Конспект урока истории в 9 классе. Февральская революция 1917 г. в России
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Петрова Ирина Алексеевна

Цели  урока:

а) образовательная: сформировать представление о Февральской революции как о попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны;

б) развивающая:закрепить умение работать с историческими документами, анализировать текст и отвечать на вопросы к документу;

в) воспитательная:выяснить степень участия в революции различных социальных сил и политических деятелей;

Ожидаемые результаты урока:

Предметные: Обучающиеся получат возможность научиться определять причины, характер, основные события и результаты  Февральской революции;

Метапредметные:

Регулятивные развитие навыков анализа текста, исторического источника

Познавательные умение устанавливать причинно-следственные связи событий

Коммуникативные развивать умение работать в группе, умение приходить к общему решению;

Личностные: Развитие  чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_9_klasse._fevralskaya_revolyutsiya_-.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока историив 9 классе

учителя истории  МАОУ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратова

Петровой Ирины Алексеевны

Тема урока:

Февральская революция 1917 года в России

Цели  урока:

а) образовательная:

  • сформировать представление о Февральской революции как о попытке

реализации буржуазно-либеральной модели развития страны;

б) развивающая:

  • закрепить умение работать с историческими документами, анализировать текст и отвечать на вопросы к документу;

в) воспитательная:

  • выяснить степень участия в революции различных социальных сил и политических деятелей;

Ожидаемые результаты урока:

Предметные:

  • Обучающиеся получат возможность научиться определять причины, характер, основные события и результаты  Февральской революции;

Метапредметные:

Регулятивные

  • развитие навыков анализа текста, исторического источника

Познавательные

  • умение устанавливать причинно-следственные связи событий

Коммуникативные

  • развивать умение работать в группе, умение приходить к общему решению;

Личностные:

  • Развитие  чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины;

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • мультимедиа-учебник Т. С. Антонова, А. Л. Харитонова, А. А.
  • Данилова, Л. Г. Косулина «История России XX век»
  • «Русское слово», 2011 г. Исторические документы.
  • исторические портреты политических деятелей
  • таблица «События февральской революции 1917 года»
  • схема «Двоевластие»

Тип урока:

Комбинированный

Основные понятия и термины:

Революция, Временное правительство, Петроградский Советы, двоевластие.

Основные даты и события:

18.02.1917 - начало забастовки на Путиловском заводе

23.02.1917- начало революции, массовые демонстрации в Петрограде

25.02.1917 г. — Всеобщая забастовка в Петрограде

26.02.1917 - роспуск IV Гос. Думы, расстрел демонстраций  

27.02.1917 г. — Переход войск на сторону бастующих, формирование двух центров власти

02.03.1917 г. — отречение Николая II от престола, образование Временного

правительства

Исторические персонажи:

Николай II, Великий князь Михаил Александрович Романов, Г. Е. Львов,  М. В. Родзянко, П. Н. Милюков, А. И. Гучков, А. Ф. Керенский, Н. С.Чхеидзе, В. В. Шульгин.

План урока:

1. Вводная часть урока (2  мин)

2. Мотивировка новой темы (5 мин)

2.1. Постановка проблемного задания: «Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?»

3. Изучение нового материала(25 мин)

3.1. Причины революции

3.2. События Февральской революции

3.3. Двоевластие

3.4. Отречение Николая II от престола

3.5. Итоги и значение революции

4. Заключение(6 мин)

4.1. Проверка выполнения проблемного задания

4.2. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание (1 мин)

6. Рефлексия ( 3 мин)

Ход урока:

1. Вводная часть урока

2. Мотивировка новой темы

2.1. Вступительное слово учителя

Интересное наблюдение о судьбах государств сделал в 19 веке английский поэт Джордж Гордон Байрон

Тысячелетие  -  по кирпичику создает государство,

Один час же  - может превратить его в пыль.

У русского поэта  М. Ю. Лермонтов есть такие стихи

«Настанет год, России черный год,

 Когда царей корона упадет

Забудет чернь к ним прежнюю любовь

И пища многих будет смерть и кровь…»

Какое предсказание сделал поэт XIX века? ( Падение монархии в России)

В истории каждого народа есть такие даты, которые коренным образом меняют ход развития страны. Для нас таким переломным  моментом стала Февральская революция 1917 года.

Февраль 1917 не только изменил историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока

«Февральская революция 1917 года в России»

Запись темы в тетрадь.

Какие у нас будут сегодня задачи?

Говоря о крупном историческом явлении, революции,  что  мы должны с вами выявить?

  • Причины революции
  • Какой была революция ? - ее характер
  • Ход революционных событий
  • Произошла смена власти в ходе революции, что мы еще должны выяснить - какая власть пришла на смену монархии?
  • Подвести итоги революции, определить ее значение

2.2. Постановка проблемного вопроса.

Незадолго до революции солдаты I мировой шли в бой «за Веру, царя и Отечество» и с воодушевлением пели « Боже, царя храни!»

 В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить

его оказалось некому.

Почему так произошло – царя «смахнули с плеча» как пушинку, а народу, веками ему преклонявшемуся, не оказалось до него никакого дела?

Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?

На этот вопрос постараемся  ответить в конце урока.

3. Изучение нового материала

3.1. Причины революции.

  • Давайте вспомним, какие проблемы, причины вызвали первую русскую революцию?

- Аграрный, рабочий, политический, национальный вопросы, поражения в русско-японской войне.

  • Что изменилось после 1 русской революции? Были ли решены проблемы ее породившие?

- Сохранилось помещичье землевладение, но отменены выкупные платежи

-рабочий день 9-10 ч, право создавать профсоюзы

-Создана Государственная Дума, но избирательное право не было всеобщим

-В национальном вопросе мало что изменилось

Острота  решения  российских проблем достигла критической точки в 1917 году, когда к ним еще прибавились все тяготы войны.

Обсудим и сформируем причины февральской революции,

используя знания предыдущего урока и исторические документы.

Учащиеся работают в группах. Время работы 5 минут.

Ответ учащихся:

Представители группы называют причины революции, подтверждая их фактами из документов. Ответы учащихся:

  • слабость самодержавной власти (дело Распутина, недовольство самодержавной властью Николая II, буржуазии даже среди членов императорской фамилии);
  • продовольственные трудности (очередь за хлебом в Петербурге);
  • продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на кратковременную, истощение ресурсов, выгодно монополистам);

Что еще вы можете добавить (уже не из документов) об ухудшении жизни широких слоев населения? Насколько адекватно власть реагировала на изменения во внутриполитической жизни? национальных противоречий на окраинах России

- аграрный ? - введение продразверстки, малоземелье крестьян, рост крестьянских выступлений

- подъем национального движения

- Николай II, став Главнокомандующим не мог адекватно реагировать на быстро меняющиеся события

Причины революции. Под запись

1. Аграрный вопрос: малоземелье крестьян

2. Рабочий вопрос: незащищенность экономических прав рабочих

3. Политический вопрос - кризис самодержавия

4.Национальный вопрос - стремление национальных окраин к   самоуправлению

5. Военные поражения в 1 мировой войне

6. Экономическая разруха, продовольственный голод

? Какую роль сыграла 1 мировая война в приближении революции?

Вывод: 1 мировая война обострила все проблемы и ускорила революцию

Исходя из задач революции, как мы определим ее характер? -

Характер революции – буржуазно-демократический.

3.2. События Февральской революции.

Учащимся предлагается посмотреть видеоматериал, фиксировать по датам основные события

«Революционные выступления в Петрограде»

18.02.1917 - начало забастовки на Путиловском заводе

23.02.1917- начало революции, массовые демонстрации в Петрограде

25.02.1917 г. — Всеобщая забастовка в Петрограде

26.02.1917 - роспуск IV Гос. Думы, расстрел демонстраций  

27.02.1917 г. — Переход войск на сторону бастующих, формирование двух центров власти

02.03.1917 г. — отречение Николая II от престола, образование Временного

правительства

Вопросы по просмотренному материалу:

1. Какую дату можно считать началом революции? (23 февраля)

2. Какие лозунги выдвигали участники демонстрации? («Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!»)

3. Какие меры предпринимал Николай II, находящийся в ставке в Могилеве?

( Навести в столице порядок, наделив  командующего Петроградским военным округом чрезвычайными полномочиями)

4. В чем была серьезная политическая ошибка Николая II в ходе Февральской революции - не пошел на уступки оппозиции, требовавшей введения ответственности правительства не перед царем, а перед ГД

Была ли в ходе 1 русской революции подобная ситуация, когда благодаря уступкам удалось сохранить монархию?

4. Какие изменения произошли в Петроградском военном округе, который должен был навести порядок в Петрограде?

(Солдаты Петроградского округа перешли на сторону демонстрантов)

Если мы сравним 1 русскую революцию и Февральскую революцию, как изменилось отношение армии к самодержавию?

5. Какие два центра власти для руководства восставшими создаются в ходе революции?

(Временный комитет Государственной Думы под руководством М. В. Родзянко и Совет рабочих и солдатских  депутатов под руководством Н.С.Чхеидзе)

3.3. Двоевластие.

Учащимся предлагается посмотреть видеоматериал: «Двоевластие».

Вопросы к учащимся:

Почему армия пошла за Советами?(если не идет фильм с.77 пункт двоевластие)

В чем была опасность для воюющей армии установление выборности командиров, митинговой демократии?

Почему Советы во главе с меньшевиками и эсерами не спешили взять всю полноту власти в свои руки?

Временное Правительство                          Петроградский Совет

орган буржуазии                                           орган рабочих и крестьян

ВЛАСТЬ БЕЗ СИЛЫ                                   СИЛА БЕЗ ВЛАСТИ

                                                                         Приказ №1 от 1.03.17 Петросовета

                                                                     Подчинил армию Советам

Во главе кн. Львов                                          меньшевики и эсеры во главе

Октябрист Гучков, кадет Милюков                с меньшевиком Чхеидзе

Трудовик Керенский

3.4. Отречение Николая II от престола.

Просмотр видеоматериала « отречение Николая II от престола»

и работа с документами:

Дневник Николая II, 2 марта 1917 года.

Читаем вслух: « Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы теперь бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социально-демократическая партия в лице рабочего

комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 часам пришли ответы от всех.

Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствие, нужно решиться на этот шаг.

Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста.

Вечером из Петрограда прибыли члены Временного комитета ГосДумы Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест.  «Кругом измена и трусость и обман»

Вопрос к учащимся:

Кто же убедил царя отречься от престола?

( Авторитетные генералы фронта А. А. Брусилов, Н. В. Рузский,

М. В. Алексеев, председатель Госдумы Родзянко М. В., а также Гучков

А.И., и Шульгин В. убедили Николая II отречься от престола

Чтение Манифеста об отречении от престола:

1. Кому передавал Николай II престол?

2. Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II от престола? (благо народа)

 Близкие к Николаю II люди по-разному оценили акт отречения государя. Некоторые говорили о вынужденной необходимости, другие о жертвенном поступке в целях предотвращения гражданской войны. Один из приближенных осуждающе заметил: «Отрекая, как командование эскадроном сдал»

3 марта - Великий князь Михаил Романов подписал отречение от престола и

передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного

Собрания. Монархия пала.

Какие мероприятия проводит новая власть?

Видеофильм (или с.78-79 после синего текста)

Почему откладывалось решение самых насущных проблем?

На местах в губерниях наблюдалась многовластие, власть в стране самоорганизовалась. Создались: Губернские, Фабрично-заводские, Солдатские Комитеты, Местные Советы, Комиссары Временного правительства, Городские Думы, Земства. В итоге в центре – двоевластие, на местах – многовластие, а на практике «анархия».

3.5 Итоги и значение революции

Итак, подведем итоги февральских событий.

Вопрос:

К чему привела февральская революция в России?

Ответы учащихся:

к отречению царя и ликвидации монархии

к перспективе демократического развития

к специфическому решению вопроса о власти

к анархии и беспорядкам

Главным итогом февральской революции является

- свержение самодержавия, которое считали источником всех бед в России. Но на самом деле оказалось, что все самые страшные испытания и беды для России были еще впереди.

«Февральский смерч пришел неожиданно. Стремительно поднялся

за несколько дней над всей огромной территорией Российской империи, а когда он стих, выяснилось, что не осталось после него ни империи, ни государства, ни законов, и ни чувства меры. Все смешалось в нашем отечестве.»

С другой стороны февральская революция открыла пути для демократического развития страны, чего так упорно добивалась буржуазия. Первые шаги Временного правительства действительно носили демократический характер. Но почему этот путь не сохранился, мы узнаем на следующем уроке.

4. Заключение

4.1 Проверка выполнения проблемного задания.

Настало время ответить на поставленный в начале урока вопрос:

«Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?»

Закончить урок мне бы хотелось словами замечательного русского философа, очевидца февральских событий Николая Александровича Бердяева:

«Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя, даже, сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников.»

4.2 Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

5. Домашнее задание:

Заполнить таблицу «События февральской революции», подготовить

сообщения на тему «История в лицах» на выбор:

А) Лавр Георгиевич Корнилов

Б) Владимир Ильич Ленин

6. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся самим оценить свою работу на уроке.

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Исторические документы

Из речи Пуришкевича в Государственной Думе :

«За годы войны в должности председателя Совета министров побывало четыре человека, на посту министра внутренних дел — шестеро, министра иностранных дел — трое. Эта «министерская чехарда» свидетельствовала о кризисе власти и государственности».

Смена министра, как правило, вела к перетасовке всего руководства в министерстве. Эта волна докатывалась и до местных органов. Только в 1916 г. было заменено около 50 губернаторов. Министерская и губернская  «чехарда» вела страну к развалу.

Свидетельства современников о кризисной ситуации в Петрограде в начале 1917 г.

  • Инженер-железнодорожник Юрий Ломоносов свидетельствует: «На хлеб приходилось стоять в очереди 3-4 часа, на молоко - 5-6, на сапоги - по суткам».
  • Профессор - юрист Михаил Чубинский отметил в дневнике 14 февраля, что накануне «около лавок, вместе с небывалыми ранее хвостами потребителей, растет и народное недовольство. К открытию Государственной Думы ожидались серьезные беспорядки... Ждали таких забастовок, что запасали даже воду и свечи».
  • Французский посол Морис Палеолог замечал в своем дневнике 21 февраля: «Сегодня утром у булочной на Литейном я был поражен злым выражением всех бедных людей, стоявших в хвосте. Из них большинство провело там всю ночь..

Из показаний последнего царского Министра внутренних дел. А.Д. Прогопопова в чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. о положении в стране к концу 1916 г.

«Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность труда - на громадную убыль... Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Зимою 1916г. вследствие заносов под снегом было 60 тысяч вагонов с топливом, продовольствием, фуражом,  

 воинские наборы обезлюдили деревню, остановили  обрабатывающую промышленность: ощутился громадный недостаток рабочей силы... Деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была задавлена, рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух...»

В.В. Шульгин о Распутине.

Царской семье он обернул свое лицо «старца», глядя в которое царице кажется, что дух божий почивает на святом человеке... А России он повернул свою развратную рожу, пьяную и похотливую, рожу лешего-сатира из тобольской тайги... Ропот идет по всей стране идет, негодующий на то, что Распутин в покоях царицы... А в покоях царя и царицы — недоумение и горькая обида... Чего это люди беснуются?.. Что этот святой человек молится о несчастном наследнике?.. Так этот посланец смерти стал между троном и Россией... Из-за двуличия его обе стороны не могут понять друг друга... Царь и Россия с каждым часом нарастающей обиды в сердце ведут друг друга за руку в пропасть...

Председатель Государственной Думы П.Н.Милюков: «Что это - глупость или измена?» - Из речи 1 ноября 1916 г..Милюков, который говорил о том, что правительство находится во власти «темных сил» (царицы-шпионки, святого черта Распутина, ряд министров), не способно управлять страною, и требовал отставки председателя Совета министров Б. В. Штюрмера и министра внутренних дел А. Д. Протопопова. Сообщая о том или ином бестолковом распоряжении правительства, Милюков риторически вопрошал: «Что это — глупость или измена?»

"из края в край земли русской расползаются темные слухи о предательстве и измене... слухи эти забираются высоко и никого не щадят… слухи о предательстве и измене, о темных силах, борющихся в пользу Германии

Василий Витальевич

Шульгин

(1878-1976)

Сын издателя политической газеты, меньше всего хотел

политиком. Окончил юридический факультет Киевского

Университета. Монархист-националист, депутат трех

Государственных Дум. Волею судьбы стал участником

февральской революции. Принимал 2 марта отречение

Николая Второго от престола. Позже признался: « Даже не

желая того, мы революцию творили. Нам от этой революции

не отречься, мы с ней связались и несем за это моральную

ответственность…» В 1917 году стал одним из организаторов

белого движения. В 1920 эмигрировал в Европу. 1945

вернулся в Россию, был приговорен к 25 годам тюрьмы.

Освобожден в 1956 году. Написал мемуары «Дни» и «1920» о

февральской революции и гражданской войне.

Павел Николаевич

Милюков

(1859-1943)

Выпускник Московского университета, историк, депутат

II и IVДум. Лидер и создатель партии кадетов « Партии

народной свободы ». Организатор оппозиции царской власти

в IV Государственной Думе. Боролся против политики

Николая II, обвиняя царскую семью в трусости и измене. В

ходе февральской революции уговаривал брата Николая II -

Михаила – не отрекаться от престола, что бы избежать в

стране анархии. В марте 1917 года вошел в состав временного

правительства. Был противником большевиков. Эмигрировал

в 1918 на Запад.

Александр Иванович

Гучков

(1862-1936)

Лидер и основатель партии октябристов, крупный

промышленник из купеческой семьи. Убежденный монархист.

Яркий противник революции. Но в 1916 году был готов на

дворцовый переворот, что бы заменить Николая II на

престоле другими Романовым. «Гучкова мало повесить» -

говорила о нем в 1916 году императрица. Член первого

состава Временного правительств. В период февральской

революции принимал отречение Николая II от престола.

Ярый противник большевиков. В 1918 году эмигрировал в

Берлин. Умер в Париже.

Георгий Евгеньевич

Львов

(1861-1925)

Князь, возглавлявший Земский союз. Чрезвычайно

популярная фигура во всех слоях общества.В марте 1917 стал

председателем Временного правительства, выдвинутый на

этот пост как «Спаситель Родины». Но эти надежды не

оправдал. «Мы не почувствовали перед собой вождя, князь

был уклончив и осторожен» - говорил о нем Милюков. В

1918 году покинул Россию. Умер в Париже.

Михаил

Владимирович

Родзянко

(1859-1924)

Один из основателей партии октябристов. Председатель

III и IV Государственных Дум, непримиримый противник

Распутина. Во время революции возглавил Временный

Комитет Государственной Думы. « Что это будет- бунт __________или не

бунт? Я не желаю бунтовать. Я не бунтовщик, никакой

революции я не делал и не хочу делать. Если она сделалась,

то именно потому, что нас не слушались… Но с другой

стороны, ведь правительства нет. Как же быть? Оставить

Россию без правительства? Ведь это Россия же, наконец!» 28

февраля Родзянко послал телеграмму императору, в которой

сообщил, что в столице бушует революция, министры

арестованы и чтобы предотвратить страсти, истребление

офицеров и чиновников, Временный Комитет решил принять

на себя роль правительства. Невероятно, но в Госдуме

видели новую власть. В 1920 году Родзянко эмигрировал из

России в Югославию, где вскоре умер.

Александр

Федорович

Керенский

(1881-1970)

Юрист по образованию. Социалист. В IV

государственной Думе призывал к свержению царского

режима: «Господа, до тех пор пока вы не уничтожите старый

режим, эту страшную великую язву государства, отдельные ее

представители так и будут наслаждаться жизнью». В период

революции стал членом Советов и Временного

правительства. « Я заявляю Временному правительству, что я

являюсь представителем демократии и, что Вы должны

считаться с тем мнением которое я буду отстаивать в качестве

представителя народа.» «Героем улыбающейся февральской

революции» называли Керенеского газеты. Иудой,

предавшим Россию, в августе 1917 года его называли лидеры

белого движения – из-за того, что предал генерала Корнилова

и дал возможность захватить власть Ленину.

Рефлексия.

Оценка своей деятельности на уроке

Получил прочные знания, усвоил весь материал оценка «5»

Получил хорошие знания, усвоил материал оценка «4»

Усвоил новый материал частично оценка «3»

Мало что понял, необходимо еще поработать оценка «2»

Опорный конспект для учащихся

Тема урока: «Февральская революция 1917 года в России»

6.1. Причины революции.

6.2. События февральской революции.

6.3. Двоевластие.

6.4. Отречение Николая II от престола.

1.5 Итоги и значение революции.

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение от

жившего старого и утвержденного нового.

1.1.Причины революции:

 1. Экономический кризис – рост цен, спекуляция,продовольственные проблемы.

2.Рост недовольства народных масс.

 3. Участие России в первой мировой войне.

4.Слабость самодержавной власти, невозможность управлять страной старыми методам. Характер революции : буржуазно – демократический.

1.2 События февральской революции

Дата

18 февраля

События

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требовали повысить

зарплату на 50%

23 февраля

25 февраля

26 февраля

27 февраля

28 февраля

1 марта

2 марта

3 марта

1.3Двоевласти

Временное правительство — буржуазное правительство, сформированное в России в

ходе Февральской революции.

Состав Временного правительства:

Председатель — Львов Г. Е. (кадет)Министр иностранных дел — Милюков П. Н. (кадет)

Министр военный — Гучков А.Н. (октябрист)Министр юстиции — Керенский А. Ф.

(социалист)

Петроградский Совет — революционный центр, имевший реальную военную силу,

взявший контроль за демократией и деятельностью Временного правительства.

Двоевластия – наличия параллельно с правительством организации лиц , объявившей себя

центром власти и фактически ее обладающие.

Сущность двоевластия

Временное Правительство                                                      Петроградский Совет

орган буржуазии                                                                         орган рабочих и крестьян

ВЛАСТЬ БЕЗ СИЛЫ                                                                 СИЛА БЕЗ ВЛАСТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Февральская революция 1917 года в России

урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника  История Росии XX век...

Февральская революция 1917 г в России

Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс по учебнику "История России XX – начало XXI века"Загладин Н.В.Используемые технологии: работа в группах,проблемное обучен...

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...

Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"

Конспект урока истории России в 8классе Урок    истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...

Конспект урока в 7 классе "Английская революция"

В конспекте четко прослеживается этапы урока,деятельность учителя,деятельность учащихся.Надеюсь,что эта работа поможет молодым специалистам при составлении конспектов других уроков по истории,а также ...

Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»

методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...