Статья "Проектная деятельность в обучении географии в старшей школе"
статья по географии по теме

Новикова Елена Николаевна

Система образования XXI века является стратегически важной сферой человеческой деятельности. Перед всем педагогическим сообществом, и в частности перед учителями географии, поставлена задача переориентации процесса обучения на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые требуют корректировки не только содержательных, но и методических и  технологических аспектов образования. В данной статье подробно изложена проектная деятельность как один из наиболее  эффективных методов организации обучения в старшей школе. Применение данного метода позволяет формировать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. В работе обозначены преимущества проектной деятельности в школе, требования к проекту, основные типы и классификация проектов, подробно описаны этапы работы над проектом ( подготовка, планирование, выполнение, защита ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в обучении географии в старшей школе.

Новикова Елена Николаевна

учитель географии, г. Ковров МБОУ СОШ №22

Перед всем педагогическим сообществом и в частности перед учителями географии, в настоящее время, поставлена проблема переориентации процесса обучения на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. К основным идеям ,  заложенным  во ФГОСах, относятся: ориентация процесса обучения на необходимость приобретения учащимися в процессе обучения неких универсальных механизмов, которые призваны обеспечить будущему выпускнику возможность для выбора жизненного пути; обучение его свободно ориентироваться в пространстве идей, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности; оказать помощь в выработке целостного взгляда на мир, что в конечном результате определит формирование полноценного гражданина страны и мира с высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Данная целевая установка зафиксирована в разделе «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования» на уровне личностных и метапредметных результатов и конкретизируется в программе универсальных учебных действий.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

В старшей школе на первый план выходит формирование надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности в экономической и социальной географии мира (т.е. самостоятельное практическое владение технологией проектирования географии).

Что же такое учебный проект?

Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, которая осуществляется под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

Преимущества проектной деятельности в школе.

  1. В корне меняются отношения «учитель-ученик».
  2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
  3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
  4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
  5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
  6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
  7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.

Требования к проекту.

  1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
  2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
  3. Все материалы презентации созданы с соблюдением авторских прав, т.е. ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр.;
  4. Цитирование, оформление списка используемой литературы, информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
  5. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников.
  6. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов,  элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
  7. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
  8. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
  9. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
  10. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
  11. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Типы проектов в зависимости от сферы деятельности человека.

Сфера   деятель-

ности

человека

Проектная деятельность по географии

Примеры названий проектов

Научно-познава-

тельная

Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии

Экологические проблемы региона.

Этнические традиции народов Севера.

В каком районе России вы хотели бы жить и работать? Обоснуйте свой выбор.

Геральдика как способ изучения географии и истории России.

История развития транспорта области (страны). Самые молодые и пожилые районы страны. Народов много, а страна одна.

Практи

ко-преобразовательная

Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности

Глазомерная съемка местности. Полярная съемка.

Измерение холма и построение горизонталей местности (холма).

План местности в районе школы.

Природные комплексы как источник существования человека. Проект создания новых объектов (поселков, парков).  

Ценностно-ориентационная

Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации

Земля - наш общий дом. Природа и мы. Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем. Памятники всемирного наследия в стране (Золотое кольцо, Суздаль) и в мире

Комму-

никативная

Включает коммуникативные потребности учащихся, направленные на решение проблем связи, передачу информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений

учащихся, способствующих их самореализации

Проектирование мегалополиса по оси Москва-Владимир-Нижний Новгород. (Примечание: может быть указан любой конкретный регион.) Проектирование транспортной магистрали между пунктами. Проектирование города будущего.

Использование компьютерных технологий на уроке географии (создание презентаций)

Художественно-эстетическая

Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализованные проекты

Театрализованные проекты «Индия», «Япония», «Бразилия» и др.

Туристический проект «Круиз по Дальнему Востоку».

«Моя малая Родина». «Многообразие природных районов области». Экскурсионный проект «Путешествие по столицам Европы». Походы по родному краю с описанием. Осенне-весенние экскурсии.

«Путешествие по карте с первопроходцами России»

Классификация типов проектов.

Критерии

Типы проектов

1. Содержание

Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

2. Уровень интеграции

Монопредметные (выполняется на материале географии).

Межпредметные (учитывают содержание нескольких предметов по смежной тематике).

Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)

3. Продолжительность выполнения

проекта

Мини-проект (от одной до нескольких недель, в течение недели).

Средней продолжительности (месяц, несколько месяцев). Долгосрочные (в течение года)

4. Количество участников проекта

Индивидуальные, групповые, коллективные

5. Способ преобладающей деятельности

Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские

6. Использование средств обучения

Классические, традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические).

Информационные и коммуникативные (компьютерные средства)

7. Включенность проектов в тематический план

Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания). Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

Этапы работы над проектами.

  1. Подготовка

Проект всегда организуется вокруг какой-то интересной проблемы, поиск которой очень важная и сложная часть работы. Проблема должна быть актуальной, значимой для данной местности, интересной для учащихся, должна  находиться в области их самоопределения.  География –  наука многогранная,  в ней тесно переплелись многие науки : этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия, поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. После того, как выбрана проблема и определена тема проекта, начинается поиск литературы, информации в интернет, намечаются цели и определяются задачи проекта.

  1. Планирование

Планирование заключается в выработке структуры проекта, определении этапов и сроков выполнения, предположении результатов работы. Полученный результат должен быть социально и практически значимым.

  1. Выполнение

Под выполнением проекта понимается работа по написанию и оформлению текста проекта. Написание и оформление текста должно отвечать стандартным требованиям: введение, основная часть, заключение. Во введении дается краткая характеристика состояния проблемы (объекта, явления), обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи проекта. Основная часть включает следующие разделы: 1) В разделе «Обзор работ» делается обзор литературы по изучаемой проблеме и работ, уже выполненных когда-либо и кем-либо для решения проблемы; 2) В разделе «Характеристика места и времени выполнения работы» подробно описывают место работы, желательно дать привязку к карте (картосхеме), время выполнения; 3)  В разделе «Методики исследования»  описываются  методы,   используемые в работе, делается их краткое описание  и  даются  ссылки на авторов;  4) «Результаты исследования» систематизируются, статистически обрабатываются, подробно излагаются, иллюстрируются с помощью таблиц, графиков, диаграмм, схем, рисунков, фотографий. Размещать эту информацию желательно в приложении. А в тексте делать на нее ссылки; 5) В разделе «Обсуждение полученных результатов» результаты анализируются и сопоставляются с литературными данными, с предыдущими исследованиями, делаются определенные заключения; 6) В разделе «Выводы» кратко формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются дальнейшие исследования. В заключении кратко описывается внедрение результатов проекта и их значение для данной местности. Кроме выше перечисленного в проекте должны быть титульный лист, оглавление, список литературы (оформляется по алфавиту), приложения.

  1. Защита

Защита - завершающий этап работы над проектом, состоящий из оформления презентации проекта и публичного выступления. Работа над формой изложения включает в себя отбор материала проекта для доклада с учетом регламента выступления (как правило, до 10 минут). Кратко говорится об актуальности проекта, о других работах по данной теме, методике исследования, излагаются полученные результаты и выводы, практическая значимость. Структура компьютерной презентации должна повторять структуру самого проекта, но при этом, не дублируя его, а только дополняя, расширяя, иллюстрируя материал, отобранный для доклада.

Таким образом, применение проектного метода в процессе изучения географии – неотъемлемая часть образовательного процесса в старшей школе. Организация проектной деятельности учащихся направлена на интеграцию имеющихся фактических знаний и их применение с учетом дифференцированного подхода и соотношения возможностей учеников с уровнем сложности проектной работы. В комплексе подобный опыт способствует более глубокому усвоению учащимися курса географии в 9-11 классах.

Литература

1.Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников.// География в школе.2010. №5.

2.Громова Л.А. Научная этика в руководстве исследовательской деятельностью школьников.// География в школе. 2008. №7.

3.Матвеева Л.Н. Хочешь интересной жизни – займись исследовательской деятельностью.// География и экология в школе 21 века.

        4.Ступницкая М.А.Что такое учебный проект?– М.: Первое сентября. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы использования игровых методов обучения лексики в старшей школе

Обучение иностранному языку - это, прежде всего обучение лексике, т.е. правильному пониманию и употреблению слов. При формировании и формулировании мысли лексические средства играют большую роль. ...

«Применение различных приемов обучения физики в старшей школе»

В своей работе я обобщила приёмы, которые использую для обучения физики....

«Дифференцированное обучение математике в старшей школе»

«Дифференцированный подход к изучению темы «Тригонометрические уравнения» »...

«Дифференцированное обучение математике в старшей школе»

«Дифференцированный подход к изучению темы «Тригонометрические уравнения» »...

«Из опыта организации совместной деятельности по обучению исследованию в старшей школе»

Представляю вашему вниманию экспериментальную разработку, в которой я описываю опыт совместной деятельности по обучению учащихся исследованию. В разработке я описала этапы и формы работы, предста...