Дифференцированный подход на уроках географии.
статья по географии по теме

Дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannyy_podhod_na_urokah_geografii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход на уроках географии.

Дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения. При анализе  аспектов учебной деятельности, определяются следующие цели дифференцированного обучения географии:

-выявить временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;

-дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значение для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;

-способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;

-помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающийся личности: любознательность, самостоятельность, активность, коммуникативность.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их « сильными», «средние», «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость школьников, другие- способности учащихся.

Основные критерии дифференциации – готовность к обучению, обученность (включает «как наличный имеющийся запас знаний, так и сложившиеся способы и приёмы их приобретения, т.е. умение учиться), обучаемость (восприимчивость школьника к обучению, т.е. «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития»).

Также могут использоваться и другие, например: познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и т.д.                                                                       Критерии дифференциации определяются  в зависимости от особенностей класса, целей, задач и содержания конкретного урока.   В своей работе можно использовать результаты диагностики,  проводимой школьным психологом, но, конечно, учителю необходимо и самому проводить диагностические задания. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности  подходят работы проверочного характера, результаты самостоятельного выполненного детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях и т.д. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Они позволяют познакомить учащихся с заданиями уровня А, В, С которые предлагаются в ГИА и ЕГЭ.

Диагностические задания, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок и иметь различную форму выполнения( тест, онлайн тренажёр, анализ и сравнение объектов  по картам, работа с контурной картой, проектная или исследовательская деятельность и т.п.) При этом предлагается помощь (чаще всего в виде карточек- помощниц  с алгоритмом или инструкцией  выполнения), от самой минимальной до максимальной, если потребуется. Школьники с высокой обучаемостью обычно  выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданиями только с большой помощью или вообще не выполняют его.      

Если проведение диагностики, по каким- либо причинам затруднено, то учитель может использовать результаты наблюдений за учащимися и анализа их деятельности, на основе чего делается вывод об уровне развития и обученности школьников.

Учителем определяется, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала используется гораздо чаще, чем на  уроках ознакомления с новым материалом. Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход  осуществляется на этапе ранее изученного материала, т. к. имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.

Форма дифференцированных заданий на уроках географии  бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий у доски, работа за компьютером, работа с атласом и контурными картами, устные указания и т.д.. Дифференциация учебной работы подразумевает систематическое сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы. Например,  одни ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания по описанию материка, затем фронтально проводится  проверка наиболее трудных заданий,  другие наносят номенклатуру по данной теме на интерактивную доску. Затем после определённого времени проводится проверка полученного задания. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, проверка расширяет знания всех детей.

 Следующий способ дифференциации – учёт интересов школьников. Он проявляется, например, в том, что я поручаю отдельным учащимся подготовить небольшие сообщения на основе дополнительной литературы, составить географический кроссворд или викторину, придумать комментарий к географическому фильму или продолжение сценария географического фильма и т. д.

         При использовании дифференцированного обучения на уроках   географии учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.        

        Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. А это так необходимо при подготовке  и сдаче ГИА и ЕГЭ.

Дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько  знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения

В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....

Индивидуально - дифференцированный подход в обучении географии через использование ИКТ

Соединение географического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу лич...

Педагогический проект «Дифференцированный подход на уроках географии»

Я занимаюсь педагогической деятельностью больше 30 лет. Последние 10 лет занимаюсь обучением в МОБУ «Центр образования», в который приходят обучающиеся, которым по тем или иным причинам не далась учеб...

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"...

Статья о применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии.

Статья о применении  индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии через использование ИКТ....

Дифференцированный подход на уроках географии

Дифференцированный подход на уроках географии...

Статья: Индивидуально-дифференцированный подход на уроках географии

Актуальность темы:«Индивидуально-дифференцированный подход в обучении» с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудн...