конспект урока в 6 классе "Волны в океане"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                          Подготовила

                                                                                      учитель географии

                                                                                       I квалиф. категории

                                                                         Сажина О.А.

Цель урока: 

Сформировать представления об образовании видов  движения  вод.  Познакомить с основными видами  волн в океане  их строением, причинами возникновения. Рассказать о главных различиях ветровых волн и цунами.        Приливами  и отливы,  причины  их   образования и значение для жизни человека.  Научить учащихся делать выводы.   Продолжить развивать  умения работать с картой и атласами. Прививать любовь к географии.

Оборудование:  Карта полушарий, атласы, контурные карты, простые карандаш, компьютерный диск , тесты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

       ( проверить готовность учащихся к уроку)

  1. Проверка домашнего задания:

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с основными частями Мирового океана.  Сейчас мы проверим,  на  сколько  вы поняли изученный материал.                                                                                                                                               И начнем с проверки определений. Перед вами тест. Вам необходимо найти соответствие понятие – определение. Кто дома готовился, тот быстро сделает задание.

тест:  Найди соответствие    «понятие - определение»

1. Остров                                                                                                                                                                                                        2. Полуостров                                                                                                                                                                                             3. Материк                                                                                                                                                                                                          4. Залив                                                                                                                                                                                                             5. Пролив

А) Большой участок суши, со всех сторон окруженный водой.                                                                                                    Б) Участок суши с трех сторон окруженный водой.                                                                                                                                                    В) Участок моря или океана, далеко вдающийся в сушу.                                                                                                                        Г) Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.                                                                                                            Д) Неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон   берегами материков или островов

 -  А сейчас напомним еще раз -  из чего состоит наша Земля?                                                                             для этого вы заполните таблицу          «Облик Земли»

                                                       

        

         

        

 

  Прокомментировать заполненную таблицу  учащимися.  

 Учитель: Значит,  делаем вывод, что суша состоит из материков и океанов.  

? - А какие вы знаете материки?  Назовите и покажите их на карте.

( ученик выходит к карте и показывает материки)

? - А какие вы знаете океаны?  Назовите и покажите их на карте.

( ученик выходит к карте и показывает океаны)

- Океан  же состоят из морей, заливов и проливов.

? - На какие виды делятся моря?     (окраинные и внутренние)

? - Какие моря называют окраинным?  Покажите их на карте.

( ученик выходит к карте и показывает окраинные моря)

? - Какие моря называют внутренними?  Покажите их на карте.

( ученик выходит к карте и показывает внутренние моря)

- А сейчас я буду показывать на карте географические объекты, а вы называете, что это.

(учитель показывает на карте моря, заливы, проливы, полуострова, а ученики называют географ. объект)

  1. Новая тема

                   Учитель:    Сегодня мы познакомимся с новой темой – Движением вод в           Океане. ( называет цель  урока)

-                   Вода в Океане находится в непрерывном движении. Океан  бывает спокойным и ласковым, но иногда оно бывает грозным и страшным.

? - А что происходит?  Почему океан  меняется?

                       ( Чаша  с водой, учитель дует – образуются волна в одну сторону)                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

   ( ученики отвечают  -  появляются волны)

Правильно ребята, если в океане  нет волн, то он спокоен, а если поднимаются волны, то он очень опасен.

И так, волна. Из чего она состоит?

                                             Строение волны

                             

                                                                           

                                 ____________________________________________________

     

 Главная причина  образования волн – это ветер.

Чем сильнее ветер, тем больше высота волн.  ( высота волн может быть от 4 до 30 метров – это высота 10 этажного дома)

? - Куда направлены волны?    (учитель дует на воду с разных сторон)

     Правильно, куда дует ветер.

    Волнения в Океане оценивают  по  9-балльной школе.                                                                                                             Когда волнение силой 0 баллов, т.е. отсутствие волн – называется  штилем ,                                                                            а волнения в 7-9 баллов – шторм

                                                              (показать на слайдах)

Но существует еще одна причина образования волн в Океане – это движение  земной коры  

                                    (Хлопает ладонью – волны в разные стороны )

  ( т.е.  землетрясения  и  извержения вулканов,  которые происходят под водой.                                                                   Такие волны называют – цунами.

 Они имеют направление  от центра в разные стороны и охватывают всю толщу воды от дна до поверхности.                                                                                                                                                         В океане цунами  не опасны, они имеют высоту  -1метр и  бывают  малозаметны, но движутся со скоростью реактивного  самолета (700-800 км/час)

Но подходя к берегу, высота волн резко  увеличивается  ( до высоты  20 этажного дома)                                                     Огромная масса воды обрушивается на берег,  неся с собою смерть и разрушения.

                                                               (показать на слайдах)

Предсказать цунами не возможно, но предупредить можно  (из космоса – спутники)

 ?  - Если приближается цунами, то все суда находящиеся в порту, стараются уйти в открытое море.  Почему?

Есть еще один вид движения воды и особенно он заметен у берега – это приливы и отливы

О нем расскажет нам …..        доклад  ….

(показать на слайдах)

?  Что называют приливом?      ( вода находит на берег)            

?  Что называют отливом?      ( вода уходит от берега)

Причина приливов и отливов  - притяжение  вод Луной.  Этот процесс повторяется в определенное время суток, поэтому это движение можно предсказать. Ученые даже составили таблицы приливов и отливов.

 ? - А скажите зачем нужны эти таблицы? ( чтобы суда не остались на берегу)

Подходя к  берегу волна  касается  дна.  Ее основание начинает тормозить, а гребень наклоняется вперед и опрокидывается – возникает  прибой

 -----------------------------------------------------------------------------

На берег набегает пенистый вал, а навстречу ему стекает вода предыдущей волны

                                                                                                         

                                                                                                                  Происходит постоянное перемещение песка,                                                                                                        

                                                                                                                   гравия и других наносов.

?  - Куда будет направлены волны прибоя ?          (Всегда к берегу. )

 ? – вы находитесь на необитаемом острове. Решили обойти весь берег.  

      Нарисуйте движение волн по отношению к берегу.

                                                             

                                                             

                                                                                                     

Правильно.  Волны всегда направлены к берегу.

  -   Если вода в волне колеблется вверх-вниз и горизонтального движения не происходит, почему тогда на берег, где находился Робинзон Крузо, выбросило сундук ?            (из-за прибоя)

       Вывод:                                                       

        

                  1) от ветра                        1) извержение                    1) притяжение Луны            1) ветер

                                                               вулканов, землетряс.

 2) В одном направлении        2)  от центра, в разные       2)  всегда к берегу и            2) всегда к берегу                                                                                                           как дует ветер                                   стороны                                          от  берегу,    

  V.  Закрепление.

Сегодня на уроке мы познакомились с новой темой.    Что же вы узнали сегодня?

Заполните таблицу.    Поставьте   + или  -

характеристики

приливы

цунами

прибой

1. Образуется под влиянием фаз Луны

2.Переодически повторяются

3. Образуются в результате землетрясений

4. Обладает разрушительной силой ( приносят бедствия)

5. Образуется только у берегов.

6. Имеют скорость реактивного самолета.

7.  Всегда к берегу

  1. Домашнее задание:   § -19, с. 97-100;    с. 100 вопросы 1-5.
  2. Выставление оценок.

Дополнительный материал ( рассказывают учащиеся)

  1. Причиной  цунами являются извержения вулканов и подводные землетрясения. Самым  грандиозным цунами было извержение вулкана на  о.   Кракатас, находящемся  между  о. Явой  и Суматрой.                                                                                    27   августа  1883 г.,  во время  извержения  вулкана,  произошел сильный взрыв, расколовший  остров на части.  Грохот взрыва был слышан за тысячи километров. Образовалась волна высотой 30 метров – погибли почти все жители острова.

  1. 1апреля 1946г. подводное землетрясение породило волны которые двигались со скорость 800 километров в час .                                                                                                                 Длина волны составляла 185 км. Волны неслись в сторону Гавайских островов и обрушились на остров. Высота волны достигала 30 метров. За секунды все портовые сооружения и дома были разрушены. Погибло более 1730 человек.

  1. В некоторых районах океана 2 раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи, низины и 2 раза в сутки отступает от берега. И из воды выныривают камни, пляжи, а океан кое-где отступает от берега на 10-20 метров. Кажется. Что море дышит полной грудью и за  каждым глубоким  вздохом следует выдох. Еще 2000 лет назад люди поняли их связь с фазами Луны, но научное объяснение дал в 1687 году Исаак  Ньютон  на основе закона  всемирного тяготения. Этот закон гласит, что все тела притягиваются друг к другу.                                                                                                                                      Сила притяжения  Луны притягивает воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику.                                                                                                                                                      Такое место у нас в стране находится на  Дальнем Востоке, у  берегов Камчатки.

 

                                                                         

                                                                                                                                                                                         

Заливы,  проливы

       Окраинные

Материки

Суша

Земля

Волны

     Ветровые

Цунами

Приливы, отливы

остров

     Прибой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Конспект урока "Открытие Австралии и Океании"

Урок изучения нового материала. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке применены технологии: проблемного обучения, деятельностного типа, продуктивного чтения. Материал урока возмо...

Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.

Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....

Конспект урока по теме "Тихий океан"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС :развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....

Конспект урока по географии "Тихий океан"

Цели и задачи: познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием,...

Конспект урока по теме "Мировой океан"

Технологическая карта урока в 6 классе по географииТема урока_ «Мировой океан и его части»...

Конспект урока Движение воды в океане

Виды движения воды в океане и их причины. Разница между волнами и океаническими теченичми...