НТР: характерные черты и составные части
методическая разработка (география, 10 класс) по теме

Тюфякова Марина Николаевна

Разработка урока географии в 10 классе по учебнику Максаковского В.П. с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ntr._harakternye_cherty_mm.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Научно-техническая революция (НТР).

Характерные черты и составные части.

Цели и задачи:

сформировать понятие НТР; выявить её характерные черты; познакомить учащихся с составными частями НТР: наукой, техникой и технологией, производством и управлением; сформировать у учащихся представление об эволюционном и революционном путях развития производства: продолжить формирование умений работать с цифровыми образовательными ресурсами, а также анализировать и делать выводы; расширить понятийный аппарат темы.

Основные понятия к уроку

  1. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления.
  2. Революция – коренной переворот, глубокое изменение в развитии явлений природы или познания.
  3. НТР – коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. НТР – своеобразная вспышка, всплеск на фоне относительно спокойного, динамичного развития научно-технического прогресса.
  4. Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого - или чего-нибудь, подготавливающий качественное изменение.
  5. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
  6. Технология – совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.
  7. Техника – совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, предназначенных для повышения производительности труда и качества продукции.
  8. Система – множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определённое целостное образование.
  9. Аббревиатура НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  10. Аббревиатура НИИ – научно-исследовательский институт.
  11. Аббревиатура КБ – конструкторское бюро.
  12. Наукоёмкость – уровень (доля) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции.
  13. Интернет – глобальная компьютерная сеть, дающая доступ к ёмким специализированным информационным серверам и обеспечивающая электронную почту. (Современный Интернет есть информационное поле Земли)
  14. Управление – сознательное целенаправленное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направления действия и получения желаемых результатов.
  15. Производство – процесс создания разных видов экономического продукта.

Оборудование:

         

  1. Экономическая и социальная география мира. Учебное электронное издание для учащихся 10 классов общеобразовательных заведений страны (Электронный ресурс). – Электрон., текстовые, граф., зв. дан. /Максаковский В.П., Заяц Д.В., Горохов С.А., Роготень Н.Н., Таможняя Е.А. – Республиканский мультимедиа центр, 2003.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Максаковский. – 15-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
  3. Политическая карта мира.

Ход урока

Первый этап – организационный момент

Второй этап – домашнее задание (с. 91-97, определения понятий)

Третий этап – вводное слово учителя

Четвёртый этап – знакомство с инструктивной карточкой и правилами работы              

                                    с Центральными образовательными ресурсами.

       В ходе выполнения заданий  к концу урока Вами должна быть заполнена таблица примерами стран. Перечертите таблицу в тетрадь.

Наиболее высокий уровень образования

Самые изобретательные страны

Большой парк промышленных роботов

Страны, использующие атомную энергию


Вводное слово учителя:

       Всё развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII – XIX вв.

       Вопрос: Вспомните из курса истории, в какой европейской стране произошёл первый промышленный переворот и чем он ознаменовался?

        Ответ: В Великобритании, переходом от ручного труда к крупному машинному производству на базе паровых машин (Показ на политической карте) 

        Далее Вы работаете с ПК в группах, пользуясь инструктивной карточкой. Всё необходимое отражаете в своей тетради.

Инструктивная карточка

   Входим в Меню – География мирового хозяйства – Научно-техническая революция – текст

Вопрос: Что называется НТР?

Назовите характерные черты НТР, пользуясь схемой на компьютере.

Вопрос: Как Вы понимаете такую черту НТР как всеохватность или универсальность?

Вопрос: Как Вы понимаете такую черту НТР как интеллектуализм?

Задание: Назовите основные части НТР, используя схему на компьютере.

Что такое наука? наукоёмкость (смотри Основные понятия к уроку)?

Нажмите внизу Уровень образования

Задание: Перечислите страны мира с наиболее высоким уровнем образования (занесите в таблицу)

Нажмите на компьютере Финансирование науки

Задание: Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об источнике финансирования.

Приведите примеры стран с большой долей частного сектора в финансировании науки.

Нажмите Высокие технологии – Расходы на НИОКР (смотри Основные понятия к уроку)

Задание: Сравните по этому показателю США и Россию (во сколько раз больше тратится на науку?)

Страна

Расходы на НИОКР (миллиарды долларов)

США

Россия

Задание: Проанализируйте показатель – Доля учёных и инженеров от общего числа в %

Страна

Доля учёных и инженеров в %

США

Россия

80 % научных сотрудников находятся в США, Японии, Германии, Франции

Нажмите Расходы на науку

Задание: Приведите примеры самых изобретательных стран (занесите в таблицу)

Вопрос: Какова доля расходов на науку в развивающихся странах (в % от ВВП)?

Ключевые страны (Индия, Бразилия) –

Большинство стран Азии и Африки –

В среднем  -

Вопрос: Как Вы понимаете понятия - техника и технология (если затрудняетесь, смотрите основные понятия к уроку)?

Наведите стрелку на слова техника и технология

Вопрос: Какими двумя путями идёт развитие техники и технологии, в чём их сущность?

Наведите стрелку на слово - производство.

Задание: Перечислите направления производства (первое и второе)

Нажмите Уровень образования – Парк промышленных роботов.

Задание: Перечислите страны, имеющие большой парк промышленных роботов (занесите в таблицу)

Назовите третье направление развития производства. Приведите примеры стран, использующих атомную энергию (стр. 96 в учебнике), (занесите в таблицу). Перечислите остальные направления развития производства.

Наведите стрелку на слово управление. Прочтите текст. Что такое кибернетика?

Выполнить задание практики уровень первый. Перенести таблицу в тетрадь. Вычертить схему «Составные части НТР»

Вопрос: Какие страны на уроке назывались Вами в качестве примеров чаще всего? Покажите их на политической карте мира.

Ответы

Вывод: Наука финансируется за счёт частного сектора, а не за счёт государства.

           Страны с большой долей частного сектора в финансировании науки: Южная Корея – 82 %,      

           Швейцария – 75 %, Бельгия – 73 %.

Страна

Расходы на НИОКР (миллиарды долларов)

США

Россия

158,5

0,9

Вывод: В США тратят на НИОКР в 176 раз больше, чем в России.

Страна

Доля учёных и инженеров в %

США

Россия

25

12

Вывод: В США почти в 2 раза больше учёных и инженеров, чем в России.

Наиболее высокий уровень образования

Самые изобретательные страны

Большой парк промышленных роботов

Страны, использующие атомную энергию

Россия, Германия, Великобритания, Франция, США, Австралия

США, Япония, Франция, ФРГ, Тайвань

Япония, США, Южная Корея, Италия

США, Франция, Япония. Россия, Украина

Доля расходов на науку в развивающихся странах (в % от ВВП)?

Ключевые страны (Индия, Бразилия) – 0,5-1 %

Большинство стран Азии и Африки – очень незначителен или нет данных

В среднем  - не превышает 0,5 % от ВВП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные черты советского общества в 20-30 годы.

Разработка презентации к уроку истории для 11 класса по теме: "Характерные черты советского общества в 20-30 годы"....

Характерные черты личности суицидента. Типология суицидального поведения

Описываются типы суицидального поведения: демонстративный суицид, аффективный и истинный. Указываются отличия в мотивации совершения суицидальной попытки. Описано формирование черт суицидальной личнос...

Характерные черты личностно ориентированного урока

Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием для его развития, и, с другой стороны, сама личн...

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия»....

Самоанализ урока географии в 10 классе по теме «Научно- техническая революция: характерные черты и составные части».

Тема урока актуальна для обучающихся, т.к. они современники развития высоких технологий, научно- технического прогресса, используют в своей жизни последние изобретения науки и техники. Класс, в которо...