Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"
методическая разработка по географии по теме

В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием действий учителя и учащихсяю Прилагается список дополнительных материалов и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_geografii.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметный интегрированный урок по географии и биологии «Экологические проблемы гидросферы Санкт-Петербурга  и Ленинградской области»

Тип урока: комбинированный

Технологии: организация самостоятельной деятельности учащихся с использованием компьютера.

Цели урока: сформировать представления о влиянии антропогенного фактора на объекты гидросферы СПб и Лен.области; оценить их экологическое состояние и наметить пути решения данных проблем.

Задачи урока:

Образовательные: вооружение ЗУН по экологии гидросферы

Воспитательные: формирование научного мировоззрения

Развивающие: познавательный интерес, творческие способности, речь.

Оборудование: компьютер, презентации, информационный стенд «Балтика становится чище»; «Знаете, ли вы?»; выставка книг «Вода – начало всех начал»; раздаточный материал (см. Приложение)

Ход урока

I.   1. Организационный момент

II. 1. Основная часть. Слово учителю биологии  «2013 год – год охраны окружающей среды»

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы собрались все вместе для большого и очень важного разговора и начать его мне хочется словами Р.Рождественского:

Аэродромы,

 Пирсы

 и Перроны,

  Леса без птиц

И земли без воды…

Все меньше – окружающей природы,

Все больше  - окружающей среды.

Охрана окружающей среды является сегодня заботой многих людей – ученых, политиков, работников природоохранных организаций, экологов и других специалистов. Но усилий одних только профессионалов далеко не достаточно. Ведь защиты требует не только белый медведь, уссурийский тигр, или индийский носорог, но и каждый ручей, каждое дерево, каждый клочок земли.

Где же выход? Нынешний год обещает стать важнейшим для природы нашей страны. Президент России В.Путин подписал в минувшем августе указ о проведении в 2013 году в стране Года Охраны Окружающей среды. Правительством России подготовлен план природоохранных дел, событий и мероприятий, научных конференций: так, 5-6 апреля в нашем городе СПб премьер-министр Дмитрий Медведев открыл форум по защите экологии Балтийского моря, с участием глав правительств стран Балтийского региона: Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии и Норвегии. «Балтийский регион, будучи одним из самых развитых экономически, является и достаточно проблемным в плане окружающей среды» - заявил Д. Медведев. 

В июле-августе 2013 г. Министерство образования и науки и Росгидромет организует морские экспедиции по изучению и сохранению окружающей среды морей: Балтийского, Белого, Баренцева и Карского.

В октябре 2013г. Министерство образования  организует и проведет Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии и открытый урок охраны окружающей среды.

Мы с вами не равнодушны, не безразличны к этой проблеме. Природа живет в каждом из нас. Мы – жители одного из красивейших годов мира, понимаем, что назрела пора поговорить.

2.  Фронтальная работа

Слово учителю географии  «О гидросфере СПб и Ленинградской области.»

 1. Обозначение основных объектов гидросферы на картосхеме №1 СПб и Лениградской области  

2. Выделение основных объектов гидросферы

Нева                        Фин. залив                Ладожское озеро             Онежское озеро

3. Представление объектов – индивидуальные опережающие задания учащихся,  показ презентаций по темам.

4. Сопоставление объектов гидросферы и населенных пунктов СПб и Лен. области (таблица №2).

5. Сопоставление физической и экологической карт (таблица №3).

6. Вывод учащихся по соответствию размещения населенных пунктов и объектов гидросферы.

7. Формулирование темы урока учащимися (запись на доске).

3.  Слово учителю биологии. «Цели и задачи урока».

1. Работа с экологической терминологией (групповая работа)

а). Подбор ключевых и сопутствующих слов из экологического словаря по группам ( распечатка №4)

I гр.  - «Экология»

IIгр.  - «Проблемы загрязнения»

III гр.  - «Живые организмы»

IVгр. - «Гидросфера»

б). Вывешивание ключевых слов на магнитную доску;

в). Выступление по одному  представителю от каждой группы по наработанному материалу;

г). Выводы, анализ;

д). Общие итоги подводит учитель.

2. Проверочная работа в группах – составление сводных тематических карт№5 (проводит учитель биологии)

I гр.  Исследование экологического состояния р.Невы;

IIгр.  - Исследование экологического состояния Финского залива Балтийского моря;

III гр.  - Исследование экологического состояния Ладожского озера;

IVгр. - Исследование экологического состояния Онежского озера.

Учащиеся получают пакет документов с дополнительной информацией по объектам.

Задание: 1. Выбрать нужную информацию

                2. Заполнить исследовательские карты

                3. Представить свой проект

                4. Аргументировать свой ответ

                5. Выработать программу действия на несколько ближайших лет.

Слово экологическому эксперту Жуковой Ксении. Общий вывод и анализ выступлений по решению данных экологических проблем.

III. Заключительный этап урока –рефлексия

Итак, мы выяснили, что главные водоемы СПб и Ленинградской области имеют ряд экологических проблем, выясним основные источники загрязнения и пути борьбы с ними. Но все это могут специалисты: организаторы  промышленных производств, экологи, директора организаций, администрации городов и районов СПб и Ленинградской области.

А что можем мы с вами?

Какие действия, поступки, мысли для нас?

Предлагаем Вам ребята в конце урока составить текст своеобразной «экологической листовки», продолжив предложение формулировкой на карточках (каждый учащийся получает личную карточку для работы на ней)

  1. Я могу помочь…
  2. Я могу рассказать…
  3. Я могу защитить…
  4. Я могу выступить…
  5. Я могу сэкономить…
  6. Я могу организовать…
  7. Я могу сберечь…
  8. Я могу посетить…
  9. Я могу провести…
  10. Я могу узнать о…
  11. Я могу собрать информацию…
  12. Я могу наблюдать…
  13. Я могу побывать…

Ребята пишут мини-рассказы и зачитывают их по желанию, вывешивают на магнитную доску.

Заключительное слово учителей: анализ урока, выставление оценок учащимся или самоанализ учащихся и выставление оценок друг другу, в зависимости от временных возможностей.

 - Выделение лучших ответов.

 - Отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Землю спасти»

Учебно-методический комплекс

  1. А.В. Даринский , И.В. Асеева . География СПб
  2. С.В. Алексеев, Э.В. Гущина. Окружающая среда Санкт-Петербурга. СПб ООО «Сезам-Принт», 2005
  3. М.А.Жевлакова, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина. Окружающая среда Санкт-Петербурга. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды Санкт-Петербурга, 2006
  4. 4. С.В. Алексеев. Экология и образование выпуск№1-2 ,2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему: «Санкт-Петербург – город мировых религий. Невский проспект – «улица веротерпимости» в рамках программы "Толерантность"

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему : "Санкт-Петербург - город мировых религий. Невский проспект - "улица веротерпимости" в рамках программы "Толерантно...

Методическая разработка для проведения классных часов по теме Религии Санкт-Петербурга

Данный материал охватывает все основные рилигии, исповедуемые жителями Санкт-Петербурга. Содержит краткую    историю появления каждой религии на берегах Невы, описание  основных храмов ...

Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"

Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...

Методическая разработка методиста ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»

Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методической разработке предложены некоторые из них....

Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»

          Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""

Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами  Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...