Характерные черты личностно ориентированного урока
статья по теме

Ливоненкова Ирина Семёновна
Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием для его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakter.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Характерные черты личностно ориентированного урока

Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя.

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательского процесса, всё самое главное и важное происходит на уроке. С урока начинается учебно-воспитательский процесс, уроком он и заканчивается.

Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика,  навык и новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Но качество урока в школе имеет большую «амплитуду колебаний», множество уроков не имеют достаточного  воспитывающего и развивающего воздействия на ученика.

Успех урока в большей степени зависит от развития его теории, от разработки и научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его структуры, схемы подготовки и др.

Учитель, работающий в личностно ориентированном направлении, сам вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях, принципах преподавания и имеет в своём распоряжении целый арсенал практических приёмов обучения, позволяющих ученикам усваивать конкретные понятия, навыки и сведения в процессе каждого урока.

Урок не самоцель, а инструмент, средство развития личности учащегося. На личностно ориентированном уроке учитель выступает координатором, организатором работы всего класса, гибко распределяя детей по группам с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для проявления этих особенностей, для актуализации личностного потенциала учащихся.

Важной теоретической проблемой урока является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития учащихся. Кроме того важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения могут быть получены как на основе авторитарных отношений, так и на основе отношений сотрудничества.

 Важно оценить не только ЗУН, как таковые, но и то, как они получены  - путём передачи учителем учебной информации и в последующем   учитыванием её учениками, или на основе обучения разным способам деятельности по овладению содержанием учебного предмета и развития у учащихся самостоятельности, самоорганизации, ответственности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.

Таким образом, конечный результат урока складывается из двух составляющих:

 1) деятельности учителя;

 2) деятельности учащихся на уроке.

Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого.

Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

В педагогической литературе приводится обстоятельная характеристика парадигмы личностно ориентированного образования, раскрывающая сущностные, содержательные, функциональные, технологические его характеристики. Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала.

Цель личностно ориентированного образования в том, чтобы «заложить в ребёнка» механизмы саморегуляции, саморазвития, адаптации, самозащиты,    самовоспитания и др., необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделённого своим неповторимым субъективным опытом.

Включённость субъектного опыта в процесс познания (усвоения) определяет различие таких понятий, как «обученность» и «образованность». Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путём организации собственной деятельности на основе потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней.

Учитывая сказанное, следует подчеркнуть, что личностно ориентированная система обучения предполагает:

● - признание ученика основным субъектом процесса обучения;

● – определение основной цели – развитие индивидуальных способностей ученика;

● – определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурированного субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку, определяем его главную цель – это создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели учителем следующие:

1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

4. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

6. Поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности  его проведения. Единых критериев не может быть.

Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью:

1). Наличие у учителя плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

2). Использование проблемных творческих заданий;

3). Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

4). Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

5). Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;

6). Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

7). Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

8). Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся;

9). Отметка, поставленная ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров; правильности, самостоятельности, оригинальности;

10). При задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

        

Теперь настало время ответить на вопрос: Из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход?

Можно назвать три составляющие данного подхода.

I. – Это основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыслительной деятельности. К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:

● индивидуальность;

● личность;

● самоактуализированная личность;

● субъект – индивид или группа;

● субъективность – качество отдельного человека или группы;

● Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;

● выбор - осуществляется человеком или группой, возможность избрать из некоторой совокупности наиболее приемлемый вариант для проявления своей активности;

● педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию помощи в решении их индивидуальных проблем.

II. – Это основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся и принципы личностно ориентированного подхода:

        

♥ Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности школьника и педагога и содействовать их дальнейшему развитию. Это главная задача образовательного учреждения. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации способностей ребёнка.

 Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

 Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

III. – Это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический    арсенал личностно ориентированного подхода составляют методы и приёмы, соответствующие таким требованиям, как:

а) диалогичность;

б) деятельно-творческий характер;

в)  направленность на поддержку;

г) представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода (урока) позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребёнка, развития его субъективности и индивидуальности.

Каковы же характерные черты личностно ориентированного урока?

В памятке «Характерные черты урока при использовании учителем личностно ориентированного подхода»», опубликованного в журнале «Завуч» (2000, № 6), впервые изложены целевые ориентиры, принципы, содержание, способы  организации, критерии анализа и оценки эффективности личностно ориентированного урока.

Таким образом, содержание личностно ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребёнка, и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках, пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации.

 Чаще всего СМИ приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно ориентированной направленности.

Организация такого урока предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов.

К ним относятся следующие:

проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащегося;

♦ применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

♦ использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

♦ создание для учащихся ситуации успеха;

♦ проявление доверия и толерантности в учебном взаимодействии;

♦ стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

♦ избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов в организации деятельности учителя на уроке;

♦ использование учащимися таких речевых оборотов, как «Я полагаю, что...», «Мне кажется, что…», «По моему мнению», «Я думаю, что…» и т.д.

Оценочно-аналитический компонент личностно ориентированного урока должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке как:

 обогащённость субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;

 сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей

Завершая описание характерных черт личностно ориентированного урока, необходимо подчеркнуть, что из их совокупности и взаимосвязи складывается целостный образ данного урока.

Такой образ помогает учителю более осознанно и целенаправленно строить свою деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих учеников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Статья. Характерные черты личностно-ориентированного урока.Актуализация субъектного опыта учащегося на уроке математики.

В статье описаны принципы построения учебно-воспитательного процесса при организации личностно-ориентированного урока.Описана важность реализации принципа субъектности и включение в учебное занятие пр...