Население Урала
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Федосеева Людмила Михайловна

Разработка урока по географии в9 классе " Население Урала"Технология: формирование правильного типа читательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_urala.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Население Урала»    География   9 класс

Учитель: Федосеева Людмила Михайловна,

                          ГОУ 524 Московского района Санкт - Петербурга

Цели:

  1. Дать  характеристику населения как фактору развития хозяйства региона; многонациональность  как условие многообразия хозяйства  и культур региона, индентифицировать себя в многонациональном  обществе.
  2. Показать уникальность  населения Урала,  региона, все века работающего на прогресс России. Познание хозяйства региона через профессии.
  3. Благодаря групповой форме работы отрабатывать умение четко, логично излагать мысль.
  4.  Продолжить формирование умения работы с текстом: выделение главной мысли, преобразование текста в таблицу; использовать географические карты как источник информации.
  5. Учить видеть красоту, созданную человеком, восхищаться ею, беречь.

Оборудование урока:

  1. Физическая и экономическая карты Урала ( настенные и в атласах)
  2.   Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова Учебник географии 9 класса,  

« Вентана – Граф», 2011

  1. Презентация к уроку.
  2. Коллекция горных пород Урала ( выставка друз  горных пород, ювелирных украшений из яшмы, малахита)
  3. Карточки – задания для групп.
  4. Технологическая карта у каждого учащегося.

Опережающее задание к уроку:

1.  Где в Петербурге можно увидеть красоту Урала, прикоснуться к истории   его  освоения?

2. Произведения каких русских писателей знакомят нас с природой, населением Урала?

( Учащиеся выполняют  задание  по желанию)

Чем может гордиться район? (Красотой ландшафта, природными ресурсами, людьми).

Сегодня на уроке мы  рассмотрим  гордость Урала – население.

По ходу урока заполняется технологическая карта.

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: не каждому выпадает в жизни радость побывать на Урале. Но даже  не покидая наш город, можно представить красоту и величие этого края.

 Задание классу: (проекция вопросов на  экране)

  1. Какие чувства вызывают эти объекты культурного наследия?
  2. Как называется профессия человека, сотворившего это чудо?
  3. Востребована ли сегодня  эта профессия?

1 ответ: На Руси Урал  называли Камнем, красоту горных пород можно увидеть в Эрмитаже, в Малахитовом зале  (демонстрация слайдов)

 На первом этаже находится знаменитая малахитовая  ваза.

2 ответ. При строительстве храма Спаса на крови использованы горные породы Урала. Мастера гранильных фабрик Екатеринбурга и  Колывани работали над внутренним убранством храма

3 ответ учащегося.  С детства каждому знакомы сказы Бажова: «Малахитовая шкатулка»,

« Каменный цветок», « Серебряное копытце»

Как известно, хозяйка Медной горы жила на Урале: « …Комнаты большие под землей… а стены все разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медны Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, узукрашено, что и сказать нельзя. И платье… на Хозяйке  меняется. То оно блестит, будто стекло,… а то алмазной осыпью засверкает…потом опять шелком зеленым отливает…»

Обсуждение вопросов.

1 Что вас восхитило? (красота природных камней, мастерство рук человека)

2.Как называется профессия человека, создающего такую красоту? Востребована ли эта профессия в настоящее время? ( каменотесы, камнерезцы, реставраторы; сегодня как никогда ценят красоту природного материала, работа реставраторов востребована   не только в нашем городе)

3.Какими чертами характера должны  они обладать? ( выносливость, физическая сила)

4.Кто традиционно работал с камнем? ( мужчины)

5.Какая проблема, связанная  с занятостью населения, издавна существовала на Урале?  (проблема занятости женского населения)

2. Определите самую распространенную профессию на Урале, используя по выбору:

А) экономическую карту  Урала в атласе

Б) поэтические строки,  (проектируются на экран)

« Урал! Опорный край державы.

Ее  добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец»

Ответ: металлурги, рудознатцы.

Какое влияние на жизнь коренных народов Урала оказало развитие в регионе горного дела и металлургии

Учитель: уникальность района состоит в том, что на протяжении 300 лет район имеет важнейшее значение в судьбе России.

О чем свидетельствует этот факт?

3.Роль района в экономике страны.

В 18, 19 веках уральское железо закупала Швеция, известный производитель металла.

Уральское железо стояло  100 лет на кровле, даже без покраски.

( На Урале выплавляли качественный металл, он успешно конкурировал на мировом рынке)

Такое возможно только при передаче секретов производства от отца к сыну.

 На Урале  профессия металлурга всегда была семейной, существуют династии металлургов!

20 век. Великая Отечественная война принесла беду  всем народам страны.

У Урала  была особая роль.

Какими качествами  характера  должны обладать люди любой национальности Урала?

Именно на Урал были эвакуированы заводы с Европейской части страны. Из всех эвакуированных 1523 заводов Урал принял 667, на них работали 10 млн. чел. Это объяснялось стратегическим положением района. На Урал был эвакуирован наш Кировский завод, через  три недели он уже давал оружие для фронта. Каждый второй снаряд был произведен именно на Урале.

… « Тогда, бывало, поголовно

     Весь фронт огромный повторял

   Со вздохом нежности сыновней

 Два слова:

              - Батюшка Урал…»

Волга – матушка – рубеж в годы Великой Отечественной войны, за который не был пропущен враг. На Урале ковалась победа над врагом.

Люди какой профессии ковали победу? ( машиностроители, работающие в ВПК)

(Черты характера уральского населения: патриотизм,  стойкость, доброжелательность, организованность)

Роль Урала в 21 веке

Россия экспортирует металл, в том числе  уральский.

Дать оценку этому факту.

( Урал и теперь не потерял своей экономический  мощи)  

4.Особенности населения Урала.

Групповая форма работы. Группа работает по заданию 6 мин.

 ( карточки с заданием – на столах. 1 и 6 группы имеют дублированные задания)

1 группа. Как географическое положение сказалось на  истории освоения территории, национальном составе населения.

                Учащиеся по выбору работают:

А) текст учебника стр.250

Б) карта  атласа народов   России.

1.Как географическое положение сказалось на истории освоения территории, национальном составе населения?

2.   Назвать древнейшие народности Урала ( вогулы, остяки, башкиры)

         2 группа.    Каков  современный национальный состав  населения Урала?

Источники информации по выбору учащихся:

А) текст учебника стр.250

Б) карта атласа « Народы России

Заполнить таблицу .

Национальный состав Урала.

Народы

Религии

Языковые семьи

Русские – 80 % населения

православие

индоевропейская

коми - пермяки

православие

уральская

башкиры, татары

мусульмане

алтайская

Вывод учащихся: регион имеет многонациональный состав населения, пестрый состав.

Чем объяснить многонациональный состав населения Урала? (История заселения.) Ответы: главная черта географ. Положения – пограничность, транзитность, как следствие,  Урал – многонациональный район.

Как проявляется многонациональность  а ) в культуре,  б) в хозяйстве?

( 80% населения русские:  при переселении шло распространение русской культуры. В настоящее время идет взаимодействие, обогащение культур народов. Урал – образец  толерантного отношения народов).

В какой части Урала нац. состав населения наиболее пестрый и с какими факторами это связано?

3 группа. В Ленинградской области много промышленных городов, почему только на Урале возник уникальный  тип « город – завод»? Какое следствие имеет этот тип городов?

                     Работа с текстом учебника стр.248, рис.139, физической картой атласа.

Отчет группы.

Причины создания городов – заводов:

       1. Концентрация промышленного производства.

       2. Природный фактор: строительство городов в горных котловинах ( он то и исключает возникновение подобной  ситуации в  равнинной Лен. области)

      3.  следствие: экологическая напряженность ( концентрация грязных производств).

Как можно  снизить экологическую напряженность региона?

       ( возможно  дать предложения на след уроке)

4 группа. Как влияют особенности населения на развитие хозяйства?

Работа с текстом стр. 248. Характеристика населения.

А) Численность населения

Б) Естественный прирост населения.

В) Плотность населения

Г)  Дать оценку трудовым ресурсам района.

Отчет группы.

5 группа. Почему на Урале много городов?

Работа с текстом стр. 248. Ответы на вопросы

А) Чем объясняется высокий уровень урбанизации Урала?

Б) Назвать  и показать города – миллионеры.

В). Какие группы городов представлены на Урале?

Отчет группы.

5.Подведение итогов.

Рефлексия.

Особенности населения Урала

1.Урал – один из самых многонациональных районов.

2.Большая численность городов на Урале.

3.На Урале сформировался особый тип городов: город – завод.

4.Высокий процент городского населения.

5.Плотность населения выше, чем по стране.

6. Домашнее задание по выбору:

Подготовить информацию  для туриста об одном из городов – миллионеров Урала

 ( возможна презентация)

Литература к уроку:  

  1. Е.А. Таможняя. С.Г. Толкунова  « География России. Хозяйство. Регионы», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, « Вентана – Граф» 2011
  2. Ru.wikipedia.org.
  3. Teen gye.ucoz.ru.pub/ucheba.naselenie urala
  4. Бажов П.П. « Уральские сказы»  Лениздат  1984
  5. Корнев И.Н. « Географический образ Урала в произведениях Д.Н. Мамина – Сибиряка» География№7, 10, 2003

Технологическая карта « Население Урала»

1.Влияние географического положения Урала  на  освоение территории,

национальный состав.

Древние народности Урала

2. Современный национальный состав населения Урала.

Народ

Религия

Языковая семья

Вывод.

3.Почему только на Урале возник тип городов « город – завод»? Какое следствие имеет этот тип городов?

4. Как влияют особенности населения на развитие хозяйства района?

1. Численность населения

     Доля населения Урала от населения России

2.Естественный прирост населения                                     Динамика

3. Плотность населения

4. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Перспективы.

5. Трудовые навыки.

5.Почему на Урале много городов?

1.

2.  Города – миллионеры Урала:

6. Вывод. Особенности населения Урала.

7. Д.з. Подготовить информацию для туриста об одном городе – миллионере Урала.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Население и хозяйственное освоение Урала"

презентация предназначена для открытого урока по теме "Население Урала"...

тесты по теме: "Урал. Население", 9 класс

тесты по теме: "Урал. Население", 9 класс...

Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство 9 класс

Тема урока "Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство"Задачи:Сформировать знания об Уральском экономическом районе.Расширить представл...

Географическое положение, природа и население Урала 9 класс

Урок  географии в 9  классе. Тема:   Географическое положение,  природа и население Урала.Цель урока: изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия,...

Урал: население и города. Урал: освоение территории и хозяйство.

Разработка дистанционного урока. 9 класс. по теме "Урал население и города.. Урал освоение территории и хозяйство"...