Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Заречнева Олеся Игоревна

Тема  атмосферные фронты, циклоны и антициклоны предназначена для 8 класса. Данный урок содержит в себе как теоретическую так и практическую часть. Учащиеся с помощью учителя делат сравнительную характеристику,  учатся выделять главное, развивают свою речь. Кроме этого используются и индивидуальные задание в виде тематического  мини теста, где можно определить уровень подготовки учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._ciklony_i_atticiklony_8_klass.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 20                                                                                          Дата:

Учитель: Заречнева О. И.                                                             Класс:8

Тема урока: Атмосферные фронты. Циклоны антициклоны

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

ТДЦ: создать условия формирования знаний об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах; показать их влияние на погоду и климат.

           Организовать деятельность учащихся по формированию умений  выделять основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов

          Обеспечить условия формирования умения оценивать значимость атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов для территории Казахстана

Оборудование:  мультимедийный комплекс, атлас, карта Казахстана.

Литература: учебник.

Ход урока:

Этапы урока

СУМ

(содержание учебного материала)

МО

(методы обучения)

ФОПД

(формы организации познавательной деятельности уч-ся)

Социа-

лизирую-

щий

аспект

Подго-

товка

к ПГК

и ЕНТ

Инди-

видуаль-

но кор-рекцион-

ная ра-

бота

1

Организационный момент. Зарядка

репродуктив

Общекласс.

Умение организовать рабочее место

2

Д/З § 22

репродктив

общекласс

3.

Проверка домашнего задания.

  1. Что такое климат?
  2. Факторы формирования климата.
  3. Виды солнечной радиации.
  4. Виды и свойства воздушных масс.
  5. Перечислите факторы влияющие на формирование климата
  6. Перечислите виды солнечной радиации
  7. Солнечная радиация это?

Мини тест.

1.Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах ...

а)больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;

б)больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;

в)меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах ;

г)меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.

2.В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в ...

а)тропических широтах северного полушария;

б)тропических широтах южного полушария;

в)экваториальных широтах.

3.Тропические широты южного полушария получают наибольшее  количество солнечного тепла в ...

а)январе;

б)марте;

в)июне;

г)сентябре.

4.Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах

а)экваториальных;

б)тропических;

в)умеренных;

г)арктических.

4.Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах

а)экваториальных;

б)тропических;

в)умеренных;

г)арктических.

6.Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах

а)экваториальных и тропических;

б)тропических и арктических;

в)арктических и умеренных;

г)умеренных и экваториальных.

7.Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются ..

а)пассаты;

б)западный перенос;

в)северо-восточные;

г)муссоны.

8.Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат ...

а)Евразии и Южной Америки  

б)Южной Америки и Африки  

в)Африки и Северной Америки  

г)Северной Америки и Евразии  

9.Западные ветры умеренных широт приносят влагу на ... побережья материков

а)северные;

б)южные;

в)западные;

г)восточные.

10.Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на ...

а)распределение тепла и влаги ;

б)распределение влаги и систему господствующих ветров;

в)систему господствующих ветров и  распределение тепла.

11.Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется  распределением ...

а)тепла;

б)влаги;

в)атмосферного давления.

 12.Тропические воздушные массы характеризуются ...

а)высокими температурами и влагосодержанием;

б)высокими температурами и низким влагосодержанием;

в)низкими температурами и высоким влагосодержанием;

г)низкими температурами и влагосодержанием.

Вывод по теме.

поисковый

поисковый

Фронтальный

индивидуальный

+

4

Изучение нового материала.

За сегодняшний урок вы должны знать

  1. Что такое атмосферные фронты.

       Теплый атмосферный фронт .

       Холодный атмосферный фронт.

  1. Циклоны.
  2. Антициклоны.

Атмосферные фронты - переходные зоны , разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

                                              АФ

Теплый                                           холодный

Атмосферный фронт. Сравнительная характеристика.

.

Холодный фронт

Теплый фронт

1.Холодный воздух надвигается на теплый.

1.Теплый воздух надвигается на холодный.

2.Холодный воздух выталкивает легкий теплый воздух.

2. Теплый легкий воздух поднимается вверх по холодному воздуху.

3.Ливни , грозы.

4. Быстрое похолодание.

3. Затяжные моросящие дожди.

4. Медленное потепление.

Сделайте вывод по атмосферному фронту

  1. Циклоны и антициклоны- это крупные атмосферные вихри , переносящие воздушные массы.

Циклоны - это вихри с низким давлением в центре . К окраинам давление увеличивается , поэтому в циклоне воздух движется в направлении к центру,  несколько отклоняясь против часовой стрелки .

При подъеме воздух охлаждается , происходит конденсация влаги , возникают облака,  и выпадают осадки.

Антициклон имеет самое высокое давление в центре вихря . Отсюда воздух растекается к окраинам , несколько отклоняясь по часовой стрелке . Характер погоды (малооблачной или засушливой – в теплый период, ясной , морозной – в холодный)сохраняется в течение всего времени пребывания антициклона, так как растекающиеся из центра антициклона воздушные массы имеют одинаковые свойства.

В связи с оттоком воздуха в приземной части в центр антициклона постоянно поступает воздух из верхних слоев тропосферы . Опускаясь , этот воздух прогревается и удаляется от состояния насыщения . Погода в антициклоне стоит ясная , безоблачная , с большими суточными колебаниями температур.

Сравнительная характеристика циклона и антициклона

Признаки

Циклон

Антициклон

1.Атмосферное давление.

Низкое.

Высокое.

2. Движение воздуха.

От периферии к центру.

От центра к периферии.

3.Явления.

Охлаждение воздуха с поднятием , образование и выпадение осадков вследствие конденсации.

Прогревание и иссушение воздуха.

4. Размеры.

2-3 тыс. км

2-3 тыс. км

5. Скорость движения.

30-40 км/час в основном с запада на восток.

Малоподвижны.

6.Районы формирования.

Северная Атлантика , Баренцево море , Охотское море.

Восточная Сибирь.

7. Погода.

Пасмурная, ветреная , с осадками.

Малооблачная , летом –теплая, зимой –морозная.

Сделайте вывод по циклонам и антициклонам.

Объяснитель- илл.

Поисковый

поисковый

Общеклассный

Общеклассный

групповой

Формирование         логического

мышления

+

+

5

Закрепление нового материала.                                  Физминутка!!!

  1. Что такое атмосферный фронт ?
  2. Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?
  3. Дайте характеристику теплому атмосферному фронту .
  4. Дайте характеристику холодному атмосферному фронту.
  5. Что такое циклон?
  6. Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?
  7. Где формируются антициклоны.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

  1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
  3. Приносит пасмурную погоду.
  4. Устойчив и малоподвижен.
  5. Устанавливается над Восточной Сибирью.
  6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
  7. Восходящие потоки воздуха в центре.
  8. Нисходящее движение воздуха в центре.
  9. Движение от центра к периферии.
  10. Движение против часовой стрелки к центру.
  11. Они бываю теплые и холодные

Репродуктив

Поисковый

поисковый

Общекласс

Фронтальн

индивидуальн

6

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны".

Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" с использованием презентации и видеосюжетов....

Урок географии"Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны"

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты.Циклоны и антициклрны"...

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Разработка урока по методике Шадрикова...

Конспект и презентация к уроку географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

На данном уроке учащиеся должны усвоить признаки понятий «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт», причины их образования, влияния на погоду; познакомиться с синоптической картой; углубить знания о...

Урок географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" 8 класс.

Урок географии по ФГОС для учащихся 8-х классов...

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Данная презентация используется на уроках географии в 8 классе с использованием интерактивной доски....

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Конспект урока по географии для 8 класса по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"...