Использование ИКТ на уроках географии
учебно-методический материал по географии по теме

Саломатина Нина Анатольевна

Преподавая географию считают, что использование ИКТ и компьютерной техники открывает огромные возможности, так как позволяет применять совершенно новую методику обучения на школьном уроке. Компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты, показать в динамике, повторить, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Все эти методические проблемы можно легко решить с помощью компьютера. Задачи, которые они ставят перед собой, вполне понятны и разрешимы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_geografii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Использование ИКТ на уроках географии

Преподавая географию считают, что использование ИКТ и компьютерной техники открывает огромные возможности, так как позволяет применять совершенно новую методику обучения на школьном уроке. Компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты, показать в динамике, повторить, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Все эти методические проблемы можно легко решить с помощью компьютера. Задачи, которые они ставят перед собой, вполне понятны и разрешимы:

- Создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке.
- Осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику.

- Передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютере.
- Сведение к минимуму вероятности формирования у учащихся «комплекса неполноценности».
- Повышение качества обучения.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель–ученик, практически разрушенной в связи с отнесением географии к разряду «устных предметов». Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большее количество терминов, имеющих латинские, греческие и английские корни, часто трудные для учащихся.

 Опыт инновационной работы убеждает в том, что использование ИКТ на уроке решает многие проблемы, при этом процесс усвоения материала протекает более эффективно.

Практическая составляющая программных продуктов по географии позволяет познакомить и научить детей работать с картой. Умения учащихся в результате практической работы становятся навыками. Метод проб и ошибок, за который никто не ругает, вызывает живой интерес к карте. Дети перестают ее бояться и начинают воспринимать как друга и помощника. География очень часто опирается на статистический материал, поэтому на уроках с использованием ИКТ можно использовать рабочую тетрадь, составленную в среде Excel. В ней можно отобразить статистический материал наглядно и в полном объеме.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понимается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы нам могут ИКТ. Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:

- Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
- Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка
.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, как мел и доска. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации.

 Что привело меня  в компьютерный класс? Прежде всего возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. На уроках в компьютерном классе нет привычной тишины, во время работы дети обсуждают проблему, с интересом следят за ходом урока. Переходя, от одной группы к другой, о чем-то спрашивают, что-то объясняют, нет привычной дистанции – учитель–ученик. И что особенно важно: труд на уроке – не испытание на выносливость, а процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь». 

В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера по курсу географии. Для организации индивидуальной работы или работы в парах эффективно создание рабочей электронной тетради, куда выносятся основные моменты урока (схемы, графики, карты, таблицы и др.). Рабочая тетрадь создается по принципу отдельных модулей в Excel. Удобство заключается в том, что набор модулей может дополняться новыми модулями, и каждый учитель может использовать тот набор модулей, который ему необходим на уроке. Экзаменующие программы используются для оценки уровня знаний учащихся. В тесте учитель сам задает уровень сложности, время, порядок прохождения теста учащимися. Рабочая тетрадь должна помочь учителю разнообразить формы урока, а учащимся – разобраться с огромным объемом информации, должна упростить и облегчить изучение предмета. Использование на уроке такой тетради способно:

- Гарантированно обеспечить вспоминание, активизировать до стандартного уровня необходимые исходные знания учеников перед данным уроком.

- Выровнять исходные для данного урока знания (уровни обученности).

- Обеспечить положительную мотивацию восприятия нового материала.

- Достичь оптимальной дисциплины урока.

- Планово проводить по сути не фронтальный, а индивидуальный контроль.  

В перспективе, хотим мы того или нет, но нам придется обратиться и к другим формам образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...