Конспект и презентация к уроку географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Димова Валентина Михайловна

На данном уроке учащиеся должны усвоить признаки понятий «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт», причины их образования, влияния на погоду; познакомиться с синоптической картой; углубить знания о свойствах воздушных масс, климатообразующих факторах.Совершенствовать умение работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование. Учебник «География России. Природа» (И.И.Баринова), атлас для 8 класса, климатическая карта России, синоптическая карта, презентация «Атмосферный фронт. Циклоны. Антициклоны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsiklon.antitsiklon.atmosfernyy_front.rar2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Димова Валентина Михайловна

учитель географии

МБОУ СОШ № 28 г. Новошахтинска

Ростовской области

8 класс

Тема. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Цель. Объяснить признаки понятий «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт»,   причины их образования, влияния на погоду; познакомить с синоптической картой; углубить знания о свойствах воздушных масс, климатообразующих факторах.

Совершенствовать умение работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Прививать интерес к предмету. Формировать у учащихся научное мировоззрение.

Оборудование. Учебник «География России. Природа»  (И.И.Баринова), атлас для 8 класса, климатическая карта России, синоптическая карта, презентация «Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверить наличие учащихся и готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос.

  1. Какую тему изучаем?
  2. Что такое климат?
  3. Перечислите климатообразующие факторы.
  4. Что такое солнечная радиация?
  5. Перечислите виды солнечной радиации. Охарактеризуйте их.
  6. Какая солнечная радиация преобладает в нашей области?
  7. Что такое воздушная масса?
  8. Перечислите воздушные массы.
  9. Какие воздушные массы действуют на территории России?
  10. Чем отличается одна воздушная масса от другой?
  11. Почему на территории нашей области действуют все эти воздушные массы?
  12. Что происходит с воздушными массами при движении?

3. Изучение нового материала.

Слайд № 1. Какую тему будем изучать на уроке?

Сообщение целей урока.

  1. Сколько воздушных масс действует на территории России? Какие?

(Вызвать слабых учащихся).

Слайд № 2. 1. Что такое атмосферный фронт?

                     2. Перечислите атмосферные фронты.

Слайд № 3.  1. Какие атмосферные фронты проходят над территорией России?

                      1. Какие воздушные массы разделяет арктический фронт? Полярный фронт?

                      2. Наблюдается ли сезонность прохождения фронтов?

Работа с учебником, стр. 61.

  1. Какие размеры имеет атмосферный фронт?
  2.  Что происходит в полосе фронта?

Слайд № 4.     1. Как образуется теплый фронт?  (Начертить схему в тетради)

Слайд № 5.    1.  Как образуется  холодный фронт?  (Начертить схему в тетради).

Слайд № 6.    1. Сравните фронты. Сделайте вывод.

Слайд № 7.    1. Записать вывод в тетради.

Актуализация новых знаний..

   1. Что такое атмосферный фронт?

   2. С какими атмосферными фронтами вы познакомились?

   3. Какую погоду они приносят?

В полосе взаимодействия различных по свойствам воздушных масс постоянно возникают крупные атмосферные вихри – циклоны и антициклоны.

В атмосфере снизилось давление.

Воздух переходит в наступление.

Сильный ветер, в тучах небосклон,

Значит, надвигается циклон.

Пробежит со скоростью большой,

Летом – дождь, а снегопад – зимой.

Слайд № 8.    1. Что такое циклон?

                        2. Какое давление в центре циклона? Почему?

                        3. Какую погоду он приносит?

Работа  с учебником, стр. 62.

  1. Каковы размеры циклона, скорость движения?
  2. Как перемещаются циклоны по территории России?

(Зарисовать схему циклона в тетради).

Если господствует антициклон,

Порядки свои устанавливает он:

Давление высокое, воздух сухой.

Ветер ослабнет. Тишь и покой.

Зимою при солнце крепчает мороз.

Летом «на ясно» укажет прогноз.

Слайд № 9.     1. Что такое антициклон?

                         2. Какое давление в центре антициклона?

                         3. Какую погоду он приносит?

(Зарисовать схему антициклона в тетради).

Слайд № 10.    1. Для каких районов страны характерна циклоническая, для каких

        антициклоническая погода?

Актуализация новых знаний.

  1. Что общего у циклона и антициклона?
  2. Чем они отличаются друг от друга?
  3. С прохождением циклона или антициклона связана большая изменчивость погоды?
  4. Почему циклоны движутся с запада на восток?
  5. Почему для нашей области характерно прохождение, как циклонов, так и антициклонов?

Знакомство с синоптической картой.

Работа с учебником, стр. 286. Что такое синоптическая карта?
Слайд № 11.   1. Рассмотрите условные знаки. О чем они говорят?

                         2. Назовите районы потепления, похолодания,  ливней и моросящих  

        осадков.  Как вы об этом узнали?

Слайд  № 12.  1. Объясните интенсивность осадков на территории нашей страны 10.0913г.

Актуализация новых знаний.

  1. О каких явлениях говорится в стихотворениях А. Пушкина и А. Плещеева?
  2. По каким признакам вы это определили?

( В это время 2 слабых учащихся готовятся к ответам по слайду № 14).

Буря мглою небо кроет,        
Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

         

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...

Ответы учащихся, которые готовились у доски.

4. Подведение итогов урока.

  1. Какую тему изучали?
  2. Что узнали нового?

Выставление оценок и их комментирование.

5. Задание на дом.  § 9.

Литература.

  1. А.С. Пушкин «Зимнее утро»    http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0504.htm
  2. А.С. Пушкин «Зимний вечер»    http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1825/0389.htm
  3. А.С. Пушкин «Какая ночь! Мороз трескучий»  http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1827/0441.htm
  4. А. Плещеев «Скучная картина»   картина    http://svatovo.ws/stihi_plescheev11.html
  5. И.И. Баринова «География России. Природа». Москва. Дрофа. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны".

Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" с использованием презентации и видеосюжетов....

Урок географии"Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны"

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты.Циклоны и антициклрны"...

Урок географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" 8 класс.

Урок географии по ФГОС для учащихся 8-х классов...

План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....

Презентация на тему "Движение воздушных масс.Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны" 8 класс

Презентация на тему "Движение воздушных масс.Атмосферные  фронты.Циклоны  и  антициклоны" 8 класс1.Определение атмосферного фронта.2.Типы атмосферных франтов.3.Циклоны и антициклоны.4.С...

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты,циклоны и антициклоны"

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты,циклоны и антициклоны"...

"Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" Презентация по географии 9 класс.

География Россия: природа, население, хозяйство. Раздел: Природа России. Климат. Презентация : "Циклоны и антициклоны" 9 класс...