Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"
методическая разработка по истории (9, 11 класс) по теме

Игошева Надежда Антоновна

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_1917_god.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игры, посвященной 100-летию революции 1917 года в России.

Авторы разработки:

учителя истории гимназии «Лаборатория Салахова»

Бобейко Т.С., Игошева Н.А., Сидорова Н.Н.

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов гуманитарного направления. Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями".

Цель проведения игры - мотивировать старшеклассников к самостоятельному расширению кругозора, развивать способность к сотрудничеству в командной деятельности, проявить аналитические навыки, применять знания в необычной ситуации и получить опыт коллективного принятия решений.

Организация

  • в игре принимают участие команды по 5-6 человек;
  • вопросы задает ведущий игры;
  • группа обсуждает вопрос, записывает варианты и ответ в формуляры: в один нужно записывать ответы на вопросы, а в другой - версии по поводу того, кто является героем;
  • время обсуждения вопроса – 3-4 минуты;
  • ведущий объявляет правильный ответ. Если команда ответила правильно, то в формуляр напротив правильного ответа ставится печать. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество печатей в промежуточных этапах и ответила правильно на основной вопрос. 

Ответы на задания даны в скобках после каждого вопроса.

Ход игры.

Вступительное слово.

Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами проведем командную игру «За семью печатями». Наши герои известные личности, связанные с революционными событиями 1917 года в России. На протяжении урока каждой команде будут сообщать всё новые факты из биографии одной из политических фигур, открывая новые «печати»,  но не называя имен. Все вопросы связаны событиями, в которых личности принимали непосредственное участие, с исторической эпохой, в которую довелось жить.

Задача игроков после семи туров заданий назвать имя своего героя, однако победителем становится команда, собравшая наибольшее количество «печатей» в промежуточных турах. «Печати» присуждаются за правильные ответы на промежуточные вопросы в каждом из семи туров игры.

Задания для первой команды.

Печать 1. Определить город, связанный с биографией исторической личности.

Писатель рубежа XIX-XX века Владимир Гиляровский в своем самом известном своем произведении так описывал город конца XIX века, в котором родился наш герой: «мне пришлось из Лефортова отправиться в Хамовники, в Теплый переулок. Денег в кармане в обрез: два двугривенных да медяки. А погода такая, что сапог больше изорвешь. Обледенелые нечищеные тротуары да талый снег на огромных булыгах. Зима еще не устоялась. На углу Гороховой единственный извозчик, старик, в армяке, подпоясанном обрывками вылинявшей вожжи, в рыжей, овчинной шапке, из которой султаном торчит кусок пакли. Лубянская площадь - один из центров города. Против дома Мосолова (на углу Большой Лубянки) была биржа наемных экипажей». Первое упоминание в летописи об этом городе было в XII веке.

(Москва)

Печать 2.Определить событие, в котором наш герой принимал активное участие.

Еще в бытность гимназистом он, то порывался убежать на русско-турецкую войну, чтобы драться за освобождение Болгарии; то собирался бежать в Англию, чтобы убить британского премьера Дизраэли за его антирусскую политику. В 1895-м вместе с братом отправился в армянские земли, входившие в Османскую империю, где недавно турки устроили резню христианского населения. Через три года побывал на Дальнем Востоке, где несколько месяцев прослужил офицером охраны на строительстве Китайско-Восточной железной дороги. На рубеже 19-20 вв. разгорелись 3 войны в разных региона мира, которые стали своеобразной репетицией 1 Мировой войны. В двух из 3 войн участвовал наш герой. Назовите войну, в которой наш герой в ходе сражений попал в плен, но был отпущен.

(англо-бурская война)

Печать 3. Определить соратника по партии.

Родился 9 февраля 1859 г. в Екатеринославской губернии в семье крупного помещика. В 1877 году окончил Пажеский корпус. В 1906 году был избран членом Государственного совета, но сложил с себя полномочия после избрания в Государственную думу. 15 ноября 1912 года на первом заседании IV Государственной думы вновь был избран председателем, получив 251 голос «за» при 150 голосах «против». Тогда же он объявил: «Я всегда был и буду убежденным сторонником представительного строя на конституционных началах, который дарован России великим Манифестом 17 октября 1905 года, укрепление основ которого должно составить первую и неотложную заботу русского народного представительства». Во время Февральской революции считал необходимым сохранить монархию. C 27 февраля1917 года был председателем Временного комитета Государственной Думы, вёл переговоры Комитета с лидерами исполкома Петроградского Совета о составе Временного правительства, обсуждал с Николаем II по телеграфу переговоры об отречении. Во время Октябрьских событий находился в Петрограде, пытался организовать защиту Временного правительства, позднее выехал на Дон, находился при Добровольческой армии. В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Скончался 24 января 1924 года ,в селе Беодра, 7мая того же года его прах был перенесён на Новое кладбище в Белграде.

(Михаил Владимирович Родзянко)

Печать 4. Определите событие по высказыванию нашего героя.

«Уже давно больна наша Россия, больна тяжким недугом. Поколение, к которому я принадлежу, родилось под выстрел Каракозова, в 70-80 гг. кровавая и грязная волна террора прокатилась по нашему Отечеству… Террор когда-то затормозил и тормозит до сих пор поступательный ход реформ…» Такие слова нашим героем были произнесены в ответ на событие, в котором от рук террориста погиб выдающийся государственный начала XX века. Данное выступление вызвало недовольство царя. Назовите событие (Убийство П.А. Столыпина 1 сентября 1911 г)

Печать 5. Определить имя исторического деятеля, который является тезкой нашего героя личности.

Он, напоминавший русского былинного богатыря, поощрял все русское как в промышленности, так и в культуре. Для поднятия благосостояния крестьян им был учрежден Крестьянский Земельный банк. Издано правило о найме рабочих на сельские и фабричные работы, введена фабричная инспекция для ограждения интересов рабочих. Крестьянского земельного банка увеличена была площадь крестьянского землевладения. Организовано было переселение на Амур, в Среднюю Азию и в Сибирь. Наряду с этим для помещичьих хозяйств был учрежден Дворянский земельный банк, выдававший, как и Крестьянский, ссуды.

(Александр III)

Печать 6. Определите историческую личность, с которой активно сотрудничал наш герой в период Гражданской войны в России, находясь в эмиграции.

Данный политик 55 лет был членом парламента. Весной 1919 г. отправился в Европу в качестве дипломатического представителя Белого движения. В ходе своей миссии (1919-1920 гг.) провел переговоры с правительствами Франции, Италии, Великобритании, Германии, Эстонии, Латвии, Турции, Чехословакии и Югославии, добившись значительной помощи вооружением, боеприпасами и продовольствием. Наш герой надеялся, что страны Антанты окажут большую помощь в борьбе с большевиками и всячески призывал к этому одного из самых влиятельных политиков Европы того времени. В 1917 года, когда к власти пришли большевики, данный политик стал одним из самых ярых ненавистников их режима.. В это время он занимал пост военного министра и министра вооружения, направляя помощь белым армиям. О Ленине он говорил: Первая трагедия России — рождение Ленина; вторая — его смерть. Только Ленин мог бы вывести русских из того болота, куда он сам их завел.

(Уинстон Черчилль)

Печать 7. Определите историческую личность.

В молодости наш герой был неутомимым путешественником, отчаянным дуэлянтом и бретером (задира, забияка, скандалист). Государь называл его «Юань Шикаем», по имени высокопоставленного придворного династии Цин, ставшего китайским революционным диктатором, и считал своим личным врагом.

По мнению историка и политика-кадета С.П.Мельгунова, он в своей политической деятельности имел склонность к применению закулисных приёмов. Был великолепным оратором, не уступавшим, по мнению современников, своим красноречием блестящему адвокату Плевако.

Посол Франции в России Морис Палеолог писал, что его отставка в апреле 1917 г. знаменует банкротство Временного правительства и русского либерализма. В скором времени Керенский будет неограниченным властителем России… в ожидании Ленина.

(Гучков Александр Иванович)

Задания для второй команды.

Печать 1.Определите современное название города, связанного с биографией исторической личности.

В этом городе учились с разницей приблизительно в десять лет двое видных деятелей российской истории. Их семьи были хорошо знакомы, даже находились в дружеских отношениях. Отцы занимали должности в системе образования.

Город был основан в 1648 году  по указу царя Алексея Михайловича воеводой Богданом Матвеевичем Хитрово, с целью защиты восточных границ  от набегов кочевых племён.

Осенью 1670 года город безуспешно осаждало войско Степана Разина.

В 1763 году его посетила императрица Екатерина II, с 1780 года стал губернским городом.

В 1774 году в город прибыл А.В.Суворов на допрос Емельяна Пугачева.

В 1924 году был переименован, название города сохранилось до настоящего времени.

(Ульяновск, бывший Симбирск)

Печать 2. Определите термин, связанный с аграрной программой партии, в которую входил исторический деятель.

«Все земли поступают в ведение органов народного самоуправления, пользование землей должно быть уравнительно-трудовым, недра земли остаются за государством».

«В вопросах переустройства земельных отношений партия опирается на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, на убеждение, что земля ничья и право на пользование ею дает лишь труд». «Нет ничего опаснее, как именно насаждение частной собственности, приучение мужика, еще считающего, что земля «ничья», «вольная» (или «божья»), к мысли о праве торговать, барышничать землей… Именно здесь и лежит опасность насаждения и укрепления того «собственнического фанатизма», который потом способен наделать социалистам много хлопот».

(социализация земли)

Печать 3. Определите соратника по партии, в которую входил исторический деятель.

Родился в Саратовской губернии. Успешно закончил Дерптскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве познакомился с П.Н.Милюковым, В.И.Лениным.

В апреле 1894 года за причастность к нелегальной деятельности был арестован и привлечён к дознанию. Содержался в Москве в Пречистенском полицейском доме, где его допрашивал знаменитый Зубатов. После отказа дать откровенные показания был переведён в Петропавловскую крепость, где провёл около полугода.

В конце XIX века выехал за границу, где познакомился Г.В.Плехановым и П.Л.Лавровым. Посвятил себя революционной публицистике, сделавшись главным теоретиком новой политической партии и редактором её печатного органа «Революционная Россия».

После победы Февральской революции был членом Временного правительства.

Занимал должность председателя Учредительного собрания. В 1920 года жил в Эстонии и Германии, затем в Чехословакии и Франции. В 1941 году эмигрировал в США, занимался научной работой, писал мемуары.

(Чернов В.М.)

Печать 4. Определите место смерти политика.

Изначально этот город в США принадлежал голландцам и носил другое название. Один из районов города современники называют "Маленькой Одессой".

В городе жили многие русские эмигранты первой волны: они писали мемуары, читали студентам лекции по русской истории. Среди известных политических деятелей были А.И.Деникин и А.М.Каледин. В этом городе долгое время занимался концертной деятельностью и создал лучшие произведения композитор С.В.Рахманинов.

В этом городе в 1970 г. после продолжительной болезни скончался тяжелобольной политик. Незадолго до смерти он был помещен в клинику для малообеспеченных, где испытал очередное унижение, обнаружив, что его поместили на свободную койку в отделении гинекологии. Он счёл это унижением не меньшим, чем миф о его побеге в октябре 1917-го. Православные священники отказались отпевать и хоронить на местном кладбище «разрушителя монархии», поэтому сын похоронил его в Лондоне, на кладбище, не принадлежащем ни одной из религиозных конфессий.

(Нью-Йорк)

Печать 5. Определите имя деятеля культуры, который является тезкой исторической личности.

Один из крупнейших представителей символизма Серебряного века. Первые стихи написал в пять лет.

Был женат на дочери Д.И.Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

Революции поэт встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время.

Октябрьскую революцию сразу принял восторженно, но как стихийное восстание, пытался осмыслить ее не только в  публицистике, но и в поэме, вызвавшей неоднозначные отклики в литературной среде.

Его перу принадлежит известное стихотворение, написанное в 1918 году:

О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!...

(тезка – Александр Блок)

Печать 6. Определите кличку, данную объекту слежки со стороны полиции.

В Особом отделе Департамента полиции на этого деятеля было заведено дело и было установлено негласное наблюдение. Сотрудники наружного наблюдения — филеры, как правило, не знали имени и фамилии того, за кем им было приказано следить. Они давали объекту слежки кличку, чаще всего основываясь на какой-то бросающейся в глаза отличительной черте — «Толстый», «Лысый» и т. д.

Все, кто знал его, вспоминают, что передвигался он исключительно бегом. При этом походка у него была запоминающаяся. «Он не шел, как обычно ходят люди по улице, а почти бежал, и на согнутых в коленях ногах, что было необычно и некрасиво».

Осенью 1915 года при обсуждении в Думе бюджета Министерства внутренних дел он обратился к вновь назначенному министру Хвостову с предложением сэкономить казенные средства: «Мне представляется, господин министр, что от пятнадцати до двадцати человек выделены для того, чтобы заботиться о моей драгоценной персоне, поскольку они сменяют друг друга днем и ночью. Почему бы вам не посоветовать директору Департамента полиции предоставить в мое распоряжение машину с шофером? Ведь тогда он будет знать все — куда, когда и с кем я направляюсь — да и мне это пойдет во благо: не придется тратить такую уйму времени на поездки по городу и так уставать от этого».

(«Скорый»)

Печать 7. Определите историческую личность.

В своих воспоминаниях русский историк писал о нем:

«На самых высоких нотах своего регистра он кричал толпам солдат со свободной трибуны, что вот он, никогда не учившийся военному делу, пошел командовать ими; что, ведя их "на почетную смерть на глазах всего мира", он "пойдет с ружьем в руках впереди" их. Истошным голосом он выкрикивал слова: свобода, свет, правда, революция - и очень много напоминал им о долге, о дисциплине, - о том, что они... "свободные люди".

В.Д.Набоков в своих воспоминаниях «Люди у власти»:

«Несомненно, что с первых же дней душа его «ушиблена» той ролью, которую история ему – случайному маленькому человеку – навязала и в которой ему суждено было так бесславно и бесследно провалиться.

До самого конца он совершенно не отдавал себе отчета в положении. За 4-5 дней до октябрьского большевистского восстания, в одно из наших свиданий в Зимнем дворце, я прямо спросил, как он относится к возможности большевистского выступления, о котором тогда говорили все. «Я был бы готов отслужить молебен, чтобы такое выступление произошло», - ответил он мне. «А уверены ли Вы, что сможете с ним справиться?» - «У меня больше сил, чем нужно. Они будут раздавлены окончательно».

В.В.Маяковский писал о нем:

Царям дворец построил  Растрелли.

Цари рождались, жили, старели.

Дворец не думал о вертлявом постреле,

Не гадал, что в кровати, царицам вверенной,

Раскинется какой-то  присяжный поверенный.

Забывши и классы и партии,

Идёт на дежурную речь.

Глаза у него бонапартьи

И цвета защитного френч.

(Александр Федорович Керенский)

Задания для третьей команды.

Печать 1. Назовите первоначальное название города, в котором родился политический деятель.

Город был основан по указу Алексея Михайловича в 1648 году с целью защиты восточных границ от набега кочевых племён. Расположен на берегах рек Волги и Свияги, в месте сближения их русел. Город находится в 890 км к юго-востоку от Москвы.

Географические координаты города: 54°19,00' северной широты и 48°23,00' восточной долготы. На этой же широте находятся города: Рязань, Калуга, Гданьск (Польша), Киль (Германия), Белфаст (Великобритания), Эдмонтон (Канада). Своё название город изменил с 1924 года.

(Симбирск).

Печать 2.Назовите имя ученого, которой был "великим строителем" университета, в котором учился политический деятель.

Русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал его «Коперником геометрии».

В течение 40 лет преподавал в университете; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений XIX века. По выражению Н.П.Загоскина, он был «великим строителем» университета. Его известными учениками были: Н.Н. Зинин, А.Ф. Попов, Э.П. Янишевский.

Преобладающая часть профессоров университета отрицательно восприняла приход к власти большевиков. Совет университета 9 декабря 1917 г. заявил, что власть в стране захватила «группа фанатиков и дельцов... с помощью обманутой ими вооруженной толпы».

(Николай Иванович Лобачевский)

Печать 3. Назовите партию, с которой связаны следующие факты.

В отсутствие лидеров Петербургского Союза борьбы состоялся I съезд партии в количестве 9 человек. Все члены избранного съездом ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы, многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находившиеся в сибирской ссылке руководители «Союза борьбы» решили объединить разбросанные по стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью газеты. В 1902 году в работе «Что делать?» высказывалась концепция партии, которая должна быть централизованной боевой организацией («партия нового типа»). В этой статье написано: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернём Россию!»

(Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

Печать 4. Назовите фамилию политического деятеля-соратника по партии.

Родилась в бедной дворянской семье. Окончила с золотой медалью частную женскую гимназию в Петербурге. Поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. Вступила в студенческий марксистский кружок и преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых, занимаясь пропагандистской работой. Была арестована и после семимесячного заключения сослана вУфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, где стала супругой выдающегося политического деятеля. Известна под рядом партийных псевдонимов (Саблина, Артамонова, Онегина, Рыба, Минога, Рыбкина, Шарко, Катя, Фрей, Галлилей)

(Н.К. Крупская)

Печать 5. Назовите документ, автором которого был политический деятель.

Получив в Цюрихе 2(15) марта 1917 первые достоверные известия о начавшейся в России Февральской буржуазно-демократической революции, наш герой определил новые задачи пролетариата и большевистской партии.

В «Письмах издалека» он сформулировал политический курс партии на переход от первого, демократического, этапа ко второму, социалистическому, этапу революции, предупредил о недопустимости поддержки буржуазного Временного правительства, выдвинул положение о необходимости перехода всей власти в руки Советов.

3(16) апреле 1917 года вернулся из эмиграции в Петроград. Торжественно встреченный тысячами рабочих и солдат, он произнёс краткую речь, закончив её словами: «Да здравствует социалистическая революция!».

4(17) апреля на совещании большевиков выступил с документом, которому один из основателей российского марксизма Г.В. Плеханов посвятил статью с вызывающим названием, заканчивающийся словами:"...почему бред бывает подчас интересен".
(Апрельские тезисы («О задачах пролетариата в данной революции»)

Печать 6. Назовите фамилию и имя тезки политического деятеля.

Известный русский, а позднее советский поэт XX века. Кроме поэзии занимался кино (и как актёр, и как режиссёр, и как сценарист), журналистской (редактура «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ») и художественной деятельностью. Отметился как драматург.

Он начал писать стихи в тюрьме, где отбывал наказание за освобождение каторжанок. Это был третий его арест, и самый длительный – в Бутырке поэт провёл 11 месяцев, заключённый в одиночную камеру. В годы Гражданской войны и военной интервенции, он работал в «Окнах сатиры РОСТА».

Придуманная им и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка», вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.

Многие из стихов поэта до сих пор заучивают в школе и считают классикой, переводят на иностранные языки. В 1924 году им была написана поэма, посвященная нашему герою.

(Владимир Маяковский)

Печать 7. Назовите фамилию и имя политического деятеля.

Единственной официальной государственной наградой, которой был награждён наш герой, был Орден Труда Хорезмской народной советской республики (постановление ЦИК ХНСР от 4 апреля 1922 г., что делает его первым кавалером данного ордена.

Сам человек о данном награждении не узнал: орден был доставлен в Москву для вручения в августе 1922 года, однако он находился в то время в Горках. Секретарь Лидия Фотиева, не дочитав сопроводительное письмо Хорезмского ЦИК до конца, распорядилась отправить «восточный значок» в архив, где он и пролежал до 1962 года,

Других государственных наград, как РСФСР и СССР, так и иностранных государств, у него не было.

(Владимир Ильич Ленин)

Задания для четвертой команды.

Печать 1. Определите учебное заведение, в котором обучалась историческая личность.

По новому «Уставу университета» от 5 ноября 1804 года управлять университетом должен был Совет университета, в который входили ординарные и заслуженные профессора во главе с ректором, утверждался он лично императором. Ректор ежегодно избирался профессорским собранием (закрытым голосованием с помощью белых и чёрных шаров). Избранию подлежали и деканы факультетов. Первым выборным ректором стал историк и географ Х.А.Чеботарев. На заседаниях Совета решались не только вопросы назначения профессоров, почётных членов, адъюнктов университета, но и назначение учителей в гимназии и училища округа, и даже ежегодное испытание учащихся.

Сначала молодого человека привлекло такое новое направление науки, как лингвистика и сравнительное языкознание. «История, - писал наш герой, - меня заинтересовала не сразу», т.к. первые преподаватели по всеобщей и русской истории не стимулировали интереса к предмету и не оставили хороших впечатлений. Все изменилось, когда в университете появились В.О.Ключевский и П.Г.Виноградов, настоящие светила учёности и таланта. П.Г.Виноградов импонировал студентам серьёзной работой над историческими источниками. «Только у Виноградова мы поняли, что значит настоящая научная работа и до некоторой степени ей научились», - его ученик. «В. О. Ключевский, подавлял студентов своим талантом и научной проницательностью: проницательность его была изумительна, но источник её был не всем доступен.»

(Московский университет)

Печать 2. Определите понятие, которое связано с программой партии, в которой состоял наш герой.

Программа партии по национальному вопросу по примеру Швейцарии определяла, что каждая нация должна иметь условия для развития своей народной культуры, традиций, языка, образования, Это сообщество объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания. Также в программе говорилось о широких правах автономии для Финляндии. Назовите термин, который обозначает данное направление в национальной политике

(культурно-национальная автономия)

Печать 3. Определите по приведенному высказыванию историческую личность, с которой наш герой вел борьбу в период Гражданской войны в России, находясь в эмиграции.

Львов и Гучков - "вчерашние пособники Столыпина-вешателя", кадеты, сидящие "больше для украшения, для вывески, для сладеньких профессорских речей; "трудовик" Керенский, играющий роль "балалайки" для обмана рабочих и крестьян".

(В.И. Ленин)

Печать 4. Определите название документа, месяц, год его публикации.

Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников.

Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.

(Нота Милюкова, 18 апреля 1917 г.)

Печать 5. Определите имя исторического деятеля, который является тезкой нашего героя личности.

Тезка нашего героя был человеком неординарным. Современники и потомки относились к нему неоднозначно. Одни считали его одним из худших правителей России. Не только за избыточный педантизм, но и потому, что реформы, которые он обдумывал много лет, проводились сумбурно и непоследовательно. Большие нарекания во всей армии вызывала военная форма. Офицер Копьев, служивший при дворе, поспорил с товарищами, что дернет государя за косичку, которую теперь было предписано носить всем военным. Исполняя в очередной раз обязанности дежурного при императоре, Копьев схватил за косу и дернул ее так сильно, что государь вздрогнул. В ответ на вопрос, кто это сделал, Копьев не смутился и спокойно отвечал: «Коса вашего величества криво лежала, противно уставу. Я позволил себе выпрямить ее». Император, строго каравший за малейшее отклонение от правил ношения формы, выслушал и сказал: «Ты хорошо сделал, но все же мог бы быть осторожнее». Тем все и кончилось.

(Павел I)

Печать 6. Определите событие, в котором принимал участие историческая личность, и его дату.

В ходе революционных событий в России 1917 г. сложилась необходимость создания высшего представительного учреждения для установления формы правления и выработки Конституции, которое предполагалось созвать на основании всеобщего избирательного права. Выборы были назначены на 12(25) нояб. 1917, состоялись в нояб.-дек. 1917. Из участвовавших в голосовании ок. ? избирателей голосовали за эсеров - 40%, за большевиков - 23,9%, за кадетов - 4,7%, за меньшевиков - 2,3%, остальные за разл. нац. группы и др. партии. Открытие состоялось в начале 1918 г. Назовите название данного представительного учреждения и его судьбу)

(6 января 1918 г. Учредительное собрание было разогнано большевиками)

Печать 7. Определите историческую личность

Общественно-политическим идеалом нашего героя была идея европейски организованного правового государства парламентского типа. Он являлся организатором кадетской партии и редактором её центрального органа – газеты «Речь».

В своих речах критиковал правительство за неспособность управлять страной и требовал его отставки. Сообщая о том или ином бестолковом распоряжении правительства, он риторически вопрошал: «Что это — глупость или измена?»

С 1920 г. в эмиграции (Лондон, Париж), издавал газету «Последние новости». Выступал приверженцем «новой тактики» борьбы против Советской власти, рассчитанной на перерождение диктатуры пролетариата и подрыв её изнутри. Написал ряд работ, искажающих историю Октябрьской революции. В годы Второй мировой войны выступал против сотрудничества русской эмиграции с фашистами, приветствовал успехи Красной Армии.

(Милюков Павел Николаевич)

Задания для пятой команды.

Печать 1. Назовите город, в котором учился политический деятель. 

Город был основан по указу Екатерины II 27 мая (7 июня) 1794 г. на самом западе новоприобретённой территории - Новороссии. Проект постройки города, порта и новой крепости (на месте которой позже был разбит Александровский парк) она поручила голландскому военному инженеру Францу де Воллану, который сполна воплотил при этом принципы древнеримского градостроительства. 22 августа (2 сентября) 1794 г., с благословения митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила Бэнулеску-Бодони были забиты первые сваи в основание города. Среди достопримечательностей города можно назвать: Воронцовский дворец, бульварную лестницу (Потемкинская лестница), ведущую к морю.

(Одесса)

Печать 2. Назовите рабочий союз, в основании которого принимал участие наш герой.

В училище он был первым учеником по всем дисциплинам. В годы учёбы жил и воспитывался в семье своего двоюродного брата (по материнской линии), владельца типографии и научного издательства «Матезис». Окончил Николаевское реальное училище и поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, который вскоре оставил. В 1897 г. участвовал в основании рабочего союза. 28 января 1898 года был впервые арестован в возрасте 19 лет. В тюрьме, где провёл 2 года, он становится марксистом.

Известно, что он возник позже Северно-русского рабочего союза - одна из первых рабочих политических организаций в Российской империи и первая организация подобного рода в Санкт-Петербурге.

(Южно-русский союз)

Печать 3. Назовите город, в который был сослан А.Д. Меншиков.

За участие в революционной деятельности наш герой был приговорен к вечной ссылке в Заполярье, в район Обдорска (ныне Салехард). Перед отъездом он передал на волю прощальное письмо со словами: «Уезжаем с глубокой верой в скорую победу народа над его вековыми врагами. Да здравствует пролетариат! Да здравствует международный социализм!» Он не был готов к тому, чтобы годами сидеть в заполярной тундре, в каком-нибудь убогом жилище и ожидать спасительной революции. К тому же о какой революции можно было вести речь, если в ней не участвует он сам? Поэтому единственным выходом для него был немедленный побег. Когда караван с заключенными добрался до места ссылки, откуда был путь на север, то заключенный симулировал приступ острого радикулита. Он добился того, что его оставили с парой жандармов в этом городе до выздоровления. Обманув их бдительность, он убежал из городка и добрался до ближайшего поселения хантов. Там каким-то невероятным образом нанял оленей и по заснеженной тундре (дело происходит в январе 1907 г.) почти тысячу километров едет до Уральских гор в сопровождении проводника. А добравшись до европейской части России, легко пересекает ее (не забудем, что идет 1907-й год, таким, как он, власти завязывают на шеях «столыпинские галстуки») и оказывается в Финляндии, откуда перебирается в Европу.

(Березов)

Печать 4. Назовите фамилию его выдающегося соратника по партии.

В марте 1913 года о нём написано: «… профессиональный эксплуататор всякой отсталости в русском рабочем движении… Все здание ленинизма в настоящее время построено на лжи и фальсификации и несет в себе ядовитое начало собственного разложения…».

О другом соратнике по партии им было написано: " Самая выдающая посредственность нашей партии".

(Владимир Ильич Ленин)

Печать 5. Назовите сформулированную им позицию по Брестскому миру.

Он исходил из своеобразия исторического пути России, где царизм должен быть сменен не буржуазной демократией, как полагали либералы и меньшевики, и не революционно-демократической диктатурой пролетариата и крестьянства, как считали большевики, а властью рабочих, которая должна была навязать свою волю всему населению страны и опереться на мировую революцию.

Возглавив советскую делегацию во время Брестского мира, затягивал переговоры, надеясь на скорую революцию в Центральной Европе, и через головы участников переговоров обращался с призывами о восстании к «рабочим в военной форме» Германии и Австро-Венгрии. По его выражению, «не нужно ли попытаться поставить немецкий рабочий класс и немецкую армию перед испытанием: с одной стороны — рабочая революция, объявляющая войну прекращённой; с другой стороны — гогенцоллернское правительство, приказывающее на эту революцию наступать».

Когда же Германия продиктовала жёсткие условия мира, он пошёл против Ленина, выступавшего за мир любой ценой, но не поддержал и Бухарина, который призывал к «революционной войне». Вместо этого он выдвинул «промежуточный» лозунг, то есть призвал к прекращению войны, но предложил не заключать при этом мирного договора.

("Ни мира, ни войны")

Печать 6. Назовите имя человека, который является тезкой нашего героя.

Годы Первой мировой войны он провел в ссылке за партийную работу. Приветствовал Михаила Романова, отрекшегося от престола, как первого гражданина России. На свободу наш герой был отпущен только после революционных событий февраля 1917 года.
Относительно революции он высказывал мнение, что вооруженное восстание – не лучший способ выхода из ситуации. По его мнению, политическая борьба могла принести лучшие результаты. Во время революции он стал председателем ВЦИК. На этом посту он был меньше месяца. В 1918 году был назначен послом России во Франции, но французская сторона не признала его. Весной 1918 года он был арестован финнами на Аландских островах – только в августе его обменяли на пленных финнов. Зимой 1924 года он становится главой Совета Труда и Обороны СССР, на этом посту он пробыл до 1926 года. В 1934 году он был осужден по делу «Московского центра»- согласно приговору, он должен был находиться в заключении 5 лет. В 1936 году его осудили за формирование оппозиции. 25 августа в отношении его была применена высшая мера наказания - расстрел. Реабилитировали только в 1988 году.

(Лев Борисович Каменев)

Печать 7. Назовите фамилию политического деятеля.

После прихода большевиков к власти наш герой стал наркомом иностранных дел. Весной 1918 Лев он был назначен на пост наркома по военным и морским делам и председателя революционного военного совета республики.

На всех постах показал себя в высшей степени талантливым и энергичным организатором. Для создания боеспособной армии предпринял решительные и жестокие меры: взятие заложников, расстрелы и заключение в тюрьмы и концлагеря противников, дезертиров и нарушителей воинской дисциплины, причем не делалось исключения для большевиков.

В 1923 своей книгой «Уроки Октября» начал так называемую литературную дискуссию, выступив с критикой поведения Зиновьева и Каменева во время октябрьского переворота.

Подверг резкой критике сталинский режим как бюрократическое перерождение пролетарской власти.

(Троцкий Лев Давыдович)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

методическая разработка по литературе: игра посвященная Дню Царскосельского лицея

Методические материалы по русскому языку и литературе. Поурочное планирование и конспекты уроков...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Правовое колесо"

Я работаю в старшей школе. Считаю, что правовое воспитание школьников – одно из ведущих направлений работы классного руководителя. Только юридически грамотные люди, знающие права и обязанности, могут ...

Авторская разработка "Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»

Форма: интеллектуально-познавательная игра с элементами тренингаЦели и задачи:1.Расширить представления учащихся о понятии «здоровье»2. Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек3. Ориентиро...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков информатики"

Интеллектуально-познавательная игра по информатике «Турнир знатоков информатики» представляет собой внеклассное мероприятие, где в игровой форме студенты повторяют, систематизируют теоретический матер...

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по истории 10 класс

Интеллектуально- познавательная игра "От Кремля до Рейхстага"  - - повторение,обобщение,  систематизация   исторических фактов и событий Великой Отечественной войны....