Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"
методическая разработка по географии по теме
В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием действий учителя и учащихсяю Прилагается список дополнительных материалов и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_geografii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный интегрированный урок по географии и биологии «Экологические проблемы гидросферы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
Тип урока: комбинированный
Технологии: организация самостоятельной деятельности учащихся с использованием компьютера.
Цели урока: сформировать представления о влиянии антропогенного фактора на объекты гидросферы СПб и Лен.области; оценить их экологическое состояние и наметить пути решения данных проблем.
Задачи урока:
Образовательные: вооружение ЗУН по экологии гидросферы
Воспитательные: формирование научного мировоззрения
Развивающие: познавательный интерес, творческие способности, речь.
Оборудование: компьютер, презентации, информационный стенд «Балтика становится чище»; «Знаете, ли вы?»; выставка книг «Вода – начало всех начал»; раздаточный материал (см. Приложение)
Ход урока
I. 1. Организационный момент
II. 1. Основная часть. Слово учителю биологии «2013 год – год охраны окружающей среды»
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались все вместе для большого и очень важного разговора и начать его мне хочется словами Р.Рождественского:
Аэродромы,
Пирсы
и Перроны,
Леса без птиц
И земли без воды…
Все меньше – окружающей природы,
Все больше - окружающей среды.
Охрана окружающей среды является сегодня заботой многих людей – ученых, политиков, работников природоохранных организаций, экологов и других специалистов. Но усилий одних только профессионалов далеко не достаточно. Ведь защиты требует не только белый медведь, уссурийский тигр, или индийский носорог, но и каждый ручей, каждое дерево, каждый клочок земли.
Где же выход? Нынешний год обещает стать важнейшим для природы нашей страны. Президент России В.Путин подписал в минувшем августе указ о проведении в 2013 году в стране Года Охраны Окружающей среды. Правительством России подготовлен план природоохранных дел, событий и мероприятий, научных конференций: так, 5-6 апреля в нашем городе СПб премьер-министр Дмитрий Медведев открыл форум по защите экологии Балтийского моря, с участием глав правительств стран Балтийского региона: Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии и Норвегии. «Балтийский регион, будучи одним из самых развитых экономически, является и достаточно проблемным в плане окружающей среды» - заявил Д. Медведев.
В июле-августе 2013 г. Министерство образования и науки и Росгидромет организует морские экспедиции по изучению и сохранению окружающей среды морей: Балтийского, Белого, Баренцева и Карского.
В октябре 2013г. Министерство образования организует и проведет Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии и открытый урок охраны окружающей среды.
Мы с вами не равнодушны, не безразличны к этой проблеме. Природа живет в каждом из нас. Мы – жители одного из красивейших годов мира, понимаем, что назрела пора поговорить.
2. Фронтальная работа
Слово учителю географии «О гидросфере СПб и Ленинградской области.»
1. Обозначение основных объектов гидросферы на картосхеме №1 СПб и Лениградской области
2. Выделение основных объектов гидросферы
Нева Фин. залив Ладожское озеро Онежское озеро
3. Представление объектов – индивидуальные опережающие задания учащихся, показ презентаций по темам.
4. Сопоставление объектов гидросферы и населенных пунктов СПб и Лен. области (таблица №2).
5. Сопоставление физической и экологической карт (таблица №3).
6. Вывод учащихся по соответствию размещения населенных пунктов и объектов гидросферы.
7. Формулирование темы урока учащимися (запись на доске).
3. Слово учителю биологии. «Цели и задачи урока».
1. Работа с экологической терминологией (групповая работа)
а). Подбор ключевых и сопутствующих слов из экологического словаря по группам ( распечатка №4)
I гр. - «Экология»
IIгр. - «Проблемы загрязнения»
III гр. - «Живые организмы»
IVгр. - «Гидросфера»
б). Вывешивание ключевых слов на магнитную доску;
в). Выступление по одному представителю от каждой группы по наработанному материалу;
г). Выводы, анализ;
д). Общие итоги подводит учитель.
2. Проверочная работа в группах – составление сводных тематических карт№5 (проводит учитель биологии)
I гр. Исследование экологического состояния р.Невы;
IIгр. - Исследование экологического состояния Финского залива Балтийского моря;
III гр. - Исследование экологического состояния Ладожского озера;
IVгр. - Исследование экологического состояния Онежского озера.
Учащиеся получают пакет документов с дополнительной информацией по объектам.
Задание: 1. Выбрать нужную информацию
2. Заполнить исследовательские карты
3. Представить свой проект
4. Аргументировать свой ответ
5. Выработать программу действия на несколько ближайших лет.
Слово экологическому эксперту Жуковой Ксении. Общий вывод и анализ выступлений по решению данных экологических проблем.
III. Заключительный этап урока –рефлексия
Итак, мы выяснили, что главные водоемы СПб и Ленинградской области имеют ряд экологических проблем, выясним основные источники загрязнения и пути борьбы с ними. Но все это могут специалисты: организаторы промышленных производств, экологи, директора организаций, администрации городов и районов СПб и Ленинградской области.
А что можем мы с вами?
Какие действия, поступки, мысли для нас?
Предлагаем Вам ребята в конце урока составить текст своеобразной «экологической листовки», продолжив предложение формулировкой на карточках (каждый учащийся получает личную карточку для работы на ней)
- Я могу помочь…
- Я могу рассказать…
- Я могу защитить…
- Я могу выступить…
- Я могу сэкономить…
- Я могу организовать…
- Я могу сберечь…
- Я могу посетить…
- Я могу провести…
- Я могу узнать о…
- Я могу собрать информацию…
- Я могу наблюдать…
- Я могу побывать…
Ребята пишут мини-рассказы и зачитывают их по желанию, вывешивают на магнитную доску.
Заключительное слово учителей: анализ урока, выставление оценок учащимся или самоанализ учащихся и выставление оценок друг другу, в зависимости от временных возможностей.
- Выделение лучших ответов.
- Отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Землю спасти»
Учебно-методический комплекс
- А.В. Даринский , И.В. Асеева . География СПб
- С.В. Алексеев, Э.В. Гущина. Окружающая среда Санкт-Петербурга. СПб ООО «Сезам-Принт», 2005
- М.А.Жевлакова, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина. Окружающая среда Санкт-Петербурга. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды Санкт-Петербурга, 2006
- 4. С.В. Алексеев. Экология и образование выпуск№1-2 ,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему: «Санкт-Петербург – город мировых религий. Невский проспект – «улица веротерпимости» в рамках программы "Толерантность"
Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему : "Санкт-Петербург - город мировых религий. Невский проспект - "улица веротерпимости" в рамках программы "Толерантно...
Методическая разработка для проведения классных часов по теме Религии Санкт-Петербурга
Данный материал охватывает все основные рилигии, исповедуемые жителями Санкт-Петербурга. Содержит краткую историю появления каждой религии на берегах Невы, описание основных храмов ...
Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"
Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...
Методическая разработка методиста ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методической разработке предложены некоторые из них....
Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга
Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...
Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...
Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""
Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...