Урок по теме: "Климат Южной Америки"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Смирнова Эльвира Мэлсовна
См. документ Word

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_klimat_yuzhnoy_ameriki.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Климат Южной Америки" (7-й класс)

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.

Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов; развивать навыки взаимодействия между учащимися при работе в группах.

Развивающая: развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.

Оборудование:  физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, учебники, таб. с названием климатических поясов, климатограммы, презентация (PowerPoint) «Климат Южной Америки», мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

а) на интерактивной доске ученик готовит практическое задание: 2 - 4 с диска «Наш дом-Земля»

б) устный опрос: Ю.А. в свете литосферных плит, рельеф западной части материка; рельеф востока материка.

II. Организационно-мотивационный момент. Создание проблемы для постановки цели урока. (Актуализация опорных знаний)

1. Может ли рельеф влиять на движение воздушных масс? (да, равнинный рельеф не препятствует проникновению в.м., а горный является барьером).

2. В.М. какого океана будут свободно перемещаться по материку? (с Атлантического, т.к. на востоке расположены обширные равнины)

3. А еще, что благоприятствует? (пассаты), на интерактивной карте расставьте стрелки ветров (пассаты, западные)

Итак, какую нам предстоит сегодня изучить тему? (Климат Южной Америки) Слайд № 1

– Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? (Основные и переходные).

 – Назовите основные и переходные климатические пояса?

– Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? (Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие)

 – Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. Стр. 44 учебника, рис. 21 (Географическое положение, воздушные течения, подстилающая поверхность (суша, океан, холодные и теплые течения), высота над уровнем моря и т.д.)

– Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный)

Класс делиться на 5 групп. По желанию каждая группа выбирает для характеристики один климатический пояс. Работа выполняется в таблице (бортовой журнал), приготовленной заранее на отдельных листах по плану, причины указываются в нижней части листа. В таблицу вносят только главные признаки.  Работ ведется по тексту учебника § 42, атласам и дополнительному раздаточному материалу. Время на подготовку 10-15 мин.

Бортовой журнал «Характеристика климатических поясов Южной Америки»

Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры, °С

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

Января

(лето)

Июля

(зима)

Экваториальный

Вывод и причины особенностей пояса:

Рекорды:

Используйте стр. 103 учебника

Какова цель нашей работы на уроке? Изучите таблицу и ответьте на вопрос.

Учащиеся формулируют цель урока: выяснить характерные особенности климатических поясов, определить причины  их (особенностей) своеобразия.

III этап. Рефлексия.

Заслушиваем результаты исследований в группах:

  1. Экваториальный пояс
  2. Субэкваториальный
  3. Тропический
  4. Субтропический
  5. Умеренный

Бортовой журнал «Характеристика климатических поясов Южной Америки»

Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры, °С

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

Января

Июля

Экваториальный

Экваториальная

+ 24°

+ 24°

2000 – 3000 и более мм

Отличается высокими t и равномерным выпадением осадков в течение года. Причины: Солнце высоко весь год; господствуют Э.В. (влажные)

Субэкваториальный

Летом – экваториальная

Зимой - тропическая

+ 24°

+  24°

1000 – 2000 мм, летом

Выделяются два сезона года: влажное лето, и сухая  зима. Причина: Смена воздушных масс по сезонам года.

Тропический

Тропическая

+ 24°, в горах

 + 8°

+ 16° в горах 0°

От 100 мм на западе (пустынный) до 1000 мм на востоке (влажный)

Выделяют пустынную область на западе и влажную на востоке. Причина: Юго-восточные пассаты с теплого Бразильского течения и равнинный рельеф. Рекорды: самое засушливое место в мире пустыня Атакама.

Субтропический

Летом – тропическая,

зимой - умеренная

+ 24°до + 16°

+ 8°

На западе 500мм (средиземноморский), в центральной от100до 250 мм (континентальный), от 500-1000мм (с умеренным увлажнением).

Включает несколько климат. областей: средиземноморскую на западе, континентальную в центральной части, с умеренным увлажнением на востоке. Причины: переходный пояс,   зимой – господствует У.В. прохладно, западный ветер, формирует средиземноморский климат (влажный). Рекорды: абсолютный максимум t + 46°С Кордова.

Умеренный

Умеренная

+ 8° до

+ 16°

+ 4 - 6°

От 250 мм на востоке (умеренно-континентальный) до 2000мм на западе (морской).

Климат контрастен. На западном побережье он морской (зима теплая с пасмурной ветреной погодой, лето – влажное, прохладное)   в восточной части континентальный умеренный с прохладной малоснежной зимой и сухим теплым летом. Рекорды: самая низкая t Ю.А. – 33°С  Сармьенто

Учащиеся вспоминают, что отображается на климатограмме?

 Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор.

 Проверка правильности выполнения задания (слайды 7–11).

– Кроме того, на материке есть области высокогорного климата, где они находятся? (В Андах)

 Его особенность – изменение  климата при подъеме от подножия к вершине.

 – Назовите характерные черты горного климата.

 Характерными  чертами горного климата являются:

  1. разряженный сухой воздух;
  2. большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;
  3. сильные ветры, поднимающие пыль и песок;
  4. обилие ультрафиолетовых лучей.

 Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно и выявили причины их своеобразия.

IV этап (оценочный). Подведение итога урока.

Вариант № 1

Каждая группа получает задание на определение типов климата по описанию.

Какой тип климата Южной Америки описан?

  1. «Температура зимы + 4°, + 5°, температура лета +12°. Количество осадков 2000 мм в год и более. Выпадают равномерно в течение года».  А) субтропический влажный; Б) умеренный морской; В) тропический пустынный; Г) умеренный континентальный.
  2. «Лето достаточно тёплое + 15°, + 20°, сухое. Зима прохладная, малоснежная. Количество осадков небольшое – до 300 мм в год». А) субтропический влажный; Б) умеренный морской; В) тропический пустынный; Г) умеренный континентальный.
  3. «Температура лета выше + 20°, температура зимы + 16°. Осадков выпадает абсолютный минимум 3 мм в год и те в виде росы» А) субтропический влажный; Б) умеренный морской; В) тропический пустынный; Г) умеренный континентальный.

Учащиеся получают лист с заданиями вариант № 2

Признаки

Климатический пояс

ответы

1. Туманы единственный источник влаги.

Экваториальный

4, 9

2. Разница между летними и зимними температурами воздуха незначительна, однако характерно сезонное выпадение осадков – сухой зимний период и влажный летний.

Субэкваториальный

2, 8

3.Летом жаркое, зима теплая, осадки в основном зимой.

Тропический

6

4.Зимой и летом высокая температура, осадки бывают на протяжении года?

Субтропический

3, 10

5.Климат здесь особенно контрастен, на западном побережье он морской, в восточной части континентальный.

Умеренный

5,7

6.На западе находиться самое засушливое место на Земле, а восток равномерно увлажнен в течение года.

7. Случаются снежные метели.

8.В каком поясе находится Оринокская низменность и Гвианское нагорье.

9. Включает территорию Амазонской низменности и Северных Анд?

10. Занимает территорию между 30° и 40°ю.ш.?

 Время выполнения 3 минуты, учащиеся обмениваются работами.  Проверяют, сверяя с правильными ответами на доске. Выставляют оценки и сдают учителю. Норма оценок: при 10 -9 правильных ответах оценка «5»; при 8 – 6– «4»; при 5 – 3 –«3»;

V. Домашнее задание.

 Прочитать параграф 42 «Климат Южной Америки», проанализировать климатические диаграммы в параграфе рис. 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: "Климат Северной Америки"

материал к уроку по разделу Северная Америка курса географии материков и океанов....

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Урок-практикум 7 класс Южная Америка

Тема: «Южная Америка» Заключительный урок – практикум   Составление по картам и другим источникам комплексное описание Южной Америки. Цель урока: - закрепление умений комплексного использован...

урок- обобщение по теме:"Южная Америка"

Урок обобщающего повторения по теме: "Южная Америка". Форма работы на уроке - групповая....

урок - виртуальное путешествие по Южной Америке

Идея подобного урока обобщающего повторения  заимствована  в общих чертах на одном из учительских сайтов. Подбор  учебного материала и детализация урока сделаны мной. Данные уроки я про...

Конспект урока "Население и страны Южной Америки"

Статья представляет собой конспект урока по теме "Население и страны Южной Америки" для 7-х классов....

Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"

В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.Пошаговое изучение корректирует и  активизируе...