Разработка урока географии в 9 классе "АПК:земледелие и скотоводство"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Разработка урока географии в 9 классе "АПК: земледелие и скотоводство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МБ ОУ Ужовская СОШ

                                                    Тема урока:

                              «АПК: земледелие и скотоводство»

                   

                                                                                 Учитель географии

                                                                                 Стучилина Т.В.                                              

                                      2011 - 2012 учебный

Тема урока: «АПК: земледелие и животноводство»

Класс: 9

Место урока в блочно-тематическом планировании: второй урок (из трёх) по теме

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК. Изучить зональную специализацию и особенности растениеводства и животноводства России, анализируя статистические данные и карты.

Обучающая: способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.

Воспитательная: Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

Технические и дидактические средства:

Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта, раздаточный дидактический материал, тесты, учебники, атласы, гербарий фотографический.

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Практические: составление схемы АПК, работа со статистическим, дидактическим материалом, с атласом, картой, тестами, выполнение практической работы.

Наглядные: раздаточный дидактический материал, карта, гербарий.

Ход урока

  1. Оргмомент

       -    Приветствие учащихся

       -    Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

  1. Проверка домашнего задания

   

Индивидуальное задание: построить у доска схему АПК (слабому ученику).

            Фронтальный опрос:

 

            - Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)

            - Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,  

                                            участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и  

                                            доведении её до потребителя)

            - Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)

            -  Каков состав второго и центрального звена АПК и что его отличает от других         отраслей хозяйства?

            -Третье звено АПК?

           – Какими площадями земель располагает Россия?

           – Назовите и покажите территории, наиболее благоприятные для ведения сельского    хозяйства и объясните их размещение.

           – Какие районы наиболее мелиорированы?  

           – Чем отличаются сельскохозяйственное и промышленное производство?

           – Каковы основные проблемы агропромышленного комплекса?  

           - Какие звенья входят в состав АПК?

           - Приведите примеры взаимосвязи между звеньями (это и есть отрасли АПК).            

     - Каков состав первого звена АПК?

     - Найдите и покажите по карте центры: а) с/х машиностроения и тракторостроения,

       б) производства минеральных удобрений; факторы их производства.

     

  1. Изучение нового материала

Постановка цели учащимися самостоятельно.

В ходе изучения темы – выполнение практической работы № 21 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».

- Как мы уже говорили, основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: земледелие и животноводство.

 

 3.1. Земледелие

 а) Оформление в тетрадях схемы:

    Земледелие

Зерновое хозяйство                                                          Садоводство,

                                              Картофелеводство,           виноградарство,                                            

                                                     овощеводство             бахчеводство

                                                    (огурец, томат,                    (виноград, абрикосы, черешня, 

зерновые            технические   картофель)                                      алыча, груша, яблоня, арбузы)

(ячмень, рожь                   (подсолнечник,

пшеница, рис,                   сахарная свёкла,

 гречиха, просо                  лён-долгунец – Сообщение из рубрики «Это интересно»)

овёс, кукуруза)           

               

                 зерно-

                бобовые

              (горох, фасоль,

                      чечевица, соя)

- во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия.

 

 -  Рассматривание гербария                                      

 - Работа с картой: находим очаги земледелия.        

 - По площади посевов в России:

1 место – зерновые                                                              

2 место – кормовые, зерно-бобовые.

3 место - технические      

4 место -  картофелеводство, овощеводство      

5 место – садоводство, виноградарство    

               

3.2. Физкультминутка.

3.3. Животноводство

       а) Оформление в тетрадях схемы

Животноводство

Скотоводство                                                                                                  Оленеводство

                               

                         Свиноводство                                                   Коневодство

                    (сообщение из рубрики

                        «Это интересно»)   Овцеводство                 Птицеводство

молочное  мясное

(с.163-таблица 36)                                                                                                разведение                    

     Учебник          грубошёрстные   тонкорунные                                       пушных зверей

                                (Романовская порода)

                                                                       пчеловодство

       б) Работа с картой и атласом (с.20): определение главных районов животноводства

     

Рубрика «А знаешь ли ты?»

  1. В нашем районе больше развито мясное скотоводство.
  2. Далее идут сообщения учащихся о развитии отраслей сельского хозяйства в Починковском районе по материалам периодической печати (опережающее задание).
  3. Н.Пржевальский, проходя по Гималаям, удивлялся, как высоко здесь сеют  хлеб. Нивы желтели на высоте 5 тысяч  м.  Это было царство ячменя. В природном  соревновании среди злаков победил ячмень–  он уцелел в заоблачных высотах, превзошёл всех своей скороспелостью – от 48 дней/
  4. Рис – культура влаголюбивая. В нашей стране он выращивается в основном на Кубани,

а также – в Прикаспийской низменности. (покажите районы на карте) Поле для риса должно быть идеально ровным, чтобы растения были залиты  водой одинаково. Если уровень воды меньше – появятся сорняки, при сильной заливке растения могут задохнуться.

  1. Ржаной хлеб черствеет медленнее, так как содержит больше слизистых веществ.  Белки ржи ценятся вдвое выше, чем пшеничные, в них больше  незаменимой аминокислоты лизина.
  2. В древние времена словом «corn» обозначались зерновые культуры  В Англии это была пшеница, в Шотландии и Ирландии — овес? в Америке — кукуруза, за которой  и закрепилось значение слова. Племена коренных жителей  Америки полагали, что в каждом ядре жареной кукурузы жили крошечные духи. При нагревании духи начинали сердиться до тех пор, пока не выходили из себя, разрывая свой домик с громким хлопком. В захоронениях в Перу были обнаружены зерна попкорна, которым, не менее 1000 лет, а в одной из погребальных урн Мехико, датируемой 300 годом до н.э. была найдена статуэтка богини кукурузы в головном уборе из попкорна.
  3. Сахарная свекла –важнейшая техническая культура. В её удлинённых с белой мякотью корнеплодах содержится много сахарозы – до 23%.Селекционер Ашар посвятил свою жизнь проблеме получения свекловичного сахара и в 1802 г. оборудовал в Нижней Силезии фабрику, где сахар вырабатывали из свеклы. Всходы свеклы требуют тепло, свет и влагу,  погибают при -4,-50С. Особенно  хороший  урожай  собирают на чернозёмах.
  4.       Дикий арбуз колоцинт– обитатель пустыни Калахари. «Господин пустыни» называют его на родине. Ведь в прошлом он один мог обеспечить путникам переход через эту безводную пустыню. Среди обилия плодов, разбросанных по земле, есть горькие и сладкие. Нужно перепробовать много горьких, чтобы обнаружить сладкий.

  1. Закрепление

Решение теста «Проверь себя»

  1. Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)

а) зерновые

б) кормовые

в) технические

г) овощи и картофель

  1. К техническим культурам относятся

а) чечевица

б) лён и сахарная свёкла

в) лён, сахарная свёкла и рожь

  1. Расположите отрасли животноводства по мере уменьшения их доли в производстве мяса (от большего к меньшему)

а) оленеводство

б) овцеводство

в) скотоводство

г) свиноводство

  1. Рожь, лён и картофель выращивают в основном

а) в чернозёмной зоне

б) в нечернозёмной зоне

  1. К зерновым культурам относятся

а) соя

б) пшеница и лён

в) пшеница, овёс, кукуруза

Ответы:  1.  г, в, б, а.   2.б.   3. в, г, б, а   4.б    5.в

Рубрика «Это интересно»

                                Хмель

Весна – время сбора молодых побегов хмеля, которые используются в медицине при изготовлении многих лечебных препаратов. А осень дарит людям созревшие золотисто-зеленые шишки хмеля, кладезь лекарственных веществ.                                           На Руси это растение известно давно, еще с дохристианских времен. Хмель быстро растет, не требует особых климатических условий и прекрасно переносит все погодные катаклизмы. Поэтому, молодоженов на Руси всегда было принято осыпать хмелем, чтобы они были такими же здоровыми, веселыми, рожали крепких детишек и жили в достатке. Распространено было применение шишек хмеля в знахарстве: они считались отличным приворотным средством, оберегали от дурного глаза и порчи.
        Хмель на Руси считался символом богатого урожая, его начинали собирать последним, после того, как с полей были убраны рожь и пшеница. Поэтому, сбор "хмельного" продукта всегда сопровождался народными гуляньями, проходил весело и с песнями.
       В медицине
применение шишек хмеля получило широкое распространение. Лечебные свойства этому растению придают многочисленные полезные вещества и органические соединения, которыми так богаты эти золотисто-зеленые плоды. Шишки хмеля содержат витамины, органические кислоты, фитонциды, полифенолы, камедь, воск, ароматические масла - невозможно перечислить все составляющие этого "хранилища" лекарственных веществ.

      В заключение учащиеся делают выводы, оформляют практическую работу в тетради и  

      сдают на проверку.

  1. Домашнее задание
  1. По уроку - §32, проблема на с.165
  2. Опережающее – найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.

Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»...

Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота

Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...