Презентация по теме "Научно-техническая революция"
презентация к уроку географии (10 класс) по теме

Разработка урока по географии для 10 класса по теме "Научно-техническая революция". На уроке иследуется суть НТР, ёё черты, составные части, формируются представлениея о структуре НТР и её роли в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nauchno_-_tehnicheskaya_revolyuciya_otkrytyy_urok.zip2.07 МБ

Подписи к слайдам:


Научно - техническая революция

Цель урока:

усвоение сути НТР и её роли в развитии общества

Сформулируйте определение понятия «НТР»

Понятие

+

Что это?

=

Существенные

признаки

Научно - техническая революция

Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.

Характерные черты и составные части НТР

Характерные черты

НТР

Составные части

Черты НТР

Универсальность

Ускорение

Рост требований к квалификации работников

Военно - технический характер

Универсальность и всеохватность

Преобразует все отрасли и

сферы деятельности человека:

-Характер труда;

-Быт человека;

-Культуру;

-Психологию людей.

Символы современной НТР:

ЭВМ, интернет, космос, АЭС, ТV

Чрезвычайное ускорение

научно-технических преобразований

Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство

Быстрый моральный износ продукции

Постоянное обновление продукции

Время внедрения открытий

Интеллектуализация

Возросли требования к уровню квалификации

Трудовых ресурсов

Во всех сферах деятельности

Человека возросла доля умственного труда

Структура НТР

НТР

Наука:

а) комплекс

знаний

б) сфера

деятельности

Техника

и

технология

Производство

Управление

Наука

Рост наукоёмкости

Система

знаний

Вид труда

Человеческой

деятельности

Функции

науки

Познавательно-

теоретическая

Прикладная

(конструктивная)

Культурно-

просветительская

Наука

90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники

Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек

Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%.

Возникновение технополисов.

Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей.

Расходы на науку

ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА

РЕГИОНЫ

В % ОТ ВВП

ДОЛЯ В МИРЕ, %

МИР

1,4

100

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

2,2

87

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

0,5

13

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

2,5

38

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

1,8

28

ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ

0,8

27

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

0,8

3,3

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

0,3

2

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

1,3

1,2

АФРИКА

0,3

0,5

РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП (2000 -2001г)

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5%

США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5%

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2%

КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1%

КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ « 0.5%

РОССИЯ, ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС. 2001г.

МИР

176,1

США

97

ЯПОНИЯ

33

ФРАНЦИЯ

29,1

ФРГ

11

ТАЙВАНЬ

6

СТРАНЫ

СПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ

США

1

254

ФИНЛЯНДИЯ

2

95

ФРГ

3

74

ШВЕЙЦАРИЯ

4

47

ЯПОНИЯ

5

29

ИЗРАИЛЬ

6

28

ШВЕЦИЯ

7

16

ФРАНЦИЯ

8

14

ДАНИЯ

9

14

НИДЕРЛАНДЫ

10

13

Технопарки м технополисы

В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство.

Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию.

Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.

Технополисы

Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например, Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири.

Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями.

Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).

Технопарки и технополисы в США

Родина технополисов — Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

– ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

- Внедрение открытий

Эволюционный путь

Революционный путь

Техника и технология

Эволюцион-ный путь:

дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии

Революцион-ный путь:

переход к принципиально новой технике и технологии

Новые технологии

В машиностроении: электрохимический,

плазменный,

ультразвуковой и др. способы

обработки металлов

В металлургии: внедоменный процесс

плавки стали,

непрерывная разливка стали

В связи: стекловолоконная связь,

телефаксы,

электронная связь, сотовая связь

Какие функции выполняют техника и технология?

Трудосберегающая

Ресурсосберегающая

Природоохранная

Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу.

Производство: 6 направлений

Электронизация

Комплексная

автоматизация

Перестройка

энергетического

хозяйства

Производство

новых материалов

Ускоренное

развитие

биотехнологии

Космизация

Главные направления развития производства в эпоху НТР

Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники;

Комплексная автоматизация — развитие роботостроения;

Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;

Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов;

Ускоренное развитие биотехнологии;

Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.

1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ

3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Структура топливно – энергетического баланса

1 – уголь

2 – нефть

3 – природный

газ

4 – гидроэнергия

5 – дрова

5 – атомная

энергия

6 – новые

источники

Световоды –для оптико-волоконной связи

Приведите примеры конструкционных материалов

5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

6. КОСМИЗАЦИЯ

Управление

Информатизация

Геоинформатика

Геоинформационные системы

Кибернетика

Домашнее задание

Прочитать стр. 83 –88

Привести примеры проявлений НТР (последних научных открытий, изобретений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "У истоков компьютерной революции"

Презентация к вводному уроку по теме "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"...

презентация на тему "Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти."

Презентация предназначена для изучения темы "Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти." по курсу "История России" в 9 классе. Рассматриваются причины, ход событий Февральской рево...

Презентация по истории "Первая революция"

Презентация к уроку истории в 9 классе...

Мультимедийная презентация "Новороссийск в февральской революции 1917 года"

Мультимедийная презентация создана для демонстрации наглядного материала на уроке изучения российского революционного процесса. Цель: показать революционные события  в городе Новороссийске. ...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Презентация . Парламент против короля. Революция в Англии.

Данная презентация предназначена для обучающихся 7 класса по курсу истории Нового времени....

Презентация на тему "Октябрьская революция"

В презентации изложены основные даты исобытия Октябрьской революции, ее причины и последствия...