1. Этап мотивационно-ориентировочный
1) Организационный момент .
2) Актуализация знаний, полученных в предыдущей теме.
3) Целеполагание (совместное), мотивация учебно-познавательной деятельности.
2. Этап исполнительный
1) Изучение нового материала
2) Закрепление нового материала. Обобщение знаний и умений.
3. Этап рефлексивно-оценочный
|
Проверка готовности к уроку. Приветствие учителем учащихся. Демонстрация доброжелательного настроя. Проверка отсутствующих по журналу.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с литосферой, но для работы нам потребуется знание материала прошлого урока «Строение Земли». Давайте вспомним. - Возьмите карточки, приготовленные на парте, для проверки домашнего задания: 1 вар. Строение Земли
- Подпиши оболочки – 3 балла
- Значение температуры – 4 балла
- Размеры оболочек – 5 баллов
1 а 1 - ……(…..) б а - б - 2 R - t - 2 - ……(…..) R - t - 3 3 - ……(…..) R - t -
2 вар. Строение Литосферы - Названия частей земной коры и ее типов – 3 балла
- Мощность – 4 балла
- Дорисовать литосферу и указать ее размеры – 5 баллов
1 2
- Поменяйтесь в парах карточками, проверьте работу, сверяясь со слайдом презентации - Как оцените работу? - Спасибо. Оставьте карточки на парте. - Скажите, что мы сегодня знаем о литосфере, а чего не знаем?
- Тогда сформулируйте тему занятия
- Хорошо. Что выбираем? - А что будет целью занятия?
- А как мы будем изучать?
- Спасибо. Открываем тетрадь, записываем число и тему урока.
- Сегодня на уроке для работы мы будем использовать материал учебника параграф 17, открываем; презентацию, наборы горных пород и приготовленные таблички, которые вы вклеите в тетрадь.
А) Из чего состоит земная кора? - Давайте узнаем об этом по тексту учебника на странице 41. Прочитайте про себя. - Давайте предоставим слово ребятам 1 группы. - Что вы узнали из текста, из чего состоит земная кора? -Что такое минерал? -Какое тело? Демонстрирует иллюстрацию разных по цвету и форме минералов. -В нем можно что-то разглядеть? -Сформулируйте понятие целиком. - … состоящее как правило из одного вещества. -По аналогии сформулируйте понятие – горная порода. Демонстрирует образцы горных пород и минералов: гранит, кварц, слюду, полевой шпат. - Сегодня ученые насчитывают на земле около 4 тысяч видов минералов и каждый год открывают десятки новых. Минералы – это причудливые кристаллы, булыжник на дороге, песчинка на морском берегу, золотой самородок в лотке старателя, оплавленная глыба космического пришельца и снежинка, падающая за окном. А мир горных пород еще шире – фантазия природы бесконечна. - Посмотрите какими разными могут быть граниты в зависимости от количества составных частей. - Что еще узнали из текста?
- Правильно. Давайте названия 3 групп занесем в таблицу «Горные породы»
Б) Группы горных пород. - Знакомимся с группой магматических горных пород, читаем вопрос 2 на странице 42. - Обращаюсь к ребятам 2 группы: - Что узнали о магматических горных породах?
- Молодцы. Смотрим сюжет об образовании магматических горных пород.
- Найдите на парте в красной тарелке образцы магматических пород, рассмотрите, сравните, узнайте названия. - Что узнали?
- Запишите названия групп и рассмотренные вами примеры в таблицу.
- Знакомимся с группой осадочных горных пород, читаем 3 вопрос на странице 42. - Вопрос к 3 группе. - Как образуются осадочные горные породы? - На какие группы делятся?
- Правильно. Смотрим сюжет о происхождении осадочных пород и знакомимся с ними на примерах образцов в белой тарелке. Заполняем таблицу; назовите примеры.
- Знакомимся с метаморфическими горными породами, читаем вопрос 4 на странице 43. - 4 группа, пожалуйста: - Как образуются метаморфические породы?
- Смотрим в сюжете, знакомимся с породами в синей тарелке. - Записываем в таблицу. После таблицы запишите схемы превращения пород.
Известняк мрамор Песок песчаник кварцит Гранит гнейс Бурый уголь каменный уголь антрацит - Мы познакомились с группами горных пород. Они очень разные по свойствам. Согласно их свойствам человек использует их в хозяйственной деятельности. - Как называются такие породы?
- В каких состояниях они могут быть?
В) Практическая работа. - Сейчас каждая группа сделает описание одного образца горной породы по плану таблицы «Характеристика горных пород». Сообщит результат. Остальные дополнят данные таблицы.
Характеристика горных пород План характеристики | Горные породы |
|
|
| 1. Название | гранит | известняк | торф | мрамор | 2. Цвет | | | | | 3. Блеск | | | | | 4. Строение: а) зернистое б) однородное в) порошкообразное | | | | | 5. Твердость: а) твердая б) средняя в) мягкая | | | | | 6. Происхождение | | | | | 7. Использование | | | | |
- Ребята, а интересно узнать какие полезные ископаемые есть в Нижегородской области? Как это сделать? - Смотрим. Прочитайте названия полезных ископаемых, определите к какой группе они относятся, как используются? Как к ним нужно относиться?
- Правильно. Посмотрите сюжет об использовании в строительстве горных пород.
- Мы закончили знакомство с породами, хочется узнать, что вы запомнили с урока.
А) Кроссворд для самых внимательных «Полезные ископаемые»( учащиеся группы, сдавшей первой правильные ответы, поощряются отличной оценкой).
Б) «Минералогический ералаш» - На интерактивной доске вы видите названия горных пород, каждой команде нужно найти свои: 1 команда – магматические 2 команда – обломочные 3 команда – органические 4 команда – метаморфические - По одному представителю от команды к доске. Работаем по очереди. Собираем по слову.
А) Проверь себя: выполните упражнения 1-3 и оцените свои знания.
Карточки для проверки знаний по теме «Горные породы». 1 вар. 1) Четвертый лишний (ненужное зачеркнуть) Гранит Песок Нивелир Нефть | Глина Песок Мрамор Гравий | Известняк Гранит Песок Уголь |
2) Разделите породы на группы по использованию, объясните свой выбор:
песок, железная руда, глина, гранит, медная руда
3) Как вы думаете, к каким общественным и экологическим проблемам может привести неумеренная добыча полезных ископаемых?
А) Достигли ли мы цели урока Б) Что было интересно на уроке? В) Какие трудности? Г) Цветом обозначь настроение
2 вар. 1) Четвертый лишний (ненужное зачеркнуть) Азимут Масштаб Гипс Горизонталь | Гранит Песок Базальт Пемза | Уголь Мрамор Нефть Торф |
свой выбор
, нефть, изумруд, каменный уголь, природный газ, рубин
2) Разделите породы на группы по использованию, объясните: нефть, изумруд, каменный уголь, природный газ, рубин 3) Как вы думаете, к каким общественным и экологическим проблемам может привести неумеренная добыча полезных ископаемых?
А) Достигли ли мы цели урока? Б) Что было интересно на уроке? В) Какие трудности? Г) Цветом обозначь настроение.
Б) Домашнее задание. - Прочитать параграф 17, по тексту дополнить таблицу «Горные породы», заполнить названия групп горных пород, для желающих творческое задание кроссворд «Литосфера».
Д) Вы сегодня хорошо работали, много узнали. Молодцы. А урок мне хочется закончить стихами о минеральных богатствах нашей страны. Рассказ закончен о породах Что толща земная хранит Здесь камень бесценный с Урала Зеленый густой малахит. Надежно богатства сокрыты Алмазы, топаз и гранит, С красною медью – хромиты, Железо, мрамор, родонит. Найдем в ней много по приметам Цветных камней и редких руд Рубин сияет красным цветом Зеленым цветом – изумруд. Темны кристаллики граната, Лучисты грани хрусталя И знаменита и богата Моя родная сторона. |
Приводят в порядок принадлежности к уроку. Встают, приветствуя учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Дежурные сообщают об отсутствующих.
Извлекают из своей памяти знания, проговаривают про себя материал, припоминают необходимые сведения. Активизируют мыслительные процессы, анализируют, отбирают. Формулируют и записывают свои ответы.
1 вар. Строение Земли - Подпиши оболочки – 3 балла
- Значение температуры – 4 балла
- Размеры оболочек – 5 баллов
1 а 1 - Литосфера ( ? ) б а – земная кора б – верхняя мантия 2 R – 100 км t - по погоде, на 100 км ниже + 3⁰С 2 – Мантия (магма) R – 2900 км t - 2000⁰С 3 3 – Ядро (железо, никель) R – 3470км t - 5000⁰С
2 вар. Строение Литосферы - Названия частей земной коры и ее типов – 3 балла
- Мощность – 4 балла
- Дорисовать литосферу и указать ее размеры – 5 баллов
1 2 70 км
40 км до 7 км
верхняя мантия (100 км)
1 базальт 1 океаническая земная кора 2 осадочный чехол 2 материковая земная кора 3 гранит
Проводят взаимопроверку работ, сверяясь со слайдом на доске. Оценивают, высказывают свое мнение, называют ошибки, если есть. Анализируют, отбирают, формулируют, делают вывод о том, что при проверке знаний, выявилось не знание – из чего состоит литосфера? Рассуждают, анализируют «знаем - не знаем». Формулируют, высказывают предложения: Д: Знаем типы литосферы, ее части, мощность, что это каменная оболочка. Не знаем, из чего состоит: камней, веществ, горных пород… Обучаясь самостоятельно формулировать цели, учатся планировать и свою деятельность на данный урок, испытывают удовлетворение от результата своей мыслительной деятельности, принимают учебную задачу. Д: «Мир камня», «Горные породы и минералы» и т.д. Выбираем «Горные породы и минералы». Д: Мы познакомимся с горными породами, узнаем какие они, чем замечательны. Д: Прочитаем в учебнике, посмотрим фильм, рассмотрим горные породы, приготовленные на партах. Открывают тетради, записывают.
Учащиеся готовятся к выполнению учебных заданий: открывают учебник, вкладывают в тетрадь таблички, организуют рабочее место.
Читают текст, обращают внимание на выделенные термины, выделяют главное. Выделяют главное, формулируют ответ. Слушают отвечающих, дополняют, исправляют ошибки, уточняют. Д: Из горных пород и минералов. Д: Это вещество… природное тело…
Д: Нет, оно однородное. Д: Минерал - это природное однородное тело…
Д: Горная порода – это сложное природное тело, состоящее из нескольких минералов.
Рассматривают образцы, сравнивают, формируют зрительный образ, накапливают личный опыт. Вспоминают, формулируют ответ. Отвечают. Д: Горные породы делят на 3 группы по происхождению: магматические, осадочные и метаморфические. Заполняют таблицу.
Магматические | Осадочные |
Метаморфические |
|
|
| | | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | |
|
Читают текст, обращают внимание на выделенные термины, запоминают примеры. Выделяют главное, формулируют ответ. Д: Они произошли из магмы, делятся на излившиеся и глубинные. Глубинные – это кристаллические горные породы, состоящие из крупных кристаллов.
Смотрят сюжет о магматических горных породах на интерактивной доске, образно представляют процессы, происходящие в земной коре. Рассматривают в лупу, сравнивают, знакомятся с названиями. Получают личный опыт. Свои наблюдения излагают в форме кратких ответов: Д: излившиеся породы представлены пемзой и базальтом. Глубинные породы представлены гранитом и габбро, у них кристаллы крупные, хорошо различимы.
Оформляют таблицу.
Магматические | Осадочные |
Метаморфические |
|
|
| Глубинные | Излившиеся | | |
|
|
|
|
|
|
|
| Гранит Габбро | Базальт пемза | | | |
|
Читают, выделяют главное, запоминают.
Формулируют ответы, отвечают. Д: осаждаются на дне водоёмов и суше. Д: На неорганические и органические. Неорганические делятся на обломочные, образовавшиеся в результате физического разрушения и химические, образовавшиеся из химических растворов. Уточняют, дополняют. Испытывают удовлетворение от осознания успешности своих действий. Смотрят сюжет. Рассматривают образцы, знакомятся с названиями. Д: Обломочные – песок, глина; химические – гипс, поваренная соль; органические – известняки (мел, ракушечник), торф. Заполняют таблицу примерами, сравнивают, уточняют, корректируют ошибки.
Магматические | Осадочные |
Метаморфические |
|
|
| Глубинные | Излившиеся | Неорганические | Органические |
|
|
|
| Обломоч-ные | Химические |
|
| Гранит Габбро | Базальт пемза | Песок Глина | Гипс Галлит | Известняк Торф Уголь |
|
Читают, запоминают, делают выводы.
Формулируют ответ. Д: Происходит изменение магматических и осадочных горных пород под действием высокой температуры и давления. Смотрят сюжет. Рассматривают породы, знакомятся с названиями. Записывают в таблице.
Магматические | Осадочные |
Метаморфические |
|
|
| Глубинные | Излившиеся | Неорганические | Органические |
|
|
|
| Обломоч-ные | Химические |
|
| Гранит Габбро | Базальт пемза | Песок Глина | Гипс Галлит | Известняк Торф Уголь | Мрамор Кварцит Антрацит |
Д: эти горные породы называются – полезные ископаемые.
Д: они могут быть твердые, жидкие, газообразные.
Слушают задание. Рассматривают образец. Обсуждают, записывают свойства в таблицу, догадываются об использовании человеком. Представляют результат. Остальные заполняют таблицу.
Характеристика горных пород План характеристики | Горные породы |
|
|
| 1. Название | гранит | известняк | торф | мрамор | 2. Цвет | красный | желтый | коричневый | розовый | 3. Блеск | есть | нет | нет | есть | 4. Строение: а) зернистое б) однородное в) порошкообразное | зернистое | однородное | порошкообразное | зернистое | 5. Твердость: а) твердая б) средняя в) мягкая | твердый | средней твердости | мягкий | твердый | 6. Происхождение | магматическое | осадочно- органическое | осадочно- органическое | метаморфическое | 7. Использование | строительный материал | строительный материал, удобрение | горючее, удобрение | строительный материал |
Размышляют, предполагают, дают ответ. Д: Изучить карту полезных ископаемых Нижегородской области. Работают с картой, читают названия полезных ископаемых, называют их, разделяют на группы, делают выводы об использовании и рачительном отношении к ним: Д: Пески, глины и т.д. относятся к осадочным, используются как строительный материал. Торф – топливо. Полезных ископаемых становится меньше, нужно относиться к ним бережно. Смотрят, оценивают красоту сооружений, созданную благодаря разным материалам.
Работают в группах: Читают, отгадывают, радуются своим удачам.
Читают, обсуждают, разделяют на группы, выбирают отвечающего.
Оценивают результат. Магматические: базальт, гранит, пемза Обломочные: песок, глина, гравий Органические: нефть, торф, уголь Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит
Подписывают карточки. Выполняют задание. Оценивают свою деятельность.
Карточки для проверки знаний по теме «Горные породы». 1 вар 1) Четвертый лишний (ненужное зачеркнуть) Гранит Песок Нивелир Нефть | Глина Песок Мрамор Гравий | Известняк Гранит Песок Уголь |
2) Разделите породы на группы по использованию, объясните свой выбор
строительство: песок, глина, гранит получение металлов: медная руда, железная руда
3) Неумеренная добыча полезных ископаемых приведет к их быстрому истощению, а большое количество отходов производства загрязняет окружающую среду.
А) Да Б) Знакомство с коллекцией горных пород В) Определять по группам Г) Хорошее
2 вар. 1) Четвертый лишний (ненужное зачеркнуть)
Азимут Масштаб Гипс Горизонталь | Гранит Песок Базальт Пемза | Уголь Мрамор Нефть Торф |
2) Разделите породы на группы по использованию, объясните свой выбор топливо: нефть, каменный уголь, природный газ ювелирные украшения: изумруд, рубин
3) Полезные ископаемые могут быстро закончиться, много образуется ненужных веществ
А) Да Б) Работать с породами В) Определять использование Г) Нормальное
Записывают домашнее задание.
Слушают, смотрят презентацию.
На переменке рассматривают выставленную в классе коллекцию горных пород и минералов.
|