Практические работы по географии
методическая разработка по географии по теме

Хаванцева Елена Александровна

Готовые практические работы по геогафии с указанием цели и хода выполнения работы, с приложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

Определение по картам размещения отраслей машиностроения

Цель:  Умение комбинировать и преобразовывать известные средства (принципы размещения отраслей машиностроения) для нового решения проблемы; обосновывать и доказывать гипотезу; доказательно излагать выводы.

Практикум разработан для пяти вариантов.

В третий и пятый варианты включены проблемные вопросы, требующие разрешения несоответствия между имеющимися и необходимыми знаниями у учащихся.

Варианты первый, второй и четвертый носят репродуктивный характер.

Вариант 1

  1. Проанализируйте карту атласа «Машиностроение и металлообработка».
  2. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким?
  3. Используя карту «Плотность населения», на контурной карте штриховкой покажите основной ареал размещения населения.
  4. Нанесите на контурную карту крупнейшие центры электротехнической промышленности России.
  5. Сделайте вывод о размещении трудоемкого машиностроения.

Вариант 2

  1. Проанализируйте карту атласа «Машиностроение и металлообработка».
  2. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к металлоемким?
  3. Нанесите на контурную карту крупнейшие центры черной металлургии  России.
  4. Нанесите на контурную карту крупнейшие центры тяжелого машиностроения.
  5. Сделайте вывод о размещении металлоемкого машиностроения.

Вариант 3

  1. Проанализируйте карту атласа «Машиностроение и металлообработка».
  2. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к металлоемким?
  3. Нанесите на контурную карту крупнейшие центры черной металлургии  России.
  4. Нанесите на контурную карту крупнейшие центры судостроения.
  5. Почему центры судостроения находятся вдали от центров черной металлургии?

Вариант 4

  1. Проанализируйте карту атласа «Машиностроение и металлообработка».
  2. Вспомните, какие отрасли машиностроения тяготеют к районам потребления.
  3. Используя карту атласа «Растениеводство», различной штриховкой покажите районы: льноводства, картофелеводства, зерноводства.
  4. Нанесите на контурную карту крупнейшие центры производства сельскохозяйственных машин.
  5. Сделайте вывод о размещении сельскохозяйственного машиностроения.

Вариант 5

  1. Проанализируйте карту атласа «Машиностроение и металлообработка».
  2. Вспомните, какие отрасли машиностроения «сложились исторически».
  3. Нанесите на контурную карту крупнейшие центры автомобилестроения России.
  4. Какие факторы оказывают ведущее влияние на размещение заводов автомобилестроения?
  5. Первые автомобильные заводы, созданные в центральной части страны, были универсальными: они выполняли все технологические операции. Современная тенденция состоит в специализации и кооперировании предприятий. Какая из двух форм организации производства вам кажется более эффективной?



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Анализ размещения и особенностей народных промыслов Центральной России

Цели и задачи работы:  познакомиться с особенностями сохранившихся народных промыслов, имевших ранее огромное распространение в Центральной России, и уточнить их современную географию и характер производства.

Средства обучения: учебник, атлас № 1; таблица статистических данных.

Перед выполнением работы необходимо вспомнить из курса истории России, что промыслами на Руси называли мелкие производства кустарного типа, преимущественно домашние.

Дополнительная информация

Промыслы кустарного типа издавна были характерны для многих крестьянских хозяйств. В Нижегородской губернии изготовляли металлические изделия, в Тверской губернии — обувь, в северных и центральных районах России — изделия из дерева (сани, телеги, мебель), в Вологодской, Московской, Владимирской, Тамбовской губерниях был развит кружевной промысел, в некоторых губерниях — иконописный. С развитием промышленности промыслы отмирали. В советское время оставшихся кустарей объединили в кооперативы. В современной России сохранились художественные промыслы. В условиях рыночной экономики они даже получили развитие и дополнились многочисленными производствами мелкого бизнеса.

Порядок выполнения работы:

  1. Познакомьтесь со спецификой некоторых сохранившихся в Центральной России старинных художественных народных промыслов. Проанализируйте таблицу и на основании содержащихся в ней сведений: а) выделите и сгруппируйте народные промыслы по характеру производимых изделий; б) проанализируйте особенности их географии: в каких областях Центральной России они наиболее сохранились. Для этого используйте карты атласа и учебника.
  2. Если вы проживаете в городе, где есть краеведческий музей, посетите его и познакомьтесь с народными промыслами, существовавшими ранее на территории вашего края. Какие из них сохранились? Какие предприятия малого бизнеса выполняют функцию промыслов? Если вы проживаете в сельской местности, узнайте у старожилов вашего села, какие промыслы существовали ранее в нем и окружающих селах. Что люди производили в зимние месяцы, когда сокращались основные сельскохозяйственные работы? Есть ли сейчас кустарное производство в вашей местности?

Название

промысла

Где распространен

Изделия

Абрамцевско-кудринская резьба

Московская область, усадьба Абрамцево (к северу от Москвы)

Бытовые деревянные вещи (ларцы, блюда и др.) с орнаментом

Богородская

резьба

Московская область,

Сергиев-Посадский район

Резные деревянные игрушки на темы сказок и басен

Гжельская

керамика

Московская область, Раменский район

Керамическая посуда и жанровые фигурки с синей росписью по белому фону

Городецкая

роспись

Нижегородская область, г. Городец (на р. Волге)

Прялки (раньше), мебель и игрушки, покрытые узорами, изображающими цветы и животных (в том числе сказочных)

Дымковская (вятская) игрушка

Кировская область, близ областного центра

Глиняные лепные расписные фигурки людей, животных, в том числе свистульки

Елецкое кружево

Липецкая область, г. Елец

Кружева с мелким растительным геометрическим рисунком

Жостовская

роспись

Московская область, с. Жостово (близ Клязьминского водохранилища, к северу от Москвы)

Металлические подносы, покрытые лаком и раскрашенные масляной краской (цветы, фрукты)

Кировский

капо-корешок

Кировская область

Шкатулки, рамки, портсигары (из наплыва на лиственных деревьях)

Крестецкая

вышивка

Новгородская область, г. Крестцы

Покрывала, салфетки, вышиваемые с выдергиванием нитей

Мстерская

вышивка

Владимирская область, с. Мстера (на р. Клязьме)

Шитье с цветным швом, изображающим птиц и растения

Мстерская миниатюра (производство, сложившееся на основе иконописного промысла)

Там же

Раскрашенные шкатулки, покрытые лаком

Палехская

миниатюра

Ивановская область, с. Палех (близ г. Шуи)

Лаковые изделия (коробки, шкатулки) с яркой росписью по черному фону

Павловский металлический промысел

Нижегородская область, г. Павлово (на р. Оке)

Замки, ножи, садовый инструмент и др.

Скопинская

керамика

Рязанская область, г. Скопин

Керамические кувшины, подсвечники, скульптура

Торжокское

золотошитье

Тверская область, г. Торжок

Вышитые золотыми и серебряными нитями изделия церковного обихода, обувь, рукавички, кошельки

Федоскинская миниатюра (наиболее старинный промысел)

Московская область, с. Федоскино (к северу от Москвы, близ канала им. Москвы)

Миниатюрная живопись, письмо маслом на лаковых изделиях с использованием перламутра, фольги (портреты, пейзажи, натюрморты)

Холуйская миниатюра (иконописный промысел и лаковая миниатюра)

Ивановская область, с. Холуй (на р. Тезе)

Иконы, пейзажи, натюрморты

Хотьковская резная кость (косторезный промысел, использующий традиции холмогорских и тюменских косторезов)

Московская область, с. Хотьково (близ г. Сергиев Посад)

Различные изделия из кости

Хохлома

Нижегородская область, с. Хохлома, г. Семенов

Деревянная посуда, окрашенная в золотой цвет, многоцветные деревянные ложки



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3

Определение географических различий в специализации

сельского хозяйства районов европейского Юга

Работу желательно выполнять при изучении хозяйства европейского Юга.

Цели и задачи работы:

  1. Выявить географические различия в природных условиях европейского Юга, влияющих на развитие сельского хозяйства.
  2. Провести на этой основе сельскохозяйственное районирование европейского Юга.
  3. Определить и объяснить различия в сельскохозяйственной специализации выделенных районов.

Средства обучения: атласы для 8 и 9 классов, учебник для 9 класса.

Перед выполнением работы необходимо вспомнить экологические показатели сельскохозяйственных растений (Таблица №2).

Порядок выполнения работы:

  1. По картам атласа определите внутренние различия европейского Юга по особенностям рельефа и климата.
  2. На основании выявленных различий выделите четыре основных сельскохозяйственных района европейского Юга.
  3. Используя карты атласа, определите и впишите в таблицу №1 названия основных сельскохозяйственных культур и домашних животных, выращиваемых в каждом из выделенных районов.

Таблица№1

Специализация сельскохозяйственных районов европейского Юга

Основные сельскохозяйственные культуры и домашние животные

…район

…район

…район

…район

  1. Сравните между собой районы по набору выращиваемых растений и животных и объясните выявленные различия.

Таблица №2

Некоторые экологические показатели сельскохозяйственных растений

Сельскохо

зяйственные

культуры

Температура созревания, °С

Температура, ниже которой наступает повреждение, °С

Вегетацион

ный

период,

дни

Сумма температур за период вегетации

В какие сезоны растение преимущественно нуждается в воде

Благоприятные

почвы

мини

мальная

опти

мальная

1. Зерновые

Пшеница

яровая

12—10

12—20

-6—8

80—120

1200—1700

Весна, начало лета

Чернозем

Пшеница

озимая

12—10

-10—20

80—120

1150—1500

Весна, начало лета

Чернозем

Рожь озимая

12—10

-20

80—120

1000—1250

Весна, начало лета

Подзолистая

Ячмень

яровой

12—10

12—20

-6—8

60—100

950—1450

Весна, начало лета

Подзолистая

Кукуруза на зерно

10

16—23

-2

120—160

2100—2900

Лето

Чернозем

Рис

12—15

20—25

-1

100—180

2200—3200

Лето

Каштановая

2. Технические

Лен-долгунец

12—10

12—19

-4—5

80—100

1200—1600

Весна, начало лета

Подзолистая

Сахарная

свекла

10

-4—6

120—160

2000—2800

Лето

Чернозем

Подсолнечник

12—10

15—23

-4—5

100—140

1600—2300

Лето

Чернозем

Хлопчатник

12—10

20—27

-1

140—180

2900—4000

От весны до осени

Лессовые,

чернозем,

серозем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии.

Готовые  практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Практические работы по географии для 9 классов.

Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются  таблицы, диаграммы....

Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»

Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"

Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...

Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)

Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....


 

Комментарии

Хаванцева Елена Александровна

Практические работы по географии. 9 класс