МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия историческо-географическая гостиная по дисциплинам «История», «География» на тему: «Об этом помнит вся Россия» (посвященное 100- летию революции 1917 года)
методическая разработка по истории (11 класс)

Лабодина Светлана Викторовна

Данное  мероприятие  посвящено 100-летию революции 1917 года. Эта тема требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же – последствий и итогов Октябрьской революции 1917 года, произошедшей в России и ставшей, без преувеличения, поворотным моментом, как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории трагического XX века. Подобные внеклассные мероприятия помогают студентам взглянуть на события минувшего столетия со здравым смыслом и незамутнённым нравственным чувством, помогают честно перед самими собой дать оценку этим событиям, проанализировать их последствия и извлечь из нашей истории ценные уроки для будущего.Значимость этого мероприятия заключается в том, что его форма и используемый материал создают наилучшие условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками  по дисциплинам  «История» и «География».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_revolyutsiya_1.docx309.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

attach[3]

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеаудиторного мероприятия  историческо-географическая гостиная   по дисциплинам «История», «География»

на тему: «Об этом помнит вся Россия» (посвященное 100- летию революции 1917 года)

Подготовили: Лабодина С.В

Курсакова  С.Н

Балашов 2017г.

Аннотация

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия в форме  историко-географической гостиной  на тему: ««Об этом помнит вся Россия» (посвященное 100- летию революции 1917 года)

Дисциплины: История,  География

Авторы: Лабодина С.В., Курсакова С.Н.

Учебное заведение: ГАПОУСО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Объём работы - 19  страниц.

Содержание

Данное  мероприятие  посвящено 100-летию революции 1917 года. Эта тема требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же – последствий и итогов Октябрьской революции 1917 года, произошедшей в России и ставшей, без преувеличения, поворотным моментом, как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории трагического XX века. Подобные внеклассные мероприятия помогают студентам взглянуть на события минувшего столетия со здравым смыслом и незамутнённым нравственным чувством, помогают честно перед самими собой дать оценку этим событиям, проанализировать их последствия и извлечь из нашей истории ценные уроки для будущего.Значимость этого мероприятия заключается в том, что его форма и используемый материал создают наилучшие условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками  по дисциплинам  «История» и «География».  В представленном  мероприятии  преподавателями  используются элементы таких педагогических технологий, как: технология критического мышления, технология коллективной мыслительной деятельности, технология эвристического обучения,  технология развивающего обучения, технология проблемного обучения. Методическая разработка содержит описание методики проведения внеаудиторного мероприятия в форме историко-географической гостиной.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей с целью внедрения ее во внеаудиторную работу.

Оглавление                                                                                 страницы

  1. Предисловие………………………………………                   5-6      
  2. Основная часть ……………………………………                  7-17      
  3. Заключение…………………………………………                  18    
  4. Литература………………………………………….                 19      
  5. Приложение…………………………………………                 20

1.Предисловие

Современный уровень культуры, реалии общественной жизни остро ставят проблему углубления социально-гуманитарных и естественнонаучных  знаний. Эти науки  изучают  все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человека. История формирует личность, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина. Через учебный материал   до студентов доводится смысл таких нравственных категорий как совесть, честь, достоинство, порядочность, любовь и сострадание к людям, уважение Отчизны. Современные проблемы общественной жизни не могут в полной мере решить эту задачу без обращения к знаниям  истории. Исторические имена, названия, термины, понятия, факты встречаются нам на каждом шагу, так как они являются основой всех современных знаний, сведений.

В  настоящее время  большое внимание уделяется крупным социально-политическим событиям, войнам, революциям, их оценкам в исторической литературе, людям, принимающим в них непосредственное участие.

Большое место среди исторических событий, процессов и явлений занимают революции, которые являются одним из способов достижения целей, изменения политического и социально-экономического строя общества. События Октябрьской революции 1917 года занимают значительное место не только в отечественной, но и во всемирной истории. До сих пор не утихают споры о значении и роли Февральской революции 1917 года и Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей в России осенью 1917 года. Кто-то считает, что революция стала настоящей трагедией для России, ввергнувшей страну в хаос кровопролитной гражданской войны. Другие, напротив, утверждают, что революция была для нашей страны подлинным рывком вперёд и дала ей возможность не только выжить в тяжелейших условиях, созданных первой мировой войной, но и превратиться впоследствии в одно из сильнейших государств  планеты. Тема революции 1917 года очень многогранна и сложна — смотреть на неё с одной стороны, значит заведомо заблуждаться.

События Октябрьской революции в корне изменили политическое и социально-экономическое устройство России того времени, а её опыт послужил действенным примером для подражания. Содержание революционных событий воспитывает у формирующейся личности решительность, силу воли, патриотизм, гражданственность. Тем более в ракурсе современных событий, конфликтов, политических кризисов изучение революционного опыта является актуальным.

Прошлое нельзя забыть, оставить позади, оно всегда идет впереди, показывая дорогу современности, так как из исторических фактов вытекают события, и процессы нашего времени.

2. Основная часть

Основная часть

1.Дидактическая  обобщение и закрепление  знаний студентов  об историческом периоде XX века. Создать у студентов  целостную картину событий    революции 1917 года; способствовать верному нравственному и этическому осмыслению   событий  1917 года.

2 Воспитательная воспитывать у студентов чувство патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры общения, вовлечь студентов в творческую деятельность,  воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность; формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию студентов  на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3 Развивающая  развивать индивидуальные познавательные способности и наклонности студентов  в области истории, содействовать развитию интеллектуально - творческих способностей студентов, самостоятельной поисковой деятельности; развивать творческий потенциал студентов.

4.Методическая  продемонстрировать  методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме историко-географической  гостиной.

Задачи:

Сплотить студенческий коллектив;  создать положительные эмоциональные переживания студентов.

Планируемые результаты:

Предметные: Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Метапредметные: Умение мобилизовать свои силы для решения познавательных задач.

Познавательные: Владение умением работать с учебной информацией

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в  социальном окружении.

Личностные: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира.

  1. Оснащение и оформление:

1. Учебник НВ. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История России ХХ - ХХI века 11 класс, М., Русское слово, 2009.

2. Презентация "Почему произошли Октябрьские события 1917 г."

3. Документальный фильм. "Октябрь 1917 г.", аудиозапись "Выступление Ленина "Что такое Советская власть".

Ход мероприятия

Эпиграфом к мероприятию будет древнекитайская пословица «Не забывай              прошлого, оно учитель будущего».

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Преподаватель: Добрый день, уважаемые ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории.  В 2017 году мы отмечаем 100-летие Февральской и Великой Октябрьской социалистической революциям. Всё дальше и дальше отдаляемся мы от этой исторической вехи. Великий Октябрь называем событием минувшего столетия. История страны имеет как светлые, так и темные страницы. Воспоминание об этом событии это не попытка сохранить прошлое. Это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя. После распада советской державы появились новые книги, кинофильмы. Потускнели легендарные кадры о взятии Зимнего, историки до сих пор спорят о той далекой поре – что в ней, правда, а что мифы. В современной России праздник был переименован сначала в День согласия и примирения (с намеком на необходимое примирение сторонников разных идеологических взглядов). 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.  Революцию уже почти сто лет люто ненавидят на Западе, потому что Октябрьская революция не позволила Западу истребить русский народ и Российскую державу. Дата эта требует своего осмысления и переосмысления. Возможно, когда-нибудь мы (или наши потомки) придём к верному осмыслению этого процесса. Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. Хотя отметим, что первые лет 10 сами герои этих событий зачастую называли революцию «Октябрьским переворотом». Подобным же образом, причём с подчеркнуто негативным оттенком, именуют эти события и последние два десятилетия на официальном уровне. Одним словом, праздник умер вместе со страной — СССР, хотя в братской Беларуси и поныне этот день — официальный государственный праздник и выходной. Праздник, официально называемый Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

Чтец 1

Великая Октябрьская социалистическая революция — вчера, сегодня, завтра…

Преподаватель:

-Итак, что вы знаете о революции 1917 года?

-Давайте обратимся к событиям 1917 года…

Ведущий 1.

Причины:

Накал классовой борьбы, противоречия между трудом и капиталом;

слабость Временного правительства и всего государственного аппарата;

финансовый кризис, экономика в полном упадке, проблемы со снабжением городов;

крестьянские восстания в деревне, которым власть была не в силах противостоять.

Ведущий 2.

В конце августа 1917 года руководство Советами в крупных городах переходит в руки большевиков. Партия крепнет, начинает расти в численности. При ней сформирована Красная гвардия, которая составляет силовой кулак политической борьбы. Главные требования партии – отставка Временного правительства и формирование новой власти из представителей революционного пролетариата и крестьянства.

Ведущий 1.

С началом осени лидеры меньшевиков и эсеров, вместе с большевиками выступившие против Корнилова, должны были решить, с кем сотрудничать — с кадетами или большевиками. 14 сентября собралось Демократическое совещание.

Ведущий 2.

После долгих дискуссий незначительным большинством голосов была одобрена коалиция с кадетами. 25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство. Министром-председателем и Верховным главнокомандующим остался Керенский. Новое правительство не смогло решить вопросы о мире и о земле. Затягивался созыв Учредительного собрания. Это был –кризис власти.

Ведущий 1.

Социально-экономическая ситуация тоже была критической:

- С марта по октябрь было остановлено около 800 заводов и фабрик. Резко понизилась добыча угля, выплавка чугуна и стали.

- Парализовано железнодорожное сообщение.

- Государственный долг России к октябрю 1917 г. достиг 50 млрд. рублей.

- Заработная плата сократилась на 40-50% по сравнению с 1913 г. Цены на продукты первой необходимости выросли в несколько раз.

- Вводились карточки на продовольствие.

Недовольство росло. Общее число бастующих в сентябре—октябре составило 2,5 млн. человек — почти в 8 раз больше, чем весной. Крестьяне захватывали помещичьи земли, громили усадьбы, не подчинялись властям.

Ведущий 2.

Критическим было положение на фронте в период первой мировой войны: Неподчинение солдат  приказу, братание с противником, дезертирство. Немцы  оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась все более реальной. Многие солдаты думали, что причина неудач на фронте – власть.

Ведущий 1.

В этот период усиливается активность партии большевиков во главе с Лениным.

В сентябре-октябре 1917г. Ленин пишет статьи-обращения в центральный комитет. В этих статьях Ленин обосновывает и описывает план восстания, выдвигает лозунги.

10 октября и 16 октября 1917г. Проходят 2 закрытых совещания ЦК, на которых принимается решение о дате восстания (она была определена на 25 окября)

Каменев и Зиновьев опубликовали дату восстания в газете.

Ведущий 2.

Давайте посмотрим, как же развивались дальнейшие события:

10 октября 1917г. – курс на вооруженное восстание.

12 октября 1917г. – создание Военно-Революционного Комитета.

24 октября 1917г. – начало революции, захват стратегически важных пунктов, районов Петербурга.

Ведущий 1.

Правительство Керенского отдает приказ занять Смольный дворец и арестовать лидеров большевиков, захватить все важные объекты, разгромить типографию газеты «Рабочий путь»

25 октября 1917 г. состоялось столкновение между революционными солдатами и матросами с войсками временного правительства ( юнкерами Керенского).

Центром подготовки восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. Руководил восстанием и захватом власти в столице 24-26 октября 1917г. Председатель Петроградского Совета Л.Д.Троцкий.

К вечеру 25 октября практически все важные объекты были захвачены большевиками. В 19 часов 25 октября революционный комитет предъявил ультиматум временному правительству о сдаче. В это же время начинает работу 2-ой съезд советов.

Чтец 2:

Мы видим город Петроград                                                        

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит солдат,

Стреляют на ходу.

Рабочий тащит пулемет.        

Сейчас он вступит в бой.

Висит плакат: «Долой господ!

Помещиков долой!»

Чтец 3:

Несут отряды и полки                                                                

Полотна кумача,

И впереди - большевики,

Гвардейцы Ильича.

Октябрь!

Навеки свергливласть

Буржуев и дворян.

Так в Октябре мечта сбылась

Рабочих и крестьян.

Ведущий 2.

В ночь, когда на улицах Петрограда шли кровопролитные бои, Ленин добрался до Смольного с париком на голове, перевязанной щекой и поддельным паспортом, в пятом часу утра, когда бои уже заканчивались. А ведь на его пути стояли многочисленные казачьи и юнкерские кордоны. Как так вышло, большая загадка. Вечером 25 октября  принимается решение брать Зимний дворец штурмом. Ночью крейсер «Аврора» , вошедший в Неву, дает залп, что послужило началом штурма Зимнего дворца. Охраняли Зимний дворец юнкера и женский батальон Бочкаревой. В два часа ночи охрана Зимнего дворца сдалась, а временное правительство было арестовано. Об этом узнают на съезде, и в знак протеста меньшевики и эсеры покидают съезд.

Чтец 4:

Словно ослепли все в эту годину,

Брат шел на брата, отец шел на сына.

Ненависть словно вселилась в сердца,

Шли на пролом, шли до конца.

Нету страшней наказанья у Бога,

Братоубийство, в пропасть дорога.

Кто- то окрасил нас в эти цвета,

Ведь правда на свете лишь только одна.

Помните люди Великой России,

Какую мы цену за жизнь заплатили.

Не нужно ошибок опять совершать,

Россия одна у нас родина мать.

Просмотр видеоклипа «Октябрьская революция»

Ведущий 1.

В это время  на съезд прибывает Ленин. Работа съезда продолжена. Было зачитано воззвание к гражданам России, в котором объявлялось о свержении временного правительства и переходе власти к большевикам.

Принят декрет «о мире», «о земле». Был избран новый исполнительный орган власти во главе с Лениным(совет народных комиссаров).

Ведущий 2.

27 октября съезд сформирован. Первое советское правительство- Совет народных комиссаров - было однопартийным. Его председателем был избран Ленин, Троцкий стал наркомом по иностранным делам, Сталин- наркомом по делам национальностей, Луначарский возглавил комиссариат народного просвещения.

Просмотр видеофильма «Становление Советской власти. Первые декреты»

Ведущий 1.

Московские большевики создали партийный центр, который установил караулы большевистски настроенных солдат у почтамта и телеграфа, закрыл редакции буржуазных газет. Вечером собрался объединенный пленум московских Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем был избран ВРК.

Ведущий 2.

Как же устанавливалась власть в других городах?

Ведущий 1.

В ряде городов Центрального промышленного района местные Советы обладали реальной властью еще до октябрьских событий. Они лишь узаконили и упрочили свое положение.

Ведущий 2.

В Западной Сибири Советы взяли власть в начале декабря. К февралю 1918 г. власть Советов утвердилась почти по всему Алтаю, в феврале — в Чите  затем в Забайкалье и к марту — на Дальнем Востоке

Ведущий 1.

В Калуге, Туле,  Казани, Саратове и Астрахани, борьба продолжалась до конца ноября, декабря и кое-где до января.

Ведущий 2.

В Западной Сибири Советы взяли власть в начале декабря. К февралю 1918 г. власть Советов утвердилась почти по всему Алтаю, в феврале — в Чите, Верхнеудинске, затем в Забайкалье и к марту — на Дальнем Востоке.

Ведущий 1.

К чему же привела Октябрьская революция?

Преобразования в промышленности:

- созданы фабрично-заводские комитеты;

- введен декрет о рабочем контроле с целью не допустить остановки предприятий, обеспечить их сырьем и распределять выпускаемую продукцию;

- создан единый Государственный банк;

- 2 декабря 1917г. Создается ВСНХ, который проводит конфискацию предприятий;

- взят курс на государственный капитализм под властью Советов;

- проводится национализация транспорта и отраслей промышленности (нефтяная).

 Ведущий 2.

Преобразования в сельском хозяйстве:

- выполнение декрета о земле было возложено на земельные комитеты или местные Советы;

- происходит конфискация помещичьих земель и раздел поместий;

- принят закон о социализации земли, где провозглашались принципы уравнительного землепользования;

- был ликвидирован целый класс – помещиков;

- аннулированы все крестьянские долги;

- введена продовольственная диктатура (причина – голод в стране);

- создаются комбеды для обеспечения города хлебом (имели поддержку продотрядов).

Чтец 5:

Белые, красные, красные, белые,

Что же вы братцы с Россию сделали.

Вы же страну свою обескровили,

Обильно землицу кровушкой полили.

За землю, свободу, светлое царство,

Надумали вы насмерть сражаться.

В схватке смертельной рубили друг, друга,

Правда на правду, честь на заслугу.

Преподаватель:

Таким образом, полным успехом революционных сил завершились события Октября 1917 года. Существует две основные точки зрения на революционные события октября 1917 года: 1) справедливый слом политической системы (по мнению самих большевиков и их сторонников),

2) государственный переворот, захват власти.

Главным являлось установление власти большевиков во главе с Лениным.

Потом, в 1932 году, Сталин введет праздник: 7 ноября - день Великой октябрьской социалистической революции.

Вы познакомились со всеми особенностями этих революционных событий, их характеристикой, ходом и результатами. Я надеюсь, что вы сможете применять полученные знания при оценке последующих периодов нашей истории, дать правильную оценку этим событиям.

Слово преподавателя Лабодиной С.В:

Да, в октябре 1917 г. произошла революция, в результате которой к власти пришла партия большевиков, но в развязывании Гражданской войны повинны все участники тех событий. С 2015 года в соответствии с новой концепцией изучения отечественной истории и историко-культурному стандарту нет деления на Февральскую и Октябрьскую революции, а есть Великая российская революция, продолжавшаяся с февраля по ноябрь 1917 года. События февраля – марта теперь именуются «Февральским переворотом», а октября – «взятием власти большевиками». Сколько людей – столько и мнений. Взгляд на революции 1917 года очень неоднозначен. Независимо от оценок и политических пристрастий, каждый человек, которому небезразлично будущее его страны, должен помнить о тех далёких событиях 1917 года. Их можно оценивать и интерпретировать по - разному, но важно помнить, что эта наша история и её нельзя позволять смешивать с грязью любителям сенсаций и политических разоблачений. Как известно, кто владеет прошлым, тот владеет будущим. Лишь изучив и познав этот период, нашей истории, мы внезапно для себя откроем много нового в нашем настоящем, ведь прошлое и настоящее неразрывно связаны, как бы не пытались нас убедить в обратном. Помните свою историю, изучайте её.

Заключение

Тема методической разработки выбрана неслучайно, это интересный  материал, который является очень актуальным на сегодняшний день. Мероприятие  охватывает огромный объем работы, создает атмосферу творчества, определенный эмоциональный игровой  настрой.     В методической разработке  внеаудиторного мероприятия  по теме «Октябрьская революция 1917 года» представлены все структурные элементы. При планировании данного мероприятия  учтены основные принципы дидактики: научность, доступность, систематичность, последовательность, рациональное использование различных видов деятельности студентов.  Данная тема очень обширна, насыщена событиями, датами, именами, поэтому при подготовке к  мероприятию  весь  материал был тщательно проработан, логически выстроен, при этом в него были включены яркие примеры научного и художественного характера, которые активизируют внимание студентов. В мероприятии  представлены различные взгляды (безусловно, далеко не все) на революции 1917 года поэтов и писателей той эпохи.  Внеаудиторные мероприятия данного плана–     это возможности для всестороннего развития студентов,  для их успешного самосовершенствования, они мотивируют их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Данная методическая разработка предназначена для преподавателей с целью внедрения  во внеаудиторную работу.

Используемая литература:

1. Дереклеева Н.И., Савчвенко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя / М.: ВАКО, 2013. – 256 с

2. Конституция Российской Федерации.

3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России., Астрель, 2012. – 128с

интернет-источники:

http://www.informio.ru/

http://festival.1september.ru/

http://ai.pakalo.name/

http://videouroki.net/

http://aplik.ru/dokumenty/

https://ru.wikipedia.org/

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция "Недаром помнит вся Россия...", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года

Сегодня мы вспоминаем  о войне 1812года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.  1812 год. Огромная полумиллионная армия фра...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»

методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

Методическая разработка открытого мероприятия на английском языке в 6 классе по теме «Праздники в Великобритании и России»

Методическая разработка открытого мероприятия на английском языке в 6 классе по теме «Праздники в Великобритании и России»...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по иностранному языку (английскому): Мастер-класс на тему: " Present Continuous tense "

Данная работа посвящена разработке методики проведения мастер-класса по английскому языку. Проведение мероприятия способствует всестороннему развитию личности, расширению ее кругозора, развитию...

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «И БУДЕТ ПОМНИТЬ ВСЯ РОССИЯ…», ПОСВЯЩЕННОГО 210-ЛЕТИЮ ВОЕННЫМ СОБЫТИЯМ 1812 ГОДА

ПРОТОКОЛРЕЗУЛЬТАТОВ ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХРАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «И БУДЕТ ПОМНИТЬ ВСЯ РОССИЯ…»,ПОСВЯЩЕННОГО 210-ЛЕТИЮ ВОЕННЫМ СОБЫТИЯМ 1812 ГОДА...