Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства
статья по литературе (10 класс) по теме

В данной статье раскрывается использование произведений живописи на уроках литературы в 10 - 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства

                                           Л.Л. Бабина,

                                                             учитель русского языка

                                              и литературы

МАОУ «СОШ №12 с УИОП»

г. Губкин Белгородской области

Задача художественно-эстетического образования состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, быту и других сферах жизни и деятельности человека. Задача педагога – воспитывать у ребенка способность наслаждаться искусством, развивать эстетические потребности, интересы. В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства. Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись.

Использование произведений живописи на уроках литературы позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому восприятию учащихся.

Успех работы по произведениям живописи на уроках литературы во многом зависит от их отбора с учетом изучаемой темы. Так пейзажная живопись легко сопоставляется с пейзажной лирикой или описаниями пейзажа в эпических произведениях (например, полотна А.Куинджи, И.Левитана, В.Поленова, А.Саврасова и др.). Живописный портрет можно соотнести с описанием портрета героя литературного произведения (например, портрет Пугачева работы неизвестного художника и образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина). Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении (например, С.Ю.Жуковский «Поэзия старого дворянского гнезда» и романы И.Тургенева). Использование картин исторического жанра позволяет преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе (например, И.В.Суриков «Утро стрелецкой казни»). Анализ картины бытового жанра можно соединить с такими элементами анализа литературного произведения как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описание», «композиция» и т.д. (например, И.Н.Крамской «Осмотр старого дома» и пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»).

Чуткого отношения словесника заслуживают картины, созданные на мотивы литературных произведений. К числу таких картин относится полотно В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», сюжет которого почерпнут из русского эпоса «Слово о полку Игореве». Художник неоднократно говорил о том, какое огромное влияние оказало на него «Слово о полку Игореве»: «Читаешь и не начитаешься, слушаешь и не наслушаешься…» Ароматами родной страны дышит «Слово…». Васнецов изображает на вытянутом по горизонтали полотне широкую степь с полегшими на ней в кровавой сече воинами. Его глубокий драматизм привлекает внимание к проникновенным строкам древнерусского памятника: «Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли на землю Русскую». На переднем плане картины запечатлены два русских витязя: опытный воин, лежащий на широко раскинутом плаще, и пронзенный стрелой прекрасный юноша, которые вызывают у учащихся чувство глубокой тоски. Холст живописца является изобразительным аналогом героического предания: образный строй полотна, система средств пластического выражения, поэтическая атмосфера во многом созвучны художественной системе «золотого слова» русской литературы. Образ природы в картине представляет поэтическую параллель изображению человека. Рисуя полевые цветы, склонившиеся над телами погибших воинов, живописец отталкивается от образа, близкого народной поэзии: «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилося».  Драматизм сцены усиливается образом сцепившихся в жесткой схватке хищных птиц. И этот образ подсказан художнику текстом древнерусского памятника. Обреченность Игорева похода подчеркивается в нем словами:  «Уже гибели его ожидают птицы по дубравам… орлы клекотом зверей на кости зовут…». Вступлению войска Игоря сопутствуют «стенания грозных птиц». Очень точен и трагический по своему звучанию образ: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели»…

Сопоставление картины В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», проникнутой высокой любовью к Отечеству, со «Словом о полку Игореве» дает возможность не только установить несомненную сюжетную близость полотна литературному источнику, но и показать высокое художественное мастерство древнерусского автора, которое нашло талантливый изобразительный отклик в творчестве замечательного художника. Ученики убеждаются в том, что произведение, написанное в ХII веке, оставалось вдохновляющей силой для русского искусства и продолжает быть живым спутником его до наших дней.

Привлечение тематической картины на уроки литературы позволяет углубить постижения идейно-художественных особенностей литературного произведения.

Чтобы ярче представить образ Петербурга при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», можно продемонстрировать учащимся картину В.Г.Перова «Утопленница» (1867). Возможно, картина была написана под влиянием романа, но сцену, изображенную художником, мог наблюдать Родион Раскольников с мостов, которые часто упоминаются в произведении. Картина В.Г.Перова словно раздвигает границы романа и помогает учащимся глубже понять его смысл. Деревянный трап пристани, лодка, на борту которой пристроился полицейский, лежащие недалеко багор и веревка, слетающее к трупу воронье. На картине ничего не происходит. Полицейский, давно привыкший к событиям такого рода, безучастно курит трубку, он ждет утра, которое избавит его от неприятной необходимости охранять место происшествия. Смерть еще не успела обезобразить черты лица утопленницы. В ее запрокинутой голове, во всей фигуре читается долгожданная успокоенность, избавление от страданий. Это одна из тех женщин, судьба которых в жестоком многолюдном городе складывается трагически. Художник полон сочувствия к своей героине за ее страдания, за те муки и грязь, которые ей пришлось вынести в ее недолгой жизни. Учащиеся пишут сочинение по картине о жизни утопленницы, почему она предпочла смерть жизни. Какая у нее была жизнь? Работа над произведением живописи активизирует речевую деятельность учащихся, способствует эффективности работы по развитию речи, обогащению речи школьников словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами, помогают глубже проникнуть в содержание литературного произведения или теоретико-литературного понятия, содействует эстетическому воспитанию обучающихся.

Использование произведений живописи на уроках литературы способствует формированию нравственных качеств личности, интеллектуальному развитию учащихся, повышению уровня культуроведческой компетенции. Ведь как писал Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «…ценность, которой награждает человека искусство– это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"

В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....

Формирование нравственных качеств личности как важнейшая задача общества

Обществу для своего оптимального развития необходимо уделять внимание формированию нравственной личности....

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

Отчет по самообразованию Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей

                               В наше время перед любым педагогом  встаёт ряд проблем, касающихся процесса в...

Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...

Формирование нравственных качеств личности учащихся

Одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные, противоположные качества личности. Поэтому необходимо формировать у школьника нравственные побуждения и закрепл...