Конспект нестандартного урока "М.В.Ломоносов - самородок земли русской"
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Бокова Любовь Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект нестандартного урока

    Тема « М. В. Ломоносов - самородок земли русской»

                                                6 класс

Цели урока: - познакомить ребят с биографией и научными открытиями М.В. Ломоносова;

  1. знакомство с электронным учебником по географии;
  2. изучение маршрута Северного морского пути, при выполнении практической работы на контурной карте;

-воспитание национальной гордости за свершения наших предков.

Оборудование: компьютеры, электронный учебник по географии для 6 класса, контурные карты и географические атласы, медиопроектор

Ход урока

1. Оргмомент.

2.Опрос. Проводится в виде соревнования между мальчиками и девочками. Тема опроса

« Жизнь и научные открытия М. В. Ломоносова».

Последовательность опроса: происхождение, годы учебы, научные открытия.

3.Изучение нового материала.

Рассказ учителя о достижениях ученого в области науки географии.

После возвращения из Германии, где М. В. совершенствовал свое образование, ученый не совершил ни одного путешествия. И тем не менее без всякого преувеличения его должно считать основоположником российской географии. После царствования страной Петра 1 накопилось много новых знаний о землях российских. Остро встал вопрос о создании Атласа России. Первый такой атлас был создан Географическим департаментом 1739 году, но он имел множество недостатков .В 1758 году Ломоносову было предложено возглавить этот департамент и сделать Атлас России более совершенным. М. В. С этой задачей справился блестяще, потратив на это 6 лет упорного труда. Он принимает в эти годы активное участие в восстановлении большого академического глобуса. Этот глобус привез в страну и поместил в кунсткамеру Петр 1 из Германии, но в 1747 году во время пожара он сгорел. По сохранившимся металлическим деталям удалось заново изготовить * шар диаметром 3,1 метра. Карта земной поверхности, нанесенная но поверхность глобуса , была воссоздана в Географическом департаменте.

Он был первым россиянином, кто понимал всю важность для государства отыскания и освоения Северного морского пути Это оживило бы экономику Севера и Сибири, превратило бы страну в великую морскую державу. Ученый разработал подробный план маршрута первой русской полярной экспедиции по Северному Ледовитому океану на восток. Уже после смерти ученого были организованы несколько экспедиций с целью открытия Серного морского пути, но все они были оказались неудачными по причине того, что парусные деревянные суда не смогли пробиться сквозь льды.

Северный морской путь был освоен в 30-е годы 20 столетия с созданием мощных ледоходов, способных разбивать льды.

( На экран проектируется схема маршрута См.) Учащиеся наносят на контурную карту острова, моря, заливы, проливы и крупные порты этого пути. (Перечень необходимой номенклатуры выдает на стол учитель.)

4.3накомство и работа с электронным учебником по географии.

Научные открытия М.В. Ломоносова опирались на открытия других путешественников и первооткрывателей, живших задолго до него. Как люди открывали Землю Мы с вами

узнаем, познакомившись с электронным учебником по географии.

Ребята пересаживаются за компьютеры. Учитель проводить разъяснение по тому как использоваться компьютером.

Находим виртуальную школу « Кирилла и Мефодия». Чтобы войти в эту программу, Необходимо знать логин (география), пароль (3889746). Затем находим география 6 класс. Урок 2 « Как люди открывали Землю».

5.ИТОГ        урока. Ребятам предлагается сравнить обычный учебник с электронным. Ответить что понравилось, запомнилось на уроке.

6.Домашнее задание. Изучить и уметь показывать на карте маршрут Северного морского пути.

Нанести на карту:

  1. Моря:

Баренцово м., Карское м., море Лаптевых, Восточно-Сибирское м., Чукотское м., Беренгово м., Охотское м., Японское м.

  1. Острова: Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские о-ва, о. Врангеля, о. Сахалин, Курильские о-ва.
  2. Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
  3. Проливы: Берингов, Татарский.
  4. Заливы: Обская губа, Тазовская губа, залив Шелихова, Анадырский.
  5. Города: Мурманск, Владивосток , Находка, Магадан, Петропавловск Камчатский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

конспект урока Интеграционный урок по литратуре и ОПК "ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ" по житийной литературе .

Цель: 1.Расширить понятие АГИОГРАФИЯ; познакомить с житием святого Александра Невского и  благоверного князя Дмитрия Донского. ...

Конспект урока по ОПК "Богородичные иконы - защитницы земли русской"

В конспекте урока по ОПК  вы можете получить информацию о богородичных иконах - защитницах земли русской"...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

План - конспект урока "Атомоход "Ломоносов""

Обобщающий урок в 8 классе по темам: " Атомно-молекулярное учение", "Химические реакции", " Основные классы неорганических соединений"....

Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал-каменный пояс Земли русской"

Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал- каменный пояс Земли русской."...