урок по теме: "Река"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Гладько Валентина Анатольевна

География.Землеведение.6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reki._chasti_reki._rechnaya_sistema.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Реки. Части реки. Речная система».
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами, определениями.
- начать формировать у учащихся представление о реке и ее частях.
Развивающие:
- продолжить формировать умения работать с географической картой
- развивать умения применять знания на практике.
- развивать умения делать выводы и обобщения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины с  изображением рек, карточки с названием частей реки, рабочий лист ученика,    компьютер, полоски цветной бумаги.
Тип урока:
урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.

Презентация: http://yadi.sk/d/rkHM71O83aucg
Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет    
ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не   
понимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный
французский писатель.

-Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

Между гор, между дол
Бежит белый конь.

-  Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) Слайд №1-2

-  Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин А.М.Васнецова «Северный край», И.И.Левитана  «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
-  Не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая    птица долетит до середины Днепра…».
-  Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.  (Творческое задание. Чтение учащимися стихотворений о реках ).

 А.Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.
(стихотворение посвящается Волге)
Н.А.Некрасов «На Волге»
О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»

Каковы же условия образования реки?Слайд 3

3. Изучение нового материала
- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем     в прозе сказать, что такое река? (Дети дают свои определения).
- Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Река – поток воды, текущий в выработанном им углублении. Это углубление    называется руслом реки. Слайд №4 (определение реки и русла)
- Обычно русло находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной. Слайд №5 (река и речная долина)
Это относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление в земной  поверхности. Долины образуются обычно в результате размыва рекой горных  пород. В речных долинах выделяют русло и пойму. Работа с учебником рис.62.  «Равнинная река и поперечный профиль ее долины».
- Из каких частей состоит речная долина? Покажите склоны долины, дно, русло    равнинной реки.
- Совершим мысленно путешествие по реке на лодках. (Учитель чертит схему на
доске, а ученики в тетрадях). Слайд №6 ( путешествия)

Найдем место, где начинается река. Это исток. Истоком может быть родник. Слайд №7 (исток реки Волги)
- Работа с картой. Найдите исток реки Волги на карте (Валдайская возвышенность)
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
                            (Н. Палькин)
- Найдите Ладожское озеро, которое является истоком реки Нева. Слайд №8
( исток реки Нева)
Нева всю ночь рвалася к морю …                                     
И спорить стало ей невмочь…
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова
(А.С.Пушкин)

 

 - Найдите Кавказские горы. Какие реки берут начало с Кавказских гор? (Терек,  Кубань и др.). Слайд №9-10(реки Кавказа)

Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Виды истоков Слайд 11
Принимая притоки, река становится шире и полноводнее. Притоки – это  водотоки, впадающие в главную реку. Притоки могут быть левыми и правыми. А  кто знает, как можно определить по карте, где левые притоки, а где правые? (Если  встать лицом вниз по течению, то справа будет – правый берег реки, а слева –  левый.  На правом берегу в реку впадают правые притоки, на левом – левые).
На судоходных реках вдоль правого берега устанавливаются – красные бакены, а  вдоль левого берега – белые. Найдите на карте левые и правые притоки Волги (Ока и Кама ).  Слайд №12 (впадение Оки в Волгу).
В долине реки выделяется пойма. Это часть долины, которая заливается водой во    время половодья. В русле реки встречаются перекаты – мелководные участки    русла. Скорость течения реки на перекатах увеличивается. Более глубокие    участки русла между двумя перекатами называются плесами. На таких участках   река течет медленно.Слайд13-14
Мы заканчиваем наше путешествие по реке. Подплываем к устью.Слайд 15-16
Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Расстояние от истока    до устья – длина реки. ( На карте реки надо показывать от истока до устья).
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.  
Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными    течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопление  наносов не происходит.
слайд 17 Дельта – форма устья реки с протоками, на которое делится главное    русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или    веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря   (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов.
- Откройте в атласах физическую карту России, карту полушарий. Приведите   примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Запись в тетради делается в виде схемы

Главная река со всеми своими притоками образует речную систему. Слайд №18
 ( речная система Волги)
   Пользуясь картой полушарий, сравните речную систему Нила и Амазонки.
   Речную систему обычно называют по названию главной реки (система Волги,   система Дона, система Енисея).
   Физминутка: звучит легкая музыка.
   Представьте себе вы находитесь на берегу реки. Лето. Температура воздуха    около 30?. Вы входите в реку (дети шагают). Вода прохладная. Вы сжимаетесь,    приседаете, поднимаетесь, снова приседаете… (дети приседают). Тело    разогрелось. Вы плывете (руки в стороны), поворачиваетесь (повороты) влево,    вправо, качаетесь на волнах (движение маятника), выходите на берег, делаете   пробежку (бег на месте), потягиваетесь и движетесь в тень.
 

4. Заключительный этап урока.
1.Выполнение практической работы


Название реки

Исток

Устье

Притоки

правые

левые

1 вариант
Волга
Лена

 

 

 

 

2 вариант
Дон
Енисей

 

 

 

 

2.Конкурс знатоков.

а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)

5. Итог урока.

1) Домашнее задание: §41 (пункт 1), обозначить в контурных картах реки,  
сообщения о реках.
2) Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Изобразите при помощи цветных полосок свое настроение.
- радостное (красные полоски).
- равнодушное (зеленые полоски).
- грустное (черные полоски).
На память о сегодняшнем уроке можно подарить голубые ленточки,   которые будут напоминать о реках. Реки – голубые артерии Земли. Их не  более 2% от площади Мирового океана. Но без них не возможна жизнь на Земле. Будь другом рек, не загрязняй их и не позволяй другим загрязнять!
Только так мы можем сохранить реки для будущих поколений.

Дополнительный материал к уроку:

Самые длинные реки
По одним данным, самой длинной в СНГ рекой является Амур – 4444 километра (при площади бассейна 1855 тысяч квадратных километров). При этом, однако, в длину Амура включается длина начального участка, являющегося самостоятельной рекой Аргунь.
По другим данным, «самая длинная река» - Обь (протекает в Западной Сибири).       Ее протяженность с притоком Иртыш и Обской губой составляет 5410  километров.
Сложение, прямо скажем, некорректное, поскольку берется часть Оби и весь Иртыш.
Сама Обь имеет длину всего 3650 километров.
В чистом виде рекордсменом среди рек нашей страны является Лена, длина      которой (без притоков!) составляет 4400 километров
Самая короткая река
Река длиной всего несколько метров находится на Черноморском побережье
Кавказа в Гагре. Вытекая из подножья горы, она пересекает широким потоком  полосу пляжа. Тем не менее, у реки есть свое имя – Рейроа – и законное место на географических картах.

Самая извилистая

Самая «извилистая» река – это, пожалуй, река Пьяна, протекающая по юго-востоку Нижегородской области. Исток реки отдален от ее устья всего на три десятка километров. А между тем длина Пьяны составляет 436 километров. По всему своему течению она делает массу поворотов, изгибов, петель, колен, направляясь то вперед, то назад, и, наконец, описав большой круг, вливается в реку Суру, совсем недалеко от своего же истока. За все это и дал ей народ столь меткое имя.
Самое широкое устье
Самое широкое в мире устье руки – у Оби. Его ширина достигает 80 километров.

Река меняет направление

«Не потечет река вспять», - говорят в народе. На самом деле повороты течения   рек вспять в природе наблюдаются. Одна из таких рек – Шуя, вытекающая из  Укш-озера (Карелия). Она 15-20 раз в году меняет направление своего течения  и в конце концов бежит обратно в Укш-озеро. Это удивительное явление объясняется периодическим действием ключей, питающих Укш-озеро и реку  Шую.
Самая длинная река мира (6671 км) – Нил, начинающий свое течение на Восточно-Африканском плоскогорье (Африка).
Самый большой речной бассейн мира у Амазонки. Площадь бассейна реки равна всей Австралии.

Крупнейшие реки мира


№ п/п

Название

Длина, км

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Нил с Кагерой (Африка)
Миссисипи с Миссури (Северная Америка)
Амазонка с Мараньоном (Южная Америка)
Янцзы (Азия)
Обь  с Иртышом (Азия)
Хуанхэ (Азия)
Миссури (Северная Америка)
Меконг (Азия)
Амур с Аргунью (Азия)
Лена (Азия)
Волга (Европа) 

6671
6420
6400
5800
5451
4845
4740
4500
4440
4400
3531

табл. № 1 «Крупнейшие реки мира».

  Крупнейшие реки  (по площади водосборного бассейна)


№ п/п

Название

Площадь водосборного бассейна (тыс.км?)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Амазонка (Южная Америка)
Конго (Африка)
Миссисипи (Северная Америка)
Обь (Азия)
Нил (Африка)
Парана (Южная Америка)
Енисей (Азия)
Лена (Азия)
Нигер (Африка)
Амур (Азия)
Волга (Европа)

7180
3691
3268
2990
2870
2663
2580
2490
2092
1855
1360

табл. № 2  Крупнейшие реки по площади водосборного бассейна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Реки"

Крупные реки мира Что такое реки? Части рек. Речная система. Речной Бассейн Питание и режим рек. Пороги и водопады. Значение рек....

Урок по теме "Реки" в 6 классе

Урок в 6 классе по теме "Реки в природе и на географических картах"...

урок по теме: "Реки Ростовской области"

Разработка урока географии по теме: "Реки Ростовской области" (региональный компонент), с приложением, рабочей тетрадью (задания по водным ресурсам Ростовской области)...

Урок на тему: «Реки – артерии Земли».

Урок 22 в 6 классе «Реки- артерии Земли».По учебнику «Начальный курс географии» под редакцией - Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Цели урока: • сформировать представление о реке, ее частях, речной сис...

Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева».

 Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева»....

урок по теме "Река Волга"

Данная презентация   подготовлена   для  урока географии, в 8 классе при изучении природного комплекса Восточно-европейской равнины. Презентация сопровождается музыкальным сопровождение...

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»...