Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы.
материал (география) по теме

Татаркина Татьяна Викторовна

Урок знакомит обучающихся с составом района, оценкой его ЭГП, формирует умение работать с различными источниками географической информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ural._egp_prirodnye_usloviya_i_resursy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 36»

УРАЛ.

 ЭГП, природные условия и ресурсы.

Открытый урок подготовлен

учителем географии

Татаркиной Т.В.

г. Старый Оскол

2012 год

Тема: Урал.ЭГП и природа.

Цель урока: изучить ЭГП, природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить обучающихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
  2. Развивающая – продолжить формировать умения работать с различными источниками географической информации.
  3. Воспитательная – способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Оборудование: физическая и политико-административная карта России, учебник, иллюстрации Кунгурской, Каповой пещер и реки Чусовой, коллекции полезных ископаемых, атласы, контурные карты для 9 класса, карточки с заданиями, листы бумаги.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Проверка ранее изученного материала

а) географический диктант

1. Крупнейший город Поволжья…

2. Центр курортного побережья Черного моря…

3. Крупнейшим морским портом Европейского Севера является…

4. Назовите третий крупный металлургический завод ЦР? (Тула, Липецк, …)

5. Город, до Великой Отечественной войны назывался Кенигсберг, с 1945 года его именуют …

   

б) учитель читает отрывки, обучающиеся называют экономический район и показывают на карте.

 

  1. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный).
  2. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым сельским хозяйством с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный).
  3. В советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации машиностроение, химическая, текстильная. (Центральный район).

III. Изучение нового материала.

     

Эпиграф на доске.

Он весь пропах лесами и цветами.

И горьким дымом заводским!

С. Щипачев

        Учитель читает отрывок стихотворения.

                Он лег в мою сторону

                Во всю длину, размашисто и строго.

                Он азиатскому материку

                Пришелся каменным порогом

                Ему известен мамонта скелет

                В грунтах промерзлых, ливнями, ветрами

                Его точили миллионы лет.

Учитель: О каком районе говорится в отрывке?

Обучающиеся: Об Уральском.

Учитель: С чего начинается изучение любого экономического района?

Обучающиеся: ЭГП, природные условия и ресурсы.

Учитель делит класс на группы.

I группа изучает ЭГП района.

На карточке задания.

а) что входит в состав Уральского района? (Пермский край, республики: Удмуртия и Башкирия, Челябинская область, Оренбургская область, Курганская область, Свердловская область).

б) определите пограничные районы (Казахстан, Центральная Россия, Поволжье, Европейский Север).

в) Имеет ли выход к морям?

II группа определяет природные условия.

        

а) что представляет собой рельеф?

б) какой климат?

в) какие природные зоны прослеживаются в горах?

III группа дает оценку природным ресурсам.

а) какими природными ресурсами богат район?

б) каких ресурсов не хватает?

в) вспомните «Сказы» Бажова о Хозяйке медной горы. О каком богатстве Урала повествует автор? В каком заповеднике охраняются драгоценные камни?

IV. Проверка задания. Дополнительные сведения учителя по теме.

V. Работа с контурными картами – обозначение крупных городов: Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Ижевск, Курган, Оренбург.

        Игра «Кто быстрее».

 

VI. Рефлексия.

Учитель задает вопрос.

 –  Хотели ли вы жить на Урале и почему?

Затем обучающиеся заполняют карточки.

Что понравилось на уроке

Что не понравилось на уроке



VII. Домашнее задание: § 41 и ответить на вопросы. Подготовить сообщения о городах-миллионерах. Сравнить ЭГП Урала и Поволжья. Подготовить стихи об Урале. Подготовить презентацию «Минералы Урала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный Кавказ. ЭГП,природные условия и ресурсы"

Данный урок разработан для учащихся 9 класса. на уроке использовались такие методы, как работа с картой, атласами, решение проблемного вопроса, заполнение таблицы, прослушивание аудиоматериала, создан...

Уральский экономический район. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.

Конспект урока по географии с использованием ИКТ....

Урок по теме "Уральский экономический район, ЭГП, природные условия и ресурсы, население"

Урок изученя нового материала с испоьзованием мультимедийного учебника...

Центральная Россия (ЭГП, природные условия и ресурсы)

Цел            Цель урока: -Дать знания о составе, особенностях ЭГП района...

Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство 9 класс

Тема урока "Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство"Задачи:Сформировать знания об Уральском экономическом районе.Расширить представл...

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...