урок географии 8 класса с практической работой по теме "Составление картосхемы"Урбанизация в России"
план-конспект урока (география, 8 класс) на тему

Малыгина Ольга Владимировна
Практическая работа по теме: «Составление картосхемы «Урбанизация в России» проводится в 8 классе. Целью данной работы было составить картосхему для обобщения и применения полученные ранее знаний и учений на практике. В ходе школьных лекций ребята составляли опорный конспект по теме «Урбанизация в России» и «Городское и сельское население страны», которыми они пользовались во время всего практикума: как для устного ответа, главной задачей которого было повторить необходимый материал и активизировать учащихся для дальнейшего изучения темы, так и для выполнения работы на контурной карте. Основная работа практикума выполнялась на контурной карте по предложенному заданию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа по географии 8 класса

Малыгина Ольга Владимировна

Тема: «Составление картосхемы «Урбанизация в России».  

Цель: 

составление картосхемы для обобщения и применения знаний и умений по темам «Урбанизация в России», «Городское и сельское население страны».

Задачи:

  1. Повторить лекционный материал, необходимый для выполнения практикума.
  2. Нанести на контурную карту города миллионеры, агломерации и формирующиеся мегаполисы.
  3. Вспомнить классификацию городов по функциям, отразив ее на контурной карте с примерами.
  4. Продолжить формировать умения работать с атласом и статистическими материалами, анализировать, обобщать, ранжировать.
  5. Сопоставить названия одних и тех же  городов, которые меняли « свои имена».
  6. Формировать умения делать выводы, формулировать главные мысли, собственные суждения.
  7. Расширить кругозор учащихся, их жизненный опыт.

Оборудование:

  1. карта «Административно-территориальное деление России»,
  2. контурная карта,
  3. атлас 8 или 9 класса,
  4. статистический  и теоретический  материал учебника Алексеева ,
  5. презентация по теме «Урбанизация в России» ,
  6. логический опорный конспект, составленный по итогам 2х лекций.

Способы познавательной деятельности:

  1. мыслительная и проектная  деятельность,
  2. приемы анализа и сравнения,
  3. наглядность,
  4. эвристическая беседа,
  5. работа с картой, собственным опорным конспектом,
  6. самостоятельная работа учащихся,
  7. связь с жизненным опытом.

Результат работы: выполненная картосхема «Урбанизация в России»

Этапы урока:

  1. Повторение ( фронтальный опрос)
  1. Какие типы поселений вам известны?
  2. Какой тип появился впервые? Почему?
  3. Что такое город?
  4. Когда и как впервые в  нашей стране появились города?
  5. Что такое урбанизация?
  6. Как классифицируются города :

А) по людности

Б) по функциям?

  1. Назовите и покажите на карте города миллионеры РФ?
  2. Какой уровень урбанизации в России и мире?
  3. Что такое агломерация?
  4. Назовите крупнейшую агломерацию в нашей стране и мире?
  5. Что такое мегаполис?
  6. Где на территории России могут сформироваться мегаполисы?
  7. Назовите города, которые потеряли и вновь приобрели статус «города миллионера»?

  1. Работа на контурной карте.

Задания для учащихся :

  1. На контурную карту нанести города миллионеры с учетом численности населения.
  2. Приведите примеры городов по выполняемым функциям ( №18, Алексеев), обозначьте их пунсонами разного цвета ( по 2-3 примера).
  3. Красным пунсоном выделите крупнейшую агломерацию России.
  4. Пунктиром покажите формирующиеся мегаполисы страны.
  5. Покажите штриховкой самые  урбанизированные субъекты РФ и самые  «сельские» ( по 3 примера).
  6. Подберите группы названий для городов, которые меняли свои «имена»

Молотов, Нижний Новгород, Вятка, Екатеринбург, Царицын, Самара, Тверь, Ленинград, Горький, Санкт-Петербург,   Киров, Куйбышев, Калинин, Свердловск, Волгоград, Орджоникидзе, Устинов, Ульяновск, Дзауджикау, Екатеринодар, Симбирск, Ижевск, Владикавказ, Пермь, Сталинград, Краснодар.

Например: Царицын-Сталинград-Волгоград

  1. Закончи фразу, отразив в ней собственное суждение «Урбанизация – это….»

Примечание: ответы на задания №6-7 разместить на отдельном листе и прикрепить к выполненной картосхеме.

  1. Закрепление и обобщение полученных знаний
  1. Проверка выполнения заданий №6 и  №7

Ответы:

1. Нижний Новгород- Горький

2. Вятка – Киров

3. Екатеринбург – Свердловск

4. Самара – Куйбышев

5.Тверь-Калинин

6. Санкт-Петербург – Ленинград

7. Дзауджикау – Орджоникидзе – Владикавказ

8. Молотов – Пермь

9. Царицын-Сталинград-Волгоград

10. Ижевск – Устинов

11. Симбирск – Ульяновск

12. Краснодар – Екатеринодар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"

Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий....

Презентация по географии. 6 класс. Тема: Практическая работа"Обозначение крупнейших рек Земли" при изучении темы "Реки - артерии Земли"

Линия учебников " Полярная звезда" предлагает выполнение большого количества практических работ по географии. Но методических разработак не так много для того, чтобы учителю справиться с выполнением э...

Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса

Практическая работа №4   Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...

Учебный педагогический проект «Города воинской славы России» на уроках географии и во внеклассной работе

В условиях модернизации российского образования большое внимание необходимо уделять процессу воспитания. Имея большой стаж педагогической работы, считаю, что учителю любого предмета необходимо это дел...

Практическая работа № 1. Оценка особенностей географического положения России. 8 класс

Практическая работа № 1. Оценка особенностей  географического положения России. 8 класс...

Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и...

Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”

Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...