Республика Алтай
план-конспект занятия по географии (8 класс) по теме

Ербалина Нина Викторовна

 

Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины « Республики АЛТАЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Республика Алтай78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Республика Алтай                              8 класс

Образовательная – создание условий для расширения и углубления знаний учащихся о природе своей родины РА

Развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, коммуникативной компетентности обучающихся.

Воспитательная – повышение мотивации учащихся к изучению природы и культурного наследия РА, формирование патриотического чувства, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Оборудование: , физическая карта  республики Алтай; жетоны для оценки правильного ответа, DYD-фильм, компьютер, учебник « Мир заповедный природы Алтая»

Тип урока: новых знаний

                                                   ХОД УРОКА

1. Орг.момент Класс делится на группы

2.Новая тема

-Сейчас вы посмотрите филь и скажите о какой территории говорится будем сейчас?

( показ фильма)

3 Прослушайте стихотворение  Г.Кондакова Колокол земли с.8. ( Мир заповедный природы Алтая).

О каком красивейшем уголке нашей Родине сегодня мы будем говорить?.

Какие ассоциации у вас возникают при слове республика Алтай?

   ( ученик на доске записывает слова об алтае)

А теперь составьте легенду  используя эти слова.

 

- Сейчас вы раскроете учебник мир заповедный природы Алтая и прочитаете текст с.8-21.

-Читая текст вы выделите для себя, что же вы:

-знали

 узнал новое ?

- диалог между детьми

- Перед вами лист вы должны

Тема нашего урока?

Какую цель   урока мы с вами поставим для изучения этой темы?

- Перед вами лист  и вы должны  теперь создайте проект:

1.-Метод « Зигзаг»-мини кластер

-2.

      Плюс ( + )

        минус        ( - ) -

Интересно

 Итог урока:

Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины « Республики АЛТАЙ»

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

2.

Вступительное слово учителя

.

Вопросы записываются на доске. Учащиеся отвечают на вопросы.

3.

Слайд1

Слайд-шоу (Приложение 1)

Видео салон «Здесь нам посчастливилось родиться»

Звучит песня Евдокимова М.С. Алтай (запускается щелчком мыши)

Работа творческой группы – показ слайдов и комментарии

Слайд 2

Алтайский край представляет собой уникальную территорию Сибири. Алтай не просто горы, леса, реки, водопады. Это живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов и трав.

 

Слайд 3

70 лет Алтайскому краю!

 

Слайд 4

Старейший на Алтае, он был одним из творений Петра, пусть не столь судьбоносным для державы, как северная столица, но крайне важным для обороны Российского государства.
18 июня 1709 года была срублена крепость мозолистыми руками сибирских казаков.
Он пережил исторические вехи России. Сегодня, не смотря на свой возраст 300 лет, молодеет и становится краше – город Бийск

 

Слайд 5

Бийск! Как много в этом слове есть –
Музеи, выставки, скульптуры...
Здесь не уместна будет лесть.
Как много в городе культуры!
Студентов город, спору нет,
Куда не глянешь – институты.
Науки будущей здесь свет,
Идут года, бегут минуты...
Как много здесь людей известных!
Умов пытливых целый клад!
Открытий множество чудесных!
И Бийск теперь наукоград!

 

Слайд 6

Наша алтайская земля вскормила многих известных людей. Навсегда вписаны в историю края имена: И.И. Ползунов,изобретатель первого в мире парового двигателя; Аносова П.П., металлурга, создателя первой чугунно-паровой дороги. Здесь жили космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев; В.М Шукшин писатель и режиссер и многие другие

 

Слайд 7

Неповторимы ландшафты Алтайского края. Взаимное проникновение предгорных степей, пустынных ландшафтов и горной тайги создают контрастные сочетания, пленяющие глаз. Здесь почти все природные зоны России, за исключением субтропиков.

 

Слайд 8

Более 21 % площади края занимают лесные экосистемы – это не только источник древесины, пищевых и лекарственных растений, но и стабилизатор состава биосферы.

 

Слайд 9

Сосновые ленточные боры – это уникальные нигде больше в мире не встречающиеся природные образования. Сосна там необычная, она устойчива к загрязнению и засолению – эти реликты приурочены к сухим руслам рек, возникшим после оледенения. До того самого оледенения, которое уничтожило всю пышную широколиственную растительность на Алтае, кроме двух рощ из лип на северо-востоке края. Сорокинская и Ботуровская рощи перенесли оледенение, и живут по, сей день.______

 

Слайд 10

Чемпионом наших лесов считается лиственница – она образует парковые леса.

 

Слайд 11

Настоящее чудо – кедр. Это дерево – комбинат, дает орехи, по питательным свойствам не уступающие сливкам

 

Слайд 12

Уникальные ландшафты бальнеологические условия климата предгорий, сосновых ленточных боров и степных озер привлекают людей со всей России для отдыха и туризма.

 

Слайд 13

Богатство любой территории определяется наличием природных ресурсов. Алтайский край – источник сельскохозяйственной продукции. Это связано с наличием больших площадей земельных ресурсов (Кулундинская и Предалтайская равнины). Золото России – Алтайские чернозёмы. По мощности плодородия занимают ведущее место.

 

Слайд 14

Наш край обладает солидной минерально-сырьевой базой – полиметаллы, железная руда. "Нет в мире района, в котором были сосредоточены декоративные камни столь разнообразной окраски. Яшмы и порфиры, мраморы, граниты прославили нас на всю Россию", писал геолог, академик А.Е. Ферсман.

 

Слайд 15

Особенности географического положения обусловили разнообразие не только флоры, но и фауны. В крае обитает около 90 видов млекопитающих, 270 видов птиц, многочисленен класс насекомых. Панты, мускусная железа кабарги, медвежья желчь, пушнина – надёжный валютный запас России.

 

Слайд 16

Хорошие предпосылки есть для использования не древесных растительных ресурсов. Значительны запасы лекарственного сырья. В научной медицине используется около 60 видов растений, 80% всей продукции фармацевтики полностью исключают присутствие химических компонентов

 

Слайд 17

Озера края – это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор. Территория Алтайского края расположена в бассейне реки Обь. Это крупнейшая река мира пересекает равнинную часть Алтая на протяжении 453 км. На равнинах края множество озёр (более 5000) – самые большие – Кулундинское (728 кв. м), Большое Яровое .

 

Слайд 18

Реки малые и большие выполняют огромную геохимическую работу в круговороте веществ. Это местообитание аборигенной растительности и животных, особенно птиц.

 

Слайды 19-20

Алтай – золото России, его бескрайние ковыльные степи и всхолмлённые предгорные равнины, березовые колки и сосновые боры, горные хребты и долины, могучие кедры, лиственницы, быстрые горные реки и широкая величавая Обь заслуживают высшей пробы.

 

Слайд 21

Мы должны сберечь его для других! В нашем крае есть эталоны природной красоты – 36 заказников, 143 памятника природы и конечно, заповедные места – музей природы – Тигирекский заповедник

 

Слайд 22

Алтайский край воистину чудесен.
Твой дар для ищущих сердец,
И все слова из лучших песен
Плетут грядущий твой венец

 

Звучит песня Евдокимова М.С. "Алтай" (запускается щелчком мыши)

4.

Кокурс «Знатоки родного края» (презентация не предлагается т.к.не соответствует нормативам конкурса).

Тема: Полезные ископаемые. Внутренние воды

Вопрос 1. Что в переводе с алтайского означает названия рек Бия и Катунь?

1. Друг и подруга
2. Источник и горная река
3. Господин и девушка

Вопрос 2. Какие месторождения полезных ископаемых на Алтае не используют?

1. Железные руды
2. Полиметаллические руды
3. Мрамор

Вопрос 3. На каком заводе изготовлена эта ваза (на слайде)?

1. Пуштулинский
2. Колыванский
3. Змеиногорский

Вопрос 4. Какие глины из представленных на слайде добывают на Алтае?

1. Желтые
2. Бежевые
3. Красные

Тема: Флора и фауна

Вопрос 1. Какое из представленных растений является реликтовымна Алтае?

1. Береза
2. Дуб
3. Липа

Вопрос 2. Сколько заповедников находится на территории Алтайского края?

1. Два
2. Три
3. Один

Вопрос 3. Объект КРАСНОЙ КНИГИ Алтайского края?

1. Тетерев
2. Кречет
3. Ворон

Вопрос 4. Статус растения Пион уклоняющийся (Марьин корень)

1. Ресурсный охраняемый вид.
2. Исчезающий вид
3. Редкий эндемичный вид

Тема: памятники природы, истории и культуры

Вопрос 1. В какой категории особо охраняемых природных территорий нуждаются эти объекты города

  1. Памятник природы
  2. Заказник
  3. Национальный парк

Вопрос 2. Название улицы старого «купеческого» Бийска?

1. Социалистическая
2. Кузнецкая
3. Кирова

Вопрос 3. Старейшее производственное предприятие города Бийска?

1. Табачная фабрика
2. Бийский льнокомбинат
3. Завод Сибприбормаш

Вопрос 4 . Когда и с какой целью было построено это здание?

1. Дом Сычовых, 1890 г.
2. Народный дом, 1914 г.
3. Торговый дом Игнатьевых, 1914 г.

 

5.

Подведение итогов конкурса

Определение ведущего знатока родного края.
(При равном количестве жетонов проводится Блицтурнир)

Учитель: Вопросы для Блицтурнира

1. Назовите города Алтайского края
2. Назовите водные артерии Алтайского края
3. Назовите исследователей Алтая
(1–3 по принципу кто назовет больше)
4. Какие особенности расположения города Бийска вы можете назвать.
(Находится в междуречье священное место, находится на двух равнинах: Предалтайской равнине и на Бие-Чумышской возвышенности)

Подсчет жетонов

6.

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Рефлексия

1. Способствовал ли урок расширению вашего кругозора по краеведению?
2. Оцените форму проведения урока.
3. Какие умения и навыки вы получили при подготовке к уроку?

 

Учитель: Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины «АЛТАЙ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для участников конкурса "Сердце отдаю детям - 2012" в Республике Алтай

Ежегодно в Республике Алтай проходят Недели педагогического мастерства работников образования. Вот и в этом году меня попросили провести психологический тренинг для участников. Вот что получилось!...

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Отчет о результатах самообследования бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Республиканский классический лицей»

Данный документ был подготовлен в 2012 году для прохождения государственной аккредитации БОУ РА "РКЛ"....

Урок географии 9 класс по теме: "Поверхность Республики Алтай"

Тема: «Поверхность Республики Алтай».Цели: Знакомство обучающихся с поверхностью нашей республики, основными формами рельефа.Задачи:1.  Познакомить обучающихся с основными формами рельефа Р...

Урок географии 9 класс тема:Население Республики Алтай , его состав

Тема: «Население, его состав».Цель: Знакомство обучающихся с населением Республики Алтай.Задачи: 1. Познакомить обучающихся с населением Республики Алтай, его численностью, националь...

Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: Население Республики Алтай , его состав

Учебная презентация к уроку географии 9 класс школа VIII вида. Тема: "Население Республики Алтай , его состав"...

История прокуратуры Республики Алтай на уроках математики

Изучение истории прокуратуры Республики Алтай через решение математических задач...