Научно-техническая революция и мировое хозяйство.
методическая разработка (география, 10 класс) на тему

урок обобщения знаний в 10 классе о научно-технической революции, основных чертах и направлениях развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-tehnicheskaya_revolyuciya_i_mirovoe_hozyaystvo.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

10-й класс

Цель: Обобщить знания о научно-технической революции, основных чертах и направлениях развития. Показать влияние достижений НТР на жизнь и здоровье человека, окружающую среду. Показать воздействие НТР на темпы и уровни развития стран.

Оборудование: политическая карта мира, таблица-схема «Мировое хозяйство и страны мира», 4 пакета с заданиями, модель телевизора, модели реактивных самолетов, образцы пластмассы и пластмассовые игрушки, баллон-рассеиватель с духами, полиэтиленовые пакеты, карточки с номерами групп, магнитофон.

За две недели до урока класс получает вопросы и основные понятия, которые будут обсуждены на зачете.

Кабинет оборудуется для групповой работы. Столы ставятся в виде ромба – так, чтобы учитель мог находиться у доски и в центре кабинета, принимая участие в обсуждении вопросов.

При распределении ребят на группы используем три варианта с учетом подготовленности и микроклимата в классе:

- деление на группы по уровню подготовленности ребят. Все 4 группы имеют равные возможности;

- в классе ребята по желанию самостоятельно решают вопрос при  консультации с учителем;                    

- перед началом урока каждый ученик вынимает из конверта карточку с номером группы.                                                                                                Из наиболее подготовленных учащихся создается группа экспертов: 3-4 ученика. В случае затруднения группы могут обратиться к экспертам. Эксперты могут разрешить спор, дать точный ответ, высказать свое мнение. Экспертная группа выполняет все виды заданий, предложенные на уроке.

В роли экспертной группы могут быть учителя, приглашенные на урок.

В группе выбирается старший. Он выставляет оценки в карточку.                                                                                  

В группе должен выступить каждый ученик. Группа имеет право на дополнение, и любой ученик – на дополнительный ответ.

Выступление групп по очереди и по желанию. Не превышать время на задание и ответ.

Вопросы для обсуждения на уроке:

  1. Научно-техническая революция, ее черты и характеры.
  2. Достижения НТР: благо или проблемы для человека в конце XX века?
  3. НТР – мировое хозяйство и уровень развития стран.

Ход урока:

Разминка. Каждая группа получает карточку. На карточке 5-7 терминов-понятий: НТР (научно-техническая революция), наукоемкость, мировое хозяйство, мировой рынок, международное географическое разделение труда, отрасль международной специализации, международная интеграция.                        В течение одной минуты группы обсуждают задание.                          Затем группа 1 просит дать определение понятия «мировой рынок» группе 2. После ответа группа 2 просит дать определение понятия группе 1. Группа 3 – для группы 4 и т.д.

В случае затруднения любой из участников имеет право на ответ.

Задание I. Ответить на вопросы на карточках.

  1. Назвать главные направления развития производства в эпоху НТР.
  2. Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами. Назовите и охарактеризуйте их.
  3. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?
  4. Докажите, что в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами.

Задание II. Письменное на карточках.

Каждому участнику необходимо дополнить информацию (закончить фразу или предложение).

Примеры:

  1. Мировое хозяйство – это исторически…
  2. НТР после второй мировой войны в большей степени была ориентирована на использование…
  3. Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Управлять по-старому уже нельзя…
  4. Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР…
  5. Географическое разделение труда – неизбежный результат…
  6. Черты НТР определяет чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований. Это ускорение выражается…

Задание III. Игра «Научно-техническая революция»

Учитель: Научно-техническая революция дала обществу механизмы, бытовые приборы. В речи появились новые слова. Каждый из вас должен назвать одно слово, имеющее прямое отношение к НТР. Я начинаю: НТР – это компьютер…

Примеры: ЭВМ, процессор, калькулятор, видеомагнитофон, цветной телевизор, спутник связи, принтер, ксерокс, микросхема, жидкие кристаллы, электронные часы, лазерный луч, световолоконная оптика, лазерная технология.

Задание IV. Творческое.

Каждая группа получает полиэтиленовый пакет с заданиями и моделями. Дается время для подготовки в течение 3 минут. Каждая группа демонстрирует содержимое пакета и высказывает свое мнение.

Варианты:

  1. Модель космической ракеты (игрушка) или рисунок.
  2. Модель цветного телевизора.
  3. Пластмассовые модели реактивных самолетов.
  4. Пластмассовые детские игрушки, образцы полиэтилена.
  5. Металлический баллон-рассеиватель с духами.

Примеры ответов:                                                                                   2.  Цветной телевизор – это достижение мировой науки. Сегодня мы привыкли к цветному телевизору. Очень интересно и красиво. Красота природы различных уголков планеты. Все это хорошо. Мы, не выходя из дома, получаем большой объем информации, познаем мир.

Какие проблемы? Человек  портит зрение. Компьютерные телевизионные игры оказывают влияние на психологическое состояние человека. Это радиоэлектронное излучение, исходящее от телевизора. Конструкторы изобретают различные формы защиты от излучения. Современное телевидение – это благо для человека, но в то же время возникающие проблемы.

 3.   Модели реактивной авиации.

Человек создал летательные аппараты. Он покорил расстояния. Ему хотелось выше и быстрее. Появилась реактивная авиация. Благодаря ней преодолеваются расстояния, и экономится время. Быстрая доставка пассажиров и грузов. Срочное оказание помощи в экстремальных ситуациях.

Но при ежедневных полетах самолеты сжигают большое количество топлива, загрязняют атмосферу.

Таким образом, преодолевая расстояния и сокращая время, мы загрязняем воздушный бассейн.

4.  Детские пластмассовые игрушки.

У нас в руках красивые и легкие детские игрушки. Яркий красочный полиэтиленовый пакет-сумка. Все это появилось совсем недавно. Ученические ручки, детали машин, изготовленные из синтетических волокон, - все это позволяет заменить многие природные материалы. Но, к сожалению, создавая их, человек не подумал о защите природы. Попадая на земную поверхность (почва, грунт), они выделяют вещества, вредные для природы и человека. Возникла проблема их утилизации. Их разложение происходит длительный период.

5.  Металлический баллон-рассеиватель с духами.

В наших руках приятная и необходимая вещь для прекрасной половины человечества. В баллоне помещены духи с прекрасным ароматом. Мы можем назвать большое количество препаратов бытовой химии в таких баллонах. Еще несколько лет назад в холодильниках и ряде аэрозолей широко применяли газ фреон. Все это приносило большую экономию химических препаратов. Пока человек не обнаружил «озоновые дыры». Газ фреон – разрушитель озонового слоя атмосферы.

Создавая для себя блага, человек нанес удар по природе. Поэтому в мире сегодня сокращается применение фреона.

- Жизнь современного общества уже невозможно представить без достижений НТР. Являясь благами цивилизации, они в то же время создали немного проблем, которые необходимо решать уже сегодня.

- В XX веке темпы роста мирового хозяйства были высокими. Достижениями НТР сумело воспользоваться большинство стран мира.

Учитель: В эпоху НТР проявляется глубокая специализация стран. Возникают интеграционные группы. Наряду с этим ряд стран имеет свое «лицо» в международном географическом разделении труда.

Назовите страны и компании:

1. Крупнейшая в мире авиационная и космическая компания (Боинг).

2. Крупный поставщик живых цветов, семян и рассады на европейский рынок (Нидерланды).

3. Мировая киностолица (Голливуд).

4. Компании – лидеры по производству спортивной обуви и одежды (Адидас, Пума, Рибок).

5. Известная фирма по производству кофе и шоколада (Нестле).

Старшие в группах подводят итоги. Выставляют оценки. Учитель вместе с командирами групп подводит итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Научно-техническая революция"

Разработка урока по географии для 10 класса по теме "Научно-техническая революция". На уроке иследуется суть НТР, ёё черты, составные части, формируются представлениея о структуре НТР и её роли в совр...

Материал для подготовки к зачёту по географии в 10 классе. Зачётный раздел № 2: "Научно-техническая революция и мировое хозяйство".

Материал для подготовки к зачёту по географии в 10 классе. Зачётный раздел № 2: "Научно-техническая революция и мировое хозяйство". ...

Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Урок обобщения и повторения по  теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"...

Презентация по географии в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Презентация по географии к уроку обобщения и повторения по теме "НТР и МХ"...

Контрольный опрос по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство", 10 класс.

Контрольная работа по учебнику: География", автор В,П,Максаковский по теме: "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство" с ответами. В задания включены вопросы по всем параграфам.  Основная...

Группа ТЭУ География 17.12.2022 Тема Научно техническая революция и мировое хозяйство.

Тема 2.  «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»Задание1. Составить краткий конспект по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».2. Проанализируй...

Урок географии по теме: "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"

Обобщающий урок географии в 10 классе по теме: "Научно-техническая револющия и мировое хозяйство"...