Главные вкладки

    Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.
    статья (музыка) на тему

    Двоеглазова Галина Васильевна

    СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ЕГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lichnostno-orient.urok_.docx51.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Двоеглазова г.В.


                   I. Что считать личностно - ориентированным уроком?

     «Урок, оснащающий ребёнка знаниями, не приближает его счастью жизни. Урок, возвышающий ребёнка до осмысления до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в своей судьбе».

                                                                                                                            Н.Е.Щуркова

                                           

    СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ЕГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ.

    Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты.

    Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

                    При организации личностно-ориентированного урока моя профессиональная позиция, как учителя, состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию темы, обсуждать детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге, обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

                     В этих условиях ученики стремятся быть "услышанными", высказываются по затронутой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.

                     Т.о., цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией которые тесно связаны с формированием нравственных качеств человека.

    Человека, уже проживший какой-то период жизни, имеющий некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений способен обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

    В основе личностно – ориентированного урока заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

    Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других.

    Как же всё это реализовать на практике? Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, формируя у своих учеников образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много. Одни рождаются в той или иной педагогической ситуации.

    II. Основополагающие принципы личностно – ориентированного урока.

    Существуют «заглавные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других:

    1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

    2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

    3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

    В своей работе я опираюсь на концепцию педагога Н.Е.Щурковой, которая выделяет пять методических направлений для воспитания Человека добродеятельного и волевого в котором нуждается сегодня общество:

    Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

    Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими в глубоком значении.

    Третье направление — находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении. Для этого я расширяю социальный кругозор воспитанников, предъявляю им исторические события, социальные зарисовки, художественные образы так, чтобы создавалась богатая палитра социальных явлений, из которых строится представление о жизни, достойной Человека.

    Четвертое методическое направление — упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».

                    Это создание ситуаций на уроке, в которых дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Известно, что стихов о природе не бывает. Они всегда о том, что видит и чувствует человек. Становление человеческого в человеке происходит благодаря вочеловечению, когда учащийся умеет видеть «за скамейкой заботу о человеке, за репродукцией — отражение созданной художником красоты, за уроком — общение, а за стариками — этап жизни, неотвратимо наступающий для каждого человека». Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.

    И пятое направление — это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

                                 III. Воспитательные задачи урока музыки.

                Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать своё отношение к жизни на основе общечеловеческих ценностей.

                  Всё начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

                Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации.

    Рассмотрим выше перечисленные направления в работе на примерах.

    К 1 классу у детей уже есть определённый опыт нравственных переживаний и способов их выражения.

    1 класс. Тема «Как можно услышать музыку?»

    Здесь находят своё место такие переживания, которые, с одной стороны являются как бы лакмусовой бумажкой отношения детей к жизненным проблемам, готовности к сопереживанию. А с другой стороны, являются почвой, на которой эти отношения могут зародиться.

    -  Вслушиваясь в звуки, ребята учатся слушать мелодию своего имени. Сравнивают, как по – разному оно звучит, когда мама ласково называет, зовёт одноклассник на перемене, и т.д.,  наблюдают, как выражается отношение человека в звучащей интонации, затем находят цветовое воплощение в рисунке.

    -  На вопрос  «С чего начинается Родина?», в размышлении ребята приходят к открытию, что ни с чего, а с кого. С родителей. С мамы, её колыбельной, вспоминаю первые песни, которые пели им мамы, исполняя их на уроке, находим общее во всех колыбельных.

    - На минуту зажмуримся, попробуем представить мамино лицо, мамины глаза и послушаем, какая музыка звучит внутри нас. Сначала дети описывают свои ощущения, а потом пытаются передать в линии, и с удивлением узнают, что это и есть мелодия. И хотя эти мелодии похожие, но у каждого своя.

    Слушая пьесу «Мама» из «Детского альбома», первоклассники рассуждают об отношении Чайковского к матери, которое он пронёс через всю жизнь, рассказывают о себе.

    - Во время беседы о добре и зле при прослушивании фрагмента симфонической сказки «Кикимора», все дети останавливаются перед проблемой, зачем Кикиморе в детстве Кот Баюн пел такую красивую колыбельную? Хочется верить, что природная тяга детей к добру и красоте вырастет вместе с ними в потребность исправлять зло добром и красотой.

    - В путешествии за счастьем по сказке М.Метерлинка «Синяя птица», первоклассники ищут ответ, а что же для них счастье, представляют, как могут выглядеть души, казалось бы на первый взгляд, неодушевлённых предметов, изображая в рисунке, звучать – ищут интонационные и пластические воплощения, сравнивают, а как услышал это композитор.

    2 класс.

    - Опираясь на уже имеющийся опыт, при прослушивании колыбельной из оперы «Волк и семеро козлят», второклассники безошибочно определяют образ мамы, а в озорной песне козлят находят общие черты характера и поведения маленьких детей. Обнаружив странные имена героев оперы, узнают, что в них заключён характер (Бодайка, Болтушка, Дразнилка, Мазилка, и т.д.), который подчёркивается музыкальными интонациями. Примеривают на себя образы. Придумывают себе имена, если бы они попали в оперу.

    - В теме «Что может выразить музыка?», ребята, вслушиваясь в характеры, выраженные в музыке, находят и в себе похожие черты,  рассуждают, с какими персонажами им самим хотелось бы дружить, а с какими – нет. Даётся задание на дом:  нарисовать своё зеркало, как вариант – зеркало своего друга.

    3 класс.

    Возвращаясь к разговору о счастье на примере сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», третьеклассники видят, что эта тема волновала людей во все времена. На этом этапе, помимо ценностей, озвученных в первом классе, добавляются ещё и стремление человека к достижению каких-то целей в жизни, к воплощению мечты. Здесь я выхожу на новый уровень проблемных вопросов: «А зачем всё это тебе нужно?». Вырисовывается кластер, в котором отражены все ответы детей.

                                                                       

    Счастье – мечта – здоровье – родные и близкие рядом – мир вокруг – образование –  хорошая любимая работа – материальное благополучие (не только своё) – создание семьи –  дети.

                                                                                   

    Задаю детям с первого класса вопрос, а если волшебство в нашем мире? Сначала учимся видеть волшебство в природе: в появления первого снега, морозных узоров на стекле, находить созвучия в музыке, в поэтическом слове, в картинах художников.

    В третьем классе ученики обнаруживают, что они тоже могут быть волшебниками, творя добрые поступки, не требуя взамен благодарности, вспоминают о своих добрых делах, сопоставляя с песнями, которые исполняют, с фактами из жизни композиторов.

          Слыша в «Марше» Ф.Шуберта интонации целеустремлённости, упорства человека, добивающегося поставленной в жизни цели, учащиеся находят подтверждение в фактах биографии композитора, что автор говорит о себе, рассуждают о нравственных качествах композитора, отвечают на вопрос, что тебе в жизни помогает или мешает справляться с трудностями.

    4 класс.

    Вслушиваясь в интонации народных песен, находим соответствие своему душевному состоянию. Когда человек запел ту или иную песню, чем переполнено было его сердце? А ты испытывал такое состояние души, когда?

         Вновь возвращаясь к колыбельным песням, дети вспоминают колыбельные, которые им пели, сравнивают с колыбельными песнями других народов, обнаруживая родство, общее отношение у разных народов к семье, родителям, детям, трепетное отношение матери к ребёнку. Ищут, подтверждение в других видах искусства.

     

    В более старших классах особое внимание концентрирую на духовных преобразованиях подростков, на индивидуальных изменениях. Вопросы становятся более глубокими и философскими.

    5 класс. 

    - Какая ты мелодия? Как ты звучишь? (Выразить можно через любые виды деятельности: нарисовать, спеть, найти аналогию у другого автора).

    Здесь цель: постижение интонации как энергетического поля автора.

    - Составление синквейна, через который видно чёткое отношение автора к проблеме.

    Сравнивая своё отношение к различным явлениям в жизни человека и окружающем мире и различных авторов, мы приходим к пониманию общечеловеческих ценностей человечества при разнице взглядов отдельных людей.

    - При обсуждении «богатырской» темы в искусстве, обсуждаем, что важнее для человека, тело, душа, дух? Что есть богатство? Что значит, богат или беден духом?

    - Добро без силы и ума будет действенно? А ум без добра что несёт миру?

    - Богат ли ты? Богатый материально человек бывает бедным? И наоборот?

    7 класс.

    Во время работы над песней А.Зацепина «Есть только миг», задаю вопросы:

    - «Чтобы ты сделал, чтобы твой миг был счастливым и замечательным?»

    - Чем отличаются выражения: «оставил след» и «наследил»?

    - Какой груз тяжелее, за спиной в рюкзаке или в сердце камень? От какого проще избавиться?

    - Про кого говорят «Каменное сердце»?

    В работе над образом и музыкальной драматургией, ребята придумывают своих персонажей, выступая в роле автора, сочиняют их жизнь, в литературных миниатюрах, переносят интонацию в музыку, которую сочиняют сами или находят аналог у других авторов.

    - Вживаясь в художественный образ, учащиеся описывают его о собственного лица, проживая его, наделяя чертами собственного характера, т. о. постигая полифонию интонаций в мире, их взаимодействие.

    Анализируя работы, можно отметить, что учащиеся, эмпатируя изображаемым образам, проводят, внутреннюю духовную  очистку собственного «я» в аспекте надличностного, общечеловеческого опыта, происходит преображение личности.

                                                         

    8 класс.

    Вопросы, возникающие на уроке, направленные на всплеск ассоциаций, на жизненные проблемы, поставленные в художественном произведении, на мироощущение и жизненное кредо автора, на нравственные проблемы:

    - Что важнее для тебя, «что» тебе говорят или «как»?

    - Сколько языков у человека? Давай поговорим взглядом, жестом. А у музыки?

    - Что больнее, громкий плачь или слезы, свернувшиеся комком в горле?

    - Композитор и поэт – это состояние души или образование? Где рождается красота?

    - Как ты заботишься о своей душе, духе?

    - Почему Мефистофель потребовал у Фауста душу, а не ум?

    Подобные вопросы, которые становятся основой дискуссии, протекающей с обязательной опорой на музыкальное произведение, где дети либо находят ответ, либо спорят с автором.

    Возникающие вопросы становятся полем для духовно – нравственного поиска, который не прекращается, поскольку не заканчивается жизнь человека.

              Таким образом, урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне общечеловеческой культуры.

    А личностно-ориентированный урок – это работа духовно-нравственная, и тем усерднее эта работа, чем уважительное отношение ребёнка к себе, к своей собственной личности и другим людям.

    Хочу закончить словами японского писателя Х.Мураками: «Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришёл ты сам».

                                                                         

          IV. Примеры работ учащихся.

    5 класс, тема «Как можно увидеть музыку?». Репродукция картины Шишкина «Полдень».

    Задание: выбрать любой объект и описать его от первого лица.

    Джасова Юлия

    Я – небо.

    Моя жизнь легка,

    Я ношу с собою ватные облака.

    Захочу, гроза появится,

    Захочу, исчезнет.

    Подо мной земля, луга,

    Подо мной весёлый люд –

    На меня не смотрит.

    Поле подо мной раскинулось,

    Колышется бурным морем.

    Подарю я полю дождик,

    Подарю я людям свет!

                                                                 ***

    5 класс, тема «Музыка и литература», размышление после прослушивания романса П.Чайковского «Благословляю вас, леса».

    Тюркин Даниил

    Благословляю вас, леса!

    Печаль, горечь, как утрата близкого человека, одиночество. Собеседник в борьбе. Благословляю вас, леса, солнце свет, каждый день на свободе, как в раю. Звёзды, луна, поле, лес – всё это как души людей. Объятья природы – вознагражденье! Шаг за шагом по тропе. Всё в природе – красота!

                                                                ***

    6 класс, тема «Красота и правда в жизни и искусстве».

    Учителем задан на уроке вопрос «Зачем нужна правда человеку?»

    Симоненко София

    Правда нужна человеку всегда.

    Правда нужна человеку везде.

    Не сможешь прожить ты во лжи на земле.

    Ты будешь униженный грустно ходить,

    Никто не захочет с тобой говорить.

    В несчастье, во лжи, как в стране дураков,

    Забудешь друзей ты, учебу, любовь.

    Завязывай, хватит, с такими делами!

    А если продолжишь, тогда ты – не с нами!

                                                                 ***

    7 класс, тема «Образ».

    Задание: описать образ от собственного лица.

    Волосенко Валентина

    Я – ветер!

    Я неудержима, сильна духом, правда меня никто не ценит и не видит…

    Пою, рисую опавшими листьями, сочиняю стихи на снегу, кружу, мчусь вдоль домов, лесов…

    Да…

    И всё это каждый день…

    По утрам я бужу народ, проносясь мимо окон, позванивая замёрзшими ветками деревьев, напевая: «И-и-и-и-и-у-у-у!» (Вставайте!)

    Иногда я играю в морских волнах, иногда в сугробах снега, но, зачастую, просто просиживаю время в облаках, болтая с птицами, да радуясь жизни!

                                                                ***

    7 класс, тема «Музыкальная драматургия».

    Придумай свою «точку», сочини рассказ о её жизни.

    Якунина Апполинария

    Притча.

    На одном из городских балконов (те, что уставлены цветами) жили Кактус, Плющ и Гортензия. Они дружили и во всём помогали друг другу: кому букашку с листика стряхнуть, кому тень сделать или, наоборот, поближе к солнцу подвинуть. Но вот в один из солнечных деньков появился на балконе неожиданно сосед – росток.

    Все полюбили его, ухаживали за ним и с нетерпением ждали, когда же росток станет цветком.

    И вот, наконец, наступил день, когда из бутона распустилась алая, как кровь, Роза. Она была настолько прекрасна, что все полюбили её ещё больше, чем раньше. Но непростым она оказалась созданьем, уж очень была самолюбива, корыстна и требовательна. За Розой все ухаживали как и раньше, но ей было всё мало и мало. И цветы поняли, что Роза использует их, вот и решили: пусть сама о себе позаботится. Но она об этом на думала, считала, что и так красива.

    Все дни напролёт Роза любовалась своим отражением в окошке. Через несколько дней она стала чахнуть и бледнеть. Вот тут-то она поняла, что одной быть одиноко.

    - Помогите, простите! – завопила Роза из последних сил.

    Цветы, конечно, простили её и сказали, что нужно уметь быть благодарным тем, кто для тебя что-то делает, и самой научиться помогать другим.

    С того дня Роза старалась помогать другим растениям и всегда была благодарна другим просто за то, что они есть!

                                                                ***

    7 класс, тема «Образы народной жизни», А.Эшпай «Венгерские напевы (слушание).

    Автор не назвал свою фамилию (сдал работу без подписи)

    Этот мир впервые предо мной.                            А мне уже 13 лет,

    Я ещё не видел жизни такой,                               Я пережил немало бед,

    Такой знакомой и такой другой.                          Идя дорогой жизни.

    Я начинаю чистую страницу                                Когда я начал этот путь,

    И вижу пред собою лица,                                     Я был разумен лишь чуть-чуть,

    Которые все смотрят на меня –                             И вот уже 13 лет…

    Так начиналась жизнь моя.

                                                                ***

    7 класс, тема «Образ» -часы.

    Костюченко Олег

    Часы – это без устали трудящийся рабочий.

    Гридасова Вероника

    Часы. Стрелки у часов, словно, 3 разных человека. Одна (секундная) всё время куда-то спешит, подгоняя всех. Она – будто маленький ребёнок, которому не сидится на месте. Другая (минутная) похожа на маму – спокойная и неторопливая. А самая медленная (часовая), как бабушка которая всё знает и спешить ей некуда.

    7 класс, тема «Музыкальный образ и авторский замысел», М.Лаурушас «В путь» (слушание).

    Лапшин Дмитрий

    Поезд набирает ход. Он несётся всё быстрее и быстрее, но вдруг перед ним возникает препятствие, поезд приостанавливается, чтобы посмотреть, что перед ним.

    Конечно, автор хотел показать нам не сам поезд, а антитезу: жизнь и ритм человека сравнивается с вечно несущимся поездом. Человек всю жизнь имеет какие-нибудь проблемы, вечно спешит, торопится. Иногда нам встречаются преграды на пути, но мы их преодолеваем. Как и поезд: разгон и остановка, разгон и остановка. Вот что, я думаю, автор хотел сказать нам.

    Кудряшова Анастасия

    Я слышу тут настрой победный, победа – плод ведь не запретный!

    И музыка, как будто, говорит, точнее, поучает и велит:

    Пока я существую, и  в сердце есть твоём стремленье,

    Иди, моё вот наставленье!

    Не зря я поднимаю настроенье!

    Но, может здесь твоё самовнушенье?

    Не забывай других, ведь строем вы идёте,

    И помни, что победу принесёте!

    Давай-давай, вот-вот, чуть-чуть – и будет гордость биться в грудь!

    Не унывай и помни, знай – ты сможешь всё, не отставай!

    8 класс, тема «Музыка вчера, сегодня, завтра».

    Что для тебя музыка?

    Теодорович Элеонора

    Музыка.

    Бывают дни тоскливые и ночи,

    Печальные минуты и часы.

    В такое время опускаем очи,

    И льются слёзы, словно капельки росы.

    Тогда не можем мы сказать ни слова,

    Хоть сколько б мыслей не было, тогда

    Текут ручьи всё снова – снова.

    Ведь и такое происходит иногда.

    И что теперь? К кому нам обратиться?

    Найдётся ль человек, что нас поймёт всегда?

    Конечно, нет, пора с небес спуститься,

    Таких людей не будет никогда.

    Конечно, всё звучит трагично,

    Спасти лишь сможет музыка одна!

    Она залечит раны самолично,

    Поднимет нас с морского дна!

    Лишь только музыка одна способна

    Ввести в воспоминанья нас,

    Помочь жить так, как нам удобно,

    А может и пустить нас в пляс.

    Она, как солнца луч, обогревает

    Любого человека радостной улыбкой.

    И, словно на душе, играет

    Наивный ангел нежной скрипкой.

    Но музыка ведь не предмет – искусство!

    Не каждый может красоту её понять.

    И даже с Богом есть у неё сходство –

    Они явились на Земле, чтоб мир создать!

       

                                                             

                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

    Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

    «Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

    Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

    «Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

    Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

    Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

    Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

    ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности

    Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...