для изучения нового материала, кроссворд «Полезные ископаемые», презентация для интерактивной доски; карта полезных ископаемых Нижегородской области.

Коллекция горных пород и раздаточный материал для практической работы.

9. Хронометраж урока:

1.Этап мотивационно - ориентировочный ___________________________ 11 мин.

  - Оргмомент ___________________________________________________   1 мин.

  -Актуализация знаний ___________________________________________  7 мин.

  -Целеполагание ( совместное ), мотивация учебно – познавательной деятельности____________________________________________________  3 мин.

2.Этап исполнительный _________________________________________  28 мин.

  -Изучение нового материала_____________________________________ 23 мин.

  -Закрепление нового материала___________________________________  5 мин.

3.Этап рефлексивно – оценочный__________________________________   6 мин.                                    

 

10.Содержание и структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивационно-ориентировочный

1) Организационный момент .

2) Актуализация знаний, полученных в предыдущей теме.

3) Целеполагание (совместное), мотивация учебно-познавательной деятельности.

2. Этап исполнительный

1) Изучение нового материала 

2) Закрепление нового материала. Обобщение знаний и умений. 

3. Этап рефлексивно-оценочный

Проверка готовности к уроку. Приветствие учителем учащихся. Демонстрация доброжелательного настроя. Проверка отсутствующих по журналу.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с литосферой, но для работы нам потребуется знание материала прошлого урока «Строение Земли». Давайте вспомним.

- Возьмите карточки, приготовленные на парте, для проверки домашнего задания:

1 вар. Строение Земли

  1. Подпиши оболочки – 3 балла
  2. Значение температуры – 4 балла
  3. Размеры оболочек – 5 баллов

 1   а                                         1 -  ……(…..)

      б                                           а -

                                                   б -

          2                                       R -

                                                    t -

                                                 2 - ……(…..)

                                                    R -

                                                    t -

                 3                              3 - ……(…..)

                                                    R -

                                                     t -

2 вар. Строение Литосферы

  1. Названия частей земной коры и ее типов – 3 балла
  2. Мощность – 4 балла
  3. Дорисовать литосферу и указать ее размеры – 5 баллов

                  1                              2

        

- Поменяйтесь в парах карточками, проверьте работу, сверяясь со слайдом презентации

- Как оцените работу?

- Спасибо. Оставьте карточки на парте.

- Скажите, что мы сегодня знаем о литосфере, а чего не знаем?

- Тогда сформулируйте тему занятия

- Хорошо. Что выбираем?                                                   - А что будет целью занятия?

- А как мы будем изучать?

- Спасибо. Открываем тетрадь, записываем число и тему урока.

- Сегодня на уроке для работы мы будем использовать материал учебника параграф 17, открываем; презентацию, наборы горных пород и приготовленные таблички, которые вы вклеите в тетрадь.

А) Из чего состоит земная кора? 

- Давайте узнаем об этом по тексту учебника на странице 41. Прочитайте про себя.

- Давайте предоставим слово ребятам 1 группы.

- Что вы узнали из текста, из чего состоит земная кора?

-Что такое минерал?

-Какое тело?

Демонстрирует иллюстрацию разных по цвету и

форме минералов.

-В нем можно что-то разглядеть?

-Сформулируйте понятие целиком.

- … состоящее как правило из одного вещества.

-По аналогии сформулируйте понятие – горная

порода.

Демонстрирует образцы горных пород  и минералов: гранит, кварц, слюду, полевой шпат.  

- Сегодня ученые насчитывают на земле около 4 тысяч видов минералов и каждый год открывают десятки новых. Минералы – это причудливые кристаллы, булыжник на дороге, песчинка на морском берегу, золотой самородок в лотке старателя, оплавленная глыба космического пришельца и снежинка, падающая за окном. А мир горных пород еще шире – фантазия природы бесконечна.

- Посмотрите какими разными могут быть граниты в зависимости от количества составных частей.

- Что еще узнали из текста?

- Правильно. Давайте названия 3 групп занесем в таблицу «Горные породы»

Б) Группы горных пород.

- Знакомимся с группой магматических горных пород, читаем вопрос 2 на странице 42.

- Обращаюсь к ребятам 2 группы:

- Что узнали о магматических горных породах?

- Молодцы. Смотрим сюжет об образовании магматических горных пород.

- Найдите на парте в красной тарелке образцы магматических пород, рассмотрите, сравните, узнайте названия.

- Что узнали?

- Запишите названия групп и рассмотренные вами примеры в таблицу.

- Знакомимся с группой осадочных горных пород, читаем 3 вопрос на странице 42.

- Вопрос к 3 группе.

- Как образуются осадочные горные породы?

- На какие группы делятся?

- Правильно. Смотрим сюжет о происхождении осадочных пород и знакомимся с ними на примерах образцов в белой тарелке. Заполняем таблицу; назовите примеры.

- Знакомимся с метаморфическими горными породами, читаем вопрос 4 на странице 43.

- 4 группа, пожалуйста:

- Как образуются метаморфические породы?

- Смотрим в сюжете, знакомимся с породами в синей тарелке.

- Записываем в таблицу.  После таблицы запишите схемы превращения пород.

Известняк           мрамор

Песок          песчаник          кварцит        

Гранит            гнейс

Бурый уголь          каменный уголь           антрацит

- Мы познакомились с группами горных пород. Они очень разные по свойствам. Согласно их свойствам человек использует их в хозяйственной деятельности.

- Как называются такие породы?

- В каких состояниях они могут быть?

В) Практическая работа.

- Сейчас каждая группа сделает описание одного образца горной породы по плану таблицы

«Характеристика горных пород». Сообщит результат. Остальные дополнят данные таблицы.

Характеристика горных пород

План характеристики

Горные породы

1. Название

гранит

известняк

торф

мрамор

2. Цвет

 

 

 

 

3. Блеск

 

 

 

 

4. Строение:
а) зернистое
б) однородное
в) порошкообразное

 

 

 

 

5. Твердость:
а) твердая
б) средняя
в)  мягкая

 

 

 

 

6. Происхождение

 

 

 

 

7. Использование

 

 

 

 

- Ребята, а интересно узнать какие полезные ископаемые есть в Нижегородской области? Как это сделать?

- Смотрим. Прочитайте названия полезных ископаемых, определите к какой группе они относятся, как используются? Как к ним нужно относиться?

- Правильно. Посмотрите сюжет об использовании в строительстве горных пород.

- Мы закончили знакомство с породами, хочется узнать, что вы запомнили с урока.

А) Кроссворд для самых внимательных «Полезные ископаемые»( учащиеся группы, сдавшей первой правильные ответы, поощряются отличной оценкой).

        

Б) «Минералогический ералаш»

- На интерактивной  доске вы видите названия горных пород, каждой команде нужно найти свои:

1 команда – магматические

2 команда – обломочные

3 команда – органические

4 команда – метаморфические

- По одному представителю от команды к доске. Работаем по очереди. Собираем по слову.

А) Проверь себя: выполните упражнения 1-3

и оцените свои знания.

Карточки для проверки знаний по теме «Горные породы».

1 вар.                                                                    

1) Четвертый лишний                                        

(ненужное зачеркнуть)                                    

Гранит

Песок

Нивелир

Нефть

Глина

Песок

Мрамор

Гравий

Известняк

Гранит

Песок

Уголь


2) Разделите породы на группы по использованию, объясните свой выбор:        

песок, железная руда, глина, гранит, медная руда        

3) Как вы думаете, к каким общественным и экологическим проблемам может привести неумеренная добыча полезных ископаемых?        

А) Достигли ли мы цели урока                                  

Б) Что было интересно на уроке?                                

В) Какие трудности?                                                    

Г) Цветом обозначь настроение

        

2 вар.

1) Четвертый лишний                              

 (ненужное зачеркнуть)

Азимут

Масштаб

Гипс

Горизонталь

Гранит

Песок

Базальт

Пемза

Уголь

Мрамор

Нефть

Торф

        свой выбор

,        нефть, изумруд, каменный уголь,

        природный газ, рубин

2) Разделите породы на группы по использованию, объясните:

нефть, изумруд, каменный уголь, природный газ, рубин

         

3) Как вы думаете, к каким общественным и экологическим

проблемам может привести неумеренная добыча полезных ископаемых?

А) Достигли ли мы цели урока?

Б) Что было интересно на уроке?

В) Какие трудности?

Г) Цветом обозначь настроение.

        

Б) Домашнее задание.

- Прочитать параграф 17, по тексту дополнить таблицу «Горные породы», заполнить названия групп горных пород, для желающих творческое задание кроссворд «Литосфера».

Д) Вы сегодня хорошо работали, много узнали. Молодцы. А урок мне хочется закончить стихами о минеральных богатствах нашей страны.

Рассказ закончен о породах

Что толща земная хранит

Здесь камень бесценный с Урала

Зеленый густой малахит.

Надежно богатства сокрыты

Алмазы, топаз и гранит,

С красною медью – хромиты,

Железо, мрамор, родонит.

Найдем в ней много по приметам

Цветных камней и редких руд

Рубин сияет красным цветом

Зеленым цветом – изумруд.

Темны кристаллики граната,

Лучисты грани хрусталя

И знаменита и богата

Моя родная сторона.

Приводят в порядок принадлежности к уроку. Встают, приветствуя учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Дежурные сообщают об отсутствующих.

Извлекают из своей памяти знания, проговаривают про себя материал, припоминают необходимые сведения. Активизируют мыслительные процессы, анализируют, отбирают. Формулируют и записывают свои ответы.

1 вар. Строение Земли

  1. Подпиши оболочки – 3 балла
  2. Значение температуры – 4 балла
  3. Размеры оболочек – 5 баллов

 1   а                                         1 - Литосфера (   ?   )

      б                                           а – земная кора

                                                   б – верхняя мантия

          2                                       R – 100 км

t -  по погоде, на 100 км                  ниже + 3С

                                                 2 – Мантия (магма)

                                                    R – 2900 км

                                                    t - 2000С

                 3                              3 – Ядро (железо, никель)

                                                    R – 3470км

                                                     t - 5000С

2 вар. Строение Литосферы

  1. Названия частей земной коры и ее типов – 3 балла
  2. Мощность – 4 балла
  3. Дорисовать литосферу и указать ее размеры – 5 баллов

                  1                              2        70 км

                40 км

до 7 км

       

             верхняя мантия (100 км)

1 базальт                                    1 океаническая земная кора

2 осадочный чехол                  2 материковая земная кора

3 гранит

Проводят взаимопроверку работ, сверяясь со слайдом на доске.

Оценивают, высказывают свое мнение, называют ошибки, если есть.

Анализируют, отбирают, формулируют, делают вывод о том, что при проверке знаний, выявилось не знание – из чего состоит литосфера?

Рассуждают, анализируют «знаем - не знаем». Формулируют, высказывают предложения:                    

 Д: Знаем типы литосферы, ее части, мощность, что это каменная оболочка. Не знаем, из чего состоит: камней, веществ, горных пород…

Обучаясь самостоятельно формулировать цели, учатся планировать и свою деятельность на данный урок, испытывают удовлетворение от результата своей мыслительной деятельности, принимают учебную задачу.

Д: «Мир камня», «Горные породы и минералы» и т.д.

Выбираем «Горные породы и минералы».

Д: Мы познакомимся с горными породами, узнаем какие они, чем замечательны.

Д: Прочитаем в учебнике, посмотрим фильм, рассмотрим горные породы, приготовленные на партах.

Открывают тетради, записывают.

Учащиеся готовятся к выполнению учебных заданий:  открывают учебник, вкладывают в тетрадь таблички, организуют рабочее место.

Читают текст, обращают внимание на выделенные термины, выделяют главное.

Выделяют главное, формулируют ответ. Слушают отвечающих, дополняют, исправляют ошибки, уточняют.

Д: Из горных пород и минералов.

Д: Это вещество… природное тело…

Д: Нет, оно однородное.

Д: Минерал - это природное однородное тело…

Д: Горная порода – это сложное природное тело, состоящее из нескольких минералов.

Рассматривают образцы, сравнивают, формируют зрительный образ, накапливают личный опыт.

Вспоминают, формулируют ответ. Отвечают.

Д: Горные породы делят на 3 группы по происхождению: магматические, осадочные и метаморфические.

Заполняют таблицу.

Магматические

Осадочные

Метаморфические

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Читают текст, обращают внимание на выделенные термины, запоминают примеры.

Выделяют главное, формулируют ответ.

Д: Они произошли из магмы, делятся на излившиеся и глубинные. Глубинные – это  кристаллические горные породы, состоящие из крупных кристаллов.

Смотрят сюжет о магматических горных породах на интерактивной доске, образно представляют процессы, происходящие в земной коре.

Рассматривают в лупу, сравнивают, знакомятся с названиями. Получают личный опыт.

Свои наблюдения излагают в форме кратких ответов:

Д: излившиеся породы представлены пемзой и базальтом. Глубинные породы представлены гранитом и габбро, у них кристаллы крупные, хорошо различимы.

Оформляют таблицу.

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

 

 

Гранит

Габбро

Базальт

пемза

  

 

 

Читают, выделяют главное, запоминают.

Формулируют ответы, отвечают.

Д: осаждаются на дне водоёмов и суше.

Д: На неорганические и органические. Неорганические делятся на обломочные, образовавшиеся в результате физического разрушения и химические, образовавшиеся из химических растворов.

Уточняют, дополняют. Испытывают удовлетворение от осознания успешности своих действий.

Смотрят сюжет. Рассматривают образцы, знакомятся с названиями.

Д: Обломочные – песок, глина; химические – гипс, поваренная соль; органические – известняки (мел, ракушечник), торф.

Заполняют таблицу примерами, сравнивают, уточняют, корректируют ошибки.

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

 Неорганические

Органические

Обломоч-ные

Химические

Гранит

Габбро

Базальт

пемза

Песок

Глина

Гипс

Галлит

Известняк Торф

Уголь

Читают, запоминают, делают выводы.

Формулируют ответ.  

Д: Происходит изменение магматических и осадочных горных пород под действием высокой температуры и давления.

Смотрят сюжет. Рассматривают породы, знакомятся с названиями.

Записывают в таблице.

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

 Неорганические

Органические

Обломоч-ные

Химические

Гранит

Габбро

Базальт

пемза

Песок

Глина

Гипс

Галлит

Известняк Торф

Уголь

Мрамор

Кварцит

Антрацит

Д: эти горные породы называются – полезные ископаемые.

Д: они могут быть твердые, жидкие, газообразные.

Слушают задание. Рассматривают образец. Обсуждают, записывают свойства в таблицу, догадываются об использовании человеком.

Представляют результат. Остальные заполняют таблицу.

Характеристика горных пород

План характеристики

Горные породы

1. Название

гранит

известняк

торф

мрамор

2. Цвет

красный

желтый

коричневый

розовый

3. Блеск

есть

нет

нет

есть

4. Строение:
а) зернистое
б) однородное
в) порошкообразное

зернистое

однородное

порошкообразное

зернистое

5. Твердость:
а) твердая
б) средняя
в)  мягкая

твердый

средней твердости

мягкий

твердый

6. Происхождение

магматическое

осадочно-
органическое

осадочно-
органическое

метаморфическое

7. Использование

строительный
материал

строительный материал,
удобрение

горючее,
удобрение

строительный
материал

Размышляют, предполагают, дают ответ.  

Д: Изучить карту полезных ископаемых Нижегородской области.

Работают с картой, читают названия полезных ископаемых, называют их, разделяют на группы, делают выводы об использовании и рачительном отношении к ним:  

Д: Пески, глины и т.д. относятся к осадочным, используются как строительный материал. Торф – топливо. Полезных ископаемых становится меньше, нужно относиться к ним бережно.

Смотрят, оценивают красоту сооружений, созданную благодаря разным материалам.

Работают в группах:

Читают, отгадывают, радуются своим удачам.

Читают, обсуждают, разделяют на группы, выбирают отвечающего.

Оценивают результат.

Магматические: базальт, гранит, пемза

Обломочные: песок, глина, гравий

Органические: нефть, торф, уголь

Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит

Подписывают карточки. Выполняют задание.

Оценивают свою деятельность.

Карточки для проверки знаний по теме «Горные породы».

1 вар

1) Четвертый лишний                            

(ненужное зачеркнуть)                                    

Гранит

Песок

Нивелир

Нефть

Глина

Песок

Мрамор

Гравий

Известняк

Гранит

Песок

Уголь


2) Разделите породы на группы  по использованию, объясните  свой выбор

строительство: песок, глина, гранит        

получение металлов: медная руда, железная руда                                                                        

3) Неумеренная добыча полезных  ископаемых приведет к их быстрому истощению, а большое количество отходов производства загрязняет окружающую среду.                                                      

А) Да                                                                              

Б) Знакомство с коллекцией горных пород                

В) Определять по группам                                          

Г) Хорошее                                                                    

        

2 вар.

1) Четвертый лишний                              

(ненужное зачеркнуть)

Азимут

Масштаб

Гипс

Горизонталь

Гранит

Песок

Базальт

Пемза

Уголь

Мрамор

Нефть

Торф

2) Разделите породы на группы по использованию, объясните свой выбор

топливо: нефть, каменный уголь, природный газ

ювелирные украшения: изумруд, рубин

3) Полезные ископаемые могут быстро закончиться, много образуется

ненужных веществ

А) Да

Б) Работать с породами

В) Определять использование

Г) Нормальное

Записывают домашнее задание.

Слушают, смотрят презентацию.

На переменке рассматривают выставленную в классе коллекцию горных пород и минералов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"

урок  географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...

Горные породы и минералы.

Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Урок-проект Горные породы и минералы.

Урок географии  6 класс Технология – метод проектов (учебный проект)Раздел: ЛитосфераТема урока: Горные породы и минералы. Использование в хозяйственной деятельности людей...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Исследовательский проект "Горные породы и минералы" для 5 класса

Исследовательский проект с элементами творчества "Горные породы и минералы" для 5 класса...

Проект обучающихся 6 класса "Откуда берутся горные породы и минералы"

Информационноый проект обучающихся 6 класса по географии. Цель : выяснить природу формирования горных пород и минералов и причины их разнообразия на Земле.Задачи:1. Изучить основные группы г...