Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.

Пошаговое изучение корректирует и  активизирует деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации.   Урок опробован учащиеся точно прошли материал  по облегченному более доступному пути,  таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_klimat.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока  по географии

Учитель высшей квалификации:

Фомина Валерия Владленовна

Радел №2: Океаны и материки.

Тема №3:   Материк Южная Америка.

Урок №3: "Климат Южной Америки и факторы его формирования"

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач.
  2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
  3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.
  4. Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.
  5. Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.

Развивающие:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
  2. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
  2. Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов.
  3. Поддерживать психологический комфорт урока.

Оборудование:

  1. Карта Южной Америки (физическая).
  2. Климатическая карта Южной Америки.
  3. Климатическая карта мира.
  4. Плакат «Южная Америка - самый влажный материк»
  5. Атлас по географии, 7класс.
  6. Климатическая карта Южной Америки с климатическими диаграммами Географические задачи.

Ход урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с Южной Америкой и на этом уроке мы изучим особенности климата данного материка. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос, почему Южная Америка – самый влажный материк? (На доске до начала урока вывешен плакат «Южная Америка – самый влажный материк). 

Итак, тема урока «Климат Южной Америки и факторы его формирования».

Откройте тетради и запишите число, тему урока. Начнем нашу работу с анализа карты «Климатические пояса и области мира».

Подготовьте карту в   атласе.

Вопрос: Назовите, в каких климатических поясах находится материк Южная Америка? 

Вопрос: Вспомните особенности названных вами типов климата?

Обратите внимание, материк сужается к югу, поэтому в умеренных широтах нет условий для сильного нагрева летом.

Вопрос: Сравните набор климатических поясов Южной Америки с климатическими поясами Африки и Австралии. Объясните причины сходства и различия. 

(В Африке отсутствует умеренный климатический пояс, в Австралии - экваториальный пояс; в Африке - все климатические пояса, кроме экваториального, парные. В Южной Америке - два субэкваториального пояса, наличие умеренного климатического пояса, который занимает достаточно большую площадь. Эти особенности связаны с размерами материков и их географическим положением).

Ребята, вы ещё раз повторили, что географическое положение и размеры материка являются климатообразующими факторами.

Вопрос: Какие еще климатообразующие факторы вы можете назвать? 

Рельеф – расположение горных хребтов, морские течения, господствующие ветра, высота над уровнем моря, соседство с другими материками.

(Учитель по ходу ответа учащихся прикрепляет таблицы «климатообразующие факторы», затем таблицы «географическое положение», «размеры материка» и др.)

Давайте выявим влияние климатообразующих факторов на особенности климата Южной Америки, а для этого вам придется решить ряд географических задач. Для их решения вам опять понадобится карта.

Страница атласа «Климатическая карта Южной Америки»

Задачи: 

1. Весь гигантский мир Амазонии – болота, леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет больше подобного природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?

(Господствующие в.м. – пассаты, географическое положение – наличие экваториального и субэкваториального климата; рельеф – Анды, Амазонская низменность, теплое течение – Гвианское).

2. Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют, и какие причины приводят к образованию таких мест.

(Рельеф - Анды, господствующие в.м. - пассаты для Колумбии, западный перенос для Чили).

3. Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. В самом деле, одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 южной широты. Эта полоса, протянувшаяся примерно на 4520 км, включает и пустыни, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни. Найдите на карте эту полосу. Объясните происхождение этих пустынь.

(Холодное перуанское течение, географическое положение - тропический климат).

Вопрос: На физической карте найдите, как называется самая известная и большая пустыня тихоокеанского побережья Южной Америки. (Атакама).

Видеоролик «Пустыня Атакама» (с использованием демонстрационного материала). 

Между 22-27 южной широты вдоль берега Тихого океана, занимает впадину Атакама, тянется примерно на 1000 км пустыня Атакама, которая относится к типу береговых пустынь. Холодное Перуанское течение, охлаждает воздух, препятствуя поднятию его вверх и выпадению осадков. Температура воздуха в пустыне в среднем достигает +16 С. Осадки выпадают не ежегодно, в среднем менее 50 мм в год. Полное отсутствие осадков или их малое количество компенсируется обильными росами и туманами, которые образуются вследствие высокой влажности воздуха (до 80 %)

Задачи: 

4. Пустыня Патагонии — единственная в Южном полушарии, расположенная на восточном побережье материка. Какие климатообразующие факторы способствуют её существованию?

(Рельеф –– Анды задерживают западный перенос, холодное Фолклендское течение не дает формироваться осадкам).

5. Расскажите о значении Анд как главном климаторазделе Южной Америки.

(Работа с климатической картой из учебника О.В. Крыловой; на настенную климатическую карту Южной Америки, учитель прикрепляет климатические диаграммы, аналогичные карте из учебника).

Вывод: Анды задерживают воздушные массы, а, следовательно, и осадки, что приводит к формированию засушливых территорий, а, следовательно, климатических областей. 

(Записать под диктовку в тетрадь, диктует один из учеников, или ученик записывает на доске, а остальные учащиеся переписывают в тетрадь).

Физминутка.

6. * Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка? Если вы затрудняетесь с ответом, вспомните, как влияет на климат Австралии большой Водораздельный хребет.

(Анды бы задерживали пассаты, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье формировались пустыни, примерно до 30 южной широты; в умеренных широтах было бы увлажнено западное побережье и центральная часть, а на восточном побережье – пустыня, так как здесь ещё проходит холодное течение).

7. Какие формы рельефа Африки выполняют роль климатораздела? Свои суждения аргументируйте.

(Атлас задерживает западный перенос, Драконовы горы – пассаты).

8. Какой материк будет особенно сильно влиять на климат Южной Америки?

(Антарктида оказывает охлаждающее влияние на южную часть материка из-за своей близости)

Выполняются, если класс сильный и позволяет время на уроке.

В связи с отсутствием горных хребтов широтного направления вся Южная территория открыта и холодным Южным (памперо), и Северным (нортес) ветром. Зимой обычно дует холодный Южный ветер, который вызывает сильное похолодание.

Памперо налетают с необыкновенной быстротой и приводят к резким понижениям температуры. Эти ветры приносят огромное количество пыли, а на крайнем юге ветер носит характер снежных бурь.

Осталось рассмотреть, как влияет на климат высота над уровнем моря.

Сообщение учащихся или учителя. В Андах хорошо выражена высотная климатическая поясность. В нижнем поясе гор климат не отличается от климата окружающих равнин. При подъёме в горы изменяется температура и режим осадков, на вершинах лежат снега и ледники. Особенно суров климат Анд в тропическом поясе на высоких центральных плоскогорьях, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки даже летом выпадают в основном в виде снега и их очень мало. Здесь расположены самые сухие и бесплодные высокогорье в мире.

Молодцы! Вы провели грамотное, доказательное исследование особенностей климата Южной Америки и теперь сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока.

Климатическое своеобразие каждого из Южных материков можно выразить очень лаконичной характеристикой: Африка - самый жаркий материк, Австралия - самый сухой материк, а Южную Америку называют самым влажным материком.

Докажите правильность этого выражения. 

  1. Большую площадь занимает экваториальный и субэкваториальный климатические пояса.
  2. Субтропический и тропический климатические пояса занимают небольшую площадь из-за того, что материк сужается к югу.
  3. Наличие умеренного климатического пояса на самой узкой части материка.
  4. На материк с океана приходят пассаты и западный перенос.
  5. Теплые течения у берегов усиливают влажность воздуха.
  6. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, т.к. это климатораздел.

(По ходу ответа учащихся, учитель, под плакатом «Южная Америка - самый влажный материк», вывешивает заранее написанные доказательства).   Запишите, пожалуйста, в тетрадь названные вами доказательства.

Итак, мы с вами успешно ответили на вопрос, поставленный в начале урока.

А в качестве закрепления, ребята, я предлагаю вам выполнить небольшую  домашнюю работу работу.  Составьте кроссворд из названий пустынь

Вы все молодцы, оценки за урок получают…

Наш урок закончен, всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Методическая разработка урока по теме «Климат».

Цель урока: сформировать понятие «климат», познакомить с основными показателями климата и способами их отображения....

Разработка урока 7 класс "Климат" Южной Америки"

Представлена разработка урока по 7 классу "Климат Южной Америки"....

методическая разработка ""Климат Южной Америки и факторы его формирования""

Данная разработка была состалена для проведения открытого урока на районном семинаре...

План урока географии в 7-ом классе на тему «Климат Южной Америки и факторы его формирования ».

Цель урока: сформировать  представления об особенностях  климата Южной Америки. В ходе поисковой работы учащихся выявить факторы, влияющие на формирование  климата Южной Америки...

Методическая разработка урока географии.Природные зоны Южной Америки

Тип урока ___ урок открытия новых знаний Цель _ способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систем...


 

Комментарии

Создано для развития познавательного интереса школьников.