Системно-деятельностный подход к обучению школьников в системе ФГОС второго поколения по географии.
статья по географии (5 класс) на тему

Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я столкнулась  с трудностями, обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет "открытия"  новых знаний,  активности в учебной деятельности. Решением этого вопроса является использование  активных средств форирования УУД на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации  и формированию УУД является создание проблемных ситуаций на уроке. На уроках географии в 5-6 классах использую технологию моделирования. Данная технология способствует формированию творчкства  у обучающихся и является основой познания новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Шейкина Светлана Станиславовна,

учитель географии МБОУ СОШ

с углублённым изучением отдельных предметов №1

города Волжского Волгоградской области.

Системно-деятельностный подход  к обучению школьников в системе ФГОС второго поколения по географии.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Задача учителя, включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения знаниями. Известно, что формирование любых личностных умений, способностей – возможно лишь в деятельности.

Как справедливо заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А учителю необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Ученик включается в деятельность только при проявлении мотива участвовать в ней.

 Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я, столкнулась с трудностями обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет «открытия» новых знаний, активности в учебной деятельности. Решением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД на уроке. География является не только учебным предметом, но и возможностью в реальной жизни сопоставить теоретические знания с практикой. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации и формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Это познание мира через деятельность, смысл которого заключается в том, что ребенок, добывает знания, реализуя исследовательский подход на практике в процессе своего труда.

Ученики учатся сравнивать явления, процессы, анализировать различные точки зрения, обобщать и делать выводы на основании текста учебника, карт атласа, статистических материалов. Активизируется мыслительная деятельность детей.

Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время дает возможность реализовать потребности учащихся через проектную деятельность, уроки-практикуму, технологию проведения «Круглого стола», «Мозгового штурма». Дискуссия и дебаты в старших классах, диалог в среднем звене – это эффективные инструменты проявления умений отстаивать свои убеждения, приводить нужные факты и аргументы.

На уроках географии в 5-6 классах использую технологию моделирования. Выполнение модели изменяет ситуацию на уроке. Активно работает весь класс, даже учащиеся с низкими способностями. Моделирование – это один из приемов самостоятельного приобретения знаний. Синхронное моделирование определяет эвристическую функцию и служит средством познания изучаемых географических открытий, объектов, дает возможность решения проблемных ситуаций и способствует формированию творчества у учащихся, что является основой познания новых знаний, « Мне это интересно, поэтому я хочу это знать»!

Например, в 5 классе этап «Знаю» предполагает работу в паре:

 «Что я знаю о теме урока»?;

«Хочу узнать» - формулирование цели.;

 «Узнал» - получение новой информации;  

«Научился и могу научить других» - осознание результативности деятельности.

Большое значение на своих уроках уделяю работе с текстом. Текст – это основная составляющая любого предмета. Каждому ученику в тетрадь вклеиваю памятку по работе с текстом. Прием составления плана позволяет учащимся глубоко осмыслить и понять текст, найти в нем главные или ключевые слова, которые являются основой для восприятия информации. Прием комментирования прочитанного представляет собой самостоятельное рассуждение, где ученик учится анализировать, делать выводы.

В своей практике использую элементы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы применяю при проведении практических работ. Роли в группе распределяются учащимися самостоятельно. Провожу групповой опрос при повторении и закреплении материала. Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Таким образом, создается продукт совместного труда.

Системно-деятельностный подход основанный на формировании универсальных учебных действий дает возможность ученику овладеть способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»...

Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...

Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по английскому языку.

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе ...

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка»

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка» - проект, целью которого является изучение системно-деятельностного подхода...

Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.

Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......

Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников»...