Статья: Индивидуально-дифференцированный подход на уроках географии
методическая разработка по географии

Алейникова Лилия Сергеевна

Актуальность темы:

«Индивидуально-дифференцированный подход в обучении» с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением строится на следующих принципах:

  • Обучение учащихся на доступном для них уровне требований и сложности учебного материала.
  • Учет особенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательных процессов.
  • Предоставление учащимся свободы выбора в процессе обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуально-дифференцированного подход на уроках географии

Актуальность темы:

«Индивидуально-дифференцированный подход в обучении» с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением строится на следующих принципах:

  • Обучение учащихся на доступном для них уровне требований и сложности учебного материала.
  • Учет особенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательных процессов.
  • Предоставление учащимся свободы выбора в процессе обучения.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы использования технологии дифференциации в обучении, явились работы Андреенко В.М., Богуславского М.В., Захаровой Т.Б., Филатовой Л.О., Осмоловской И.М., Подласого И.П.

В данных источниках подробно рассмотрено понятие дифференцированного подхода, его сущность и значение, положения, составляющие теоретико-методологическую основу дифференциации обучения.

На основе работ Богуславского М. В. «Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа», Душиной И.В., Пятунина В.Б., Летягина А.А. «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях», Петровой Н.Б. «Методика преподавания географии в дифференцированной школе» подробно рассмотрены эффективность использования дифференцированного подхода при обучении географии, применение приемов дифференцированного обучения, способы дифференциации заданий по географии.

В учебниках Кузнецова А.П. «География. 10-11 классы. Базовый уровень», Максаковского В.П. «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс», Холиной В.Н. «География. Углубленный уровень. 11 класс» представлены разные типы упражнений, которые послужили опорой для составления системы дифференцированных заданий по географии в данной работе.

Основная цель работы – показать и популяризировать индивидуальную и дифференцированную  работу  на уроках географии.

Для реализации поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

Обучение учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи внешней (межгрупповой) уровневой дифференциации;

Повышение учебной мотивации и развитие познавательных процессов учащихся;

Формирование личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;

Подготовка учащихся к профильному образованию на старшей ступени обучения.

Для решения поставленных задач мною использованы следующие методы:

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы.
  2.  Наблюдение за развитием способностей учащихся при использовании на уроках географии индивидуальной и дифференцированной  работы (работа в группах, микрогруппах, группах сменного состава).

Личный опыт.

Перед каждым учителем стоит задача создать такие условия, при которых стало бы возможно использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Это можно  осуществить с помощью дифференцированного подхода в обучении, который позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Можно выделить три типа дифференцированных программ («А», «В», «С») разной степени сложности. Между этими программами существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.

        Задания типа «А» зафиксированы как базовый стандарт – минимальный или репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы. Вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и т.д. Задание «А» должен выполнить каждый, прежде чем приступить к заданиям «В», «С».

        Задание «В» - аналитико – синтетический уровень, обеспечивает приемами умственной деятельности, которые необходимы для решения задачи на применение. Здесь, кроме конкретных заданий вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «А».    

        Задание «С» - творческий или продуктивный уровень, поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусмотрены развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование. Этот уровень позволяет учащимся проявлять себя в дополнительной, самостоятельной работе.

        Учащиеся группы «С» получают трудные, но интересные задания. И они составляются так, чтобы учащиеся работали не механически, а при первичном закреплении могли делать обобщенные выводы.

        В группе «В» работа направлена на развитие способностей, формирование навыков, анализа и синтеза. Такие учащиеся формируют вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке.

        Группа «А» нуждается в постоянном контроле на всех этапах урока. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала.

        Так как уровень усвоения знаний не одинаков у всех учащихся, задания составляются по трем уровням на всех этапах урока. Это дает свои положительные результаты. Учащиеся группы «А» пытаются выполнять задания «В», а группы «В» - «С». Следовательно, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей. Но главное условие – каждый ученик получает право и возможность определять, на каком уровне он усвоит учебный материал, поэтому уровневая дифференциация учитывает не только интеллектуальные возможности учащихся, но и его интересы. Работа при этом ведется не только с учебником, но и дополнительной литературой, картинами, схемами, статистическим материалом, карточками-заданиями.

Дифференцированный подход в обучении применяется при проведении уроков – экскурсий. Группам учащихся даются дифференцированные задания. Задания могут быть такими: например, при проведении экскурсии   « Сезонные изменения в природе» первая группа выполняет рисунки « было – стало», то есть зарисовывает наблюдаемые изменения; вторая группа делает записи тех изменений, которые заметили; третья группа готовит доклады или пишет мини сочинение.

        Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности, устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у  учеников предварительные знания по теме.

        Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий, задание с письменной инструкцией.

        Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задании

Формы  работы при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении:

Тема урока: Общая характеристика Зарубежной Европы

Этап урока: закрепление изученного материала.

Задание 1: по ходу урока учитель предлагает анализировать карты учебника.

Вид дифференциации: по степени помощи.

Первая часть рассчитана на слабых обучающихся, вторая – на средних, третья – на сильных.

1.1. На плане-схеме темы изображена Схема изучения и составления характеристики экономико-географической положения (ЭГП) Зарубежной Европы. Почему надо изучать ЭГП Зарубежной Европы именно по такой схеме? Переписать схему в тетрадь.

1.2. Используя карту Атласа 10 класса «Политическая карта мира» (страница 2), описать главные черты географического положения Зарубежной Европы (границы, конфигурация, соседское положение). Используя карту атласа на странице 12-13 «Минеральные ресурсы мира» определить природные предпосылки для развития промышленности Зарубежной Европы.

1.3. Используя карту атласа на странице 4-9, рисунок учебника 47 «Иностранные рабочие в зарубежной Европе» и 48 «Крупнейшие города и городские агломерации», описать демографическую ситуацию в Зарубежной Европе [6].

Задание 2: Заранее раздаются темы группам, составленным по уровню развития познавательного интереса.

Вид дифференциации: с учетом интересов и склонностей учащихся.

1 группа 1 (с минимальным уровнем интереса): Рассказать об особенностях ЭГП страны зарубежной Европы, в которую обучающийся хотел бы поехать.

2 группа 2 ( со средним интересом к географии): составить ЭГП Зарубежной Европы.

3 группа3. (с повышенным интересом к географии): на основе анализа ЭГП зарубежной Европы, выявить черты ЭГП, которые положительно и отрицательно влияют на развитие региона.

Работа выполняется в виде презентации с иллюстрациями.

Задание 3: на столе у доски раскладываются карточки, различающиеся по цвету, каждый цвет означает уровень сложности.

Вид дифференциации: по степени сложности.

На отметку «3» карточки желтого цвета, на «4» — оранжевого цвета, «5» — красного цвета.

Обучающийся выбирает карточку и письменно выполняет задания. Задания на желтой карточке. Выполните тест:

1. Какими двумя главными чертами определяется ЭГП Зарубежной Европы?

А) соседским положением и состоянием ЭГП во времени;

Б) соседским положением и приморским положением;

В) положением по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам и приморским положением.

2. Какие полезные ископаемые распространены в северной части Зарубежной Европы?

А) в основном рудные;

Б) топливные;

В) как рудные, так и топливные.

3.Основные черты демографической ситуации в Зарубежной Европе:

А) для многих стран характерна депопуляция, по национальному составу население относительно однородно(индоевропейская семья);

Б) характерен «демографический бум» и невысокие показатели урбанизации .

4. Место зарубежной Европы в мире по развитию хозяйства?:

А) занимает лидирующие позиции по импорту сельскохозяйственной продукции и по экспорту промышленного оборудования;

Б) занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

5. Отрасли промышленности, составляющие «лицо» Зарубежной Европы?

А) машиностроение;

Б) химическая промышленность;

В) легкая промышленность.

Задания на оранжевой карточке — ответить на вопросы:

1. Изменения политической карты региона в XX веке?

2. Назовите основные природные предпосылки для развития промышленности региона?

3. Основные черты характерные для демографической ситуации в регионе?

4. Какие четыре страны определяют «экономическую мощь» региона и почему?

5. Промышленность Зарубежной Европы. Основные отрасли?

6. Сельское хозяйство — 3 основных вида?

В 10 классе, при изучении темы "Трудовые ресурсы и занятость населения", предлагаю разноуровневые задания.

1.Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень). 2.Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень). 3.Проанализировать изменения в структур занятости населения в отдельных стран мира. Составить прогноз предполагаемых изменений ,которые могут произойти в дальнейшем(3 уровень). Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями: -понимать карту(1 уровень) -читать карту(2 уровень) -знать карту(3 уровень) На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы "План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.

К примеру ,при изучении темы"Внутренние воды Африки"в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.

Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?

Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:

1 гр.

Где Нил берет начало?

От слияния каких двух рек он образуется?

2 гр.

В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?

В каких из них находятся истоки?

3 гр.

Каковы источники питания притоков Нила?

Когда уровень воды их максимален и почему?

Заключение

На протяжении десяти лет  я использую дифференцированный и индивидуальный  подход к учащимся на своих уроках.

Анализируя свою работу я пришла к выводу. Что за это время качество знаний по предмету повысилось. В 2020 заняли призовые места и победа  на районной олимпиаде по географии, среди учащихся 8 и 7  классов.

В 2021  году-  призовые места на районной и городской олимпиаде среди учащихся 7 и 8  классов

Результаты учебной деятельности за последние три года стабильны.

Дифференцированный подход является одной из традиционных проблем в педагогике и методике обучения географии. Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.

Список использованных источников

1. Андреенко В.М. Активные формы и методы в обучении географии. Методические рекомендации. — Ишим: ИГПИ, 1999. — 36 с.

2. Богуславский М.В. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа/М.В.Богуславский//1 сентября. – 2007. – 13 января.

3. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. М.: Изд.- Дрофа, 2007. – 512 с.

4. Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективности и преемственности общего и профессионального образования//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 5.

5. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. — М.: 2011. — 368 с.

6. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Максаковский.- М.: Просвещение, 2010. – 397

7. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. ―Институт практической психологии‖, НПО ―МОДЭК‖, 1998, — 137 с.

8. Петрова Н.Б. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. Изд.- Блик плюс, 1999 — 336 с.

9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.

10. Холина В.Н. География. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2016 – 376 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Личностно-ориентированный подход на уроках иностранного языка.

В статье раскрыты основные понятия связанные с личностно-ориентированным подходом на уроках. Раскрыты  педагогические технологии, которыми  необходимо учителю овладеть, чтобы уметь испо...

статья Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второг...

Статья "Системно-деятельностный подход на уроках английского языка"

В статье дана краткая характеристика методов, реализующих системно-деятельностный подход на уроках английского языка....

Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разны...

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"...

Статья «Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС»

 Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятел...