Программа курса "География стран СНГ" 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Ерёмина Наталья Александровна

Курс "География стран СНГ" даёт характеристику формирования территории, особенностей природы, населения и хозяйства стран Содружества Независимых Государств, формирует у учащихся "образ" каждой из стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_strany_sng.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Батуринская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»

Утверждена на заседании педагогического совета МКОУ «Батуринская средняя общеобразовательная школа  Шадринского района Курганской области»

Протокол № _____

От «___» _____________ 2012 г.

Утверждаю:

Директор учреждения

_____________________________

Лукиных Е.А.

«____» ____________________2012г.

Рабочая программа

География стран СНГ  

предмет

____________7____________

указание параллели, класса

учитель:_____Ерёмина Н.А._____

ФИО

с. Батурино 2012

Пояснительная записка.

     Вокруг нашей страны расположены страны ближнего зарубежья – бывшие

союзные республики СССР, а ныне независимые государства. Это страны

Содружества Независимых Государств. Их изучение необходимо, так как они являются экономическими партнерами России, объединенными единой инфраструктурой, и ее геополитическими партнерами.

    Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курганской области, реализующих образовательные программы общего образования, рекомендует в 7 классе изучение блока «География стран СНГ». Объясняется это важным познавательным и практическим значением для подрастающего поколения нашего региона, обусловленным существованием и развитием разнообразных связей на государственном, организационном, семейном (личном) уровне на территории России, а также особенностями расположения Курганской области на границе с одной из стран СНГ – Казахстаном.

    Цель раздела «География стран СНГ» – дать краткую характеристику

формирования территории, особенностей природы, населения и хозяйства стран

СНГ, сформировать у учащихся «образ» каждой из стран.

    Задачи:

  1. развивать умения давать оценку географического положения стран, природных условий и ресурсов, размещения населения и хозяйства государств;
  2. формировать у школьников необходимые практические умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
  3. воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

    Содержание блока предполагает работу учащихся с разными источниками географической информации. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках предполагается использование новых информационных технологий. Компьютер применяется как источник информации и как иллюстративное средство обучения (демонстрация слайдов через медиапроектор).

Изучение каждой темы включает в себя самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу учащихся. Предполагается сочетание лекционных, практических занятий с использованием информационных ресурсов, географических карт, дополнительной литературы, материалов периодической печати, личных наблюдений учащихся, которые имеют родственников, проживающих в странах СНГ.

На изучение блока «География стран СНГ» отводится 17 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю (дополнительно к 2 часам, выделенным на учебный предмет «География»). Он рассчитан для учащихся с разными учебными возможностями, так как предполагает сравнительно небольшой теоретический блок тесно связанный с программным материалом.

  Межпредметные связи:

     При изучении курса продолжает формироваться географическая культура и обучение географическому языку. Раздел содержит в себе материалы экологического содержания, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей. При выполнении практических работ используется картографический материал, проводятся математические расчёты, вычисления.

Требования к уровню подготовки учащихся.

После изучения блока «География стран СНГ» учащиеся должны знать:

1. Состав СНГ, государственную символику, столицы стран СНГ.

2. Особенности географического положения стран.

3. Природные условия и ресурсы стран.

6. Этнический состав населения.

7. Хозяйственная деятельность населения стран.

8. Особенности материальной и духовной культуры народов.

уметь:

1. Определять положение стран СНГ на политической карте мира.

2. По географическим картам характеризовать природные условия, ресурсы стран.    

    объяснять их влияние на развитие хозяйственной деятельности населения.

  3. Уметь работать с дополнительными источниками информации.

  4.  Обозначать на контурной карте  природные объекты;

  1. Выделять признаки для сравнения, сравнивать государства  и оформлять результаты в виде таблицы.

Содержание тем учебного курса.

Введение. Что такое СНГ?

Тема 1. Географическое положение стран СНГ.

Соседние государства, страны СНГ. Изменение географического положения стран после распада СССР.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ, столиц и особенностей географического положения соседних с Россией стран.

Тема 2. Европейский Запад и Юго-Запад.

 Белоруссия, Украина и Молдавия. Географического положение, природные условия и ресурсы, основные черты населения, их хозяйственная деятельность

Практическая работа.   Используя предложенные источники географической информации составить  комплексное описание одной из стран региона.

 Тема 3. Азиатский Юг.

 Среднеазиатские республики и Закавказье. Географического положение, природные условия и ресурсы, основные черты населения, их хозяйственная деятельность

Практическая работа. Казахстан – пограничное с Курганской областью государство. Проблемы и перспективы дальнейших отношений.

 Тема 4. Место и роль стран СНГ.

 Страны СНГ: социально-экономическое взаимодействие. Перспективы дальнейшего сотрудничества.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

курса

Всего

часов

В том числе

лекции

практич

Введение

1

1

1.

Географическое положение стран СНГ.

2

1

1

2.

Европейский Запад и Юго-Запад.

4

3

1

3.

Азиатский Юг.

8

6

2

4.

Место и роль стран СНГ.

1

1

-

5.

Итоговое занятие.

1

-

-

17

12

4

  Тематическое планирование курса  «География стран СНГ» 7класс  

17 часов.



Тема урока


Тип урока


Практические работы

1



2,3








4



5


6


7










8


9


10


11



12


13


14, 15




16



17

Введение.



Географическое положение стран СНГ.







Европейский Запад и Юго-Запад


Белоруссия.


Украина.


Молдавия.










Азиатский Юг.


Армения.


Азербайджан.


Узбекистан, Кыргызстан.


Туркменистан.


Таджикистан.


Казахстан – приграничное с Курганской областью государство.


Место и роль стран СНГ.


Итоговое занятие

Вводный урок.



Комбинированный, практикум.







Комбинированный



Комбинированный


Комбинированный.


Практикум.










Комбинированный.


Комбинированный.


Комбинированный.


Практикум.



Комбинированный


Комбинированный.


Практикум.





Комбинированный.



Контроль знаний.

-



Обозначение на контурной карте границ, столиц и особенностей географического положения соседних с Россией стран.

-



-


-


Используя предложенные источники географической информации составить  комплексное описание одной из стран региона.


-


-


-


Описание страны по плану.


-


-


Проблемы и перспективы дальнейших отношений.


-



-

    Контроль уровня обученности:  итоговый контроль осуществляется после изучения блока, проводится в форме устного опроса, разноуровневой контрольной работы; текущий контроль проводится после изучения тем блока, ему отводится часть учебного времени урока.

Литература.

  1. Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Курганской области, реализующих образовательные программы общего образования (Приложение к приказу Главного управления образования Курганской области от 11.05.2012 года № 975).
  2. Государственный стандарт основного общего и среднего полного общего образования по географии.
  3. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования. Москва 2005 г.
  4. В.Г. Глушкова, Ю.А. Симагин «География России и новых независимых государств»,Москва: Аркти, 2001
  5. В.А.Коринская, В.А.Душина, В.А.Щенёв. География материков и океанов, М: Дрофа, 2010
  6. Журналы «География в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"

Образовательная программа по географии 7 класс  И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...

Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 6–7-х классов/ Конкурсная программа “Музыкальная страна”

Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 6–7-х классовКонкурсная программа “Музыкальная страна” Цели:Привитие учащимся интереса к урокам музыки;Развитие творческих и...

Игровая программа: "В стране занимательной математики" 7 класс

Игровую программу можно провести в рамках недели математики, отдельные её этапы использовать в начале урока в качестве разминки. Цели программы:  проверить знания по предмету,  раз...

Рабочая программа «География. Страны и континенты». 7 класс.

Рабочая программа по географии для курса 7 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы  А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина; Географи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа по курсу географии "Материки, океаны, народы и страны". 7 класс

Рабочая программа по курсу географии "Материки, океаны, народы и страны". 7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю...

Музыкально-игровая программа для детей 2 класса в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей».

В материале представлен сценарий музыкально-игровой программы в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей» (2 класс)...