Население Африки
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Мезенцева Татьяна Ивановна

разработка урока по географии 7 класса создана для повышения мотивации к обучению, повышения эффективности усвоения материала, развития исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся, развития творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Мезенцева Татьяна Ивановна

Образовательное учреждение: МОУ Туендатская ООШ

Курс: География

Тема: Население Африки

Класс: 7

Учебно-методическое обеспечение: учебник В.А. Коринский «География материков и океанов»; контурная карта; энциклопедии; атлас 7 класса; http://festival.1september.ru, журнал «География в школе» №4 2006г.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: презентация по теме  «Население Африки», выполненная средствами Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Структура презентации:    

        

Содержание кадров:

  1. Титульный лист.
  2. Эпиграф к теме урока.
  3. Актуализация знаний. Схема.
  4. Расы.
  5. Цель урока. План.
  1. Изучение нового. Работа в группах с текстом и доп. литературой.

24. Работа с картой «Плотность населения». Выводы.

25.  Проверка таблицы.

26. Работа с контурной картой. Отметить места размещения народов разных рас по территории  Африки.  

27. Используемая литература.

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. повышение мотивации к обучению;
  2. повышение эффективности усвоения материала;
  3. развитие исследовательской и коммуникативной компетентностей  обучающихся;
  4. интенсификация учебно-воспитательного процесса; 
  5. эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
  6. развитие их творческих   способностей.

Цель урока: Изучить особенности населения Африки; формировать  умения видеть причинно-следственные связи при работе с картами.

Задачи урока:

Образовательные:  называть и показывать районы  повышенной плотности населения        и основные  расы;  объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.

Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты, выделять главное и делать выводы,  развивать познавательную активность.

Воспитательные: культура представления материала, умение выслушать; умение выступать перед аудиторией, повышать интерес к изучению географии.

Методы: продуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Приемы: сравнение, анализ

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: Физическая карта, карта «Народы и плотность населения мира», карта природных зон, климатическая карта, учебник, энциклопедии.

План занятия


Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

1

2  

Вхождение в тему.

Определение  темы. Учитель просит вспомнить  расы населения Земли.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала.

4

3

Решение проблемного вопроса

Организация групповой работы по открытию новых знаний.

«Мозговой штурм». Групповая работа.

20

4

Изложение нового материала

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Осмысление и отбор новой информации детьми.

8

5

Закрепление изложенного материала

Организация работы с картой

Соотнесение информации добытой из доп. литературы и картой. Формирование выводов.

5

6

Самостоятельная работа

Сопоставление карт разного содержания

Умение работать с контурной картой и точно определять заданное

5

7

Итог урока. Рефлексия.

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

1

8

Задание на дом

Разъяснение задания на дом

Запись в дневниках.

1

Эпиграф к уроку: (слайд №2)

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живёт и чем живёт народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей её узнав.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. (Слайд №3, 4)

Вступительное слово учителя.

Мы с вами уже знаем, что Африка – прародина человека. Население Африки состоит из коренного и пришлого. Современное население Африки относится к трем основным расам: (Перечислите)  европеоидная, экваториальная, монголоидная. (называют учащиеся).

Схема на доске:

Население Африки

        

                                                      Коренное        Пришлое

        Расы

        экваториальная               европеоидная                    монголоидная

Учитель

Сегодня за урок мы  совершим путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего путешествия познакомиться с населением Африки.

Работать мы будем в группах. При работе можете использовать энциклопедии, атласы, справочную литературу.

Свое путешествие мы совершим по плану: (Слайд 5)

  1. Расы и народы
  2. Размещение населения
  3. Численность и плотность населения

А как внимательно вы слушали  товарищей, мы узнаем в конце путешествия, так как в процессе  выступления  каждой группы должны заполнить таблицу:

Заполненная таблица (Слайд 25)

Название расы

Народы

Место проживания

Характерные черты

1.Европеоидная

Алжирцы, марроканцы, египтяне, берберы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

2. Экваториальная раса

Тутси, нилоты, масаи


Пигмеи

Саванны в северной части материка


Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см.

Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см)

3.Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

4.Промежуточная раса

Эфиопы


Малагасийцы



О. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа

Смешение монголоидной и негроидной рас

(Примерные ответы учащихся на слайдах 6 -21 презентации)

1 группа:

 Выяснить, какие народы относятся к европеоидной расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.

Ответ

2 группа:

Выяснить, какие народы относятся к экваториальной расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.

Ответ

3 группа:

Выяснить, какие народы относятся к монголоидной  расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.

Ответ

4 группа:

Выяснить, какие народы относятся к промежуточной расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.

Ответ

  1. Закрепление.  (Слайд 24)

Учитель:

А теперь давайте посмотрим на карту плотности населения Африки и выделим регионы с высокой плотностью и низкой. (Отвечают учащиеся).

(Слайд 26)

Ребята, а теперь давайте соотнесем полученные данные в ходе нашего путешествия и выделим в контурных картах  места размещения народов разных рас по территории Африки.

Выводы. /формулируют учащиеся/

    Учитель:

Сегодня мы постарались совершить путешествие по Африканскому континенту. Мы познакомились с населением Африки. Узнали много интересного. Цель нашего урока достигнута.

  1. Д/З: § 30.

Список использованной литературы:

  1. И.И. Нагорная  География. Поурочные планы. 7 класс.-Изд. «Учитель», 2003
  2. Энциклопедия «Страны и народы. Азия и Африка»-Изд. «Мир книги», 2007
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии» 7 класс, 2004
  4.  http://festival.1september.ru
  5. Журнал «География в школе» №4 2006г.

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

11

14

12

13

10

6

5

4

3

2

1

27

26

25

9

8

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Урок "Население Африки. Современная политическая карта"

урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие .  Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

население Африки

Расы и народы Африки...

Урок "Население Африки". 7 класс

Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"...

Презентация по теме "Население Африки"

Авторский медиапродукт: презентация по теме  «Население Африки», выполненная средствами Microsoft PowerPointВид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала....