Проблемы изучения темы революции 1917 года в художественной литературе (на материале творчества С. А. Есенина)»
статья по литературе на тему

Тема революции в литературном наследии С. А. Есенина занимает одно из центральных мест, что обусловлено приверженностью поэта теме России-Руси на протяжении всех этапов творчества. При этом в разные годы она не оставалась неизменной, приобретая новые, а порой и противоположные прежним очертания в зависимости от той социально-экономической, социально-культурной и духовно-мировоззренческой ситуации, которая складывалась в стране. Крестьянский космос в ранней лирике олицетворял для поэта не просто благодать, но и земной рай. Однако социальные неурядицы, которые он наблюдал в крестьянской, «мужицкой» деревне, приводили С. А. Есенина к мыслям о неизбежности различных перемен в ней. Их он, поддавшись модным тогда настроениям, связывал с грядущей революцией. Однако после революции и последовавшей за ней Гражданской войны взгляды поэта резко изменились, что отчетливо ощущается в триптихе «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая» и других стихотворениях данного периода. Поэт ощутил себя чужим в «новой» деревне, где все заняты не свойственными крестьянскому мировосприятию пролетарскими идеями, комсомолом и т. д. Патриархальная деревня со всей ее лубочной красотой исчезала в небытие. Однако если в «Руси советской» поэт еще продолжал верить в мощь Руси крестьянской, которую новые веяния захлестнули лишь на время (отсюда смешанное настроение лирического героя, где грусть и тоска соседствуют с оптимизмом и верой в свои силы продолжать воспевать родину), то позже трагические ноты лишь усиливались: Есенин осознал, что возврата к старому не будет, и многие люди, оказавшиеся в теперь уже «новой» деревне, не смогут найти себе достойного в ней места и призвания, в том числе и лирический герой, единственную отраду видевший теперь в разгульной кабацкой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eseninskie_uroki.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

На конкурс «Есенинские уроки»

Номинация «Научно-методическая статья»

Авторы: Каледина Н.В., Киселева Н.А., учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» (г.Саранск)

Проблемы изучения темы революции 1917 года

в художественной литературе (на материале творчества

С. А. Есенина)»

Тема революции в литературном наследии С. А. Есенина занимает одно из центральных мест, что обусловлено приверженностью поэта теме России-Руси на протяжении всех этапов творчества. При этом в разные годы она не оставалась неизменной, приобретая новые, а порой и противоположные прежним очертания в зависимости от той социально-экономической, социально-культурной и духовно-мировоззренческой ситуации, которая складывалась в стране. Крестьянский космос в ранней лирике олицетворял для поэта не просто благодать, но и земной рай. Однако социальные неурядицы, которые он наблюдал в крестьянской, «мужицкой» деревне, приводили С. А. Есенина к мыслям о неизбежности различных перемен в ней. Их он, поддавшись модным тогда настроениям, связывал с грядущей революцией. Однако после революции и последовавшей за ней Гражданской войны взгляды поэта резко изменились, что отчетливо ощущается в триптихе «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая» и других стихотворениях данного периода. Поэт ощутил себя чужим в «новой» деревне, где все заняты не свойственными крестьянскому мировосприятию пролетарскими идеями, комсомолом и т. д. Патриархальная деревня со всей ее лубочной красотой исчезала в небытие. Однако если в «Руси советской» поэт еще продолжал верить в мощь Руси крестьянской, которую новые веяния захлестнули лишь на время (отсюда смешанное настроение лирического героя, где грусть и тоска соседствуют с оптимизмом и верой в свои силы продолжать воспевать родину), то позже трагические ноты лишь усиливались: Есенин осознал, что возврата к старому не будет, и многие люди, оказавшиеся в теперь уже «новой» деревне, не смогут найти себе достойного в ней места и призвания, в том числе и лирический герой, единственную отраду видевший теперь в разгульной кабацкой жизни.

Несмотря на то, что достаточно много произведений С. А. Есенина посвящено теме и образу революции, и рисуется она весьма надрывно, эмоционально, ярко, отражая глубочайшие переживания поэта о судьбах родины, данный вопрос в школе изучается весьма поверхностно, чему препятствует наличествующее стереотипизированное представление об авторе, прежде всего, как о певце русской деревни и ее прекрасной проникновенной природы. В итоге у учащихся складываются однобокие представления о художественных и творческих исканиях поэта в разные периоды жизни. Данные предположения нашли полное подтверждение в ходе учебного эксперимента, проведенного на базе МОУ «Ялгинская СОШ»                 г. Саранска, в котором приняли участие 50 учащихся VIII–XI классов.

 На вопросы, касавшиеся данной темы, большинство респондентов ставили прочерки или давали крайне неполные ответы, высказав при этом желание узнать об этом больше и увидев в сведениях такого плана прекрасный способ расширить свои знания о литературном наследии любимого автора.

Им была предложена анкета открытого типа, которая включала в себя следующие вопросы:

  1. Кратко охарактеризуйте творчество С. А. Есенина и саму личность автора на основе ваших представлений о нем и его произведениях.
  2.  Какие темы, проблемы, мотивы и образы, на ваш взгляд, являются в них ключевыми, определяющими и почему?
  3. Какое место в них отводится теме революции 1917 года? Какой образ революционной России рисует С. А. Есенин? Какую оценку автор дает революционным изменениям в жизни своих соотечественников?
  4. В чем заключаются особенности интерпретации темы и образа революции в поэтическом мироощущении автора (в сопоставлении с другими писателями и поэтами этого времени)?
  5. Оцените свои знания по теме «Есенин и революция 1917 года» по пятибалльной шкале. Можете ли вы их считать достаточно полными, исчерпывающим? Аргументируйте свою точку зрения.
  6. Хотели бы вы расширить свои знания по этой теме и почему?

Отвечая на первый вопрос данной анкеты, учащиеся предложили вполне прогнозируемые характеристики поэтической личности С. А. Есенина, в целом не отражающие особенности восприятия великого русского поэта каждым из них. Среди них были ожидаемые «певец русской деревни», «человек, воспевший красоту русской природы», «поэт, знакомый нам по своим неповторимым поэтическим строкам с самого детства», «мэтр отечественной литературы», «классик ХХ века». К сожалению, нам не встретились высказывания, касавшиеся, например, трагической судьбы Есенина, его мятущейся и предельно эмоциональной, впечатлительной души, уникальности поэтического мировидения, художественного метода в целом. Налицо стереотипизированные определения, которые при минимальных различиях можно встретить в большинстве научно-методических работ, посвященных             С. А. Есенину.

Среди наиболее значительных тем в поэтическом наследии                       С. А. Есенина учащимися также были названы привычные с детских лет «тема родины», «тема природы, ее красоты и неповторимости в родном краю», «тема деревни», «тема поэта и поэзии» (а также выделенная одним из учащихся «проблема поэтического дарования – награды или проклятья»), «тема любви». Ведущими мотивами есенинской лирики, в представлении современных школьников, являются «мотив красоты русской природы», «мотив патриархальности жизни русского крестьянства и ее умиротворенности»,  «мотивы безудержного, но горького кабацкого веселья и разочарованности в жизни»; среди ключевых образов были отмечены «образ родины», «образ деревни», «образ русской природы»,  «образ березы», «образ возлюбленной поэта», «образ Москвы кабацкой», «образ Руси патриархальной и Руси советской», «образы православных святых», «образы народных и религиозных праздников» и др. Как видим, образ и тема революции учащимися указаны не были.

На вопрос о революции в творчестве С. А. Есенина вполне определенных, конкретных и тем более исчерпывающих ответов никем из учащихся дано не было. Отмечалось, что место, которое занимает данная тема в произведениях                    автора, «крайне незначительное», поскольку «поэта не интересовали политические идеи и проблемы». 40 % учащихся данный вопрос обошли вниманием, поставив прочерк. Все это указывает на недостаточную осведомленность учеников в данной области.

Подобного рода результаты были получены нами и в процессе аналитического рассмотрения ответов на четвертый вопрос анкеты «В чем заключаются особенности интерпретации темы и образа революции в поэтическом мироощущении автора (в сопоставлении с другими писателями и поэтами этого времени?)». В работах ряда респондентов было отмечено, что революцию поэт не принял и создавал крайне негативный облик всех революционных потрясений в стране; художественные же особенности интерпретации данной темы заключаются, по их мнению, в своеобразии художественного метода автора в целом, в его ориентации на стиль имажинистов (хотя это характерно в большей мере для раннего его творчества), в создании живописных и неповторимых образов. Исходя из этого, можем констатировать тот факт, что произведения на революционную тематику вообще не знакомы учащимся, они оказались как бы «выпавшими» из освоения ими есенинского творчества, «заретушированными», что в итоге привело к формированию у них крайне однобоких, неполных представлений о литературном наследии художника слова.

Тем более удивительным является тот факт, что свои знания о творчестве С. А. Есенина многие учащиеся оценили как «достаточно объемные», «отличные», «вполне достаточные для школьной программы» (60 % от общего числа респондентов). Существенные недостатки здесь, на наш взгляд, кроются в самой образовательной траектории, сформировавшейся относительно изучения его личности и литературного наследия. При этом 50 % учеников подчеркнули, что хотели бы более пристально рассмотреть вопрос об отношении Есенина к революции, видя в этом «прекрасный способ расширения своих знаний о любимом поэте», «пополнения сведений о восприятии революции 1917 года поэтической братией того времени», «более глубокого проникновения в художественный мир автора» и т. д. Один из учащихся предложил варианты более творческого знакомства с данной проблематикой, подчеркнув возможности внеклассной работы по предмету (проведения литературной гостиной или подготовки небольшой интермедии к 100-летию Октябрьской революции 1917 года).

Все это свидетельствует, с одной стороны, о крайне поверхностном рассмотрении произведений С. А. Есенина, в которых затрагивается тема революции, на уроках литературы в школе, с другой стороны, о наличии интереса к ней со стороны учащихся, видящих в этом один из путей расширения и обогащения знаний о личности и творчестве любимого поэта, формирования более целостного представления о его политических и социальных убеждениях, взглядах, переживаниях, связанных с историко-культурной ситуацией в России 1920-х годов, практически накануне его трагической смерти.

На наш взгляд, устранить имеющееся несоответствие между содержанием творчества С. А. Есенина и теми образовательными траекториями, которые сложились в отечественной методике преподавания литературы и стали своего рода традицией, поможет более широкое внедрение культурологического подхода к работе с художественным текстом и литературным наследием того или иного автора, в том числе С. А. Есенина. Культурно-исторический контекст с теми наиболее значимыми и значительными событиями, которые имели место в истории страны определенного периода, просто не могли быть обойдены вниманием авторами, жившими в то время, и обращение к ним поможет воссоздать максимально исчерпывающее и полное представление о содержании их творчества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Революция 1917 года в России"

Данный тест позволяет проверить знания учащихся по теме "Революция 1917 года в РОссии"....

Сравнительная таблица по теме Революции 1917 года

Помогает учащимся сопоставить фактические данные и на их основе сделать выводы....

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства»

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства» для 9 класса.Файл содержит конспект мероприятия, презентацию и материал для работы групп...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....