Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции
статья на тему

Агапкина Елена Викторовна

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agapkina_fevral_1917.docx17.87 КБ
PDF icon agapkina_fevral_1917.pdf1.11 МБ

Предварительный просмотр:

К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года

в курсе школьной программы

Февральская революция 1917 года – одно из важнейших событий истории XX века. В разное время о ней было написано много книг и статей, описание и трактовка событий февраля 17-го года стали своего рода лакмусовой бумажкой для определения политических взглядов историков.

В советский период отечественной истории в школьных учебниках был представлен односторонний взгляд на Февральскую революцию, которая рассматривалась как пролог Великой Октябрьской социалистической революции, верхушечный переворот, возможность противопоставить политике Временного правительства эффективную деятельность Совета народных комиссаров. А. Солженицын в своей статье «Март семнадцатого», посвящённой 90-летию Февральской революции вообще писал, что «в СССР всякая память о Февральской революции была тщательно закрыта и затоптана». 

В начале 1990-х гг. с изменением политической ситуации в стране происходят заметные изменения и в исторической науке, и в преподавании истории в школах, прежде всего это связано с отходом от однолинейного марксистского взгляда на историю страны, появлением альтернативных учебников, публикацией сборников документов. История Февральской революции стала рассматриваться через призму критики деятельности партии большевиков, путём восстановления объективных фактов и персоналий.

Итак, по мере изменения политической и социально-экономической ситуации в нашей стране менялись и подходы к освещению и анализу Февральской революции, определялось её место и объём в школьной программе.

Напомню, что данная тема входит в список т. н. «трудных вопросов истории России», а это значит, что учителя истории, освещая события февраля 1917 года на уроке, сталкиваются с недостатком материалов и достоверной информации о причинах, последствиях и оценках падения монархии в России. Почему?

Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав учебник под ред. А. Данилова, Л. Косулиной, по которому обучаются современные девятиклассники. Из 376 страниц непосредственно событиям февраля 1917 года посвящены 6. Они содержат в себе краткий пересказ событий февраля-марта 1917 г. Причины революционного взрыва и обстановка в Петрограде накануне революции освещаются очень кратко (полстраницы) и сухо, отсутствуют свидетельства современников и очевидцев событий, фотографии, которые могли бы сформировать у подростков более яркое представление о мотивах поведения людей, их настроениях и устремлениях.

Единственной данью антропологическому подходу (который, согласно Концепции учебно-методического комплекса, имманентен для преподавания истории в школе) является отдельная биографическая справка о Г. Львове.

Безусловным плюсом учебника являются исторические документы, представленные на страницах параграфа и вопросы к ним: телеграмма М. В. Родзянко Николаю II от 26 февраля 1917 года, отрывки из Манифеста об отречении Николая II и Декларации Временного правительства.

Главным итогом Февральской революции авторы называют «падение самодержавия», глубокого анализа последствий, которые повлекла за собой гибель монархии в ученике нет.

Таким образом, очевидно, что учитель, освещая материалы Февральской революции должен выйти за рамки содержания школьного учебника. Например, рассуждая о причинах революции, необходимо обратиться к анализу ситуации, сложившейся в стране накануне Февраля, настроений, царивших в обществе через призму воспоминаний современников событий (книга «Россия 1917 года в эго-документах: Воспоминания» (2016 г.), авт.-сост. Н. В. Суржикова, М. И. Вебер), а также карикатур 1917 года, которые раскрывают причины и сущность кризиса в обществе. Освещая ход революционных событий, общественную реакцию на них в Петрограде, Москве, на фронте, также целесообразно продемонстрировать фотографии, кадры видео-хроники (благо Интернет представляет учителю огромное количество подобных материалов) и, конечно, обратиться к воспоминаниям современников и непосредственных участников революции (на сайте http://socialist.memo.ru/anniv/y07/february_1917.html собраны фотографии Февраля 1917 года и его действующих лиц, статьи историков, посвящённые спорным вопросам революции, исторические портреты деятелей революции, а также результаты соц. опросов и дискуссий посвящённых февральским событиям).

Итак, совершенно очевидно, что Февраль 1917 года является точкой отсчёта качественно нового этапа исторического пути нашей страны и действительно рубежным, эпохальным событием русской истории, вне зависимости от тех или иных политических и научных оценок. Материалы революции (официальные документы, фотографии, карикатуры, свидетельства современников и непосредственных участников революции), доступные современному учителю, предоставляют новые возможности для её наиболее эффективного изучения в курсе школьной программы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по истории.Революция 1917 года в России

Тест разработан для учащихся 11 классов,материал подобран в соответствии с учебной программой...

Сценарий мероприятия "1917 год в истории России. 100-летие Февральской революции"

Сценарий мероприятия, посвящённого памятной дате - 100-летию Февральской революции....

" Дискуссионные вопросы истории революции 1917 года"

Внеурочное мероприятие для учащихся 9-11 классов на основе работы с источниками в форме групповой работы....

Конспект урока истории в 9 классе. Февральская революция 1917 г. в России

Цели  урока:а) образовательная: сформировать представление о Февральской революции как о попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны;б) развивающая:закрепить умение работать с...

Проблемы изучения темы революции 1917 года в художественной литературе (на материале творчества С. А. Есенина)»

Тема революции в литературном наследии С. А. Есенина занимает одно из центральных мест, что обусловлено приверженностью поэта теме России-Руси на протяжении всех этапов творчества. При этом в разные г...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия историческо-географическая гостиная по дисциплинам «История», «География» на тему: «Об этом помнит вся Россия» (посвященное 100- летию революции 1917 года)

Данное  мероприятие  посвящено 100-летию революции 1917 года. Эта тема требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же – последствий и итогов Октябрьс...