урок 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

урок в 7 классе по теме "Особенности природы Австралии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prirody_avstralii.pptx1.99 МБ
Файл urok_geografii_v_7_klasse.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закодируй! А. Тасман Большой Барьерный риф оз. Эйр Дж. Кук р.Дарлинг Крики Большой Водораздельный хребет Косцюшко р.Муррей Колонкарри Большой Артезианский бассейн

Слайд 2

Объясни! в л о з в в л о з в в л о з в

Слайд 3

Особенности природы Австралии

Слайд 4

Цели: Выяснить особенности природы Австралии. Выяснить причины особенностей.

Слайд 6

Эндемики 95% животных 75% растений

Слайд 7

«Мы не боимся солнца!» Эвкалиптовый лес Цветы эвкалипта

Слайд 8

Казуарина Ветка казуарины с плодами

Слайд 9

Бутылочное дерево – дерево-«бочка»

Слайд 10

Австралийский скрэб

Слайд 11

Цветущая акация Зонтичная акация

Слайд 12

Кенгуру «Я бегаю прыжками»

Слайд 13

Коала «Я никуда не тороплюсь» «Хорошо на спине у мамы»

Слайд 14

Странные животные Ехидна Утконос

Слайд 15

Птица, не умеющая летать Страус Эму

Слайд 16

Музыкальная птичка Лирохвост Брачный наряд

Слайд 17

Ключ к лабиринту 1 4 5 8 9 6 3 д н е м э и к

Слайд 18

Галерея эндемиков



Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе.

  1. Тема «Природа Австралии». 
  2. Характеристика темы.

Данный урок входит в тему «Особенности природы Австралии». В ходе урока учащиеся знакомятся с уникальностью природы Австралии  и  её причинами.

  1. Система целей к уроку.

Общедидактическая: познакомить учащихся с особенностями природы Австралии, основными представителями органического мира материка.

ТДЦ:

воспитательный аспект: способствовать развитию экологического сознания;

развивающий аспект: способствовать развитию компетенций:

личностного саморазвития

смыслопоисковой

рефлексивной

коммуникативной;

обучающий аспект: сформировать представление об уникальности природы Австралии; учить сравнивать, анализировать данные и делать выводы.

  1. Тип урока. Комбинированный. 
  2. Формы учебно-познавательной деятельности учащихся:

фронтальная

индивидуальная

коллективная.

  1. Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный

частично-поисковый

репродуктивный.

  1. Средства обучения:

раздаточный материал

мультимедийная презентация

карты.

  1. Системы контроля:

контроль учителя

само- и взаимоконтроль учащихся.

  1. Ожидаемые результаты:

усвоение знаний по теме

применение знаний на уроках и во внеурочной деятельности.

Организационный момент.

1.Готовность к уроку.

2.Консультация по заполнению оценочной таблицы.

Актуализация опорных знаний.

Какой материк изучаем?

1.Игра «Закодируй – отгадай –покажи» (см. слайд)

Даны термины, связанные с Австралией. Необходимо «закодировать» их не называя, кто отгадает – показывает по карте.

А.Тасман, Большой Барьерный риф, оз.Эйр, Дж.Кук, Дарлинг, крики,Большой Артезианский бассейн, Колонкарри,Косцюшко, Муррей.

Почему много криков в Австралии?

2. Объясни.

Реки какой части Австралии имеют такой режим и почему? Даны графики различного режима рек материка (см. слайд)

Где в Австралии можно строить ГЭС и почему?

От чего зависит режим рек?

3. Оцените себя (первая графа оценочной таблицы).

Введение в тему урока.

Какие компоненты природы, кроме внутренних вод, ещё зависят от климата?

-Сформулируйте тему урока.Природа Австралии: растительный и животный мир.

- Определим задачи урока.

1.Выяснить,  какие природные зоны есть на материке, причины их размещения.

2. Особенности флоры и их причины.

3. Особенности фауны и их причины.

Основная часть.

1.Причины размещения природных зон.

Зная географическое положение Австралии и климатческие условия, предположите, какие природные зоны встречаются и преобладают. Ответ обоснуйте.

Как проверить? Какой картой воспользоваться? Правы ли вы были?

От чего зависит размещение природных зон на материке?

Сделаем вывод и запишем в тетрадь. В Автстралии преобладают саванны и пустыни. Причина – географическое положение и климат.

Оцените себя (графа вторая)

2.Особенности органического мира Австралии.

Органический мир Австралии особенный, уникальный. Здесь сохранились растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далёкие времена и давно уже исчезли на других материках.

Как вы думаете, почему? (вспомните историю материка)

Проверьте своё предположение в учебнике на стр.153.

Организмы, встречающиеся только на одной какой-либо территории, называются ЭНДЕМИКИ. Австралийские эндемики встречаются только в Австралии:

95% животных –эндемики; 75% растений – эндемики. (слайд)

Сделаем вывод об особенностях органического мира Австралии и запишем.

В Австралии очень много эндемиков, так как материк длительное время развивался изолированно от других материков.

3. Знакомство с некоторыми эндемиками.

У вас на столах информация об эндемиках. Прочитайте, подготовьте выступление, указав особенности эндемика так, чтобы ребятам былопонятно и интересно вас слушать. В тетради должны быть записаны эндемики и место  их обитания. ( слайды и приложение)

А) В жестколистных лесах на востоке и юге материка растут удивительные деревья. (Эвкалипты)

Почему же не боятся эвкалипты палящих лучей солнца?

Б) В лесах северо-востока материка растут деревья, листья которых похожи на листья хвощей. (Казуарины)

Почему у казуарин такие  листья?

В) Отправляемся в саванны. К чему должны быть приспособлены здесь организмы? (Бутылочное дерево)

Как приспособилось к засухе?

Г) В пустынных районах распространены заросли сухих колючих кустарников из акаций и эвкалиптов. Такие заросли называют СКРЭБОМ. (Акация)

Как и к чему приспособилась акация?

Д) Животный мир Австралии также своебразен: он беден видами, но много эндемиков. Для  Австралии характерны сумчатые. (Кенгуру)

В какой природной зоне живёт, в чём особенность?

Е) В эвкалиптовых лесах живёт удивительный мишка. (Коала)

В чём его удивительность?

Ж) Это тоже лесные жители. (Ехидна, утконос)

Почему похожи на птиц и зверей?

З) Отправляемся в сухие саванны и полупустыни.(Страус)

Как приспособился к жизни на открытых пространствах?

И) И опять тропические леса. (Лирохвост)

Почему называют музыкальной птичкой?

Назовите эндемиков Австралии.

К чему приспособились большинство растений и животных? Оцените себя (третья графа).

Оценка успешности изучения темы.

1.Наше путешествие подошло к концу. Конечно, это маленькая частичка удивительной природы Австралии. Если у вас возникло желание узнать больше – замечательно. Информацию вы можете найти в этих книгах и интернет ресурсах(выставка книг).

2. Игра «Лабиринт». Проверьте свои знания. (см. приложение)

Ключ: 1458963 слово эндемик. Оцените себя (графа четвёртая).

 Кого называют эндемиками?

В чём уникальность природы Австралии? В чём причины уникальности?

3.Справились ли с задачами урока? Выставьте общую оценку за урок и определите своё отношение к уроку (!, ?, - ).

5. Домашнее задание: прочитать п.37, кто желает, подготовить выступление об уникумах Австралии,о которых на уроке не говорили.

6. Игра «Кто и где?» (галерея эндемиков).

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Австралия – родина эвкалиптов. Они преобладают в жестколистных лесах на востоке и юге материка. Это самые высокие в мире лиственные деревья: лишь немногие высотой ниже 15 метров, а самые высокие – 100 метров! Они хорошо приспособились к засухе и к палящим лучам солнца. Их корни могут уходить на глубину 30 метров и, как насосы, выкачивать воду. Листья покрыты восковым налётом, узкие, повёрнуты ребром к солнцу, чтобы не получить солнечный ожог. У эвкалиптов твёрдая древесина – хороший строительный материал. Листья используются для изготовления масел, красок, лекарств.
  2. Казуарины – вечнозелёные деревья или кустарники, высота достигает 35 метров. Листья чешуевидные, приспособлены к наименьшему испарению влаги. Ветви цилиндрические. Ценится древесина.
  3. Баньян. Семена этого дерева разбрасывают птицы. Семена застревают в ветвях и прорастают, пуская корни, цепляющиеся за дерево-хозяина. Сначала развивается деревянистый картофелевидный клубень с облиственным ростком. Затем он опускает корень на землю. За ним следуют другие корни, сплетающиеся друг с другом, и дерево-хозяин оказывается опутанным плотной сетью корней баньяна. В конце концов дерево оказывается задушенным, баньян занимпет его место и иногда вырастает до 25 метров высотой.
  4. Бутылочное дерево действительно похоже на бутылку. В нижней части свола находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень вжно, так как бутылочные деревья растут в самых сухих областях на севере Квинсленда. Второй  резервуар находится в среденей части дерева. В нём большое количество сладковатого сгустившегося в желе сока, который очень полезен и питателен. Ствол достигает в диаметре 1,8 метра, а в высоту до 15 метров. Ствол увенчан раскидистой густой кроной, состоящей из узких листьев 8 см длиной. Из коры дерева аборигены получают полезное волокно.
  5. Кенгуру живут в саваннах, питаются растительной пищей. Они могут быть карликовые – до 30 см и великаны – до 3 метров. У этих животных очень сильные ноги, позволяющие быстро передвигаться прыжками, развивая скорость до 20 км в час. Пугливые по натуре, кенгуру способны оказывать противнику скрьёзное сопротивление. Загнанный самец, встав спиной к дереву, мжет устроить настоящую бойню. Опираясь на кончик хвоста, он наносит сильнейшие удары кинжалообразными когтями задних конечностей. Самка производит на свет детёныша, массой менее 1 грамма и длиной до 2 см. У слепого безволосого крошки уже хорошо развиты передние конечности, с помощью которых он забирается в сумку. Там он прочно присасывается к соску, в который немедленно начинает поступать молоко. Живёт в сумке до 6 месяцев. Средняя продолжительность жизни – 7 лет.
  6. В эвкалиптовых лесах живёт сумчатый медведь – коала. Питается молодыми листьями эвкалиптов. Пятипалые конечности прекрасно приспособлены для лазанья. Второй и третий пальцы на ногах соединены плёнкой. Это даёт возможность коале перелетать с ветки на ветку, если деревья стоят  близко к друг другу. У самки рождается один детёныш, который не расстаётся с мамочкой до года, переезжая с ветки на ветку на маминой спине.
  7. Ехидна и утконос. Это очень странные животные: с одной стороны напоминают зверей: покрыты мехом, вскармливают детёнышей молоком, с другой стороны – несут яйца, как птицы. Ехидна – млекопитающее с самой низкой температурой тела (+22), вынашивает яйцо в сумке на животе. У утконоса мордочка заканчивается клювом как у уток. Острые когти приспособлены для рытья нор, куда животные откладывают яйца.
  8. Птица-лирохвост обитает в тропических лесах. Её хвост похож на музыкальный инструмент  лиру. Очень красив брачный наряд.

Оценочная таблица.

Повторение

Вопрос-ответ

Выступление

Лабиринт

Итоговая

Рефлексия

! ? -

 

Лабиринт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...